Памяти Зимовского Владимира Игнатьевича - КАПИТАН ЗИМОВСКИЙ – 07 10 1978

Автор
Опубликовано: 2613 дней назад (22 февраля 2017)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КАКИЕ качества больше всего ценят рыбаки в капитане? Конечно, демократичность, ибо ох как тяжко находиться полгода в море под властью человека, не терпящего никаких, даже очень деловых возражений. Далее следует, видимо, поставить деловитость, опыт, то есть рыбацкое искусство... Но, может, все обстоит как раз наоборот, и то, что мы поставили на первое место, надо поместить «потом»?
Кто возьмется категорически ответить на этот вопрос? Говорят же: сколько людей, столько и мнений. И еще говорят: на каждого не угодишь,
Но вот сумел же «угодить» каждому из нас, работников «Эстрыбпрома», В. И. Зимовский, капитан-директор РТМС-7538 «Валгеярв», экипаж которого вернулся из Атлантики незадолго до праздника — Дня Конституции СССР. Ну, как не повторить победные цифры — итоги выполнения рейсового задания! Вылов — 170 процентов, мороженая рыбопродукция — 203, пищевая — 205, разделанная — 289 процентов. На пищевые цели направлено около 97 процентов выловленного сырья.
Согласитесь: ласкают слух такие вот цифры, которые уж никак не назовешь бесстрастными, сухими и т. п. Считать и анализировать рыбацкую цифирь умеют ныне многие — перестала она быть печатью за семью замками для рядового рыбака. Можно, поэтому, ручаться: еще до того, как были официально объявлены на «Валгеярве" итоги рейса, на судне уже знали, что:
— экипаж не просто выполнил, но и значительно перевыполнил свои социалистические обязательства, которые уже пересматривались в рейсе в сторону повышения; — сверх плана нынешнего, ударного года пятилетки произведено пищевой рыбопродукции на сумму 1 млн. 645 тыс. рублей и товарной — 1 млн. 569 тыс. рублей; — план трех лет пятилетки завершен досрочно!
...Но вдруг найдется среди бывших подчиненных Зимовского человек, который возмутится — мол, при чем тут капитан да капитан, все работали, не щадя сил! Верно. Как верно и то, что, предложи такому человеку выбирать, с кем из капитанов он пошел бы в очередной рейс — не задумываясь, назвал бы «того самого Зимовского». А теперь давайте осмыслим с точки зрения такого, назовем его предубежденным, человека ответы капитана-директора В. И. Зимовского на вопросы нашего корреспондента.
— Общий отчет об итогах рейса РТМС «Валгеярв» мы в своей газете уже дали, назвали наиболее отличившихся. Но, к сожалению, когда читаешь подобные победные реляции, они удивительно похожи друг на друга. Что поделаешь — форма, информационность не позволяют сказать большего. Поэтому, Владимир Игнатьевич, хотелось бы здесь поговорить о том, что не уместилось в отчетах, включая рейсовое донесение. Такой, скажем, вопрос: с каким настроением уходили вы в этот рейс, завершившийся столь блистательно?
— Думаю, ответ на этот вопрос будет одинаков, к кому бы из наших рыбаков вы ни обратились. Неважное было настроение. Себя я конечно, исключаю: капитан, сами понимаете, не имеет права на дурное настроение, если даже кошки на душе скребут... Работать предстояло в районе, который стал осваиваться нашими рыбаками только в прошлом году. Так что у команды не было уверенности в заработке. Но, конечно, это не единственная причина для неважного настроения. Новый объект лова, новые погодные условия плюс старые, изрядно надоевшие всем проблемы, с которыми мы сталкиваемся из рейса в рейс — недостатки снабжения, нехватка баз и прочая, и прочая... Вот и приуныли люди.
Знаете, какая из всех названных проблем мне представляется теперь наиболее серьезной? Даже не нехватка топлива, необходимого для активного ведения промысла. И не отсутствие баз, которых вечно не оказывается под рукой, когда они больше всего нужны. При всем том это проблемы второго ряда, как-нибудь, но они все же решаются на месте. А вот вам проблема № 1
— настроя и настроения экипажа, отправляющегося в рейс. Причем, заметьте, в рейс необычный
— теперь частенько нам приходится работать по-новому во всех отношениях — и в плане географическом, и, я бы сказал, тактико-промысловом, и технологическом (рыбцех).
Как преодолеть чувства неуверенности и нервозности, которые скрывай не скрывай все-равно найдут выход? Одними утешительными разговорами да призрачными авансами-обещаниями многого не добьешься. Хотя, скажу прямо, как капитан я имел моральное право сослаться на то, что еще никто из рыбаков, ходивших со мной на промысел, не мог обвинить меня в игнорировании, забвении интересов людей, экипажа...
Здорово помогли нам, администрации судна, на этот раз и отдел кадров, и ОМТС, и другие отделы и службы управления. Отдел кадров: учитывая, что состав экипажа сильно обновился, причем многие из рыбаков вообще впервые выходили на промысел, работники ОК позаботились о том, чтобы руководителями наших основных служб стали люди проверенные, способные. Начну со старшего помощника Леонида Ивановича Румянцева. Опытный и думающий промысловик, штурманская подготовка завидная, и то, и другое у него приобретено на «кошельках», а среднетоннажный флот всегда считался лучшей школой для моряка и промысловика... Мой помощник по производству Вольдемар Лийв: знающий и способный технолог, человек с организаторской жилкой, умеет поставить каждого рыбообработчика на самое подходящее для него место, операцию. Оба они — и Румянцев, и Лийв — представлены на поощрение генеральным директором «Эстрыбпрома», а Леонид Иванович, к тому же, аттестован на выдвижение в должности. Уверен: хороший, достойный кандидат в капитаны больших судов!
Службу добычи возглавил старший тралмастер Дидык. Да-да, тот самый, знаменитый Дидык, Владимир Иванович, орденоносец. Наставник, добытчик божьей милостью — никаких слов для таких людей не жалко. Все он вынес на своих плечах, всю службу добычи «вывел в люди», научил работать по-настоящему.
Старший механик Яак Пыллу. Бывший групповой механик-наставник МСС, а это уже аттестация: Кузьмич... извиняюсь — Николай Кузьмич Первушин (вместе учились пару десятилетий назад в ТМУРП, там и повелось — Кузьмич и никаких) в море командирует только тех, в ком не сомневается! Короче говоря, к машине — никаких претензий. А поскольку в рейсе была великая нужда в подвахтах, то все моряки судо-механической службы единогласно подключились к этому большому делу.
Хочу упомянуть службу связи, в частности, начальника радиостанции Александра Ищука, одного из лучших радиоспециалистов объединения, а также гидроакустика Евгения Алексеевича Поплаухина — истинного мастера своего дела.
Однако, давайте прервемся и предоставим слово «главному» капитану «Валгеярва» В. И. Минаеву, за которым закреплен РТМС-7538. Скажу по секрету: не очень-то уверенно себя чувствуешь, принимая командование судном у такого человека. Имею в виду традиции — тебе и напомнить о них, Владимир Иванович. Подключайся!
В. Минаев: Не будем выказывать свою скромность, Владимир Игнатьевич, и препираться на тему, кто больше сделал для закрепления этих самых традиций. Тем более, в ударном году пятилетки. Я, конечно, был доволен, что в этот рейс уходил на «Валгеярве» капитан Зимовский, который, если память не изменяет, еще ни разу не возвращался с промысла с пустыми руками. Что же касается традиций, то в прошлом, 1977 году экипаж РТМС-7538 завоевал первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании по МРХ СССР, посвящавшемся 60-летию Великого Октября, первое место по главку, а по итогам третьего квартала того же года был занесен на городскую Доску почета.
Сейчас я принимаю капитанские дела у своего коллеги, а самого гложет та же мысль, что преследовала Владимира Игнатьевича перед этим рейсом: как не ударить в грязь перед предыдущим экипажем? Помните поговорку: ох, и тяжела ты, шапка Мономаха! Но коль уж «надел» — носи... изо всех сил.
— Возвращаясь к рейсу: судя по тому, что нам известно, у вас, Владимир Игнатьевич, не было «привычных» проблем по линии ОМТС, топливной, транспортной, а промысловая обстановка стояла отменная.
— Ну, не так радужно. Столь благоприятное стечение всех обстоятельств случается редко. К ОМТС мы, действительно, претензий не имеем: никаких подвозов, не оказывавшегося при отходе на складах, промвооружения, ЗИПа, и т. п. Подготовили нас к рейсу солидно, всегда бы так. Правда, случай тут не совсем обычный: РТМС-7538 — судно, можно сказать, новое, надежное.
Но больше всего огорчений доставили базы. Из-за отсутствия транспортных судов пришлось потерять в простое не менее 6 промысловых суток. Это досадно. Обстановка-то стояла редкостная. Обидно тем более, что нам не хватило всего-навсего 130 центнеров, чтобы довести вылов за рейс до рекордной цифры... Правда, в начале работы на промысле мы нарадоваться не могли: понадобилась база — извольте. Да, видно, сглазили — исчезли вскоре базы. За горизонт и далее.
— Тем не менее, работы экипажу хватало, соцсоревнование проходило без вынужденных — из-за безрыбицы — перерывов, что, к сожалению, бывает не в каждом рейсе. Меняются времена! Если когда-то приходилось слышать жалобы на избыток работы на промысле, то теперь жалуются на отсутствие ее... Давно ли было время, когда мы в одном из интервью с вами, Владимир Игнатьевич, обсуждали проблему подвахт под углом зрения, как свести их до минимума, если вообще нельзя без них обойтись?
— Было! Но я хочу коснуться другого аспекта затронутых-вопросов. Соревнование: очевидно, что в удачных рейсах вроде нашего, когда рыбы хватает, следует организовывать соревнование между подвахтами. Это поможет стабилизировать, если применим здесь такой термин, кадровый состав подвахт, повысит личную и коллективную заинтересованность людей в результатах работы.
Далее. Опыт работы на современном промысле заставляет сделать вывод о том, что победителями как в парном, так и во внутрисудовом соцсоревновании оказываются те, кто умеет найти и привести в действие больше внутренних скрытых резервов. Это закономерно уже по той причине, что в новых условиях работать по-старинке нельзя, если не для проформы, а для дела руководствоваться принципом «Эффективность плюс качество!» Поэтому хотел бы добрым словом отозваться о работе судового комитета профсоюза, который в рейсе возглавлял Анатолий Заболоцкий. Скажем, в среднем мы морозили до 60 тонн рыбы в сутки, но доходило и до 70-ти. Что здесь самое главное? Качество заморозки, жесточайшее, я бы сказал, соблюдение режимов работы морозильных установок, исключительно бережное обращение с сырцом, начиная с выливки уловов и кончая завершающей операцией.
— Это тем более уместно подчеркнуть, учитывая, что еще в недалеком прошлом производственный отдел весьма болезненно реагировал в аналогичных случаях. Речь о суточной заморозке...
— Что ж, перестраиваться приходится не только нам, рыбакам, добытчикам. Признаться, я ожидал грозных радиограмм с нагоняем. Повезло — не дождался... Знаете, что меня — и не только меня: надо полагать, вот капитан Минаев может подтвердить — буквально выводило из себя при получении таких радионагоняев? Мысль, что кое-кто наверху считает нас, капитанов, технологов уж такими безответственными людьми, которых впору бы на пушечный выстрел к промыслу не подпускать! Но мы, капитаны, люди ушлые: успокаивали друг друга и себя тем, что эти «кое-кто» попросту перестраховываются на случай, если вдруг последует. какая-либо рекламация. Мы-де предупреждали этих неразумных капитанов, пусть теперь сами отвечают...
Но, повторю в заключение, в этом рейсе ни кто не «терроризировал» нас ЦУ – ценными указаниями, а экипаж сделал все, чтобы обеспечить и высокую эффективность работы на промысле, и отличное качество рыбопродукции. Так что рыбакам «Валгеярва» есть о чем рапортовать всенародному празднику - Дню Конституции СССР.

Л. ФИРСОВ.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!