Коломийченко Н. машинист ПБ Ян Анвельт - 21 марта 1964

Коломийченко Н. машинист ПБ Ян Анвельт - 21 марта 1964
Коломийченко Н. машинист ПБ Ян Анвельт - 21 марта 1964 

Рейтинг: 0

Просмотров: 1193

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Код для вставки на форумы:
Комментарии (4)
Рыбак Эстонии # 5 мая 2016 в 09:57 0
На 265 тонн больше - 21 03 1964


На плавбазе «Ян Анвельт» заканчивалась разгрузка. Экипаж готовился в очередной рейс. Наш корреспондент А. Кабанцев попросил первого помощника капитана Н. Южакова рассказать об итоге работы.
- Рейс в Северную Атлантику завершен успешно, - сказал Н. Южаков, - задание выполнено по всем показателям. Планировалось доставить в порт 1500 тонн рыбопродукции, доставлено 1765 тонн, т. е. на 265 тонн больше.
Палубная команда плавбазы приняла к борту 144 рыбопромысловых судна. Все они вовремя снабжены бочкотарой, солью, промвооружением, водой. Кроме того, 35 судам была оказана техническая помощь - специалисты ремонтной бригады произвели на этих судах необходимые токарные, слесарные и сварочные работы.
— Вы интересуетесь, кто отличился в рейсе. Таких у нас много. Это ударник коммунистического труда, рыбмастер Е. Бичиков, помрыбмастера Тийу Рикса, молодой коммунист, рыбообработчик А. Кущев. Много и хорошо работали моряки палубной команды — ударники коммунистического труда боцман В. Смотров, матрос-плотник Я. Валк. Его в рейсе коммунисты приняли кандидатом в члены партии. Не отставал от них комсомолец матрос А. Тамберг.
В течение всего рейса безотказно работала машинная установка. В этом заслуга механиков и машинистов первого класса Н. Петунова, Р. Сизова, М. Вильба. Н. Коломийченко и других. Наряду с обслуживанием механизмов члены машинной команды, под руководством старшего механика Л. Никитина произвели ремонт двух котельных вентиляторов, обиходного насоса, очистили и ошкрябили днище и трубопровод во втором котельном отделении и покрасили их.
Судовые агитаторы прочитали лекции, провели беседы на актуальные темы. Состоялись политические занятия в кружках по конкретной экономике, истории КПСС и текущей политике. Глубокие знания показали радиооператор В. Нефедов, технолог П. Полищук, 3-й механик М. Пономарев и другие слушатели. Судовые агитаторы врач М. Дмитриев, фельдшер Н. Коломар, начальник радиостанции А. Вейднер и другие разъясняли личному составу решения декабрьского и февральского Пленумов ЦК КПСС.
В рейсе работал консультационно-экзаменационный пункт для моряков, заочно обучающихся в средней школе.
Целеустремленная партийно-воспитательная работа способствовала успешному решению задач, стоявших перед экипажем.
«Ян Анвельт» снова ушел в море. Судно держит курс к Шетландским островам. Оно доставит рыбопромысловикам личный состав подменных команд, промвооружение и другое необходимое снабжение.
Экипаж коммунистического труда уверен, что и этот рейс, каким бы он трудным ни был, будет завершен успешно.


На фото: Умело трудится на плавбазе «Ян Анвельт» машинист первого класса Н. Коломийченко. Он старательно выполняет свои обязанности, показывает пример в дисциплине,

Фото Д. Пранца.
Рыбак Эстонии # 5 мая 2016 в 13:52 0
Агент КГБ-МГБ - фотограф Дмитрий Борисович Пранц



Эстонская газета Дельфи сообщила 29 сентября 2003 06:02

Из послевоенных архивов советской разведки


Совершенно секретно


СПРАВКА
На агента "Лесовский", использовать по делу Мазинг

Пранц Дмитрий Борисович 1922 года рожд., урож. гор. Пярну, ЭССР, русский, б/п, гр-н СССР, студент 1-го курса физкультурного факультета Тартуского Госуниверситета. Постоянное место жительства — гор. Таллин.

"…Правдиво рассказал о своей преступной деятельности и о преступной деятельности других известных враждебных элементов.


В марте месяце 1945 года был органами МГБ ЭССР завербован в качестве агента-опознавателя под псевдонимам "Лесовский" и освобожден из-под стражи. После вербовки, в процессе сотрудничества с нами, регулярно дает ценные материалы, по которым арестовано 14 человек активных немецких пособников и участников антисоветских организаций. В том числе ассистент СД города Тарту Крусс Эндель, являвшийся в период немецкой оккупации агентом буржуазно-националистического подполья.

В декабре месяце по его материалам заведено и ликвидировано агентурное дело "Глобус" по которому арестовано 10 человек. В процессе следствия по этому делу вскрыта антисоветская организация, занимавшаяся нелегальной переправкой враждебного элемента из ЭССР за границу и разведывательной деятельностью в пользу иностранной разведки.

В 1948 году по материалам "Лесовского" была заведена и ликвидирована предварительная агентурная разработка на молодежную антисоветскую организацию. В работе с нами конспиративен, аккуратен, выполняет наши задания и проявляет личную инициативу…"

И далее следует подпись:
Зам. начальника отдела 2-Н МГБ ЭССР (подполковник Беляев).

Таким образом на 1948 год Пранц подвел под сроки и расстрел не менее 25 человек, которые, в свою очередь, сдали кого-то еще.

Если же считать пострадавших от "Лесовского" людей за все время, то их будет гораздо больше, не менее сотни, причем часть из них — журналисты как из собственной молодежной газеты и других изданий, так и их знакомые и родные, а также прочие знакомые Пранца.

Отдавший под арест "немецких пособников" сейчас считает себя "добрым немцем", также, как прежде считал себя "русским".

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Из воспоминаний коллег ...

Встречается с бывшими коллегами из одной из республиканских газет, вспоминает былые дни. Он работал фотокорреспондентом и отличался замкнутым характером и прекрасным здоровьем, которое сохранил и сейчас. Германия дала ему гражданство, так как он какое-то время был в одной из пехотных немецких дивизий переводчиком. Затем времена переменились, и он стал служить другой власти


Виктория Ивлева ----


Это детское ощущение Эстонии как другого мира стойко осталось на всю жизнь. Хотя потом было достаточное количество поездок в Таллин — а что там было тогда ехать-то! — была даже летняя практика в газете «Молодежь Эстонии» у фотографа Дмитрия Борисовича Пранца. Пранц запомнился очень изящными, аккуратно выделанными фотографиями, безумного размера рыжей собакой и тетенькой-молочницей. Молочница, пожалуй, тогда потрясла больше всего, потому что она приходила рань-раньскую, ставила бутылки с молоком на пороге пранцевого дома — и никому, кроме меня, не приходило в голову, что молоко могут украсть.
И еще был эстонец Тийт, учившийся на моем курсе.

Все, кроме ЧУЖЕРОДНОСТИ, давно поменялось.

Девочка Алла стала известным в Эстонии адвокатом, «Молодежь Эстонии» переселилась из всеми любимого Дома печати, да и сам Дом печати перестал существовать, Дима Пранц уехал в Германию, и у молочницы появились другие клиенты, а Тийт и вовсе потерялся в закоулках Тартуского университета
Рыбак Эстонии # 5 мая 2016 в 14:10 0
Из газеты Молодежь Эстонии

"Труд подливает масло в лампу жизни"

Татьяна БАРМАКОВА.


Он не признает дифирамбов и ореола исключительности вокруг своего имени. И никогда не признавал. Наверное, поэтому ни разу не устраивал персональных фотовыставок, а ведь его богатейшему архиву позавидовал бы любой бывалый и уж тем более начинающий фотограф. Таланту чины и почести ни к чему. И все-таки одна уникальная персональная выставка у него есть - длиною в сорок шесть лет и тридцать километров пленки. Над ней он трудился изо дня в день, почти без выходных. Чтобы увидеть ее всю, понадобится перелистать толстенные подшивки "Молодежки" за четыре с половиной десятилетия, где в каждом номере - "Фото Дмитрия Пранца".
Дмитрий Борисович ПРАНЦ - наша легенда. Единственный, кто не разлучался с "Молодежкой" с первого ее номера, кто при любых обстоятельствах оставался (и остается до сих пор) ее патриотом. Единственный, кто работал при всех восьми редакторах...

Уже четыре года Дмитрий Борисович далеко - в самом южном и уютном уголке Германии. Видимся мы теперь лишь три раза в год, когда с женой Верой он прилетает на побывку в здешние края. А в перерывах - письма...


"Считаем недели и дни, разделяющие нас от очередного приезда в Таллинн. Ведь как-никак, это наша привычная крыша, моя в прошлом работа и большая часть прожитой жизни, не говоря о друзьях и знакомых. Эти ниточки обрывать нельзя, они согревают душу в минуты воспоминаний... Не забудьте накопить побольше газет любой давности, благо, ваш быт не скучнее американского вестерна".

"Пачечка последних газет в качестве гарнира" к прибытию Пранца вырастает до размеров многоярусной башни. А когда Дмитрий Борисович и Вера нежданно-негаданно появляются в редакции, элегантные, приветливые и соскучившиеся, наша "старая гвардия" радостно восклицает: "Какие люди! Сколько лет, сколько зим!". Разговорам-расспросам нет конца...


Нынешней весной Пранц отобрал из своего архива редкие фотографии. Специально для праздничного номера, посвященного золотому юбилею "Молодежки". (Жаль, приехать на него Дмитрий Борисович не сумел). Когда мы разложили на столе старые снимки, они напомнили фигурки калейдоскопа, из которых и складывалась молодежкинская судьба.

- Этой фотографии сорок девять лет, - с удовольствием вспоминал Пранц. - У колыбели "Молодежки", на Пикк, 30. Тут нам только один год. К сожалению, из шестнадцати человек десятерых уже нет. В центре, в очках, - Василий Засорин, наш первый редактор, правда, тогда газета называлась "Сталинская молодежь". Рядом справа - его зам Игорь Кононов.

- А вот и вы, Дмитрий Борисович. Справа в первом ряду. Какой молоденький!

- Вот еще ваш покорный слуга. Пятьдесят второй год. Мне тридцать. Я тут со своей первой камерой - Super Ikonta. Трофейный немецкий аппарат. Купил в московской комиссионке. Ради этого мама продала свою шубу... А на этом фото я ровно через тридцать лет.

- И камера совсем другая.

- Canon.

Рассматривать фотографии Пранца разных лет - величайшее удовольствие. Посевные, выпускные вечера, стройотряды, детские дома, выставки, экзамены, этюды, силуэты города и события, события... "Разве что казнь я не снимал". Французский писатель Гюстав Флобер говорил: "Художник должен присутствовать в своем произведении, как бог во Вселенной: быть вездесущим и невидимым". Пранц именно такой - вездесущий и невидимый. А ведь, оказывается, он и не мечтал стать фоторепортером. Дмитрий Борисович, как все начиналось?

- В молодости моим "коньком" была легкая атлетика. В семнадцать лет, в сороковом, я стал двукратным чемпионом Эстонии по метанию диска и толканию ядра среди юношей. С 1949 года входил в сборную Эстонии по легкой атлетике, выступал за нее шестнадцать раз. Занимал призовые места на первенстве республики. Был членом всесоюзной сборной по легкой атлетике спортивного общества "Динамо". Фотография же была просто хобби: снимал для души природу, спортивные соревнования. За фотодело всерьез взялся в двадцать три года. Никаких учителей, все сам. Иногда мои работы использовали в журналах "Kehakultuur" и "Pilt ja sona". Помню, 9 июля 1950 года меня пригласили в ЦК комсомола, и тогдашний второй секретарь ЦК Василий Засорин предложил штатную должность фотокора в новой газете "Сталинская молодежь". Я был в полном недоумении. Почему мне? Ведь я не фотожурналист, а спортсмен, и от спорта отказываться не собирался. Засорин только улыбнулся: "Думаю, вы сумеете совмещать и то, и другое". Позже я узнал, кто "подложил свинью", порекомендовав взять меня в газету: ответственный секретарь "Noorte Haal" Пиллироог, он тоже был членом сборной Эстонии по легкой атлетике.


- Первые номера "Сталинской молодежи" рождались в примитивных условиях, буквально в коридоре "Советской Эстонии" на Пикк, 40, пока мы не переехали на второй этаж на Пикк, 30. Трудились в газете те, кто ее фанатично любил. Фотолаборатории у нас тогда не было, так что приходилось с высунутым языком со съемки бежать печатать фотографии домой, из дома - в редакцию. Сдать снимок не вовремя? Непозволительно - выговор гарантирован. Но объем работы был значительно меньше сегодняшнего: газета выходила три раза в неделю.

Ни дигитальных камер, ни компьютеров, с помощью которых сегодня можно "вытянуть" даже не самый удачный кадр, тогда, естественно, тоже не было. Пранц создавал "живую" фотографию, колдовал над ней, доводя до совершенства. Помню, как, потрескивая, сушились в глянцевателе снимки к репортажу в номер, а Дмитрий Борисович, ретушируя другие фото к очерку или интервью, рассказывал прелюбопытнейшие вещи. Например, про то, с каким удовольствием ходил на фотоохоту. Обычно "добыча" хранилась в фотолаборатории на большом письменном столе под стеклом. Я обожала ее, "добычу", разглядывать: многие снимки становились удачной подсказкой для оригинального стоп-кадра.


"Благодарим за очередное письмо с газетной начинкой. Приятно было посмотреть на опубликованный мой этюд, но начинаю грустить, вспоминая свою фотоохоту вне газетных заданий, мой тогдашний основной источник творческой удовлетворенности. Бродя обвешанный аппаратурой в любое время суток по окрестностям города, никогда не испытывал беспокойства за личную безопасность и сохранность "мольберта". Теперь это исключено".

Самый первый снимок в "Молодежке"? Дмитрий Борисович помнит его прекрасно - народный дом в сельской местности. Утром развернул газету, и... посыпались упреки: "Почему дом "голый"? Ни одного человека рядом". С тех пор всегда старался "оживить" любой объект. А однажды Пранцу влепили выговор! Сфотографировал близнецов, но имена перепутал. Ваню назвал Васей. Казалось бы, ерунда: читатель все равно не разберется. Ан-нет, позвонили родители мальчуганов, посетовали на неточность.

- Находить темы в прежние времена было особенно сложно. Нас стесняли многочисленные "нельзя". В газете не могло появиться ничего, что хоть косвенно бросало тень на советскую действительность. Иллюзия всеобщего мнимого благоденствия считалась неприкосновенной. Герои фото должны были смотреть на читателей с обязательной улыбкой, непременно на фоне портрета Сталина. Прессу вынуждали заниматься лакировкой. Позже, когда маски были сорваны, работа приобрела иное творческое содержание. Лишь изредка сверху спускали директивы на проведение каких-либо кампаний, например, в шестидесятые годы - по борьбе с пьянством. Я сделал кадры из медвытрезвителя. Это мой первый удавшийся жизненно правдивый репортаж. Наконец-то можно было не фальшивить...

Меня всегда удивляло, как из года в год удавалось фотографировать события, вроде, об одном и том же, будь то слеты Эстонской дружины школьников или Праздники песни, и при этом не повторяться. У Дмитрия Борисовича тут своя философия.

- Снимок, как и люди, неповторим. Все постоянно меняется. Поэтому фотография никогда не способна наскучить. Перестанешь искать, а еще хуже - начнешь видеть в фотографии только материальную сторону - ты уже не мастер. У настоящего мастера есть дар фотографического видения. Он прежде всего наблюдатель, разведчик, а не бесстрастный фиксатор. Если ты не пытаешься вжиться в ситуацию, не обращаешь внимания на кажущиеся незначительными детали, не вглядываешься в лица, ты слепой фотограф. В фотографии важно не упустить мгновение, поэтому я терпеть не могу, когда во время событийной съемки ко мне пристают с разговорами. Помню поездку в лагерь в Вазалемма. Выступал хор из собора Александра Невского. И вдруг на какой-то миг один из заключенных зарыдал. Упустить это - непростительный промах. Если бы я просто присутствовал, кадра бы не получилось...

Постановочные снимки Дмитрий Борисович не жаловал, но если приходилось иметь с ними дело, старался, чтобы "режиссура" не бросалась в глаза. А когда надо было сделать портрет начальника и у того в кабинете находились люди, Пранц этому только был рад: начальнику не до фоторепортера, он занят, беседует, значит остается самим собой. "Если же приходится позировать специально, фотограф - палач, а субъект съемки - жертва".

Более преданного работе человека я не встречала. Уже все разбегутся, а Пранц все в лаборатории. Французский врач Мишель Шевроль утверждал: "Труд есть одно из непременных условий искусства дожить до ста лет". Но у Дмитрия Борисовича и на сей счет свой рецепт.

- Много трудиться - много двигаться. Фотография снимает стрессы, получаешь психологическое удовлетворение. Меня ведь никто не принуждал годами работать по десять-двенадцать часов в сутки. Кто-то сказал, что труд подливает масло в лампу жизни. Это действительно так. Безделье ускоряет наступление старости, труд же продлевает молодость.

Но мы-то знаем, что не только любимая работа помогла Дмитрию Борисовичу остаться молодым. Мы-то знаем еще про один его талант - постоянно быть в форме. Как это удается?

- В жизни все преодолимо с хорошим запасом оптимизма, а главное - здоровья. Я еще не растратил всего своего юношеского оптимизма и вряд ли когда-нибудь растрачу. В отношении собственного здоровья грех быть лентяем. Надо помогать своему организму с юности, тренируя его, защищая от непредвиденных и предвиденных сложностей. Я каждое утро делаю то, что большинству лень. Гимнастика, дыхательные упражнения, холодная ванна, с четыренадцати лет, между прочим. Сколько градусов в моей "ледяной" ванне? Зимой - плюс четыре-пять, летом - плюс десять. Ощущение, будто тебя "ошпарили" холодом. Разотрешься сухим полотенцем - и как новорожденный. Однако все упражнения бессмысленны, если выполнять их механически, из-под палки. Важно отрешиться от всего постороннего, мысленно уйти в себя и настроиться на пользу от занятий.

А еще Дмитрий Борисович не курит ("в восемнадцать лет пробовал пару раз - не понравилось"), из алкоголя предпочитает рюмку отличного сладкого марочного вина, считает себя вегетарианцем с солидным стажем и ... неискоренимым сладкоежкой. Один кусок вкусного праздничного пирога в честь пятидесятилетия "Молодежки" обещаем слопать за вас, дорогой наш Дмитрий Пранц. С юбилеем вас!
Рыбак Эстонии # 5 мая 2016 в 14:59 0
Помимо фотографа Димы Пранца от самого 1962 года в Рыбаке Эстонии подвизался еще Файви Ключик.



Фотографу Файви Ключику сегодня исполнилось бы 80 лет в 2016 году.


На протяжении десятилетий Файви Ключик работал почти со всеми печатными изданиями Эстонии. 10 тысяч снимков Ключика получил в свое пользование фотоархив Эстонского телерадиовещания. Это самая большая часть архива ЕРР, передает «Актуальная камера».

Фотограф-легенда. Человек-эксклюзив. С первых дней своей работы в газетах «Молодежь Эстонии» и «Советская Эстония» фотограф Файви Ключик стал знаменитым. Его узнавали не только по походке. Его узнавали по фотоснимкам.

«Это был уникальный для своего времени журналист, настоящий репортер. Он был фотографом. Он был очень болен, ходил в специальной ортопедической обуви. Как теперь говорят, человек был с ограниченными способностями, но тем не менее обладал удивительной способностью везде успевать», - вспоминала коллега Файви Ключика по работе в «Советской Эстонии» Светлана Иванова.



Дружеский шарж Станислава Малахова к 55-летию


«Твой объектив всегда на взводе!» — это цитата из дружеского послания Сергея Довлатова, адресованного своему коллеге по цеху Файви Ключику в день его 40-летия. Файви раньше других узнавал новости и делал все, чтобы новость оказалась первой на полосе именно его газеты.

«Эксклюзив — в те советские времена это слово, которое сейчас такое привычное, было иностранным. Файви его часто употреблял и сам говорил: я добыл эксклюзив, я добуду эксклюзив, так что у него было стремление быть всегда первым», - поделился коллега Файви Ключика по работе в «Молодежь Эстонии» Владимир Фридлянд.

Он с трудом двигался, ему часто помогала его жена Авилла, но он всегда пробивался сквозь любые кордоны. Его знаменитый «Запорожец» с ручным управлением превращался в танк, на котором он возил всех своих пишущих коллег. Ключик успевал всегда и везде.


Файви любит хулиганить

«Делал снимки не только для своей газеты «Советской Эстонии», а и для других. И один из снимков он принес в «Вечерний Таллинн» и попросил поставить какой-нибудь псевдоним, поскольку его имя знали по «Советской Эстонии», и так было принято. В секретариате подошли к тогдашней его просьбе творчески, и один из острословов придумал ему не просто псевдоним — Сидоров, Петров, а придумал такой: Феофан Замков, то есть в пику его фамилии», - рассказал Владимир Фридлянд.

«Да, жизнь иногда подкладывала неудобные ситуации. но они у всех бывают. Да, иногда ворчали на него. Но сейчас, когда прошло столько лет со дня его смерти. хочется сказать только доброе об этом человеке, и дай бог, чтобы такие журналисты, такие репортеры, такие фотокорреспонденты у нас были», - сказала Свеьлана Иванова.

Сегодня 10 тысяч цветных и черно-белых фотоснимков и негативов Файви Ключика находятся в фотоархиве Эстонского телерадиовещания. Это самая большая часть фотоархива. Около тысячи снимков Ключика уже можно найти в сети, в дигитальном виде. На его снимках звезды эстрады и телевидения, политики, президенты и простые люди всегда выглядят так, как в семейном альбоме. Сам Файви не любил постановочных снимков. Он снимал жизнь, такой какая она есть. Его снимки всегда честны и открыты, такие, каким был сам легендарный Файви Ключик.



Вера Степанова




Первый его снимок появился в газете «Сталинская молодежь» (позднее «Молодежь Эстонии» прим.ред.) в далеком 1950-ом году, когда Файви был еще школьником.

Фактически рождение Файви как фотокорреспондента совпало с рождением и становлением «Молодежки». Конечно, он еще не был тогда газетчиком, он еще только занимался в фотокружке Дома пионеров, но с того первого снимка жизненный путь его определился навсегда. Очевидно, эту его страстную преданность газете, своему делу еще тогда почувствовала Ольга Петровна Атолайнен, бывшая в те времена заведующей отделом школ, вузов и науки в «Молодежке». Ее уже тоже нет в живых. Но те, кто долгие годы читал газету, очевидно, помнят эту прекрасную журналистку. Она-то и учила Файви быть настоящим газетным фоторепортером. Вообще-то так было принято: газетчики старших поколений учили молодых работать в газете, любить газету и читателей, такие знания и умения не давал ни один институт.

Файви был определен в 1-й класс Таллинской Еврейской гимназии, когда в 1941 году началась война. Отец ушел в истребительный батальон, которые тогда формировались из рабочих, потом в Эстонский стрелковый корпус и провоевал до победы в 45-м. А вскоре после войны умер от ран, а может быть, от усталости. Тем важнее было для Файви начать работать, самому зарабатывать. Однако свой первый гонорар, заработанный в «Молодежке», он все же отметил с друзьями в одном из таллиннских кафе.

Со своими больными ногами, на которых, казалось, невозможно было ходить, Ключик всегда опережал более молодых и сильных фотокорреспондентов. Казалось, препятствий для него нет. Он делал невозможное. Ради одного снимка в газете он шел на немыслимые ухищрения. И довольно посмеивался, когда коллеги ахали, потому что ни в одной газете не было такого снимка, как у нас.

Помнится, в Таллин на открытие Певческого праздника приехали Анастас Микоян с космонавтом Германом Титовым. Ключик был единственным фотокорреспондентом, который прорвался на трибуну сквозь все посты и охрану. Но каково же было его разочарование, когда после всех этих мук в редакции отказались публиковать снимок Микояна. Фотографировать руководство страны имели право лишь строго определенные московские фотокорреспонденты по разрешению правительственных структур. Естественно, Ключик в эту особую группу, которую сейчас называют «кремлевским пулом», не входил. Другой бы на его месте успокоился. Как говорится, плетью обуха не перешибешь. Но Ключик не был бы Ключиком, если бы не стал воевать за свой кадр. Вечером он поехал в ЦК Компартии Эстонии, потом за город, на правительственную дачу, где остановился Микоян. Как он уговорил охрану, потом приближенных Микояна, мы не знаем, но вернулся он в редакцию с личным разрешением самого Микояна. А в редакции место для фотографии на газетной полосе держали свободным, хотя все возможные сроки, казалось, прошли. Вот так верили, что если надо совершить невозможное, Ключик пробьется...

Он ухитрился найти и снять первую в Эстонии «хрущевскую» кукурузу. И когда в «Молодежке» появился его снимок, сам Кэбин, бывший тогда первым секретарем ЦК Компартии Эстонии, поехал на место посмотреть, действительно ли сумели там вырастить такую кукурузу, или это просто «газетная утка». Но так и было.

Он снимал рабочих и крестьян, президентов и королей, знаменитых артистов и композиторов, полководцев и солдат. Впрочем, легче перечислить тех, кого он не фотографировал, многие, кстати, становились его друзьями, приятелями и уж, конечно, друзьями газеты.

С верной подругой Авивой



За годы существования «Молодежки» в редакции работали многие блистательные журналисты. Файви Ключик был одним из них. Скончался легендарный эстонский фотокор после продолжительной болезни 29 апреля 2008 года. Похоронен на кладбище Рахумяэ в Таллине.

По материалам публикации Нелли Кузнецовой

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Дирижер Эри Клас. Фото: Файви Ключик

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


После продолжительной болезни 29 апреля 2008 года в 16.00 скончался легендарный фотограф Файви Ключик. Прощание с Файви Ключиком (1933-2008) состоится 1 мая в Таллинне на кладбище Рахумяэ в 12.00.

Сегодня на 75 году ушел из жизни один из самых знаменитых в Эстонии фотокорреспондентов .

"Со своими больными ногами он всегда опережал более молодых и сильных фотокорреспондентов. И мы поражались порой. Казалось, он делал невозможное, казалось, что препятствий для него нет. Ради одного снимка в газете он шел на немыслимые ухищрения, тратил массу сил и времени. И довольно посмеивался, когда мы ахали, потому что ни в одной газете не было такого снимка, как у нас", - писала газета "Молодежь Эстонии", в статье в честь 70-летнего юбилея Файви Ключика.

Первый его снимок появился в "Молодежке" в 50-м году, когда Файви был еще школьником. Да и сама "Молодежка" еще только начиналась. Фактически рождение Файви как фотокорреспондента совпало с рождением и становлением газеты.

"Он снимал рабочих и крестьян, президентов, королей и королев, знаменитых артистов. Впрочем, легче перечислить тех, кого он не фотографировал. И многие становились его хорошими знакомыми, приятелями. Он всегда был азартным, увлекающимся, горячим, а главное, преданным газете. До глубины души, до самой последней своей клеточки...".

Редакция портала novosti.etv24.ee приносит глубокие соболезнования семье Файви Ключика и лично его супруге Авиве.

Наталья Китам


Файви Ключик — фотограф-легенда — ушел из жизни 29 апреля на 75-м году после тяжелой болезни.
Те, кому довелось с ним работать в газете «Советская Эстония», потом просто «Эстония», потом во многих других изданиях, помнят его одержимость фактом, событием, происшествием.

Он был настоящим репортером-фанатиком, для которого не существовало преград.

Он, волоча за собою робеющего корреспондента, мог выстроить на сцене президиум какого-нибудь важнейшего съезда в том порядке, который был предпочтителен для его снимка, он мог пройти на съемочную площадку любого фильма, распахнуть дверь гостиничного номера любой звезды эстрады, театра и добиться, чтобы ему позировали.

Он не терялся, когда на улице происходило нечто чрезвычайное, он был согласен в любое время суток мчаться на край света за одним-единственным кадром.

Он умел чувствовать сенсацию, он первым был там, где событие еще только созревало, как дремлющий вулкан.

Он ненавидел сонное болотное состояние застольной журналистики, он любил жизнь только в полноте ее движения, в непредсказуемости поворотов, в красоте и безобразии, в политических распрях и портретном совершенстве.

Он начинал свою карьеру, когда черно-белые снимки нужно было самому проявлять в фотолаборатории, опускать в закрепитель, просушивать. И мы всей редакцией ходили смотреть на его сохнущие снимки, без которых не мог выйти номер.

В его уникальном фотоархиве есть вся жизнь Эстонии за те десятилетия, что он снимал. Он был человеком отменного вкуса, и его фотографии — не только история, но и произведения искусства.

Фотография теснейшим образом связана со временем; время Файви Ключика — время радости, кипения, одухотворенности, интереса. Он умел во всем видеть лучшую, полнокровную сторону, умел выбрать ракурс, который сулил человеку надежду: и тому, которого он снимал, и тому, кто смотрел на фотографию.

Он начал снимать в середине прошлого века. Он снимал до последних дней жизни. Ему до самого конца не изменяли ни фантазия, ни вдохновение.

Файви со всеми был на «ты», потому что профессия требовала молодости. Он ушел из жизни, но не ушел из фотографии.

Елена Скульская


In memoriam

Файви Ключик (1933-2008)

У каждого из нас в жизни есть вещи, которые, кажется нам, были и будут всегда. Мы вырастаем с ними, как с любимыми сказками. Для журналистов Эстонии такой сказкой был «Золотой Ключик». Всего несколько месяцев назад мы писали о нем. И поверить в то, что его больше нет, мы пока не можем.

Файви Ключик был, пожалуй, единственным эстонским фотографом, к кому в полной мере применимо звание папарацци. Даже те его снимки, которые условия съемки или развитие техники не позволяли довести до высокого художественного уровня, не утрачивали своей ценности из-за уникальности содержащейся на них информации. Попасть туда, куда журналистам был вход заказан, и первым снять то, чего еще никто не видел, – это для Ключика было делом чести. Но папарацци Ключик был благородным. Его «трофеи», – начиная с Дина Рида и Раджа Капура и заканчивая всеми тремя эстонскими президентами – не только не прятались от него под темными очками и спинами охраны, но и с удовольствием позировали настойчивому маленькому фотографу в те моменты и в тех местах, где не желали видеть больше никого из прессы. А Дина Рида Ключик даже катал по Таллинну на своем «запорожце»...

А в нашей небольшой стране Ключик и подавно знал всех и все знали его. Стоило случиться какому-нибудь мало-мальски важному событию, отличиться какому-нибудь хоть сколько-то известному деятелю, как в редакции раздавался звонок и в трубке раздавался голос Файви: «Мое дело предложить, а там уж, как вы решите...» И если мы «решали» и кто-то из сотрудников отправлялся за архивными снимками, Ключик аккуратно раскладывал на столе свое фотодосье и начинал рассказывать истории о запечатленных на снимках людях. Каждый из этих рассказов был достоин того, чтобы попасть в книгу воспоминаний. В последние годы ему уже трудно было снимать, но он продолжал активно делиться с коллегами сокровищами своего бездонного архива.

Мы потеряли наш Золотой Ключик, но открытая им волшебная страна продолжает жить на его снимках.

Редакция «Дня за Днем» выражает глубокие соболезнования родным и близким Файви Ключика.

Внимание, снимаю