Сортировать:

Панорама "Штурм аула Ахульго" - Франк Рубо (7)

Комментарии (1)
Рыбак Эстонии # 2 февраля 2017 в 10:02 0
Не меркнет слава героев Кавказской войны, о чьих подвигах написаны сотни книг, картин, созданы спектакли и музыкальные произведения. Но ни одно из произведений не может вызвать столь сильного и непосредственного ощущения этого события, как панорама «Штурм аула Ахульго», написанная Францем Алексеевичем Рубо в 1891 г.

"Штурм аула Ахульго"

Панорама была создана без официального заказа. Художник написал ее по собственному почину и на свои средства. Создавалась панорама в мастерской Франца Рубо в Мюнхене.

20 мая 1891 г. панорама «Штурм аула Ахульго» была открыта для обозрения в Мюнхене. Современники единодушно оценили ее как выдающееся произведение батальной живописи. За эту работу Баварская Академия художеств избрала Рубо своим профессором, а несколько лет спустя Совет Петербургской Академии художеств присвоил ему почетное звание академика. Немецкий принц-регент наградил художника орденом Св. Михаила. Далее панорама в 1892 г. демонстрировалась в Париже на Всемирной выставке и принесла Ф.А. Рубо заслуженную славу. Президент Французской республики С. Карно дважды посетил стенд с работой Ф. Рубо и дал ей высокую оценку, наградив художника орденом Почетного Легиона и премией Гран-при выставки. Художники предлагали показать панораму в Берлине и Вене, но он отказался, желая выставить её в России.

В центральном государственном историческом архиве в Ленинграде хранится письмо графа Остен-Сакена, адресованное великому князю Владимиру, президенту Петербургской Академии художеств, в котором он просит аудиенции для Ф.А. Рубо с целью получить разрешение выставить в Санкт-Петербурге панораму «Штурм аула Ахульго».

В 1896 г. панорама была показана в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке, где для нее был выстроен специальный павильон. Панорама воспроизводила действительное событие - взятие резиденции имама Шамиля аула Ахульго 22 августа/3 сентября/1839 г. Тринадцать тысяч русских солдат с 30 орудиями под командованием генерал-лейтенанта Граббе окружили 5 тысяч горцев кольцом. Аул Ахульго - непреступная твердыня Дагестанских гор, последний оплот отстаивавших свою свободу горцев, возглавляемых Шамилем, - защищался, как свидетельствуют о том рассказы участников штурма, долго и храбро. Шамиль, потеряв все свое войско, вынужден был скрыться из Ахульго по тайным тропам через горы в Чечню.

Панорама «Штурм аула Ахульго» демонстрировалась в Нижнем Новгороде почти полгода и имела самые восторженные отзывы. Посетил панораму и император Николай II, разъяснения по которой давал непосредственно Рубо. Присутствовавший во время осмотра генерал-лейтенант Н.Ф. Дубровин высказал царю мысль о приобретении панорамы для Кавказского военного округа. В 1898 г. Николай II приобрел у художника панораму за 65 тысяч рублей и подарил её Военно-историческому музею «Храм Славы» в г. Тифлисе, где она находилась до 1908 года.

В 1908 г. панораму свернули и увезли в Севастополь, где она временно экспонировалась в здании Севастопольской панорамы (та в свою очередь экспонировалась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле).

В конце ноября 1908 г. панораму «Ахульго» вновь перевезли в Санкт-Петербург и поместили в деревянный павильон на Марсовом поле. С начала Первой мировой войны холст панорамы «Ахульго» был снят и накатан на 13-метровый вал диметром 1 м 20 см и помещен в складское помещение Павловских казарм на Марсовом поле в Петербурге.

Там панорама пролежала до весны 1922 г., а затем ее перевезли во двор Ленинградского Артиллерийского музея. Нашлись силы и средства, нашлись заботливые руки научных сотрудников Артиллерийского музея, которые оказали «первую помощь» израненному полотну. Панорама «Ахульго» в то время представляла 6 полотнищ каждая по 18 аршин длиною и 30 аршин шириною. Все эти 6 полотнищ были в очень плохом состоянии: на всех кусках налет грязи и пыли. Края кусков были неровными, с большими прорезями и отрезанными частями холста. Полотно испещрено сквозными прорывами. Фрагменты картины-панорамы очистили от загрязнений, выровняли их, а затем сгруппировали и накатали на 13-метровый вал. Так панорама хранилась в Артиллерийском музее до 1928 г.
В 1928 г. по инициативе Дагестанского Наркомпроса панорама была передана Дагестанскому музею. 18 февраля 1928 г. вал с картиной прибыл на двух железнодорожных платформах в г. Махачкалу и размещен в специальное помещение Дагестанского краеведческого музея. Валу с накатанной картиной, общий вес которой составлял 3410 кг, опять предстояло пролежать свыше 2-х лет без движения - до 1930 г., когда ее раскатала и осмотрела специальная комиссия с участием опытного художника М. Христенко. В протоколе художественно-экспертной комиссии сказано, что «... Комиссия находит целесообразным остатки панорамы проф. Рубо ликвидировать из-за очень плохого состояния, лучшие места наиболее сохранившееся вырезать, прогнившие остатки сдать в утиль». Представитель Наркомпроса РСФСР, художник М. Христенко заявил, что «... о реставрации панорамы нечего и думать».

После 40 долгих лет, 2 октября 1971 г., по инициативе дирекции Дагестанского музея изобразительных искусств и лично его директора Патимат Саидовны Гамзатовой были осмотрены оставшиеся 3 полотнища панорамы «Штурм аула Ахульго» в присутствии старшего научного сотрудника Воронкиной Н. П., главного хранителя Идрисовой Н. К., художника - реставратора музея Черемушкина Н.П, панорамиста, автора научных трудов в области панорамно-диорамного искусства Петропавловского В.П.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ
1880 - нач. 1890 гг. - создание Ф. А. Рубо серии работ (17) на тему Кавказской войны.
1889-1891 гг. - годы создания первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго» Ф.Рубо в г.Мюнхене (общий размер полотна 120x12 м.)
20 мая 1891 г. - панорама открыта для обозрения в Мюнхене.
1892 г. - панорама экспонируется в Париже, на ежегодной Всемирной кустарной ярмарке.
1896 г. - панорама экспонируется в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке.
1898 г. - император Николай II приобрел у автора панораму и передал Военно-историческому музею «Храм славы» в г. Тифлисе.
1899-1908 гг. - панорама находится в г.Тифлисе.
1908 г. - панорама временно экспонировалась в здании павильона панорамы Ф. Рубо «Севастопольская битва» в г. Севастополе.
1908 г., ноябрь - панорама перевезена в С.-Петербург и размещена в деревянном павильоне на Марсовом поле.
1914-1922 гг. - холст панорамы был накатан на вал и сложен на хранение в подвалы Павловских казарм в Санкт-Петербурге.
1922-1928 гг. - холст на валу был перевезен и далее хранился в Музее артиллерии, где была проведена частичная реставрация-осмотр.
1924 г. - во время сильнейшего наводнения красочный слой холста панорамы сильно пострадал.
1928 г. - по инициативе Дагестанского Наркомпроса и лично Алибека Тахо-Годи панорама была передана Дагестанскому краеведческому музею в г. Махачкале.
1928 г., 18 февраля - панорама на двух платформах по железной дороге прибыла в Махачкалу.
1930 г. - по ходатайству А. Тахо-Годи панорама была представлена на осмотр специальной комиссии во главе с художником М. Христенко. По ее решению были вырезаны наиболее сохранившиеся части - фрагменты, а остальное было приказано «сдать в утиль».
1964 г. - первые известия о каких-то сохранившихся фрагментах панорамы (по сообщению дагестанского скульптора X. Аскара-Сарыджи). Начало поиска.
1970 г. - в дворовых фондах краеведческого музея под грудой хлама были обнаружены 3 фрагмента панорамы.
1971 г. - по инициативе дирекции музея изобразительных искусств были осмотрены сохранившиеся фрагменты. Тогда же была составлена смета реставрации фрагментов и фотографирования.
1981 г. - в архивах Государственного Эрмитажа обнаружена полная фотография панорамы, выполненная в Н. Новгороде фотографом Г. Григорьевым в 1911г.
1989-1991 гг. - художественная реставрация 1 фрагмента и техническая - двух остальных «Росмонументискусством», г. С.-Петербург.
С 1991 г. три фрагмента панорамы выставлены в постоянной экспозиции музея.
1993 г. - подписан контракт со Студией Военных художников им. Грекова на написание эскиза - копии панорамы в цвете в масштабе 1:10.
1997, 28 мая - прием работы в студии им. Грекова, г. Москва.
1997 г., 20 октября - торжественная презентация эскиза - копии панорамы Ф. Рубо «Штурм аула Ахульго» в залах Дагестанского музея изобразительных искусств в дни празднования 200-летия со дня рождения имама Шамиля.

Все три полотнища представляют собой фрагменты панорамы «Штурм аула Ахульго» из той части, где изображен бой на улицах Нового Ахульго. Повреждений за 80 лет со времени написания панорамы образовалось множество - разрывы, трещины, изломы, бесконечные осыпи, а местами полная утрата красочного слоя, уже не говоря о том, что все краски потемнели от осевшей на них пыли. Рубо заказывал холст для панорамы «Ахульго» в Брюсселе и заплатил за него по тем временам огромную сумму денег - 4,5 тысячи рублей. Холст до сего времени достаточно прочен, и это обстоятельство во многом способствовало спасению уникальной живописи первой панорамы в России.

С трудом мы можем рассмотреть подлинные фрагменты панорамы «Ахульго» и увидеть в них яростную рукопашную схватку на улице Нового Ахульго. Слева штурмуют солдаты Кюринского и Апшеронских полков, которые сошлись врукопашную с отчаянно защищающимися дагестанскими горцами. В центре большого фрагмента наверху просматривается фигура женщины с детской люлькой. Около арбы грозно стоит женщина-горянка, в руках у неё кинжал и сабля, а рядом горянка с распущенными волосами швыряет камни в атакующих солдат. Художнику удалось передать высокий драматизм этой минуты, в которой как бы воплотился смысл всего сражения. Два остальных фрагмента изображают схватку конных горцев с солдатами и скачущих лезгин в конце Нового Ахульго.

Двадцать три года панорама «Штурм аула Ахульго» волновала умы и сердца, внушала людям уважение к простым русским солдатам и дагестанским горцам, заставляя восхищаться их мужеством, самоотверженностью и героизмом.

В панораме «Ахульго» виртуозно передано ощущение солнечного августовского дня, когда контуры предметов, погруженных в атмосферу, орудия, повозки, лошади, люди в черкесках по мере удаления в глубину теряют свою линейную четкость, смягчаются. Впечатления живого, бушующего людского потока в смертельной схватке за аул Ахульго художник добился благодаря великолепному рисунку и точно найденным тональным отношениям. Динамика боя усиливается яркими солнечными бликами, играющим и на фуражках, панталонах, перевязях, на штыках и саблях солдат и горцев.

В панораме «Ахульго» Франц Рубо ищет и находит новые выразительные средства, помогающие ему проникнуть в истинный смысл происходящих событий, вскрыть их противоречия. Художник, блестяще владеющий композиционным мастерством, в панораме постигает высокое искусство реалистической батальной живописи. Его живопись гуманна, его искусство - вне политики. Художник не воспевает и не осуждает воюющие стороны, он рассказывает о далеких днях нашей истории предельно честно и понятно каждому зрителю. И в этом сила и бессмертие его искусства.