Памяти экипажа и буксира "Лембит", июль 1968 -ВАХТУ НЕСЕТ «ЛЕМБИТ»

Автор
Опубликовано: 3615 дней назад (6 мая 2014)
Редактировалось: 1 раз — 6 мая 2014
0
Голосов: 0
ВЫСОКО в небо подняли свои стальные руки-стрелы портальные краны. У причалов — громадины БМРТ и плавбаз, тут же стоят СРТ и суда помельче. Раскрыты трюмы: одни жадно вбирают в себя груз, другие неохотно расстаются с ним. Попыхивает выхлопной трубой тепловоз — тянет по рельсам с десяток вагонов-холодильников. Обычный рабочий день в Таллинском морском рыбном порту...
У причала номер 4, по соседству с транспортным рефрижератором «Иней», стоит небольшое судно. На борту надпись: «Лембит». Буксир портового флота наготове. В капитанской рубке потрескивает динамик ультракоротковолновой станции. Щелчок — и следует разговор:
— «Лембит», «Лембит»,
я —«Пальмира», прошу на связь! — вызывает диспетчер порта Виктор Страшнов.
— Я — «Лембинт», на приеме! — отвечает второй штурман Пеет Тыниссон.
- Доброе утро! «Лузу» надо переставить от «Фридерика Шопена» к топливному причалу...
— Вас понял. Выполняем...
Загудел главный двигатель и «Лембит» медленно пересекает акваторию порта, подходит к нефтеналивной барже. Становится лагом. Пеет Тыниссон командует:
— Подать шпринг носовой!
Подают последовательно носовой шпринг, носовой продольный и кормовой конец. Закрепляют. «Лембит» отрабатывает на шпринге, с «Шопена» отдают последний конец и оба судна борт о борт идут к топливному причалу. На руле матрос первого класса комсомолец Вячеслав Фандеев. Второй штурман молчит — такому рулевому подсказывать не надо, свою работу он знает отлично.
Пока «Луза» набирает в свои танки дизельное топливо, беседуем с капитаном Иво Урва. Он свою вахту отстоял, может идти отдыхать, но что-то задерживает его на судне. Это "что-то" - так хорошо знакомое каждому капитану чувство ответственности за свое судно, за его экипаж.
Нет, Иво Урво полностью доверяет своему второму помощнику Пеету Тыниссону. Тот в свое время окончил Таллинское профессионально-техническое училище № 1, начал плавать матросом, учился искусству судовождения у Иво Урва. Перенимал опыт и у других моряков со стажем. Около десяти лет трудится на судах портофлота. Знающий, исполнительны» специалист. Такому не доверять нельзя.
Сам капитан закончил в 1955 году тогдашний Таллинский техникум рыбной промышленности. Учился там на судоводителя. Практику проходил на Каспии и Балтике. Вспоминает:
- Вместе с практикой познал, что такое морская болезнь. На первых порах нелегко было. Но со временем отделался от нее...
Ходил за сельдью на клайпедском СРТ-418 в Атлантику. Третьим штурманом. Плавал боцманом на каботажном судне «Рухну». Потом опять третьим штурманом под началом старого опытного капитана Эвальда Пыллу. Восемь лет назад пришел в Таллиннский морской рыбный порт. Второй штурман на "Трийги", старший помощник на
"Лембите" и вот уже три года капитаном на нем.
— Зря иногда нас рыбаки снисходительно называют «морскими извозчиками», — говорит Иво Урва. — Мы делаем нужное и полезное дело. Без нас туговато пришлось бы экипажам больших судов. Будь то в порту или на рейде — всегда они нуждаются в нашей помощи. Бывает и другое. Понадобилось как-то доставить плавучую мастерскую в Клайпеду. Декабрь месяц, шторм до 10 баллов, волны прокатывались по палубе и оставляли за собой слой льда. И все же «Лембит», напару с «Тасуя», задание выполнил.
А то однажды в Атлантике случилась у СРТР-9161 беда с гребным винтом. Доставили судно к берегам Дании, оттуда уже мы отбуксировали его в родной порт. Тоже было нелегко.
Когда «Тасуя» становится на ремонт, спасательную службу несет наш «Лембит». И приходится нам спасать человеческие жизни не только в море. Был такой случай. Зимой сообщили нам, что на острове Прангли у одной женщины приступ аппендицита, ее жизнь в опасности. И наш «Лембит» пошел выручать человека. Финский залив был покрыт льдом. На ходу лед буквально лез до капитанского мостика. На полпути мы остановились — не в силах были пробиться. Тогда на помощь пришел «Ураган». Совместными усилиями дошли до острова Прангли.
Врач "скорой помощи" (он шел с нами на судне) определил: "Больную необходимо как можно скорее доставить в Таллин.
Предстоит операция." Все обошлось благополучно, женщину успели спасти ...
Пока шел разговор с капитаном, на судно сообщили: «На рейде стоит БМРТ «Аугуст Алле». Надо снять с его борта санитарного врача». И «Лембит» снова в в пути. У руля — боцман Али Флорен. На судне его называют «мастер золотые руки». И действительно, все у него спорится в руках. В тот день до вахты у руля он приготовил для команды обед (и, надо сказать, вкусный — автор этих строк обедал вместе со всеми). А сейчас он спокойно, умело вел буксир, внимательно оглядывая Таллинский залив. Вот стоит белое судно. Ага, знаем его. Это «Зенит» — учебный теплоход Ленинградского высшего мореходного инженерного училища имени адмирала Макарова. А там огибает остров Аэгна финское торговое судно «Мовик». Куда-то побежал по своим неотложным делам спасательный буксир «Гермес». Идет в сторону моря «Волго-Балт». Это судно, должно быть, доставило из Баскунчака соль, а в обратный рейс загрузилось щебнем для Ленинграда. Словом, кругом знакомая картина.
Врач с БМРТ снят, доставлен в порт. А «Лембит» уже огибает полуостров Пальяссааре — надо перешвартовать "Крейцвальда", который прихорашивается у заводских причалов, готовясь к выставке «Инрыбпром-68» в Ленинграде.
— Вот так мы и работаем - говорит капитан Иво Урва. — Наши люди влюблены в свое дело, отличаются постоянством. Вот, к примеру, Вячеслав Фандеев. Тульский паренек сразу же после окончании средней школы пошел плавать. Сейчас он отличный рулевой, стоит у руля в особо опасных местах. Нынче поступает в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности.
Более 10 лет плавает на судах портофлота Агнес Вяльяк — судовой повар. Женщина пенсионного возраста, лучший повар портового флота, она никак не может расстаться с дорогим сердцу судном ...

В. КУУС

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


боцман с «Лембита» комсомолец Али Флорен;

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


матрос первого класса комсомолец Вячеслав Фандеев. Фото Д. Принца.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!