У ИСТОКОВ – 01 12 1979

Автор
Опубликовано: 1675 дней назад (17 сентября 2019)
0
Голосов: 0
К 25-летию ОКЕАНИЧЕСКОГО ЛОВА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПОЧТИ 25 лет тому назад выходом на промысел в Северо-Восточную Атлантику двух судов типа СРТ было положено начало океаническому лову в Эстонской ССР. До этого памятного события в республике предпринимались энергичные меры по развитию рыбной промышленности. Одним из организаторов ее после Великой Отечественной войны был Кирилл Евсеевич Антонов.
Накануне праздника Великого Октября 6 ноября 1946 года он по предложению созданного Министерства рыбной промышленности ЭССР стал руководителем первого рыбопроизводственного предприятия — треста Гослова. За плечами Кирилла Евсеевича уже был солидный опыт практической хозяйственной и партийной работы в рыбной отрасли. С морем он породнился еще юношей, в 1920 году, за девять лет прошел путь от юнги до помощника капитана в Ленинградском морском порту. Учился в морском техникуме, там же вступил в ряды КПСС в 1927 году. По окончании военно-морской службы в Севастополе в 1933 году его направляют по путевке ЦК партии в распоряжение политорганов рыбпрома Дальнего Востока. Пять лет ходил на промысел первым помощником капитана на пароходе «Тунец» и других судах, затем стал работать заместителем начальника рыбного порта, секретарем Ворошиловского районного комитета партии Владивостока, в управлении по добыче крабов и морского зверя. В 1944 году, после долгих лет, возвращается на родную Балтику в качестве начальника базы морского рыболовства в Клайпеде, откуда и прибывает в Таллин.
Трест «Гослов» располагал двумя базами: в Таллине и в Пярну. В их распоряжении находилось 27 маломощных композитных судов по сто тонн водоизмещением (каркас металлический, обшивка и палуба деревянные). К тому же они требовали серьезного ремонта и переоборудования под траловый лов. А никаких ремонтных средств, не было. Перед руководством треста встала, казалось, непреодолимая задача — подготовить и направить в море суда, не имея на то никаких возможностей...
Кирилл Евсеевич узнал, что в Таллине подбирается группа судоремонтников по восстановлению мелкого флота. При встрече с этими людьми удалось найти общий язык. «Мы предоставили им территорию, оговорив себе право на переоборудование в первую очередь своих судов». Так была создана артель «Роол», возглавил которую грамотный и энергичный товарищ — Кингс.
Располагая прекрасными специалистами, артель «Роол» в течение одной зимы отремонтировала и переоборудовала все рыболовецкие суда. Но оставалась еще более сложная задача: где взять кадры? Пришлось обращаться к мурманчанам и по старой памяти — в Клайпеду. Особенно трудно было с командным составом. На помощь пришли и демобилизованные командиры и старшины с катеров, тральщиков, сторожевиков. В 1947 году на Балтику вышла целая рыболовная флотилия — за дарами моря, в основном за треской.
Зима 1947—48 года ожидалась суровой. Это обстоятельство, вспоминает Кирилл Евсеевич, заставило перебазировать часть флота южнее, в район Клайпеды, чтобы не прерывать промысла. Первые малые рыболовные траулеры (МРТ) отправились туда осенью под командованием капитана Оя и сразу начали работать успешно. В Клайпеде была организована экспедиционная база Эстонского тралового флота и составе 14 траулеров. Возглавляли ее Антонов, его заместитель Оссия Тахкер и флагман Руфов. Задания по добыче выполнялись, дело налаживалось. На базе треста «Гослов» возник Эстонский государственный траловый флот.
Вскоре Кирилла Евсеевича назначили уполномоченным по ремонту флота. Деревянная обшивка судов вызывала растущее беспокойство... В конце февраля 1948 года два малых траулера, пробиваясь с моря в порт через образовавшийся за день лед, порезали скуловые части обшивки. Внутрь судов хлынула вода. Пришлось выброситься на берег...
Посоветовавшись со своими работниками, Кирилл Евсеевич предложил единственное реальное решение — дополнительно обшить суда по ватерлинии оцинкованным двухмиллиметровым железом. Все согласились: это — выход. Но в распоряжении ремонтников не было ни крана, ни дока, ни слипа... Однако вышли и из такого, казалось бы, безвыходного положения: ставили МРТ к причальной стенке, крепили стальные концы за кнехты, пропускали концы под киль к другому борту и через судно подавали концы на берег. Затем крепили судно так, чтобы была осушена ватерлиния на необходимую величину. Обшивали этот борт оцинкованным железом и затем повторяли всю операцию с другим бортом.
Безопаснее стало плавание в зимних условиях. Но назрела необходимость ремонтировать подводную часть и винторулевую группу. Ценную мысль подал капитан из поморов Новиков — устроить простейший слип. При помощи специалистов «Роола" изготовили специальные рельсы из деревянных брусьев, силами экипажей стали осуществлять подъем судов. — Как же мы сокрушались, — признается Кирилл Евсеевич, — когда экспедиционная Эстонская флотилия, работавшая на юге Балтики, была передана вместе с судами и экипажами Клайпедской базе...
Но времени для сожалений не оставалось. Антонову приказали принять экспериментальную базу в Таллине. Здесь создавались новые орудия лова — неводы и тралы. Впоследствии коллектив экспериментальной базы в количестве около тридцати опытных работниц влился в штат Таллинской сетевязальной фабрики, ныне цеха ремонта и постройки орудий лова «Эстрыбпрома». А Кириллу Евсеевичу выпало на долю вновь приняться за организаторскую деятельность в созданной Пярнуской базе Госморлова. Главной задачей ее был промысел балтийской сельди и салаки. Трудности оставались старые: оснащение флота судами и подбор кадров. Флот удалось пополнить, но с кадрами не ладилось. Министерство рыбного хозяйства СССР, учитывая настойчивые просьбы эстонских рыбаков, выделило пятьдесят судоводителей и механиков. Пярнуская база окрепла, а вскоре стала одним из лучших предприятий страны.
Промысловый флот не может существовать без своего порта и других береговых подразделений. Тридцать лет назад в столице республики настоящего рыбного порта не было. Имелась старая гавань с восемью причалами для малотоннажного флота, да и та не соответствовала своему назначению: тесная акватория, захламленность, неудобные подходы. А флот рос, и старая гавань, названная портом, преображалась. Акваторию расчистили и с помощью земснаряда «Даугава» углубили, отремонтировали причалы, укрепили волнолом. Три года, до создания Управления сельдяного лова в 1956 году, руководил деятельностью порта Кирилл Евсеевич. Мечтал о том времени, когда в Таллине появится настоящий, большой морской рыбный порт с бетонными причалами, мощными кранами, холодильником. Таким и стал ныне Таллинский морской рыбный порт. С 1957 года еще двадцать с лишним лет трудился Кирилл Евсеевич в рыбной промышленности. Был инженером-наставником, капитаном. Выполнял партийные поручения. До сих пор является членом комитета народного контроля объединения.
Тактичный человек, внимательный к сослуживцам, прекрасный товарищ, принципиальный коммунист, он всегда пользовался заслуженным авторитетом среди рыбаков. Пользуется и сейчас. Многими наградами отмечен его беззаветный труд во имя Родины. По биографии Кирилла Евсеевича можно проследить все этапы становления и развития рыбопромыслового флота Эстонской ССР.

А. НЕСТЕРОВ.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!