Первый женский экипаж судна. Костромичка Мария Попова в годы Великой Отечественной войны организовала первый в стране женский экипаж судна и была первой на Волге женщиной-капитаном.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Попова Мария Николаевна родилась в 1918 г. в с. Коротни Горно-Марийского района. В 1940 окончила Горьковский речной техникум им. В. М. Зайцева. С 1939 трудилась первым помощником капитана на пассажирских пароходах «Иван Папанин» и «Пропагандист». В годы Великой Отечественной войны организовала и
возглавляла на р. Волга женский экипаж буксировочного парохода «Краснознамёнец». «...Не надо думать, — вспоминает она, — что все мои девушки были как на подбор — одна сильнее и крепче другой.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Нет, и по возрасту, и по физической силе это были скорее подростки... Штурвальной Клаве Морозовой исполнилось 15 лет, матросу Рите Луньковой — столько же, штурвальная Клава Соркова оказалась на год старше Риты. Штурвальной Вале Веселкиной было 17 лет, кочегару Нюре Гулевич — 18. Остальные примерно в том же возрасте. За исключением трех студенток техникума, имевших уже кое-какие понятия о водном транспорте, остальные девушки впервые поднялись по трапу на судно», но проявили огромное желание и настойчивость в освоении флотской службы. Хрупкие девушки вручную швартовали тяжелые баржи, а их в водоходном составе могло быть до 12-ти.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Под бомбежками противника пароход доставлял фронту, в Сталинград оружие, боеприпасы, вверх по р. Волге перевозил хозяйственные грузы. Экипаж судна одним из первых вступил во Всесоюзное социалистическое соревнование, объявив себя фронтовым судном. В июле 1942 пароход занял первое место среди буксировщиков бассейна. Ему был присужден вымпел Государственного Комитета Обороны и Народного комиссариата водного транспорта, который экипаж удерживал четыре навигации. В период с 1945 по 1955 Мария Николаевна работала капитаном пассажирских пароходов «В. Барсова», «Пролетарий», «Марксист»; с 1955 по 1977 — второй штурман теплоходов «Николай Гастелло» и «Дмитрий Пожарский». Награждена орденом «Знак Почета», медалями, ведомственными знаками отличия.