СУПЕРТРАУЛЕР «ВАЛГЕЯРВ»: ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ – 25 10 1990

Автор
Опубликовано: 10 дней назад (11 января 2018)
0
Голосов: 0
По-прежнему не угасает интерес к производственной деятельности экипажей РТМС-7538 «Валгеярв». Были — и остаются — серьезные сетования на неоправданно дорогостоящую реконструкцию супертраулера целевым назначением под выпуск продукции для совместного советско-финского предприятия «ЭСВА». Установка на судне рыборазделочной техники фирмы «Бадер» вылилась, как известно, в копеечку и в «копеечку» валютную, но оправданы ли такие затраты? Пока что ответ на этот вопрос получен лишь в части технической. Как заметил на одном из собраний совета трудового коллектива X. Майде благодаря реконструкции. "Валгеярву» гарантирована долговременная, сравнительно с другими родственными судами, производственная деятельность без постановки его на ремонт: немецкие специалисты, при тесном контакте с представителями «Эстрыбпрома», оборудовали судно самым добросовестным образом. Но как оно покажет себя в хозяйственной сфере? Все зависит от оптимального выбора района промысла. Пока что супертраулер в модифицированном варианте во втором своем, экспериментальном рейсе, который, похоже, несмотря на учтенные недостатки первого, представляется тоже непростым (на сей раз по причине нестабильности промысловой обстановки ). Это обстоятельство, увы, не обойти. Но то, что можно было предпринять для пользы экипажа (а равно и для обеспечения его успешной работы) было предпринято.
Из первого рейса капитан В. Вильченко возвратился как раз-таки с конкретными рекомендациями по оптимальной эксплуатации судна. Отмечалось, например: в первом и четвертом квартале в зоне Фарерских островов трудно рассчитывать на хорошую промобстановку, так целесообразно ли планировать рейс в данную зону именно на эти периоды, не разумнее ли использовать супертраулер на обменных операциях? Рейс, кстати, так и планировался, и основой производственного задания предполагалась обработка скумбрии, сельди, ставриды, выпуск филе из путассу. Вместо этого пришлось работать в районе Фарер преимущественно на побочном продукте: изготавливали даже не филе, а пищевой фарш из путассу. Помимо этого обстоятельства, дезориентировавшего экипаж, сказывалась на его настрое и не вполне продуманная (в данном случае гарантированная) оплата труда. Просто ли в таких условиях заинтересовать рыбаков в выпуске той продукции, которая, хоть и не определена заданием, но представляет экономическую выгоду для объединения? Или — настроить их на максимальную за грузку оборудования. Конечно, администрация, как и требуется в подобных случаях, пустила в ход псе доводы, чтобы производственная деятельность развивалась ритмично и целенаправленно. Но таким образом выполнение планового задания достигнуто уже не благодаря рассчитанным действиям береговых служб, а, скорее, вопреки им. (Сколь неизмеримо более эффективными, надо полагать, могли быть результаты работы экипажа, когда бы она имела под собой комплексный экономический подход).
Четкое ориентирование в обстановке — как в промысловой, так и в экономической, в технической — обнаружили в рейсе технолог Ю. Подолинский и старший механик В. Федотов, матрос-обработчик В. Туркулец и второй механик В. Балвочус, моторист А. Пахолков и матрос В. Найман. Большой объем работ взяли на себя машинисты РМУ H. Меркулов и В. Ошурко: за сутки изготавливалось до девяти тонн рыбной муки — на помол шло все, что оставалось от производства филе и не годилось для заморозки.
Существенным представляется и замечание капитана относительно гофротары. Для «Валгеярва» (как и для РТМС-7522 «Тамула») вопрос тары — это проблема экономии валюты. Оборудование правого борта супертраулера ориентировано на выпуск продукции в гофротаре европейского образца — той, что закупается за валюту. Но если вместо филе удается производить только фарш, то такая продукция может поступать исключительно на внутренний рынок. И здесь тоже нужна соответствующая упаковка — никак не такая, которая стоила бы дороже самой продукции. Следовательно, надо бы — и чем раньше, тем лучше — разместить заказ на гофротару необходимого образца на каком-либо отечественном комбинате.
Все эти вопросы и плюс к тому еще — узко технические были вынесены перед отправкой судна во второй экспериментальный рейс на техническом совете объединения, который регулярно созывается главным инженером Л. Карпусем.
Как отреагировали на предложения капитана «Валгеярва» в службах управления? В первой части — что касается определения промысловой зоны — как всегда, все предрешали возможности, какими располагает объединение. А возможности известны: прежде всего — работа на «ЭСВА» (поскольку других таких специализированных судов не имеется). Облов путассу предусмотрен в Фарерах, вторая часть рейса отводилась промыслу в зоне Норвегии, где в приловах ожидалось до 49 процентов скумбрии.
Практически, расклад дел, однако, вышел несколько иной. Экипаж «Валгеярва» едва успел выбрать квоту на скумбрию, как пошел резкий спад промысловой обстановки; в первой декаде сентября судно направилось в ЦВА, где, как показывают данные отдела добычи, условия для промысла еще удерживались стабильные.
В нынешних условиях для экипажа, правда, всегда остается шанс преуспеть — его дает выпуск товарной продукции. У экипажа РТМС-7538 этот показатель стимулируется по новой, долевой системе оплаты труда, то есть осуществляется она в процентном соотношении от выпуска товарной продукции.
Так что уже в настоящее время в управлении нашли возможность отойти от не оправдавшей себя гарантированной оплаты. Но и всерьез поставили перед экипажем цель — обеспечение надлежащего качества продукции. При выпуске сверхплановой пищевой продукции процент премирования повышается, а при повышении доли непищевой оплата, напротив, снижается. Соответственно расцениваются и рекламации. Мало того, что штраф от бракованной продукции составляет 20 процентов ее стоимости; из кармана экипажа высчитывается и уценка по переводу продукции в более низкий сорт.
И — гофротара. Понятно, что предложение В. Вильченко так просто не реализовать — в республике только-только стали подумывать о строительстве своего тарного комбината. В рейсе на «Валгеярве» решено использовать компромиссный вариант: при упаковке рыбного фарша заменить вкладыши на пленку либо пергамент — хоть минимально сократить затрату валюты на гофротару.
Второй экспериментальный рейс РТМС 7538 «Валгеярв» приближается к концу. Быть может, он и позволит дать ответ, насколько эффективным можно считать предпринятое на супер-траулере переоборудование ?

Л. ПАНОВА

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

технолог Ю. Подолинский,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

матрос В. Найман,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

машинист РМУ В. Ошурко.

Фото Р. Эйна
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!