ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ ОКЕАН. Автор АРКАДИЙ КВАШНИН - Документальная повесть. Часть 6
Автор
|
Опубликовано: 1804 дня назад (6 ноября 2019)
|
0 Голосов: 0 |
(Продолжение. Начало в №№ 11, 14, 17, 20, 24, 26).
Подход к проливу Па-де-Кале отмечается интенсивностью движения судов. Они втягиваются из безбрежных просторов моря в горловину пролива, скапливаясь на огромном пространстве. Судов здесь нисколько не меньше, чем в Зунде, может быть, даже и больше. И чьих только нет! Нас всех удивил огромный пароход под английским флагом, с двойной надстройкой. Двигался он весьма необычно. Носом он так сильно зарывался в волну, что казалось, будто у него нет совсем носа. Видимо, нагреб воды — вот и образовался дифферент.
За этим тяжелоидущим судном легко и свободно шлепает суденышка под красным флагом. Нашенский. Вид у него светлый, праздничный. Он по конфигурации, линиям обводов напоминает «Вяндру». Было в базе океанического флота Эстонии такое судно. Тысяча тонн водоизмещения, легкое, быстроходное, чуть больше СРТР. Осматриваем с любопытством своего собрата. На нем нет приспособления для лова рыбы. Порт приписки -- Калининград. Поприветствовали его. Морозов поясняет:
— Научно-исследовательское. Наше, рыбацкое. Принадлежит АтлантНИРО.
Пролив Па-де-Кале. Здесь есть своя особенность судодвижения. Суда, идущие на Запад, придерживаются английского берега; на восток — французского. Па-де-Кале, да и сам Английский канал тоже имеют одну особенность. Здесь сильные приливные и отливные течения. Если рассчитаешь свой приход в Па-де-Кале так, что попадешь в отливное, — скорость в канале за счет отлива увеличится на два-три узла. Моряки знают эту особенность и используют с выгодой для себя. Промахнешься — скорость потеряешь.
У нас расчетами занимался Игорь Котляр. Находясь в штурманской рубке, он долго колдовал над картами. Выверял свои расчеты. «Пидула» оказалась в благоприятном течении. Скорость возросла.
Ла-Манш. Между прочим, это название в нашей литературе иногда пишут вместе, иногда слитно. И то, и другое неверно. Писать надо через дефис. Вряд ли найдешь в мире человека, который не слышал бы об этом проливе. В далекие школьные годы, помнится, толковали на уроках географии, что этот пролив не так давно образовался из-за опускания суши. Опустилась земля, море завоевало впадину, появились Британские острова, здесь на протяжении многих столетий шла ожесточенная борьба между англичанами и французами. Все тут дышит страстями. серые волны Ла-Манша хранят величайшие тайны многих эпох, богатые сокровища. Нет смысла пересказывать историю народов Европы. Но на одну деталь хочется обратить внимание. Если у вас появится возможность познакомиться с навигационной картой Ла-Манша, обратите внимание на знак, похожий на хворостинку. Таких хворостинок здесь уйма. Их можно даже сосчитать, если есть время. Не трудитесь. Около тысячи, поверьте на слово. Устав от счета, я поразился. Каждая веточка — затонувший корабль, большой или маленький. Кладбище кораблей. Да, Ла-Манш бывает сердитым, ревущим, Но эти «точечки» не работа Посейдона. Это следы работы бога войны, которого древние греки нарекли Аресом. И когда смотришь на белесые, спокойные берега Англии, на города, расположенные у берегов, на линии высоковольтных передач, кое-где шагнувших в воду, отдаешь дань уважения англичанам за их труд и деловитость, а французы?! Разве не внесли они свой огромный вклад в развитие мировой культуры, науки и техники. И, наверно, поэтому, когда смотришь на карту, возникает чувство досады. Ведь «веточки» это суда, затопленные здесь в период многочисленных войн. Тысяча судов. Больших и малых. С погибшими и спасшимися экипажами. Если выстроить эти корабли в кильватерную колонну, то головное судно окажется в Гаване, а последнее - на рейде какого-нибудь английского порта. И это только тут, в сравнительно небольшой акватории Английского канала. Сколько труда, человеческого гения, смекалки нужно вложить, чтобы сделать один корабль. Чтобы уложить его на дно — значительно меньше.
Дно Ла-Манша говорит о величии человека и одновременно о его безумии, Восторжествует ли когда-нибудь здравый смысл в жизни человечества?
II
Тумана нет. Мы идем легко, подгоняемые попутным ветром и отливным течением. Члены команды «Пидулы» наблюдают Англию. Есть на судне и те, кто уже бывал в этой стране. Моряки делятся впечатлениями, рассказывают байки. Сыплются остроты и шутки, анекдоты о консерватизме англичан. Жизнь на судне идет своим чередом.
(Продолжение следует).
Подход к проливу Па-де-Кале отмечается интенсивностью движения судов. Они втягиваются из безбрежных просторов моря в горловину пролива, скапливаясь на огромном пространстве. Судов здесь нисколько не меньше, чем в Зунде, может быть, даже и больше. И чьих только нет! Нас всех удивил огромный пароход под английским флагом, с двойной надстройкой. Двигался он весьма необычно. Носом он так сильно зарывался в волну, что казалось, будто у него нет совсем носа. Видимо, нагреб воды — вот и образовался дифферент.
За этим тяжелоидущим судном легко и свободно шлепает суденышка под красным флагом. Нашенский. Вид у него светлый, праздничный. Он по конфигурации, линиям обводов напоминает «Вяндру». Было в базе океанического флота Эстонии такое судно. Тысяча тонн водоизмещения, легкое, быстроходное, чуть больше СРТР. Осматриваем с любопытством своего собрата. На нем нет приспособления для лова рыбы. Порт приписки -- Калининград. Поприветствовали его. Морозов поясняет:
— Научно-исследовательское. Наше, рыбацкое. Принадлежит АтлантНИРО.
Пролив Па-де-Кале. Здесь есть своя особенность судодвижения. Суда, идущие на Запад, придерживаются английского берега; на восток — французского. Па-де-Кале, да и сам Английский канал тоже имеют одну особенность. Здесь сильные приливные и отливные течения. Если рассчитаешь свой приход в Па-де-Кале так, что попадешь в отливное, — скорость в канале за счет отлива увеличится на два-три узла. Моряки знают эту особенность и используют с выгодой для себя. Промахнешься — скорость потеряешь.
У нас расчетами занимался Игорь Котляр. Находясь в штурманской рубке, он долго колдовал над картами. Выверял свои расчеты. «Пидула» оказалась в благоприятном течении. Скорость возросла.
Ла-Манш. Между прочим, это название в нашей литературе иногда пишут вместе, иногда слитно. И то, и другое неверно. Писать надо через дефис. Вряд ли найдешь в мире человека, который не слышал бы об этом проливе. В далекие школьные годы, помнится, толковали на уроках географии, что этот пролив не так давно образовался из-за опускания суши. Опустилась земля, море завоевало впадину, появились Британские острова, здесь на протяжении многих столетий шла ожесточенная борьба между англичанами и французами. Все тут дышит страстями. серые волны Ла-Манша хранят величайшие тайны многих эпох, богатые сокровища. Нет смысла пересказывать историю народов Европы. Но на одну деталь хочется обратить внимание. Если у вас появится возможность познакомиться с навигационной картой Ла-Манша, обратите внимание на знак, похожий на хворостинку. Таких хворостинок здесь уйма. Их можно даже сосчитать, если есть время. Не трудитесь. Около тысячи, поверьте на слово. Устав от счета, я поразился. Каждая веточка — затонувший корабль, большой или маленький. Кладбище кораблей. Да, Ла-Манш бывает сердитым, ревущим, Но эти «точечки» не работа Посейдона. Это следы работы бога войны, которого древние греки нарекли Аресом. И когда смотришь на белесые, спокойные берега Англии, на города, расположенные у берегов, на линии высоковольтных передач, кое-где шагнувших в воду, отдаешь дань уважения англичанам за их труд и деловитость, а французы?! Разве не внесли они свой огромный вклад в развитие мировой культуры, науки и техники. И, наверно, поэтому, когда смотришь на карту, возникает чувство досады. Ведь «веточки» это суда, затопленные здесь в период многочисленных войн. Тысяча судов. Больших и малых. С погибшими и спасшимися экипажами. Если выстроить эти корабли в кильватерную колонну, то головное судно окажется в Гаване, а последнее - на рейде какого-нибудь английского порта. И это только тут, в сравнительно небольшой акватории Английского канала. Сколько труда, человеческого гения, смекалки нужно вложить, чтобы сделать один корабль. Чтобы уложить его на дно — значительно меньше.
Дно Ла-Манша говорит о величии человека и одновременно о его безумии, Восторжествует ли когда-нибудь здравый смысл в жизни человечества?
II
Тумана нет. Мы идем легко, подгоняемые попутным ветром и отливным течением. Члены команды «Пидулы» наблюдают Англию. Есть на судне и те, кто уже бывал в этой стране. Моряки делятся впечатлениями, рассказывают байки. Сыплются остроты и шутки, анекдоты о консерватизме англичан. Жизнь на судне идет своим чередом.
(Продолжение следует).
ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ ОКЕАН. Автор АРКАДИЙ КВАШНИН - Документальная повесть. Часть 7 ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ ОКЕАН. Автор АРКАДИЙ КВАШНИН - Документальная повесть. Часть 5
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Архив новостей