ТМРП: СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА - ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - 16 01 1992

Автор
Опубликовано: 2332 дня назад (5 декабря 2017)
Редактировалось: 1 раз — 6 декабря 2017
0
Голосов: 0
Краткий экскурс в совсем недавнее прошлое. С той самой поры, как объединение, бывшее под названием "Эстрыбпром", стало арендатором бывшего же . Минрыбхоза, коллектив Таллиннского морского рыбного порта, в свою очередь, также приступил к разработке собственной концепции по переходу на аренду ли, на акционерную ли форму хозяйствования. Статус, впрочем, как выяснилось впоследствии, принципиального значения не имел — для портовиков куда существеннее было получить в Эстонском банке собственный расчетный счет и право юридического лица, что открыло бы путь к автономному управлению производством, к самостоятельному определению перспективных направлений хозяйственной деятельности и реорганизации потенциально обанкротившихся структур.
На протяжении двух с половиной лет, однако, достичь цели никак не удавалось. Объединению, представлялось, легче будет выжить, оставаясь монолитом, да и у портовиков не одним днем нарабатывались проекты.
С переходом "Эстрыбпрома" в ведение Эстонского государства в ТМРП уже как бы созрели предпосылки для самоопределения. Одна из таких предпосылок — фактическое ослабление позиций "Эстрыбпрома" (ныне, напомним, имеющегося как Ээсти калатеэстус "Океан"), утерявшего статус арендного предприятия и не приобретшего взамен ничего другого; другая предпосылка... На нее более убедительно указал в интервью с вашим корреспондентом начальник ТМРП А. СКОКОВ.
Корр.: Алексей Степанович, к началу декабря, как вы информировали редакцию, должен быть произведен разделительный баланс между объединением "Океан" и ТМРП. Что в итоге: как вы теперь именуетесь?
А. С: Я и сейчас затрудняюсь сказать это определенным образом и потому считаю правомерным сослаться разве что на официальные источники, каким признано, например, и ЭТВ. Так вот, буквально 31 декабря в "Актуальной камере" на эстонском языке прозвучало сообщение о том, что отныне ТМРП в качестве государственного предприятия передается под эгидой торгового порта департаменту водного транспорта.
А до этого сколько ступеней довелось пройти: и Министерство охраны окружающей среды, и Министерство промышленности и энергетики, и Министерство экономики...
Корр.: Может быть, по роду деятельности ТМРП не так уж далек от того же Министерства промышленности?
А. С: То есть — почему бы не остаться под крылом объединения "Океан"? Уже потому хотя бы, что удельный вес обработки рыбопромысловых судов на середину минувшего года составлял лишь пятую часть объема всех работ в ТМРП. (Вот она — вторая имевшаяся предпосылка для самоопределения.— Л.С). Так или иначе, но нам предстояло искать привлеченные грузы на стороне. Самостоятельность искать. Такая возможность в прежнем нашем статусе не предвиделась...
Корр.: Все же порт продолжает оставаться госпредприятием. Возможна в этих рамках, да еще "под эгидой" торгового порта полная автономия?
А. С.: Что значит оставаться госпредприятием в нашем конкретном случае? На правительственном уровне будет решаться стратегическая программа хозяйствования порта, предприятие продолжает работу на основе государственной собственности и на территории, принадлежащей государству, на рыбный порт, к тому же, распространится и единая для республики система тарифов. Однако экономические вопросы мы рассчитываем решать самостоятельно.
Корр.: Самостоятельно — "под эгидой" торгового порта?
А. С: Структура эта видится не в той традиционной форме, с какой мы привыкли иметь дело. Должен быть создан административный совет, призванный не направлять, а взаимоувязывать деятельность двух портов; сами же они - или их администрация — в этих рамках вольны строить производственный процесс по своему разумению.
Корр.: Вы уже упомянули единую систему тарифов. На чем еще будет базироваться взаимодействие с торговым портом?
А. С: Работа ведется в следующем направлении: торговый порт разрабатывает на данном этапе паспорт прибрежной линии, включая объекты, принадлежавшие ранее воинским частям; далее будет закрепляться грузопоток ...
Корр.: (как лицо в некотором роде заинтересованное, но уже представляющее интересы стороннего для ТМРП предприятия): Какое место в этих условиях отводится сотрудничеству с объединением "Океан"? Удастся ли впредь совладать с таким потоком судов, какой скопился в предновогодний период (это, надо полагать, одно из условий договора между партнерами)?
А. С: Из нескольких стоящих сейчас у причалов северной стороны судов только одно с полным грузом, остальные практически пустые. Проблема не в том, что, якобы, портовикам не по силам их разгрузить; проблема — куда груз направить. Сегодня вся продукция аккумулировалась на холодильнике, и сбыту трудиться и трудиться, чтобы определить потребителя столь дорогостоящей рыбы — цены на нее, как вам известно, значительно возросли.
Судя по сводкам, не предвидится солидных грузов и в январе — в порт приходят опять же пустые БМРТ-474 и 604, останется разгрузить только плавбазу "Станислав Монюшко", что не представляет проблемы.
Корр.: Какая роль отводится наиболее прибыльному звену ТМРП — нефтебазе?
А. С: По всей вероятности, она не претерпит значительных изменений — нефтебаза, как и прежде, будет обеспечивать хранение топлива и бункеровку судов как для "Океана", так и для пароходства. С последним, кстати, не предвидится особых осложнений, топливная группа пароходства заключает договора с предприятиями, откуда топливо поступает для хранения на нефтебазу и по заявкам выдается оттуда торговым судам. В "Океане" аналогичная система не отработана.
Корр.: И еще раз — относительно статуса ТМРП. Все-таки госпредприятие — это не совсем то, что предполагалось, скажем, на октябрьском собрании совета трудового коллектива порта, где, помнится, строились планы по созданию если не СП, то по меньшей мере акционерного предприятия. Если не ошибаюсь, имелись виды на тесное сотрудничество с конкретными иностранными партнерами. Как с этим будет впредь?
А. С.: Думаю, впредь это больше будет зависеть от верхних правительственных эшелонов, чем от нашей воли. У нас, действительно, имеются кое-какие свои предложения, а как расценит их будущий административный совет?.. Видимо, при любых обстоятельствах важно уметь доказать целесообразность предпринимаемых действии...
Корр.: Успеха вам на этом пути. Спасибо за информацию.

Интервью подготовила Л. СТИШЕНКО
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!