Шторм - Анатолий Акулов

Автор
Опубликовано: 2688 дней назад (18 ноября 2016)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Транспортный рефрижератор "Бриз"


Историю о страшном шторме рассказал мне Анатолий Поломарчук, который работал старшим помощником капитана на ТР «Бриз». Приняв очередной груз транспортный рефрижератор «Бриз» успешно доставил его в порт Клайпеда.

Здесь выгрузились, получили всё необходимое снабжение и отправились в следующий рейс, в тот же район Джорджес - банк. По времени это выпало на середину февраля 1967 года. Февраль в Северной Атлантике насыщен циклонами, которые чередой пересекают её северную часть с юго-запада на северо-восток.

Так было и в этот раз.

ТР «Бриз» имел одну конструктивную особенность. В балласте, без загрузки трюмов, судно имело очень высокий метацентр, мощный восстанавливающий момент, что вызывало резкую и стремительную качку во время шторма. Когда брали полный груз, тогда остойчивость судна была всегда на пределе, поэтому по окончанию загрузки трюмов в днищевые танки принимался дополнительно балласт.

24-25 февраля 1967 года, удалившись от берегов Шотландии две тысячи миль на запад, в середине дня заметили резкое падения атмосферного давления на барографе. За 4-5 часов давление упало до 710 мм ртутного столба. Такого явления никто из членов экипажа раньше не встречал. Понимая, что предстоит в ближайшие часы, приступили к подготовке судна «по - штормовому». Капитан потребовал от радистов прогноз погоды, который они прозевали вовремя принять.

Полученный прогноз не сулил ничего хорошего. Надвигался ураган. Судя по показаниям барографа, он был рядом. Волнение океана изменилось. Наблюдаемая поверхность океана стала суровой, с небом, покрытым лохматыми тёмными тучами, без проблесков солнца, свинцовая вода даже на вид казалась тяжёлой и неприветливой.

Определенная направленность волн исчезла, появилась хаотичность волн, которые шли от разных направлений и, встречаясь друг с другом, принимали пикообразные формы. В какой-то момент наступило полное затишье, можно было зажечь спичку на крыле мостика, и она не гасла. Появился громадный просвет голубого неба и экипаж понял, что транспорт попал в центр урагана.

Через 25-30 минут просвет на небе исчез, по всему горизонту на 360 градусов засверкали молнии, резко начал усиливаться ветер, всё закрыли чёрные тучи. Через час вокруг судна уже не было туч, была сплошная пелена водяных брызг и дикий рёв ветра.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Держаться против волнения было гибельным


Волнение усилилось настолько, что судно между волн скрывалось полностью.

Капитан пристегнулся к судовому телеграфу, так как удержаться на ногах было невозможно.

Держаться точно против волнения было бы гибельным для судна - взмывая на вершину очередной волны, оно оголялось, зависало на гребне где-то в районе миделя и затем со всего маха ударялось передней частью корпуса о подошву волны.

Все мачты ходили ходуном. Мощные светильники на мачтах, закрепленные на специальных мощных рымах, были оторваны. Леерное трубчатое ограждение на верхней палубе исчезло бесследно.

Все кранцы, включая надувные, закреплённые на крышках трюмов, исчезли и болтались только оборванные цепи. Судно управлялось только на среднем ходу, что усиливало динамику воздействия громадных волн. Вынуждены были держать курс судна примерно на 45 градусов влево или вправо от направления движения волн.

Удары корпуса уменьшились, но резко возросла бортовая качка, крен достигал 60 и более градусов. На камбузе оторвало от фундамента электроплиту весом около 800 кг, которая разбила в дребезги практически все оборудование камбуза и грозила сама вылететь через переборку на палубу. Боцман с двумя опытными матросами всё же сумели обуздать этого монстра, привязав плиту к фундаментам другого оборудования стальным тросом.

В коридорах и везде на пластиковой обшивке стен виднелись следы сапог экипажа. Все понимали и молили бога о том, чтобы не подвел главный двигатель. Винт оголялся из воды ежеминутно, что крайне негативно воздействовало на работу ГД.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Все мачты ходили ходуном


Нормально передвигаться было невозможно. Всё вокруг было в водяной мгле, свист ветра врывался в уши неистовым рёвом, а когда мы пытались говорить друг с другом, то видели только, как открываются, закрываются рты и перекошенные, напряжённые и мокрые лица с тревожно прищуренными глазами.

В рулевую рубку на вахту практически заползали. В штурманском снабжении судна был в наличии анемометр (прибор для замеров скорости ветра) немецкого производства, который показывал на табло скорость ветра, в м/сек.

Этим прибором была зафиксирована скорость ветра - 67м/сек, после чего крылатка была оторвана. В запасе был в наличии второй анемометр, советского производства, который не показывал сразу м/сек., но выдерживал любой ветер. Все тросиковые антенны радиостанции были оторваны от мачт, связь осуществлялась на антенне зонтичного типа установленная на верхнем мостике.

С берега регулярно присылали радиограммы успокаивающего характера с обещанием, что в случае чего окажет помощь плавбаза ”Иоханнес Варес”, которая находилась севернее от транспорта примерно на 1000 миль, также пострадавшая от этого урагана. Самое неприятное обнаружилось на вторые сутки плавания в зоне урагана. Выяснилось, что в районе миделя, с правого борта в машинном отделении, участок обшивки корпуса размером примерно 6-8 кв. метров регулярно начал «играть» т. е. прогибаться как вовнутрь судна, так и наружу. Все в экипаже понимали, к чему это может привести!

К концу вторых суток ветер стих до 30 м/сек, что показалось раем по сравнению с предыдущими сутками. За весь период нахождения в зоне урагана не пробивались сигналы радиомаяков, не было солнца из-за сплошной водяной пыли, дождя и облачности. Штурманская служба учитывала свое движение только по наитию.

Исходя из этого, на берег уходила соответствующая информация о месте нахождения судна. На третьи сутки волнение значительно уменьшилось, ветер достиг того уровня, когда безопасно можно было выйти на палубу для осмотра всего, что осталось после разрушительного шторма. На верхней палубе, начиная от брашпиля и до крышки второго трюма, наблюдалась волнообразная деформация палубы.

Где-то перед обедом среди облачности на секунду, другую стало показываться солнце, чем штурмана и воспользовались. Определив место, они потеряли дар речи, глядя друг на друга. Фактически оказались на 470 миль юго-западнее от исчислимого места. Средний ход (16 узлов на чистой воде) даже в условиях этого жесточайшего урагана оказался значительно больше, чем мы могли предположить. Диспетчерская служба на берегу трижды уточняла судовые координаты. К концу третьих суток погода наладилась и, зализывая раны, транспорт потихоньку развернулся и последовал к месту назначения.

Экипаж не представлял возможности дальнейшей работы на промысле, потому что 90 % кранцевой защиты судна было бесповоротно утеряно. На следующие сутки получили распоряжение с берега следовать в порт Галифакс для освидетельствования судна на предмет возможности дальнейшей его эксплуатации. Ночью, на переходе в Галифакс, находясь южнее острова Сейбл примерно на 250 миль, экипажем «Бриза» был обнаружен остов средней части морского танкера на плаву, без признаков жизни. О находке срочно сообщили в Галифакс, откуда к месту находки были направлены два буксира, которые через трое суток притащили в порт останки танкера, экипаж которого погиб. Танкер принадлежал США.

Это была не последняя жертва, и к этой потере присоединилось торговое колумбийское судно. Оно также пропало без вести в зоне урагана. После освидетельствования ТР «Бризу» разрешили взять груз и следовать в Европу, а затем предстояло докование и ремонт корпуса. В море получили кранцевую защиту от другого советского транспорта, взяли груз рыбопродукции и успешно совершили переход в порт Клайпеда, а затем и в Таллинн.

Вспоминая эти трое суток ада, иначе эти события не назовешь, понимаешь насколько важно иметь на судне экипаж, которому ты доверяешь, на который можно положиться, но никому не пожелаешь таких сюрпризов от природы в море. Такое красивое море в штиль бывает крайне жестоким в шторм и, конечно, никому и никогда не прощает ошибок.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!