С Новым Годом, "Глория"

Автор
Опубликовано: 2409 дней назад (15 сентября 2017)
0
Голосов: 0
О чём задумались, товарищ капитан?
Поверь мне, в таких глазах я вижу
Суровый снежный ледовитый океан,
И тёплый свет Марселя и Парижа!
Форштевень, падающий в облако из брызг,
И крылья мостика, летящие сквозь пену,
Когда туманами изматывает жизнь,
Надежда права не давала на замены…
И спит команда между палуб и бортов,
Что будет завтра, даже Богу не известно,
Но Вы не ждёте благодарности за то,
Что вышли «чисто» из ревущего норд-веста!
На берегу Вас многим не понять,
Но не смирись с потерею улыбки.
А значит рано мёртвый якорь отдавать,
И обрывать позеленевшие нашивки!
О чём задумались, товарищ капитан?
Не разгадать великой тайны океана,
Как воздух нужен порт приписки кораблям,
А капитанам ветер странствий Магеллана!

КАПИТАН В. БАРАНОВ

Это стихотворение капитана и поэта достойно эпиграфа о людях морской профессии, которым было труднее всех в море. До капитанского мостика не дойти тем, кто слаб духом и всегда оставался романтиком. В тоже время среди них вы найдёте немногих, кто бы неодобрительно отзывался о море, хотя оно к ним было всегда безжалостно, отнимая здоровье, отрывая от любимых и награждая долгими днями одиночества…

В капитанской работе вы оставались верны морю до конца и сохранили к нему уважение до конца жизни, потому что вы были моряки и капитаны!

КАПИТАН Л. ВЕСЕЛОВ


В 1970 году Эстонское Рыбопромысловое Объединение «Океан» представляло большой, могучий многонациональный людской и производственный потенциал: более 9000 человек и 95 единиц рыбопромыслового, транспортного и вспомогательного флота. «Океан» самая яркая страница в истории океанического рыбопромыслового флота, судоремонтного завода, рыбокомбинатов, сетевязального цеха, электрорадионавигационной камеры, отдела снабжения.

Но самое главное - это высококвалифицированные специалисты! В 1956 году Управление сельдяного лова в Таллинне получило новые средние рыболовные траулеры СРТ, построенные в Германской Демократической республике. Эти суда обладали хорошей мореходностью.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


СРТ – 4572 на промысле


Технические данные СРТ:
- Длина максимальная - 39,2 м
- Ширина максимальная - 7,3 м
- Осадка в грузу - 2,97 м
- Мощность Гл.дв. - 400 элс
- Скорость - 9.5 узлов
- Экипаж - 27 человек

В эти годы пришли на флот работать молодые капитаны. Одним из них был капитан СРТ- 4572 Георгий Андреевич Мамренко. Имя его было известно всем морякам рыбопромыслового флота Эстонии. Много воды утекло с тех пор и только оставшиеся в живых ветераны флота помнят о прекрасном рыбаке и мореходе.

Георгий Мамренко - легендарный «Мамро», как его называли на рыбном флоте, был человек решительный, требовательный, доброжелательный к судовому экипажу, обладал острым одесским юмором, да и сам был одессит! В трудных рыбацких буднях поддерживал моральный дух экипажа весёлым настроением. Ему очень часто сопутствовало рыбацкое счастье!



МАМРЕНКО Г. А.


Вот один из примеров. В феврале 1959 года СРТ- 4272, которым командовал Мамренко, шёл на промысел. Во время перехода по Норвежскому морю, Георгий в рулевой рубке внимательно следил за показаниями эхолота о наличии рыбы. Недоходя до промыслового района по показателям эхолота он обнаружил большое скопление сельди и принял решение поставить дрифтерные сети.

Мамренко объявил аврал всей команде и выметал сети. Утром начали выборку сетей, которая продолжалась больше суток без перерыва. Подняли на борт и засолили в бочках 65 тонн сельди! Это один из сотен эпизодов ловли рыбы сплочённой командой под руководством капитана Георгия Мамренко.

Находясь в отпуске, он любил ловить рыбу на рыболовную удочку. Администрация объединения «Океан» выделяла автобус для поездки рыбаков-любителей на рыбалку или за грибами. Нижеследующий рассказ будет связан с рыбалкой на речке Конувери. После окончания рыбалки решили сварить уху из рыбы, пойманной на удочку. Пока варилась уха, Жора Мамренко рассказал один случай из его морской рыбацкой жизни.


Варится уха!


Вот что он нам рассказал:

- В 1956 году зима в Таллинне была снежная и морозная. Залив Балтийского моря покрылся льдом. 31 декабря судно было готово к выходу в море на промысел рыбы в Атлантическом океане. Прошли портовый, таможенный и пограничный контроль. В 21.00 портовый буксир вывел СРТ - 4572 из старого рыбного порта на рейд, стали на якорь. Смотрю на залив и вижу не зыбкое море, а ледовое покрытие. Портнадзор сообщил нам по радио, что ледокол подойдёт к нам для проводки во льду на чистую воду в конце первого или в начале второго января!

31 декабря 1956 года, наш траулер стоит на таллиннском рейде в окружении льдов: с одной стороны ледовое покрытие моря, а с другой стороны сияющий предновогодний Таллинн! Я не понимал, зачем нас выкинули на рейд перед самым новогодним праздником? Администрация посчитала, что так будет лучше для судовой команды, не напьются!

Я спустился по штормтрапу на лёд, внимательно осмотрелся и поднялся на борт судна, посоветовался со старпомом и стармехом, что нам делать: спать на судне или Новый год встретить в таллиннском ресторане «Глория»?

Мы решили, что я, один из штурманов и механик пойдём по льду до берега и посетим один из лучших ресторанов «Глорию». Не мешкая, собрались, сошли на лед, и вышли на берег в районе электростанции. На трамвае доехали до железнодорожного вокзала, взяли такси и доехали до ресторана «Глория», который считался наиболее популярным рестораном у моряков. Здесь пересекались пути наиболее весёлых и разгульных натур. Размягчённых спиртным моряков отлавливали женщины лёгкого поведения или всегда можно было встретить просто женщин, которым явно недоставало мужской ласки.

Попасть в ресторан в те годы, особенно вечером, было не просто, если не было заранее заказанного столика. Зарабатывать нужно было и метрдотелю, и швейцару. У входа всегда стояла огромная очередь, но швейцар точно знал, кого впустить, кого нет. Тут главное было суметь показать швейцару через стекло сумму взятки. Если покажешь 25 рублей, то тебя выхватят из очереди и пропустят в фойе, но можно было и через проникшего в зал приятеля проделать то же самое. Разные были способы!

На выпивку, закуски, горячие блюда были достаточно приемлемые цены и, имея в кармане 50 рублей, можно было смело рассчитывать на целый вечер в ресторане. Ресторанные оркестры были довольно квалифицированные, а певцы и певицы среднего уровня. Но когда гости пропускали по несколько рюмок, то всё уже было только высшего класса. Слышимость за столиками нулевая - это музыка гремела так, что услышать соседа рядом было невозможно.

Танцевали тогда, кто во что горазд. Вечер обычно заканчивался мелодией «Ах, Одесса, жемчужина у моря!» и все так топали ногами, что удивительно как только не проваливался пол! Добротно строили! После 12 часов ночи начинался «развод» - т. е те, кто сумел договориться с дамочками ещё в ресторане, забирали их в такси. Но у входа толпились и дамочки, которые быстро подбирали «неудачников» и исчезали с ними в темноте. Часто происходили драки и выяснения отношений. Многие из веселящихся оставались «с носом», многих просто «динамили», а у некоторых мужчин их «пассии» уезжали совсем с другими кавалерами. Содом и Гоморра!

Не торопясь, поднялись по лестнице к двери, где нас встретил знакомый швейцар дядя Миша.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Вход в ресторан "Глория"


Я поздоровался с ним за руку и оставил в его руке входные деньги с просьбой выделить где-нибудь в уголке зала столик на троих человек на один-два часа. Дядя Миша подсуетился и пригласил нас через несколько минут в зал. По красивой лестнице мы поднялись в зал, на второй этаж, где справа от входа в зал стоял маленький столик. Зал ресторана был полностью заполнен людьми и когда мы вошли, то нам показалось, что рядом с оркестром сидит Начальник нашего управления сельдяного лова Галкин Борис Архипович и его заместитель Чернухин Владимир Владимирович.

Они наш приход не заметили. Расторопный официант принёс нам бутылку армянского отборного коньяка и бутылку шампанского, кое-что из закусок. Мы быстро управились с коньяком и шампанским. Немного захмелели. Настроение улучшилось и пришло ощущение того, что жизнь прекрасна! Но надо было возвращаться на судно…

И вдруг к нашему столику подошли Галкин и Чернухин. Галкин спросил:

- Это, какими судьбами вы оказались в ресторане «Глория»? Ведь вы прошли пограничный и таможенный досмотр и судно выведено буксиром на рейд?

Такая встреча с руководителями объединения нас не обрадовала.

Я ответил Галкину, что после двенадцатого удара кремлёвских курантов мы уйдём из ресторана… Что мы и сделали, а после часа ночи мы уже были на борту судна. Во второй половине дня подошёл ледокол, и мы пошли за ним на чистую воду, а потом в Северную Атлантику на полгода ловить рыбу! В этом рейсе мы очень старались перевыполнить план вылова селёдки, что успешно и сделали. По приходу в Таллинн, администрация в лице Галкина и парткома встречала наш приход персонально и выразила удовлетворение от того, что судно перевыполнило план по вылову сельди!

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Зимний рейд Таллинна


После окончания торжественной встречи Галкин наклонился ко мне и сказал:

- Георгий Андреевич! Вы, как капитан, допустили недостойную капитану вольность, которая не должна больше повториться!

- Борис Архипович! Я осознал и осудил себя за этот недостойный поступок!

Да, молодость делает необдуманные поступки, но лучше быть достойным человеком и капитаном, чем дисциплинированным и примерным, но подлецом…

В это время подоспела уха, и послышался голос Мамренко:

- Михаил Антонович! Уха, наверное, готова! Наливай нам ухи, а я налью коньяка, чтобы помянуть наших товарищей и друзей, которые рыбачат в мире ином!
Над рыбаками высоко в небе плыли небольшие облака. Моряки сидели на берегу реки, а вокруг была неповторимая красота природы!

Жизнь прекрасна и удивительна!!!

Анатолий Акулов
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!