ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ ОКЕАН. Автор АРКАДИЙ КВАШНИН - Документальная повесть. Часть 15

Автор
Опубликовано: 1622 дня назад (11 ноября 2019)
0
Голосов: 0
(Продолжение. Начало в №№ Пг 14, 17, 20, 24, 26, 28—29, 31, 34, 37, 40, 43, 47, 50, 52, 55).

Тут и прояснилось, что у Уно Борка ко времени прихода в рыбфлот Эстонии была богатая биография. После средней школы окончил Ленинградское артиллерийское училище, Служил в Эстонском национальном корпусе в должности старшего на батарее. В 1956 году в связи с сокращением армии ушел в запас. Два года проучился в ТПИ, затем его перевели для специализации в Мурманское высшее мореходное училище. После его окончания работал на первом атомоходе «Ленин». Потом случилось непредвиденное: повышенная доза радиации. И врачи отстранили от работы на атомном ледоколе. Предложили работу на берегу. Он отказался, вернулся на родину, в Эстонию.
В отделе кадров Таллинской базы океанического рыболовного флота ему, как опытному инженеру, предложили должность на берегу, в механико-судовой службе. Но он опять отказался:
— Хочу в море.
Так его определили третьим механиком на рыболовный траулер. На большее не хватало ценза.
Вторая встреча с Уно Борком у меня произошла на СРТР-9139, который отправлялся на Кубу.
Перед отходом мы долго беседовали о разном: от военной службы до особенностей работы на судах с атомным двигателем.
— А не кажется тебе, что твоя новая должность — понижение по службе? - спросил я.
Уно улыбнулся:
— Работать надо, а не думать о повышении-понижении.
Уно Борк уже успел ознакомиться с главной машиной, вспомогательными двигателями, электрооборудованием. Все проверил и прощупал. Вечером, когда на судне остались одни вахтенные, Уно зашел ко мне. Он оказался не в восторге от произведенного ремонта.
— На живульку все сделано, второпях, - посетовал Борк, — в море многое придется переделывать.
И он оказался абсолютно прав. С самого начала рейса пошли неприятности: то в одном месте «полетит», то в другом.
Третий механик заведует электрооборудованием судна. Это огромное и сложное хозяйство. А если учесть, что оно после ремонта не отрегулировано, дает сбои, то поймешь и нервозность Уно, а иногда крепкое слово в адрес тех, кто «химичил» во время ремонта.
На самом деле, куда ни кинь — везде клин. Начали майнать в трюм бочки — отказал электромотор. Включили большой прожектор— не горит. Попробовали стравить якорь — забарахлил брашпиль. Не говоря уже о батареях отопления и прочих мелочах.
Целый день Уно с набором инструментов мечется по судну. Он принимает решение: не ожидать, когда тот или иной агрегат поломается, а принять превентивные меры — опередив события, предупредить возможный выход из строя.
На плечи Уно Борка легла большая общественная нагрузка: его избрали секретарем судовой партийной организации. И первая предложенная им повестка дня партийного собрания была предельно четкая: «Подготовить судно к приходу и работе на промысле».
Доклад сделал сам. Квалифицированно обрисовал положение. Решение состояло из одного пункта, суть которого сводилась к тому, что коммунисты; должны были личным примером вести за собой всю команду.
И Уно Борк показывал пример. Помнится, как долго он возился с сигнальным ревуном. Не сигналит — и всё, хоть разбей его вдребезги. Долго мучился, но добился своего.
Днем, ночью, в штормовую погоду, в штиль вдохновенно работал Уно. И благодаря его усилиям электросистема на судне стала надежной.
Был случай, когда в районе Азорских островов вышла из строя трубка подачи топлива топливонасоса главного двигателя. Борк только что отстоял свою вахту в машине. Но стоило двигателю замолчать, Уна, забыв об отдыхе, работал, вместе со всеми в машинном отделении. А когда застучал, затарахтел главный двигатель, по графику подошла его вахта. Ничего не поделаешь — совпадение. И Уно отстоял ее.
Двадцать восемь часов подряд тогда длилась его вахта. Сдав ее, третий механик вышел на палубу. Устало опустился на крышку трюма. Под глазами — черные круги, веки припухли и покраснели. Через упрямый лоб пролегла глубокая складка.

(Продолжение следует).
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!