Помимо фотографа Димы Пранца от самого 1962 года в Рыбаке Эстонии подвизался еще Файви Ключик.
Фотографу Файви Ключику сегодня исполнилось бы 80 лет в 2016 году.
На протяжении десятилетий Файви Ключик работал почти со всеми печатными изданиями Эстонии. 10 тысяч снимков Ключика получил в свое пользование фотоархив Эстонского телерадиовещания. Это самая большая часть архива ЕРР, передает «Актуальная камера».
Фотограф-легенда. Человек-эксклюзив. С первых дней своей работы в газетах «Молодежь Эстонии» и «Советская Эстония» фотограф Файви Ключик стал знаменитым. Его узнавали не только по походке. Его узнавали по фотоснимкам.
«Это был уникальный для своего времени журналист, настоящий репортер. Он был фотографом. Он был очень болен, ходил в специальной ортопедической обуви. Как теперь говорят, человек был с ограниченными способностями, но тем не менее обладал удивительной способностью везде успевать», - вспоминала коллега Файви Ключика по работе в «Советской Эстонии» Светлана Иванова.
Дружеский шарж Станислава Малахова к 55-летию
«Твой объектив всегда на взводе!» — это цитата из дружеского послания Сергея Довлатова, адресованного своему коллеге по цеху Файви Ключику в день его 40-летия. Файви раньше других узнавал новости и делал все, чтобы новость оказалась первой на полосе именно его газеты.
«Эксклюзив — в те советские времена это слово, которое сейчас такое привычное, было иностранным. Файви его часто употреблял и сам говорил: я добыл эксклюзив, я добуду эксклюзив, так что у него было стремление быть всегда первым», - поделился коллега Файви Ключика по работе в «Молодежь Эстонии» Владимир Фридлянд.
Он с трудом двигался, ему часто помогала его жена Авилла, но он всегда пробивался сквозь любые кордоны. Его знаменитый «Запорожец» с ручным управлением превращался в танк, на котором он возил всех своих пишущих коллег. Ключик успевал всегда и везде.
Файви любит хулиганить
«Делал снимки не только для своей газеты «Советской Эстонии», а и для других. И один из снимков он принес в «Вечерний Таллинн» и попросил поставить какой-нибудь псевдоним, поскольку его имя знали по «Советской Эстонии», и так было принято. В секретариате подошли к тогдашней его просьбе творчески, и один из острословов придумал ему не просто псевдоним — Сидоров, Петров, а придумал такой: Феофан Замков, то есть в пику его фамилии», - рассказал Владимир Фридлянд.
«Да, жизнь иногда подкладывала неудобные ситуации. но они у всех бывают. Да, иногда ворчали на него. Но сейчас, когда прошло столько лет со дня его смерти. хочется сказать только доброе об этом человеке, и дай бог, чтобы такие журналисты, такие репортеры, такие фотокорреспонденты у нас были», - сказала Свеьлана Иванова.
Сегодня 10 тысяч цветных и черно-белых фотоснимков и негативов Файви Ключика находятся в фотоархиве Эстонского телерадиовещания. Это самая большая часть фотоархива. Около тысячи снимков Ключика уже можно найти в сети, в дигитальном виде. На его снимках звезды эстрады и телевидения, политики, президенты и простые люди всегда выглядят так, как в семейном альбоме. Сам Файви не любил постановочных снимков. Он снимал жизнь, такой какая она есть. Его снимки всегда честны и открыты, такие, каким был сам легендарный Файви Ключик.
Вера Степанова
Первый его снимок появился в газете «Сталинская молодежь» (позднее «Молодежь Эстонии» прим.ред.) в далеком 1950-ом году, когда Файви был еще школьником.
Фактически рождение Файви как фотокорреспондента совпало с рождением и становлением «Молодежки». Конечно, он еще не был тогда газетчиком, он еще только занимался в фотокружке Дома пионеров, но с того первого снимка жизненный путь его определился навсегда. Очевидно, эту его страстную преданность газете, своему делу еще тогда почувствовала Ольга Петровна Атолайнен, бывшая в те времена заведующей отделом школ, вузов и науки в «Молодежке». Ее уже тоже нет в живых. Но те, кто долгие годы читал газету, очевидно, помнят эту прекрасную журналистку. Она-то и учила Файви быть настоящим газетным фоторепортером. Вообще-то так было принято: газетчики старших поколений учили молодых работать в газете, любить газету и читателей, такие знания и умения не давал ни один институт.
Файви был определен в 1-й класс Таллинской Еврейской гимназии, когда в 1941 году началась война. Отец ушел в истребительный батальон, которые тогда формировались из рабочих, потом в Эстонский стрелковый корпус и провоевал до победы в 45-м. А вскоре после войны умер от ран, а может быть, от усталости. Тем важнее было для Файви начать работать, самому зарабатывать. Однако свой первый гонорар, заработанный в «Молодежке», он все же отметил с друзьями в одном из таллиннских кафе.
Со своими больными ногами, на которых, казалось, невозможно было ходить, Ключик всегда опережал более молодых и сильных фотокорреспондентов. Казалось, препятствий для него нет. Он делал невозможное. Ради одного снимка в газете он шел на немыслимые ухищрения. И довольно посмеивался, когда коллеги ахали, потому что ни в одной газете не было такого снимка, как у нас.
Помнится, в Таллин на открытие Певческого праздника приехали Анастас Микоян с космонавтом Германом Титовым. Ключик был единственным фотокорреспондентом, который прорвался на трибуну сквозь все посты и охрану. Но каково же было его разочарование, когда после всех этих мук в редакции отказались публиковать снимок Микояна. Фотографировать руководство страны имели право лишь строго определенные московские фотокорреспонденты по разрешению правительственных структур. Естественно, Ключик в эту особую группу, которую сейчас называют «кремлевским пулом», не входил. Другой бы на его месте успокоился. Как говорится, плетью обуха не перешибешь. Но Ключик не был бы Ключиком, если бы не стал воевать за свой кадр. Вечером он поехал в ЦК Компартии Эстонии, потом за город, на правительственную дачу, где остановился Микоян. Как он уговорил охрану, потом приближенных Микояна, мы не знаем, но вернулся он в редакцию с личным разрешением самого Микояна. А в редакции место для фотографии на газетной полосе держали свободным, хотя все возможные сроки, казалось, прошли. Вот так верили, что если надо совершить невозможное, Ключик пробьется...
Он ухитрился найти и снять первую в Эстонии «хрущевскую» кукурузу. И когда в «Молодежке» появился его снимок, сам Кэбин, бывший тогда первым секретарем ЦК Компартии Эстонии, поехал на место посмотреть, действительно ли сумели там вырастить такую кукурузу, или это просто «газетная утка». Но так и было.
Он снимал рабочих и крестьян, президентов и королей, знаменитых артистов и композиторов, полководцев и солдат. Впрочем, легче перечислить тех, кого он не фотографировал, многие, кстати, становились его друзьями, приятелями и уж, конечно, друзьями газеты.
С верной подругой Авивой
За годы существования «Молодежки» в редакции работали многие блистательные журналисты. Файви Ключик был одним из них. Скончался легендарный эстонский фотокор после продолжительной болезни 29 апреля 2008 года. Похоронен на кладбище Рахумяэ в Таллине.
По материалам публикации Нелли Кузнецовой
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Дирижер Эри Клас. Фото: Файви Ключик
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
После продолжительной болезни 29 апреля 2008 года в 16.00 скончался легендарный фотограф Файви Ключик. Прощание с Файви Ключиком (1933-2008) состоится 1 мая в Таллинне на кладбище Рахумяэ в 12.00.
Сегодня на 75 году ушел из жизни один из самых знаменитых в Эстонии фотокорреспондентов .
"Со своими больными ногами он всегда опережал более молодых и сильных фотокорреспондентов. И мы поражались порой. Казалось, он делал невозможное, казалось, что препятствий для него нет. Ради одного снимка в газете он шел на немыслимые ухищрения, тратил массу сил и времени. И довольно посмеивался, когда мы ахали, потому что ни в одной газете не было такого снимка, как у нас", - писала газета "Молодежь Эстонии", в статье в честь 70-летнего юбилея Файви Ключика.
Первый его снимок появился в "Молодежке" в 50-м году, когда Файви был еще школьником. Да и сама "Молодежка" еще только начиналась. Фактически рождение Файви как фотокорреспондента совпало с рождением и становлением газеты.
"Он снимал рабочих и крестьян, президентов, королей и королев, знаменитых артистов. Впрочем, легче перечислить тех, кого он не фотографировал. И многие становились его хорошими знакомыми, приятелями. Он всегда был азартным, увлекающимся, горячим, а главное, преданным газете. До глубины души, до самой последней своей клеточки...".
Редакция портала novosti.etv24.ee приносит глубокие соболезнования семье Файви Ключика и лично его супруге Авиве.
Наталья Китам
Файви Ключик — фотограф-легенда — ушел из жизни 29 апреля на 75-м году после тяжелой болезни.
Те, кому довелось с ним работать в газете «Советская Эстония», потом просто «Эстония», потом во многих других изданиях, помнят его одержимость фактом, событием, происшествием.
Он был настоящим репортером-фанатиком, для которого не существовало преград.
Он, волоча за собою робеющего корреспондента, мог выстроить на сцене президиум какого-нибудь важнейшего съезда в том порядке, который был предпочтителен для его снимка, он мог пройти на съемочную площадку любого фильма, распахнуть дверь гостиничного номера любой звезды эстрады, театра и добиться, чтобы ему позировали.
Он не терялся, когда на улице происходило нечто чрезвычайное, он был согласен в любое время суток мчаться на край света за одним-единственным кадром.
Он умел чувствовать сенсацию, он первым был там, где событие еще только созревало, как дремлющий вулкан.
Он ненавидел сонное болотное состояние застольной журналистики, он любил жизнь только в полноте ее движения, в непредсказуемости поворотов, в красоте и безобразии, в политических распрях и портретном совершенстве.
Он начинал свою карьеру, когда черно-белые снимки нужно было самому проявлять в фотолаборатории, опускать в закрепитель, просушивать. И мы всей редакцией ходили смотреть на его сохнущие снимки, без которых не мог выйти номер.
В его уникальном фотоархиве есть вся жизнь Эстонии за те десятилетия, что он снимал. Он был человеком отменного вкуса, и его фотографии — не только история, но и произведения искусства.
Фотография теснейшим образом связана со временем; время Файви Ключика — время радости, кипения, одухотворенности, интереса. Он умел во всем видеть лучшую, полнокровную сторону, умел выбрать ракурс, который сулил человеку надежду: и тому, которого он снимал, и тому, кто смотрел на фотографию.
Он начал снимать в середине прошлого века. Он снимал до последних дней жизни. Ему до самого конца не изменяли ни фантазия, ни вдохновение.
Файви со всеми был на «ты», потому что профессия требовала молодости. Он ушел из жизни, но не ушел из фотографии.
Елена Скульская
In memoriam
Файви Ключик (1933-2008)
У каждого из нас в жизни есть вещи, которые, кажется нам, были и будут всегда. Мы вырастаем с ними, как с любимыми сказками. Для журналистов Эстонии такой сказкой был «Золотой Ключик». Всего несколько месяцев назад мы писали о нем. И поверить в то, что его больше нет, мы пока не можем.
Файви Ключик был, пожалуй, единственным эстонским фотографом, к кому в полной мере применимо звание папарацци. Даже те его снимки, которые условия съемки или развитие техники не позволяли довести до высокого художественного уровня, не утрачивали своей ценности из-за уникальности содержащейся на них информации. Попасть туда, куда журналистам был вход заказан, и первым снять то, чего еще никто не видел, – это для Ключика было делом чести. Но папарацци Ключик был благородным. Его «трофеи», – начиная с Дина Рида и Раджа Капура и заканчивая всеми тремя эстонскими президентами – не только не прятались от него под темными очками и спинами охраны, но и с удовольствием позировали настойчивому маленькому фотографу в те моменты и в тех местах, где не желали видеть больше никого из прессы. А Дина Рида Ключик даже катал по Таллинну на своем «запорожце»...
А в нашей небольшой стране Ключик и подавно знал всех и все знали его. Стоило случиться какому-нибудь мало-мальски важному событию, отличиться какому-нибудь хоть сколько-то известному деятелю, как в редакции раздавался звонок и в трубке раздавался голос Файви: «Мое дело предложить, а там уж, как вы решите...» И если мы «решали» и кто-то из сотрудников отправлялся за архивными снимками, Ключик аккуратно раскладывал на столе свое фотодосье и начинал рассказывать истории о запечатленных на снимках людях. Каждый из этих рассказов был достоин того, чтобы попасть в книгу воспоминаний. В последние годы ему уже трудно было снимать, но он продолжал активно делиться с коллегами сокровищами своего бездонного архива.
Мы потеряли наш Золотой Ключик, но открытая им волшебная страна продолжает жить на его снимках.
Редакция «Дня за Днем» выражает глубокие соболезнования родным и близким Файви Ключика.
Внимание, снимаю