ПОД БЕЛО-СИНИМ ВЫМПЕЛОМ – 04 04 1972

Автор
Опубликовано: 2087 дней назад (2 августа 2018)
0
Голосов: 0
МАЛЕНЬКИЙ "океановский" извоз-чик БП-2 хорошо примелькался на перевозе «северная — южная». Скоро он вновь возобновит свои регулярные рейсы. А пока... Неторопливо снует он между ремонтирующимися судами, швартуется к какому-либо из них, и тогда на вымпеле бота разворачивается бело-синий вымпел — "Работают водолазы» Да, именно с ними и трудится экипаж БП-2, где капитаном В. В. Завьялов, а боцманом - В. Т. Елагин. Катер водолазов ВРБ-1 пока на ремонте.
Ни одно судно после рейса не избежит подводного осмотра. Поврежден ли винт, в порядке ли бортовые кили... Вот и снует маленький бот по акватории порта.
Старший водолаз Николай Басалыга осматривает винт СРТ-4590. Несколько погружений необходимо провести, чтобы установить характер повреждения капролоновой втулки. Но вот, сразу заблестев на солнце, из мутной воды появляется желтый шар шлема. Товарищи помогают Н. Басалыге освободиться от скафандра. Пожалуй, невозможно справиться без посторонней помощи. Трудно и работать. Ведь трехболтовое водолазное снаряжение весит более 60 килограммов. 60 метров — максимальная глубина для такого костюма. Правда, в нашем рыбном порту такие провалы не зафиксированы, Николай ниже трехметровой отметки сегодня не погружался. Тем не менее, продолжительность работы не должна превышать двух часов. Но осмотр винта и замеры втулки уже закончены, старший водолаз рассказывает ремонтникам о состоянии механизма. Опасения представителя СРЗ оказываются обоснованными — для ремонта судно необходимо поставить в док.
Часами, проведенными под водой, исчисляется у водолазов стаж работы. Леонид Иванович Волков разменял их уже шесть тысяч. И 25 лет — срок не малый. И вот теперь, после службы в армии, трудится он в составе водолазной команды нашего объединения.
Третий подводник Иван Павлюченко тоже своего рода ветеран. Он пришел на берега Пальяссааре, когда на полуострове, кроме нескольких частных домиков и огородов, ничего не было. А на южную сторону при желании переходили вброд.
Пришли землечерпалки. Работы было много. Иван поднимал затонувшие корабли, их боезапас... На северной — там, где швартуются сейчас гиганты нашего флота — "Станислав Монюшко", "Фридерик Шопен", "Иоханнес Варес", — подтаскивали к берегу и резали на переработку остатки потопленных в войну судов. Пришлось помогать и землечерпалкам. Ничего не могли они поделать с многотонными валунами, которыми буквально усыпано дно будущего рыбного порта. Много труда приходилось затрачивать на то, чтобы обнаружить эти каменные глыбы в мутной воде. Потом уже к ним подводили тросы и на смену водолазам шли подъемные средства.
А был и такой случай. "Иоханнес Варес» стоял на рейде. 3амеры глубин показывала, что заходить в порт самому глубоко сидящему пароходу небезопасно. Но и глубина в порту была достаточной. Заместитель капитана порта Н. Н. Балакшин, занимаясь гидрографическими работами, обнаружил канал шириной 24 и глубиной 6,4 метра. По нему 27 июля 1963 года лоцман Ю. В. Островский впервые ввел в порт сухогруз «Академик Павлов», а через некоторое время — и плавбазу «Ян Анвельт».
А 1 июня 1964 года впервые встал у стенки флагман рыболовного флота Эстонии «Иоханнес Варес». Его провел лоцман Э. К. Кальберг. Однако подобные «прогулки" все же оставались небезопасными для нового парохода. Что-то препятствовало судоходству в воротах гавани. Приезжие специалисты тщательно обследовали дно, но ничего не обнаружили. Ивану Павлючен-ко ничего не' оставалось, как с товарищами-подводниками взяться за поиски. И они оказались успешными. Поперек предполагаемого фарватера лежали, потопленная в войну, самоходная баржа "Комета" и часть секции дока. Когда началось строительство подходного канала, "Комету" и секцию подняли и разрезали. А 7 ноября 1964 года канал вступил в эксплуатацию.
Много работы у наших подводников. Ведь, приходящие из рейсов суда надо осматривать все без исключения. А когда под воду уходит один — остальные должны быть наверху. Возлагаются на «службу Нептуна" и ремонтные работы — слесарные, сварка, монтаж акустических приборов для промысла, осмотр причалов, подводная очистка судов. Это очень трудоемкое занятие, особенно в непрозрачной воде, когда, кроме аппарата, надо держать в руках и лампу.
На этой операции неплохо использовать акваланг, но он не подходит к эксплуатации в зимнее время. Да и летом вода Балтики теплом не балует. Баллоны акваланга требуют специального компрессора с большим давлением. Так что приходится чистить днища в трехболтовом снаряжении.
Полку подводников ЭРПО "Океан» недавно прибыло. Четверо ушли на промысел. Есть матросы-водолазы и на спасательном буксире «Ураган». А руководство СРЗ решило обзавестись своей водолазной командой.
Трудная профессия у Н. П. Басалыги, И. И. Павлюченко, Л. И. Волкова, трудная и отважная, не чуждая романтики. И о ней не забывают эти люди, занимаясь ежедневно любимым и необходимым делом. И совсем некстати обидели недавно водолазов — по разнарядке перевели в береговые работники. И вот теперь, когда начинают товарищи-матросы по ВРБ-1 или БП-2 жевать сухой паек, бегут подводники на берег, в столовую.
Или разворачивают принесенные из дома бутерброды. Но это, конечно, мелочи. Правда, обидные... Спешат, суда с промысла. А в порту к ним швартуется маленький бот. Сегодня это временно БП-2, завтра - снова ВРБ-1. И разворачивается по ветру бело-синий вымпел...

О. ОППЕНГЕЙМ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- старший водолаз Н. Басалыга, закончил подводные работы, поднимается на борт БП-2.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Водолаз И. Павлюченко помогает товарищу снять шлем трехболтового водолазного снаряжения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Шлем снят - можно и отдохнуть.

Фото автора
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!