Памяти СРТ-4244 и его экипажей. „В АТЛАНТИКУ ЗА СЕЛЬДЬЮ!" – 13 07 1972

Автор
Опубликовано: 2058 дней назад (10 августа 2018)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ТАК БЫЛА озаглавлена заметка, помященная в конце мая 1955 года в республиканской газете. В ней любопытные читатели информировались о предстоящем океаническом лове рыбы. Автор не пожалел красок. Заметка начиналась так:
" На двух мощных рыболовных траулерах идут последние приготовления к далекой экспедиции".
Конечно, он не мог предвидеть, что придут в будущем БМРТ, производственные и транспортные рефрижераторы, плаврыбозаводы, в сравнении с которыми СРТ при всей фантазии не назовешь мощными ни по силе, ни по объему вылова. Например, БМРТ "Иоханнес Рувен" за один год взял 100000 центнеров рыбы - это столько, сколько 4244-й за семнадцать лет. Не далеким стали теперь Северное и Норвежское моря, а Северо-Западная, Центрально-Восточная и Юго-Восточная Атлантика.
Далее сообщалось, что " ...суда, на которых выйдут рыбаки в море, оборудованы по последнему слову техники».
Богатству океана посвящены такие строки:
" В Атлантике косяки сельди, например, нередко достигают нескольких десятков миль". Но, лиха беда - начало. И Волга рождается из ручейка, перед которым с благоговением останавливается человек.
А почин экипаж СРт-4244 действительно сделал весьма удачный и заслужил всяческой благодарности.

ПЕРВЫЙ ЭКИПАЖ В ПОЛНОМ СБОРЕ
Капитаном СРТ-4244-го был Вайно Матвеевич Ноор. Прежде он ходил на мурманских промысловых судах и практически знал сельдяной лов. Его дело - добиться качества, умение обучить экипаж, нацелить людей на выполнение поставленной задачи, чтобы обеспечили успех первого рейса судна.
Машинную команду возглавил Иван Сидорович Славицкий. Для передачи опыта дрифтерного лова из клайпедской базы был приглашен мастер-наставник Иван Демин, а старшим мастером добычи назначили Александра Васильевича Калинина.
В состав палубной команды включили опытных пярнусских рыбаков. Кроме того, на судно пригласили и выпускников мореходного училища Министерства рыбного флота на должность матросов. Из их числа Юрий Фотиевич Скучалин – боцманом.
Как ныне весь наш океанический рыболовный флот, СРТ-4244 представлял из себя многонациональный крепко спаянный коллектив. В экипаже были - эстонцы, русские, украинцы и представители других национальностей и народностей.

ПОВЫШЕННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Рейсовое задание предусматривалось на 140 суток, из которых 105 промысловых. Добыть следовало 2750 центнеров сельди. Ее требовалось засолить, уложить в бочки и сдать на приемно-транспортные суда. Перед отходом на общем собрании команда ознакомилась с планом. Настроение у всех было боевое. Стали обсуждать свой первый договор социалистического соревнования. Единодушно первым пунктом в обязательства внесли: выловить сверх задания 250 центнеров, а всего — не менее 3000 центнеров рыбы.
В целом экипаж 4244-го соревновался с коллективом СРТ-4250 и вышел победителем, перекрыв свои социалистические обязательства по добыче сельди почти на 200 центнеров.
Это соревнование двух СРТ явилось началом широкого парного соревнования на нашем рыбопромысловом флоте, которое дает такие ощутимые результаты.

НА БОРТ ПОДНИМАЕТСЯ ЮХАН СМУУЛ
— Юхан Смуул, писатель, пойдет с нами в Атлантику! Эта весть радостно всколыхнула рыбаков траулера.
— Видно, немало значения придает общественность республики выходу промысловиков на океанские просторы. - говорили рыбаки.
Потомственный островитянин, моряк, человек большой души Юхан Смуул, конечно, не мог не откликнуться на такое большое событие.
Он вместе с экипажем жил и работал всю первую половину рейса в водах Норвежского моря. Во время выборки сетей писатель становился у борта, подхватывал зюзьгой осыпавшиеся крупные рыбины. А когда наступали часы отдыха, он в своей каюте по свежим впечатлениям делал заметки для будущих произведений о рыбаках, их труде, их жизни в далеком рейсе, об их товарищеской спайке.
Первым он выходил на подвахту, когда требовалось быстрее обработать богатую добычу. Во всем он чувствовал себя как штатный член экипажа. Интересными, познавательными бывали его беседы. Они как бы приподнимали слушателей, вызывали у рыбаков гордость за их нелегкую, но благородную профессию.
Многие из нас делятся своими воспоминаниями, бывшее члены экипажа с огромным интересом перечитывали строки его ярких произведений, узнавали себя, своих товарищей. Большой благодарностью к писателю наполнялось сердце за то, что помог он нам еще ярче осознать, насколько важен рыбацкий труд советскому народу.


В ОКЕАНЕ
В июне — июле — августе — сентябре 1955 года вел траулер промысел сельди. От Фарерских островов до Ян-Майена прокладывался его маршрут. Порядок из 100—120 тридцатиметровых сетей ставили на сельдь. Бывало, поднимали на борт за один дрейф до 350 центнеров рыбы. Все до единого человека выходили на обработку улова, солили и укладывали сельдь в сто двадцатикилограммовые бочки.
Судно входило в состав Клайпедской флотилии. Сдавали рыбу также на клайпедские транспортные суда.
И вот рейс завершен. Подвели итоги выполнения договора социалистического соревнования. Они убедительны для первого выхода в океан. Задание на вылов сельди составляло 2750 центнеров. По договору экипаж решил добыть больше — 3000 центнеров. Фактически взяли 3.200 центнеров. Осенью 1955 года траулер пришел в Пярну.


РЕКОРДДНЫЕ РЕЙСЫ, ПАМЯТНЫЕ ИМЕНА
В Эстонию между тем, продолжали прибывать новые суда — средние рыболовные траулеры, рыбопромысловые рефрижераторы. Организовалось Управление сельдяного лова, затем — Эстонская рыбопромысловая экспедиционная база, потом — Таллинская база тралового флота.
Часть людей с 4244-го, имея опыт, шла на пополнение экипажей других судов. Новички же, приходившие на траулер не забывали хороших традиций первооткрывателей океана.
В социалистическом соревновании нередко экипажи первенца нашего флота добивались рекордных показателей. Так, в 1966 году выловлено 10.334 центнера рыбы, в 1969 году — 13944 центнера (182.5% к плану). В 1971 году — 11 .840 центнеров. Под звуки приветственных маршей духового оркестра встречались победители на причалах рыбного порта
Не забыты имена тех, кто боролся за высокие показатели в социалистическом соревновании. Среди них капитаны Сангель! Сериков, Прудцев, Ерофеев, Сарапулов, Площадный.
Несколько лет подряд ухаживает за машиной, вместе со своими помощниками обеспечивает безотказность всех механизмов стармех Алексей Неклюдов. Ходили на судне промышлять замечательные мастера добычи, обработки, матросы.
Из состава первого экипажа стали капитанами матрос Лоборь, боцман Скучалин, стармехами на большие суда ушли Иван Славицкий, Василий Трофимов и т. д.

С ОЧЕРЕДНЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ
Под знаком соревнования за достойную встречу 50-летия образования Союза Советских Социалистических республик совершал свой выход в северное море экипаж траулера в этом году.
Судно под водительством капитана Михаила Ивановича Чебуханова вышло на промысл 36 февраля из Клайпеды и 9 июня возвратилось в родной порт Таллин.
При плане 3930 центнеров экипаж добыл тралом 4830 центнеров рыбы, главным образом сайды. Кроме того, на плавбазы сдано 95 центнеров печени для производства готовой продукции, что составляет 112 процентов к заданию.
Среди передовиков соревнования — ветеран судна старпом В. Саранчин, матросы В. Шеян, А. Шерстнев, мастер добычи У. Луйдалепп и другие.
Свой успех экипаж посвятил традиционному Дню рыбака.

• * •

Семнадцать лет отслужил в нашем рыбопромысловом флоте СРТ-4244. И сто тысяч центнеров добытой рыбы — хороший вклад его экипажей в экономику Родины.
Представители многих национальностей социалистической Отчизны трудились здесь рука об руку. Товарищеской взаимопомощью и взаимовыручкой, духом подлинной дружбы отмечен каждый выход судна на промысел. Эта прекрасная традиция свято сберегается и приумножается каждым новым поколением рыбаков траулера-первенца, как и всего теперь уже многотысячного коллектива Эстонского рыбопромышленного производственного объединения "Океан».

А. НЕСТЕРОВ

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Третий механик Ю. Росин и ветеран судна матрос I класса А. Катай.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Помощник рыбмастера Н. Александров.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В часы досуга.

Фото А. Хуньта, начальника радиостанции.

Редакция приносит большую благодарность Юрию Фотиевичу Скучалину за помощь в сборе и консультации материалов для этой статьи.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!