Первушину Николаю Кузьмичу 50. "Другой судьбы себе не мыслю…» 20 12 1988

Автор
Опубликовано: 1589 дней назад (21 ноября 2019)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наши юбиляры

...К. Н. Первушину в неофициальной обстановке так обычно и обращаются, так величают — Кузьмич. И в этом нет ни на йоту оттенка фамильярности, с этом — только уважение.

Уважение за его дружелюбие, улыбчивость, доброту, спокойствие и выдержку. И еще, пожалуй, за чувство юмора, за все то, что и позволяет главному инженеру объединения быть всегда именно таким, чтобы ненароком людей не обидеть. Ну, а что касается его профессиональных навыков, знания техники — то это, как говорится, комментариев не требует. Путь кочегара-машиниста до главного что-нибудь да значит.
Профессию он выбрал себе сам. И делал это основательно и сознательно. Выбрал море. И связав с ним свою судьбу, так с морем уже тридцать лет не расстается. А вот то, что именно с рыболовным флотом, так в этом есть небольшой элемент случайности. В 1959 году Николай Первушин окончил Таллинское мореходное училище Минморфлота СССР по специальности силовые судовые установки. Но вместо торгового флота направили его в составе группы из 30 человек в только что созданное управление, сельдяного лова Советской Эстонии.
За эти годы много событий произошло. В свой первый рейс ушел на ПБ "Яан Анвельт" (на этом судне плавал до 1961 года) кочегаром-машинистом, затем осваивал первый траулер БМРТ-333 "Юхан Сютисте" (вместе со знаменитыми рыбаками Агеевым и Сонгом), на котором ходил четвертым механиком. Было это в 1962 году. Судно принимали у перегонной команды в Николаеве, и уже через несколько дней отправились на промысел в Ньюфаундленд.
Конечно, этот рейс запомнился. И потому, что это был первый рейс Н. Первушина в командной должности. И еще потому, что это памятное для него событие совпало с другим - первым полетом человека в космос. На этом БМРТ четвертым и третьим механиком сделал без отпуска шесть рейсов. А затем перешел на ТР "Иней". На транспортном крупнотоннажном судне три года ходил вторым механиком. После "Инея" — 5 лет стармех ТР "Бора" .
В 1972 году осел на берегу - об этом попросило руководство объединения, переведя Н. Первушина в механико-судовую службу. Групповой механик, механик-наставник, в 1973 году начальник МСС. А через пять лет — главный инженер объединения. К этому времени Николай Кузьмич уже окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства, получив специальность инженера-механика.
Одним словом, так уж получилось, что Николаю Кузьмичу несколько раз приходилось свою трудовую морскую биографию начинать как бы сначала, потому что - и это вполне естественно - новая должность требовала и новых качеств. После ТМУ он не погнушался пойти в кочегары, начать с нуля — нужен был плавательный ценз именно в рабочей специальности, нужна была практика на паровых судах. "Яан Анвельт" тяжелое судно, что касается эксплуатации котлов. Так что на орехи досталось, но это пошло лишь на пользу. А вот придя в МСС, столкнулся уже с другими трудностями. Сейчас бы об этом сказали модной формулой — «человеческий фактор". Тогда эти слова не так часто произносили, но суть остается прежней. Да, именно так: Н. Первушину надо было учиться работать с людьми, изучать деловые, личные качества специалистов и флота, и берега, чтобы уметь как можно лучше расставлять этих специалистов по судам — это было главное. Но в этом была и своя трудность. Да и после 13 лет работы в море осесть на берегу, на новом участке работы тоже не так легко.
Вот именно этот человеческий фактор и тревожил больше всего. Суда он знал хорошо, за это меньше волновался. (Как-никак, лучшим стармехом был, в 1964 году медалью "За трудовую доблесть" наградили. А такие медали зря тогда не давали).
Н. К. Первушин, по его собственным словам, попал в хороший коллектив. Ему везло на прекрасных людей. Начальник службы Владимир Владимирович Кравченко, заместитель начальника по судоремонту Александр Александрович Губерер, заместитель по эксплуатации Антс Альфредович Эрсис, механики-наставники Эльмо Антонович Сельг, Владимир Афанасьевич Бураков. Кроме них. с особой благодарностью вспоминает и о ветеранах войны Петре Антоновиче Силине и Евгении Александровиче Игнатьеве. С этими людьми всегда советовался, в трудную минуту они всегда приходили на помощь.
Когда стал главным инженером, круг обязанностей намного расширился. В МСС основное — флот, эксплуатация и судоремонт, а у главного, кроме этого — охрана труда, окружающей среды, техническое развитие объединения. Все эти вопросы были в новинку. И ответственность за их решение стала уже совсем другого уровня. Учился не только у коллег, но и на собственных ошибках. И опять же расширился круг контактов — и в городе, и в республике, и за ее пределами. И это тоже требовало своего поправочного коэффициента.
...И все же, почему именно с морем связал он свою судьбу? Оказывается, выбор этот был сделан не без добрых людей.
Николай Кузьмич родом с Волги. Вернее, ее притока - реки Ветлуги. Это в Костромской области. В начальной школе в старинной деревне Еремино классным руководителем был у них Аркадий Петрович Шалагинов. Флотский старшина, он всю войну прошел на боевых кораблях (был ранен, тонул). Впервые вошел в класс в широких штанах и флотском мундире. У этого человека не только форма— душа была флотская. Ребятишки души не чаяли в этом душевном, простом человеке. Уважали, ценили его. И очень переживали, если он был чем-то недоволен - это было наказание даже более существенное, чем от родного отца. С ребятами он ходил на экскурсии, показывал и рас сказывал им о самоходных баржах. А затем в средней школе в районном центре (тогда, в послевоенные годы, ходить туда приходилось за 30 километров) нередко встречался с курсантами из Ленинграда, Мурманска и других городов. Они, выпускники школы, приезжая домой на каникулы, обязательно приходили в родные пенаты и рассказывали ребятам про свое флотское житье-бытье.
Вот эти все обстоятельства и предопределили во многом жизненный выбор.
В Таллин попал по объявлению в "Комсомольской правде" . Благодаря этому Николай Первушин связал свою судьбу с морем. И за это ей сейчас благодарен...

Э. Альперович.
Фото Р. ЭЙНА.

Недавно заслуженному работнику «Эстрыбпрома», заслуженному работнику промышленности ЭССР, ветерану «Запрыбы», депутату Таллинского городского СНД в течение трех созывов подряд, главному инженеру ПО «Эстрыбпром» Николаю Кузьмичу Первушину исполнилось 50 лет. В связи с юбилеем Таллинский горком партии и горисполком наградили его По четной грамотой.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!