Сортировать:

Рубо-Роубоуд Франц - великий русский художник 19 века (26)

Комментарии (1)
Рыбак Эстонии # 2 февраля 2017 в 10:14 0
Рубо Франц Алексеевич (Roubaud Francois) — российский живописец французского происхождения, выдающийся мастер батальной и панорамной живописи, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трех батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».

Основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около двухсот монументальных полотен. Родился в 1856 году в Одессе в семье французского коммерсанта. Учился в Одесской рисовальной школе в 1865-1877 и в мюнхенской Академии художеств в 1878- 1883 годах. В период обучения в Мюнхене, каждое лето уезжал в Россию, на Украину, Кавказ и в Среднюю Азию, делая там многочисленные этюды с натуры. Исполнив большое число жанровых и батальных композиций в духе искусства передвижников («Атака запорожцев в степи», 1881; «Кавказец-кавалерист», 1880-е, и другие картины), Франц Рубо в 1886 году получил большой правительственный заказ.
Заказ предполагал написание девятнадцати картин для тифлисского «Храма Славы» (военно-исторического музея), призванного увековечить память о войнах России на Кавказе, а также в Турции, Иране и Средней Азии.

Живописный цикл Рубо охватил почти полуторавековой период — от «Вступления войск Петра I в Тарки 13 июня 1722 года» (в Дагестане) до «Сражения на реке Кушке 18 марта 1855 года» (в Туркмении). В число этих картин вошел также «Штурм аула Ахульго 22 августа 1839 года» (то есть укрепленной резиденции Шамиля в Северном Дагестане). Работы для «Храма славы» были завершены в 1893 году. Поскольку после революции данный музей был ликвидирован, произведения Рубо распределили между Дагестанским музеем изобразительных искусств в Махачкале и рядом других собраний; судьба некоторых картин сложилась весьма драматично.
Хотя эти сюжеты и славили имперскую политику России на Востоке, Рубо все же удалось с динамическим драматизмом показать беспощадную жестокость битв и героическую храбрость не только русских солдат, но и их отчаянно сопротивляющихся противников. Показывая войну как величественное зрелище, но в то же время и как народное бедствие, Рубо тем самым приблизился по духу к работам Василия Васильевича Верещагина (хотя и не достигал при этом их образной глубины). Впрочем, отсутствие этой глубины всегда компенсировалось у мастера впечатляющей выразительностью деталей, а также атмосферы сражений в целом.
Те же художественные принципы, плотно сводящие воедино чувства триумфа и трагедии, предопределили и работу Рубо над панорамами — композициями с масштабным цилиндрическим изображением, которое охватывает зрителя со всех сторон (включая не только живопись, но и предметно-фигурный план) и расположено в специальном помещении. Несмотря на отдельные, более ранние, прецеденты, Рубо практически явился создателем этого вида искусства в России. Первую свою панораму он исполнил на сюжет из своего кавказского батального цикла («Штурм аула Ахульго», 1888-1890; сохранились лишь фрагменты этого произведения). С 1901 работал над значительно более масштабной панорамой «Оборона Севастополя в 1854-1855 годах», избрав для изображения день 6 июня 1855, когда был отражен штурм Малахова кургана, приуроченный англичанами и их союзниками к 40-летию битвы при Ватерлоо. Открытое в 1905, это произведение стало настоящей энциклопедией воинской жизни того времени, с той поры постоянно притягивая к себе массу зрителей.
С 1903 года Рубо исполнял должность профессора батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был основоположник советской батальной живописи Митрофан Борисович Греков). Среди характерных батальных полотен Рубо — «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» (1907) и «Бородинский бой» (1913; обе картины — Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Москва). Не менее известной стала следующая панорама Рубо, созданная в 1910-1912 годах к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Как всегда тщательно изучив исторические свидетельства и место события, мастер представил в ней Бородинское сражение, а именно те утренние часы 7 сентября, когда завязались особенно упорные схватки за Семеновские флеши и батарею генерала Николая Николаевича Раевского (правда, в процессе обсуждения первоначальный замысел был несколько изменен и средоточием действия стал бой за Семеновский овраг).
Все три плана «Бородинской битвы» — от передних фигур и предметов до светлых далей, подернутых дымкой от пальбы — в совокупности составляют эпическое зрелище, сочетающее романтический пафос с детальным документализмом. Панораму открыли в Москве к 100-летнему юбилею, но в 1918 закрыли для обозрения в связи с тем, что ее павильон пришел в негодность. Доступ к ней зрителей возобновился лишь в 1962, уже к 150-летнему юбилею битвы, после многолетней реставрации и постройки нового здания на Кутузовском проспекте. Рубо с 1888 года все наиболее крупные свои заказы выполнял в своей мастерской в предместье Мюнхена, руководя бригадой немецких художников (при создании «Бородинской битвы» с ним сотрудничал также Григорий Григорьевич Мясоедов). С 1912 года художник стал проживать в Германии. После начала Первой мировой войны, а затем революционных событий и гражданской войны в России, не получая больше заказов, Рубо приспособиться к немецкой художественной жизни не смог и умер в забвении.
Франц Алексеевич Рубо скончался в 1928 году в Мюнхене.