Виктор Васильевич Васильев. Я ЕЕ ПОВТОРИЛ БЫ СНАЧАЛА... – 14 02 1984

Автор
Опубликовано: 1284 дня назад (13 октября 2020)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Интервью с юбиляром

Когда наша беседа уже подходила к концу, я спросил Виктора Васильевича о невероятном, а что, если бы жизнь его повторилась сначала, как бы он хотел ее прожить? И юбиляр ответил: «Я ее повторил бы сначала, но с одним условием, чтобы не было военных лет, чтобы ни я, ни другие не испытали тягот и страданий страшных военных лет».
Понять Виктора Васильевича не трудно. 18-летним пареньком он оставил родной дом под Москвой и, как и многие его сверстники, пошел защищать любимую землю от немецко-фашистских захватчиков. Родившись и выросши в подмосковном селе, юный Васильев ни разу не видел войны, не испытал страданий, выпадающих на долю людей, когда гремят снаряды и свистят пули. Молодого солдата ждал осажденный Ленинград. Через Ладогу, вместе со своим подразделением, он переправился в город на Неве. И то, что увидел здесь, наполнило его сердце горечью и тревогой. Он еще никогда не видел обессиленных голодом и холодом людей. Однако предоставим слово Виктору Васильевичу.
— Никогда в моей памяти не изгладятся новые впечатления от встречи с Ленинградом. Помню, когда наше подразделение высадилось на берегу, командир, уже испытавший на себе блокаду, попросил всех вновь прибывших освободиться от всего лишнего, очистить карманы, навести порядок в вещмешках. И солдаты, еще по существу не знавшие войны, выворачивали карманы. Помнится, у одного упал сухарь. Блокадный командир тут же поднял его. Именно в это мгновенье я понял, как страдают люди в осажденном городе.
А дальше было еще хуже. Проезжая и проходя по Ленинграду, мы то и дело встречали обессиленных людей, падающих от голода. Надо сказать, что мы прибыли в Ленинград в самую трудную его пору, в 1942 году. Невыносимо тяжело было смотреть на эту картину страданий ленинградцев. Все это открывало глаза, волновало сердце, хотелось бить врага еще сильнее, чтобы освободить город от вражеской блокады.
В то время молодой Виктор Васильев был рядовым матрасом. Моряки вместе с пехотинцами защищали осажденный город. Ленинград памятен Виктору Васильевичу еще и тем, что здесь он стал коммунистам. Ему навсегда запомнилось снятие и прорыв блокады, дальнейшее продвижение вперед, взятие Выборга, освобождение от фашистов всего Карельского перешейка. Виктор Васильевич уже в качестве парторга 319 истребительного противотанкового дивизиона участвовал в прорыве линии Маннергейма, затем в составе 384 Новгородской стрелковой дивизии освобождал прибалтийские республики. Его военный путь закончился под Кенигсбергом.
А затем начались мирные дни, связанные также со служением нашей Родине в Военно-Морском Флоте. Несколько лет молодой офицер отдал работе в печати. Именно в это время он впервые стал выступать в газетах со своими зарисовками, статьями. В качестве корреспондента трудился на Каспии, на Дальнем Востоке, на Камчатке, а затем, после окончания Военно-политической академии имени В. И. Ленина, получил направление в Таллин. С тех пор Таллин стал для Виктора Васильевича родным городом. Одна из самых ярких страниц в его биографии этой поры — создание музея Краснознаменного Балтийского флота. И опять же послушаем самого Виктора Васильевича.
— В то время музее морской славы нашего флота действовали во многих городах, расположенных у моря, а вот на Балтике такого музея не было. Мне предложили стать директором еще фактически не существующего музея Балтийского флота. Пришлось начинать все с нуля. Работа в архивах, встречи с ветеранами, многочисленные поездки, сбор боевых реликвий — все это увлекло меня, и два года спустя музей был открыт. Сначала он располагался в. другом городе, а затем был переведен в Таллии. 8 лет я был директором этого музея, как бы заново открывая для себя героические страницы Балтийского флота, начиная от эпохи Петра 1 и заканчивая нашим временем. Именно работа в музее, розыск архивных материалов позволили мне написать несколько книг о героических под вигах моряков Балтийского флота, а затем и защитить диссертацию, посвященную обороне Ханко.
В 50 лет, а это был 1974 год, Виктор Васильевич уволился в запас. Однако об отдыхе он не мечтал. Его, как н в юности, манило море, люди, которые мужественно борются с морской стихией и побеждают ее. Так он оказался в «Эстрыбпроме». В течение 7 лет его родным домом стали суда нашего объединения. Чаще всего его видели в должности первого помощника капитана на транспортных рефрижераторах «Бриз», «Иней», на промысловых судах БМРТ-384 «Коралл», РТМС-7522 «Тамула», ПР «Саяны». Зная хорошо партийно-политическую работу, ее особенности, характеры людей, верно оценивая возможности каждого моряка, Виктор Васильевич скоро завоевал авторитет среди рыбаков. И снова слово Виктору Васильевичу.
— 33 года я отдал службе в Военно-Мор ском Флоте. Но хотелось собственными глазами увидеть другие страны, встретиться с другими людьми, узнать, как они живут, чем интересу
ются. И мое желание осуществилось. На судах я встретил много замечательных людей, с которыми было не всегда легко работать, но которых я всегда хотел понять и помочь, помочь тем, что я знаю, через что прошел. Как-то, уже простившись с морем, став береговым челове-ком, я подсчитал, что за время плавания на су дах вашего флота я побывал в 18 странах мира. Это уже смо по себе интересно, а с другой стороны давало возможность еще раз убедиться, насколько велика и прекрасна наша Родина.
Ныне Виктор Васильевич трудится на берегу заместителем начальника орготдела, но по-прежнему по роду своей работы бывает на судах флота, встречается с рыбаками, делает все, чтобы молодая смена, приходящая в наше объединение, была хорошо подготовлна, преданна тем идеалам, за которые боролся в такие же годы Виктор Васильевич. И не случайно, наверное, когда я поинтересовался у него, какие же качества в человеке он наиболее ценит, Виктор Васильевич ответил:
— Прежде всего, преданность своей Родине, которая у человека, может быть только одна. Затем правдивость, правдивость во всем, в делах, в отношениях с людьми. И третья черта, которая крайне необходима любому человеку, а советскому в особенности — это принципиальность. Обладая этим качеством, человек может добиться осуществления самой дерзновенной мечты. Многие мои юношеские мечты сбылись. Помнится, после окончания 10 класса, каждый из моих сверстников должен был сказать, кем он хочет стать. Я сразу же заявил, что хочу быть моряком. И своего достиг. Конечно, годы берут свое, но я чувствую в себе еще силы, чтобы принести пользу людям. Сейчас самая большая моя мечта — создать музей нашего объединения, тем более, что опыт у меня уже есть. Очень важно иметь нашему объединению такой музей, где будут собраны многие бесценные реликвии, портреты зачинателей океанического лова, макеты судов и многое, многое другое. Музей рыбацкой славы, каким он мне мыслится, поможет нам в воспитании достойной рыбацкой смены.
Боевой и трудовой путь Виктора Васильевича Васильева отмечен многими орденами, медалями, почетными грамотами, дипломами. И сегодня, в день юбилея, его друзья и товарищи еще раз отдадут должное человеку, за плечами которого большая и интересная жизнь.

П. ЛУГОВСКОЙ.
Фото И. ШПЕРОВА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!