УВАЖЕНИЕ - 07 03 1978

Автор
Опубликовано: 2647 дней назад (29 декабря 2016)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КОГДА я спросил Зою Никитичну Старостенко, буфетчицу РТМС «Лембит Пэрн», что бы она хотела пожелать в канун 8 Марта женщинам, которые работаю на судах объединения и которым еще предстоит пойти в море, она ответила.
— Если уж женщина решила пойти в мире, она должна своим трудом в коллективе добиться уважения к себе со стороны экипажа.
Это в полной мере можно отнести и к самой Зое Старостенко. Уж она-то пользуется авторитетом в коллективе судна, и уважения к себе ей не занимать. Не только на одном РТМС «Лембит Пэрн» ее знают как исключительно добросовестную и приветливую «кормилицу» экипажа.
С морем Зоя Никитична познакомилась в 1964 году. С того памятного апрельского дня, когда на горизонте в расплывчатом марева остались шпили Вышгорода, и до сегодняшнего времени она не изменяла морю — работала только на судах. Начала трудиться в должности кастелянши, вскоре стала буфетчицей. И какой буфетчицей! О том, как она в целом относится к своим обязанностям на судне, говорит такой факт: Зоя Никитична является членом товарищеского суда, а это значит — образцом в труде.
Женщина и море. В недавнем прошлом эти понятия считались несовместимыми. За четырнадцать лет работы на судах Зоя Старостенко на собственном примере еще раз доказала несостоятельность этого тезиса. Добрая и заботливая хозяйка салона. Всегда ровное, хорошее настроение. Рыболовный траулер — не прогулочный курортный катер. Здесь надо работать и работать. Месяцами, без перерыва. В любую погоду в любой шторм. Голодный рыбак — не рыбак. Слово есть такое — железное; «надо». Заболела уборщица. Зоя Никитична три недели работала за нее. Идет рыба — за нож и в цех. Надо — значит надо. Вышло из строя рулевое управление. Штормит. По трансляции, понятно, не объявляют — трудно ли испугать людей, особенно если на судне много новичков. Но Зоя Старостенко, конечно, знает — она ведь обслуживает комсостав. Тревожно? А как же иначе — все-таки женщина. Но, право, иной мужчина мог бы и позавидовать такой, как у нее, твердости духа.
Спрашиваю о детстве, юности. А в ответ— страшное:
— Когда началась воина, и отец ушел на фронт, нас у матери осталось пять ребятишек. Было это в Белоруссии. Оккупация. Мое детство — черная дорога. Супы из картофельной ботвы, щавель. Что только мы не ели, чтобы выжить назло фашистам. Землянка. Гитлеровцы все выжгли вокруг. И всюду, куда ни брось взгляд, — виселицы. И ров, наполненный трупами — евреев, цыган, да и кого только там не было. Вот таким было наше детство. Мы очень боялись за моего братика, который пух с голода.
На глазах этой всегда жизнерадостной женщины навернулись слезы. Я поспешил переменить тему разговора. Вот откуда у нее ненависть к злу, насилию, ко всему несправедливому на свете. Но оттуда же и доброта к людям, желание помочь, делать все безукоризненно честно.
На каком бы участке мы ни трудились, везде нужна требовательность к себе и требовательность к людям. 3. Н. Старостенко отвечает за всю посуду на судне. В море выдает ее, в конце рейса принимает обратно, списывает. Но главное, конечно, бережет. Во время шторма укутывает каждую тарелку — иначе есть будет не из чего. Что греха таить, есть еще несознательные моряки. «Лишние» ложки и вилки летят за борт, а у буфетчицы недостаток. Будто иных забот у нее нет.
— Как встанешь в шесть утра, так целый день — на ногах. Даже в кино по вечерам всегда опаздываю. Пока управишься со всеми делами, придешь к себе в каюту — ног не чувствуешь. И все-таки с морем трудно расставаться. Надеюсь, не скоро уйду с этой работы.
Запомнился минувший день рождения — 15 февраля. Очень благодарна Зоя Никитична экипажу за внимание, которое было оказано ей в этот знаменательный день. Работа в море трудная, но именно это и сближает людей. В начале рейса приглядываются друг к другу, а в конце — словно одна семья. Вероятно, именно вот этого не хватает на берегу, но, может, так только ей кажется, ведь столько лет в море. Когда бывает особенно трудно, очень хочется отдохнуть где-нибудь одной в лесу, а побудет на берегу — снова тянет в океан. Видите, какой я морячкой стала...
Труд для Зои Никитичны не в тягость. Бывает, что ребята попросят — как не помочь: постирать, подшить. А то самодеятельность организовывала, сама пела. Вот она какая — Зоя Никитична Старостенко!
Надо ли говорить, что ударник коммунистического труда, в какой уже раз, за добросовестную работу получает благодарности. И в этом рейсе на РТМС «Лембит Пэрн» тоже.
Трудное детство, нелегкая работа. Биография, в общем-то, не такая уж необычная, как и у многих сверстниц. И все-таки у каждой — своя.
Международный женский день. Цветы, улыбки. И слова признательности и благодарности нашим замечательным женщинам, великим труженицам, матерям, женам, подругам. И среди них — ветерану нашего объединения Зое Никитичне Старостенко, которая всем своим трудом, любовью к людям завоевала право на уважение.

В. БОГДАНОВ.
Фото В. Тракса.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!