Памяти СТМ-8384 «Спилве» и его экипажей. УСПЕХ – В СТАБИЛЬНОСТИ ЭКИПАЖА - 13 09 1990

Автор
Опубликовано: 253 дня назад (11 января 2018)
0
Голосов: 0
Вернулись мы из рейса с хорошим настроением. Экипаж СТМ-8384 «Спилве» справился с задачей успешно. Впрочем, на нашем траулере так было всегда, все девять рейсов эксплуатации судна экипаж перевыполнял план по основным показателям. Прошел инспекторский осмотр — комиссия выставила общую оценку «хорошо». И это тоже дело обычное, хотя судно с каждым годом стареет, физически изнашивается.
Откуда же у нас такие итоги? Отвечу так: они — результат стабильности экипажа. Хотя могла ли до сих пор на флоте быть полная его стабильность при шестидневной рабочей неделе? Люди уходят в отпуск, отгулы на разные сроки. Хотя, помню, 90 процентов рыбаков еще с предыдущего рейса хотели пойти в следующий. Но разрешалось сохранять до половины экипажа, у отдела кадров свои сложности. Теперь с 1 августа плавсостав перешел на пятидневную рабочую неделю. В таких условиях появилась реальная возможность комплектовать постоянный экипаж, и, надеемся, отдел кадров по просьбе капитанов так и будет делать.
Высокая эффективность труда постоянного экипажа видна во всем. Вспомните-ка, сколько суток дается на переход траулера в район промысла при подмене экипажа. Трое. Неужели кто-то верит, будто вновь набранный экипаж начнет работать сразу в полную силу? Необходима не просто определенная сумма профессий, а именно единство конкретных людей, именуемое сплоченным экипажем. Славно работается, когда знаешь способности каждого человека. Одному матросу, кроме рыбцеха, можно доверить руль, другому — лебедку. Обезличка плохо сказывается не только на результатах производственной деятельности, но и на техническом состоянии судна. Способности, опыт, знания особенно ярко проявляются в штормовую погоду, тут уж надо твердо знать, на кого можно положиться, кто не подведет. Кроме того действует и стимул личной заинтересованности: если знаешь, что сделаешь на судне не один рейс, то и отношение ко всему меняется — создаешь как бы для себя. Именно поэтому стараемся сохранять постоянство экипажа.
Семь рейсов из десяти выводил «Спилве, в море капитан Мухарам Абзалов, пропустил два рейса, будучи в отпуске. Несколько рейсов сделали второй помощник капитана Владимир Мельников, старший механик Тальви Симмо, третий электромеханик Юрий Батухно, электрорадионавигатор Василий Греля, боцман Василий Мелещеня, матросы Владимир Цимболинец, Анатолий Еремин, Вадим Гробов и многие другие.
Как-то в предыдущем рейсе вышел из строя электродвигатель лебедки. Траулеру следовало идти в порт, так как обычно такой ремонт производят в заводских условиях. Значит, терялась минимум неделя промыслового времени. Этого не хотелось допустить. Хорошее знание техники, высокое чувство ответственности за результаты рейса помогли электромеханической службе отремонтировать двигатель своими силами и не допустить простоя.
В таких ситуациях особенно проявляются преимущества постоянного экипажа. И администрация судна с отделом кадров стараются укомплектовать экипаж в первую очередь уже ходившими на «Спилве», проверенными в деле людьми.
Раньше, когда в комплектации принимал участие комитет комсомола, на СТМах создавались комсомольско-молодежные экипажи. Теперь средний возраст членов нашего экипажа повышается, многим за 30 лет, хотя не скажу того же о всем объединении. С годами растет и опыт. Специалисты более высокой квалификации надежнее обслуживают технику, им легче выйти из сложной ситуации в море.
На СТМах есть такие особенности, которых нет, скажем, на БМРТ или тем более плавбазах. Имею в виду площадь. Наш траулер компактен: каюта, рыбцех, салон команды — вот, практически, и все помещения. Негде, что называется, развернуться, заняться физкультурой, отвлечься, отдохнуть. Палубу для спорта и отдыха использовать нельзя — почти все время там идет трудовой процесс.
В таких условиях особо важное значение отводится созданию хорошего микроклимата. Разумеется, он важен на судах всех типов. Чем крупнее судно, тем выше уровень субординации, тем больше комсостав отделяется от рядового. Командиры как бы сами по себе, матросы — тоже. Таково мое мнение. Иногда по несколько дней люди там не видят друг друга. У нас же иначе: сталкиваешься со всеми на каждом шагу. Взаимоотношения очень тесные, хотя коллективы для общения и небольшие. Всего-то нас 40 человек. В моральном смысле нагрузка здесь выше. И, тем не менее, народ к нам стремится. При слаженной команде успех в деле обеспечен, а отсюда и заработок. Сам я уже 15 лет в «Эстрыбпроме». Начинал с матроса, был электромехаником — прошел весь путь снизу до первого помощника капитана. Вижу, насколько усложняется с каждым днем работа. Не только моя, каждого рыбака. К известным сложностям промысловой обстановки добавляется политическая нестабильность. В море почти за пять месяцев приходят всякие мысли: как-то там, дома, все ли в порядке, лучше ли стало жить или хуже? Это волнует всех. И тут важно с душой подойти к каждому, постараться ответить на наболевшие вопросы. Именно в таком плане видится работа первого помощника капитана на СТМах, а не просто в зачитке информации, получаемой с берега.
Большим подспорьем в рейсе был предсудкома рефмеханик Майдо Юристо. 20 лет его работы в «Эстрыбпроме» не прошли даром. Он умеет создавать положительный морально-психологический микроклимат не только в своей среде — в машинном отделении. В той или иной мере это коснулось почти всех, особенно, когда приходилось решать какие-либо вопросы общественной жизни. Взять ту же проблему с приобретением за границей автомобилей. Площадь-то на судне ограничена, а желающих много. Как тут быть, пустить шапку по кругу, как делают в некоторых экипажах? Он поступил иначе: право на приобретение автомобиля получал имевший наибольший стаж, своим особо добросовестным отношением к делу заслуживший поощрения. Никакой уравниловки, случайности. И никто не чувствует себя обделенным, ибо разве можно обижаться на справедливое решение?
Конечно, и у нас не все идет гладко, но многие острые углы помогает срезать хорошее знание друг друга, отсюда рождается взаимопонимание.

В. КРАВЧЕНКО,
первый помощник капитана СТМ «Спилве».
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!