ПРОДИКТОВАНО ЖИЗНЬЮ – 28 06 1990

Автор
Опубликовано: 29 дней назад (21 октября 2019)
0
Голосов: 0
Виктор Павлов принес заявление об увольнении. Он — донкерман на танкере-бункеровщике «Тарту». В «Эстрыбпроме» — уже 15 лет, из них 10 — в порту.
— Нечем оплачивать кооперативную квартиру, — жалуется он. — Каждый квартал надо отдавать всю мою месячную зарплату, которая не составляет и 200 рублей. Задолжал уже за два квартала. Все надеялся на аренду, обещали тогда улучшение положения. На деле же вижу — наоборот получается. Работаем лучше, а получаем... Стремление трудиться эффективней, увеличивать моторесурс, экономить горюче-смазочные и другие материалы губится на корню, поскольку это никак не влияет на заработок.
А что думает капитан «Тарту» В. Барбакадзе?
— Мы настроились на новый стиль труда, — говорит он. — Работаем с каждым месяцем все лучше. Если раньше, бывало, в портофлоте запрашивали по рации, какое судно справилось со своим заданием, чтобы дать ему новое, то ответом была тишина в эфире. Теперь же наоборот, буксиры сами ищут работу, могу даже сказать, вырывают ее друг у друга, все хотят получить прибыль. И по заявкам выписывать всякого добра на судно стараемся поменьше — ровно столько, сколько нужно и ничего лишнего. Вот так мы и заработали за первый квартал 17 тысяч рублей прибыли. А выдать команде ничего не можем. Тормоз — всесоюзное постановление о порядке налогообложения средств на оплату труда.
Да, на своей конференции работники ТМРП решили: с 1 января 1990 года перейти на аренду. А объединение настояло на внутрихозяйственном арендном подряде. Если на аренде отчетность уменьшается и идет сокращение управленческих кадров, то на подряде штат бухгалтерии порта пришлось даже увеличить.
— Профком был против подписания внутрихозяйственного арендного подряда, но за аренду, — рассказывает председатель профкома порта Е. Панкин. — Как показали почти пять месяцев работы в новых условиях, люди разочарованы, ибо получили не то, на что рассчитывали, у основной массы заработная плата не увеличилась. Как результат — высокая теку честь кадров. Если за первый квартал прошлого года уволилось 22 человека, то за то же время текущего — уже 33. На грузовом районе меняется третья часть докеров. А ведь финансовые результаты тесно связаны в кадрами. У новичков нет того навыка, что у опытных рабочих. Чем больше текучесть, тем ниже дисциплина и выше травматизм. К тому же, на обучение принятых, нужны все новые и новые средства. Короче, считаю, первое полугодие можно было использовать более эффективно, имей мы полную свободу действий, и многие рабочие остались бы у нас.
Немного подумав, он продолжал:
— Да и объединению было бы легче. Возьмите ту же забастовку. Прибыль порта за первый квартал начисто съедена убытками от простоев судов и вагонов. Забастовка может из-за убытков вызвать дополнительный отток людей. Они, кстати, ложатся и на плечи объединения, чего не случилось бы, имей порт статус юридического лица. После прошлогодней забастовки, ис черпавшей кассу профкома, многие рабочие были недовольны, так как мы не могли оплачивать путевки, пионерлагерь, оказывать другую материальную помощь.
Однако бытует и иное мнение. Порт — предприятие малорентабельное, тарифы низкие, давно не просматривались. И пока есть возможность поправить дела за счет объединения. Заработок, какой-никакой, все-таки гарантирован. При полной же самостоятельности таких гарантий не будет. Допустим, нет на подходе судов у грузчиков простои, больно бьющие по карману. Тут же придется проявлять находчивость, предпринимательство. А пока можно жить и без того. К тому же нельзя будет все-таки ставить свои интересы превыше всего, выполнять лишь выгодные операции, скажем, погрузку металла в ущерб рыбе. Рыночные отношения должны быть регулируемыми.
Многие считают, эффект от арендного подряда уже есть. Люди начинают понимать, из чего складывается заработная плата, как добиться премии. Практика показывает, что их благо зависит от качественного состава коллектива, значит, и руководить кадрами надо не сверху, а снизу. С несколькими бригадами заключены договоры, которыми численность коллективов не регламентирована, только итоги труда. Так, бригадам трактористов и локомотивщиков определены объем работ, обязанности и фонд заработной платы. Проанализировав свои возможности, бригада трактористов сочла необходимым сократить свой состав вдвое, то есть дать резкий рост производительности труда. Умело применяемый внутрибригадный арендный подряд дает хорошие результаты.
И все-таки ясное понимание новых экономических отношений больше чувствуется у начальников участков, бригадиров. Большинство же рабочих пока еще не научились ясно видеть зависимость заработной платы от результатов труда. Как считает начальник порта А. Скоков, потребительскую психологию преодолеть не удается: кто-то должен дать, если больше кричать — больше получишь. В этом видится главная проблема. Другая — на уровне участков и бригад нет настоящего хозрасчета, услуги между участками не фиксируются. К примеру, дали кому-то погрузчик, а те после окончания работы на нем. оставили у себя — нет заинтересованности, вернуть в срок. Договорная дисциплина еще не отработана, как надо, а объективных трудностей много, ведь это транспортный узел, стыковка со смежниками дело не простое. Командные методы уже изжили себя, а экономические еще не действуют.
Вот поэтому люди не чувствуют себя хозяевами. Пока заработанные портовиками деньги идут в общий котел объединения, нет уверенности в том, что к людям вернется именно их доля в неусеченном, так сказать, виде. Другими словами, нужна гораздо большая ответственность за результаты своего труда. Портовики считают самостоятельность тем путем, который поможет поправить сложившееся положение.
Необходимость перемен стала ясна всем. И вот теперь объявлено: порт получает статус юридического лица и будет иметь свой расчетный счет в банке. Впереди организационная работа, создание устава предприятия. Короче, и в порту наступает интересное время, продиктованное жизнью.

Г. ВОРОБЬЕВ
Комментарии (1)
Рыбак Эстонии # 21 октября 2019 в 08:39 0
Статья не однозначная...но главное никто не учел..."И вот теперь объявлено: порт получает статус юридического лица и будет иметь свой расчетный счет в банке. Впереди организационная работа, создание устава предприятия. Короче, и в порту наступает интересное время, продиктованное жизнью." Эта "радость" эгоистичная обернется большущей бедой!