ЭБ-0564 БМРТ Иоханнес Семпер

ЭБ-0564 БМРТ Иоханнес Семпер 

Рейтинг: 0

Просмотров: 2664

29 ноября 2013

Рыбак Эстонии

Открыть оригинал

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Код для вставки на форумы:
Комментарии (4)
Рыбак Эстонии # 29 ноября 2013 в 21:09 0
БТФ/БОРФ/ ПО"Океан" Таллин (1971-1993)


Иоганнес Семпер (эст. Johannes Semper; 10 марта 1892, Пахувере, волость Тарвасту, уезд Вильянди, Российская империя — 2 февраля 1970, Таллин, СССР) — эстонский и советский поэт, писатель и политический деятель. Народный писатель Эстонской ССР. Отец пианистки Лилиан Семпер.
Иоганнес Семпер учился в учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, Риги, Берлина, Парижа (в 1910—1927 гг.). В 1917 году становится членом литературной группы Сиуру. В 1928 году поступает в Тартуский университет, по окончании пишет дипломную работу о творчестве Андре Жида.

В 1940 году, после создания Эстонской ССР, становится её министром просвещения. Иоганнес Семпер является автором стихотворной части гимна Эстонской ССР.
Рыбак Эстонии # 30 ноября 2013 в 21:32 0
Капитан - Козлов Игорь Олегович –закончил Мурманское Высшее Инженерное Морское училище им. Ленинского комсомола. Вспоминал о судне...

БМРТ 564 Иоханнес Семпер- так же был и моим пароходом. Делал я на нём спарку в 90-91 годах. Кстати, пароход мне понравился. Настоящий «Морской утюг»- добротный, устойчивый, есть хоть выйти куда воздухом подышать, в отличие от «аэродромов» (394АМ).
Годы начинались мутные. Первые волнения, первые забастовки.
Да, кстати, рассказ про Сан-Санычей тоже про этот пароход. Я напутал, когда приписал тот случай «аэродрому». А Сан-Санычей было не два, а три. Третий- мой навигатор, впрочем где-то я уже на эту тему говорил.

тралмастер - Леонид Малай, матрос Валерий Минибаев 1982 год

1982 год - Капитан Владимир Лиходиевский
начальника связи штаба промрайона - Владимир Ветринцев


1990-91 гг. Радист Борис Иванович
Рыбак Эстонии # 30 ноября 2013 в 21:41 0
Ветринцев Владимир Александрович


Схватка с океаном ( Гибель теплохода "Механик Тарасов") На календаре 16 февраля 2007 года. Прошло ровно 25 лет со дня этих трагических событий. Мне кажется, что это было вчера. Родные и близкие еще раз вспомнят в этот день о погибших в океанской пучине отцах, братьях, сестрах, сыновьях. Зажгут свечи и будут молиться за упокой их душ. Вспомнил о них и я. Просмотрев в Интернете десятки официальных отчетов и статей журналистов на эту скорбную тему, я не встретил ни одного документа, написанного непосредственными участниками событий. В те годы советские журналисты описывали громкие события только согласно ОФИЦИАЛЬНОЙ версии. Но кто-то должен рассказать как это было на самом деле, ведь время уходит безвозвратно. С считаю своим долгом перед памятью о погибших моряках, сделать это с помощью некоторых документов, которые сохранились в моем домашнем архиве. Все началось с пронзительных трелей электрических звонков громкого боя, расположенных в судовой радиорубке и на ходовом мостике. Звонки срабатывают, если автоматический приемник сигналов тревоги и бедствия (АПСТБ) принимает на частоте бедствия 500 кгц хотя бы несколько четырехсекундных тире из 12, предшествующих грозному сигналу SOS. В этот раз сигнал бедствия подавала Канадская береговая радиостанция (позывной VCP), расположенная в порту Сент-Джонс. На судовых часах было 0330 местного ( зонального) времени 15 февраля 1982 года или 1130 по Москве. Капитан БМРТ "Иоханнес Семпер " Владимир Лиходиевский и я быстро поднялись в радиорубку, где вахтенный радист уже записывал текст сообщения о бедствии: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ SOS SOS SOS de VCP = 150330 = All ships in vicinity of area bounded by 4644 N 4850 W and 4545 N 4745 W requested to keep sharp lookout for possible survivors of capsized oil rig Ocean Ranger stop Search aircraft and search vessels presently in area conducting search operations stop Request and sightings or reports be passed to SAREC St. Johns= 150330VCP Этой радиограмме предшествовали следующие события, о которых мы в то время еще на знали. Американская нефтяная буровая платформа Оушн Рэнджер, находящаяся в 166 морских милях ( около 300 км.) к востоку от канадского порта Сент-Джонс в 00.52 по местному времени подала на частоте 2182 кгц и 16-м УКВ канале международный сигнал бедствия в телефонном режиме: MAYDAY, равнозначный сигналу SOS. В результате небывалого урагана, когда высота волн достигала 12-15 метров, сверхнадежная полупогруженная в океан железобетонная конструкция весом десятки тысяч тонн построенная японской фирмой Мицубиси и считавшаяся АБСОЛЮТНО непотопляемой, получила опасный крен. На вышке находились 84 человека обслуживающего персонала, среди них несколько женщин. Канадская береговая охрана, несмотря на темное время суток и штормовую погоду, тут же отправила в район бедствия корабли береговой охраны " Sir Humphrey Gilbert" и " Seaforth Highlander" а также самолет. Но уже ничто не могло спасти несчастных. В 0130 мо местному времени, береговая охрана порта Сент-Джонс получила последнее послание от обреченных ( message): "There will be no further radio communications from the Ocean Ranger. We are going to lifeboat stations". Это была последняя весточка с Оушн Рэнджер. Предположительно между 0307 и 0313 мо местному времени вышка опрокинулась и затонула на глубине около 260 футов ( 85 метров). Уже потом мы узнаем что никому не удалось спастись в этом аду, а в результате десяти суточных поисков в океане были найдены тела всего лишь 22-х погибших. И все это было только прелюдией к трагедии "Механика Тарасова", который за двое суток до этих событий вышел из порта Монреаль курсом на Гамбург а затем и Ленинград с грузом бумаги в рулонах, при сильном попутном ветре. ( Тип судна: ролкер. Построен в 1976 году на верфи Турку, Финляндия. Длина 124 м., ширина 19 м., осадка 6 м., мог принять на борт 5200 тонн груза). Судно уже находилось примерно в 300 милях от порта Сент-Джонс и примерно в 140 милях от места гибели Оушн Рэнджер, когда получив сигнал SOS, капитан ролкера "Механик Тарасов" (порт приписки Ленинград) Анатолий Павлович Былкин согласно инструкции уведомил об сложившейся обстановке начальника Ленинградского пароходства, главного капитана и дежурного диспетчера. Каков был ответ, мне выяснить не удалось, но "Механик Тарасов" сразу же сбавил ход а затем развернулся на 180 градусов в направлении вышки потерпевшей бедствие, против ветра и гигантских волн. Согласно международных соглашений морских держав, каждое судно ОБЯЗАНО оказывать помощь в спасении людей в открытом море. Капитан А.П.Былкин был опытным моряком, и он знал что службы береговой охраны Канады знали о местонахожении его судна и рассчитывали на его помощь в поиске пострадавших. Поэтому я предполагаю, что капитан "Механика Тарасова" развернул свое судно не теряя времени и не ожидая указаний своего судовладельца, которые он все таки получил через несколько часов. Двигаясь с максимально высокой скоростью против гигантских волн и ураганного ветра в сторону буровой вышки, "Механик Тарасов" и сам оказался в критической ситуации. Встречные океанские волны частично разбивались о форштевень судна, но основная многотонная масса воды стремительно прокатывалась по главной палубе и разбивалась о надстройку судна. Снежные заряды не позволяли видеть в лучах прожекторов даже бак (носовую часть) судна. Вахтенная служба вовремя не заметила, когда волнами были снесены два вентиляторных Г-образных " грибка" на палубе. В палубе образовались два огромных круглых отверстия. Вода беспрепятственно стала поступать в трюмы корабля. Каждую минуту десятки тонн. Судно продолжало идти курсом на Оушн Рэнджер. Когда судно неожиданно стало крениться на правый борт, был сбавлен ход и на палубу была выслана досмотровая группа в составе старпома, боцмана и двух матросов. Они то и обнаружили отсутствие "грибков" и отверстия в палубе, через которые поступала забортная вода. Внезапно крен стал резко возрастать и достиг 35 градусов. Вероятно это сместился на правый борт груз из рулонов бумаги. Капитан А.П.Былкин пока воздерживался от подачи сигнала SOS на международной частоте бедствия 500 кгц, и ограничился аварийной радиограммой судовладельцу о критическом состоянии судна. Радиограмма и ответные решения по ней прошли по бюрократическим каналам Министерства Морского Флота следующим путем: " Механик Тарасов" - Ленинградское Пароходство - ММФ (Москва) -Ленинградское Пароходство - " Механик Тарасов". ММФ уведомило о сложившейся ситуации МРХ СССР (Министерство Рыбного Хозяйства). Министр РХ СССР В.М.Каменцев тут же отправил циркуляр по Управлениям МРХ в Мурманске, Ленинграде, Таллине, Риге и Клайпеде, чьи суда вели лов рыбы в зоне Канады а также непосредственно начальнику штаба промрайона в зоне Канады А.Климашину. В это время штаб находился на борту эстонского БМРТ " Иоханнес Семпер" принадлежавшего Управлению "Эстрыбпром" (Таллин). Автор этих строк занимал должность начальника связи штаба промрайона. Этим циркуляром В.М.Каменцев возложил руководство по спасению ролкера "Механик Тарасов" лично на начальника штаба с указанием срочно направить ближайшие траулеры в район "Механика Тарасова". ( В те годы рыбопромысловые суда МРХ СССР вели интенсивный лов рыбы океанских пород в экономической 200-мильной зоне Канады по соответствующим лицензиям этой страны. На момент событий в зоне вели промысел около трех десятков крупных судов типа БМРТ ( Большой Морозильный Рыболовный Траулер) приписанных к портам Ленинграда, Мурманска, Таллина, Риги, Калининграда, Клайпеды.) Ближе всех к аварийному судну оказался БМРТ- 244 Иван Дворский ( UFZE) в 100 милях ( около 180 км) на юго-восток от него. Отправление и получение радиограмм регистрировалось судовыми радиостанциями по московскому времени, которое отличалось от канадского зонального времени на + 8 часов. От БМРТ 564  364 - 31 - 15/2 - 1930 = Аварийная =( 1130 в Канаде). БМРТ 244 Иван Дворский кмд Краснову = Получением настоящей снимайтесь для оказания помощи терпящему бедствие т/х Механик Тарасов координаты 4756 N 4621 W тчк Позывные UWAD тчк Связь 2182 зпт 500 кгц = 6/10 - 84 ФНП Климашин Такие же радиограммы были отправлены капитанам морского спасательного буксира "Гигант" и БМРТ "Толбачик, которые находились примерно в 160-и милях на юго-восток от "Механика Тарасова". БМРТ "Иван Дворский" двинулся максимально полным ходом, держа курс 330 градусов, против гигантских волн и ветра. Скорость не превышала 7 узлов. (Через 14 с половиной часов бешеной болтанки "Иван Дворский" подойдет к "Механику Тарасову"). Вслед за ним направился и наш "Иоханнес Семпер", находившийся в 170 милях на юг от района бедствия. Низкое солнце не просвечивало через завесу из водяной пыли, срываемой с верхушек волн. Наш корабль с трудом взбирался на очередную из них а затем летел в пропасть между водяными горами цвета бутылочного стекла. Гребной винт, потеряв опору, начинал бешено вращаться в воздухе. Экипажу было запрещено выходить на верхний мостик и кормовую палубу. Свободные от вахт офицеры, собравшись в ходовой рубке, курили, пили из эмалированных кружек кофе. Никто не шутил. Все думали о тех, кто там. От БМРТ 564  365 - 37- 15/2 - 1931= Аварийная = Москва Гавань Каменцеву= Рига Восток Афанасьеву = Ваш 19/12 - 2900 оказания помощи т/х Механик Тарасов следуют МСБ Гигант зпт БМРТ-244 Иван Дворский зпт БМРТ- 559 Толбачик тчк Капитан БМРТ- 564 также получил мое указание следовать район бедствия = 6/10 - 85 ФНП Климашин От БМРТ 564  372 - 26 - 15/2 - 2130 = Аварийная = БМРТ-244 Иван Дворский кмд Краснову = Дублирую рдо Афанасьева  19/2923 двтчк Прошу дать указание судам следующим тх Механик Тарасов давать информацию адресам Ленинград АСПТР зпт Ленинград ЭОМ Быкову = 6/10 - 86 ФНП Климашин От БМРТ 564  374 - 27 - 15/2 - 2200 = Аварийная = Рига Восток Афанасьеву= Связь т/х Механик Тарасов не установлена тчк Дополнительно район следует СРТМ 8206 тчк Ваш 19/2923 ясно понят = 6/10 - 87 ФНП Климашин За все время спасательной операции "Механик Тарасов" так и не вышел на связь на коротких и средних волнах. БМРТ Иван Дворский при подходе к гибнущему судну имел с ним очень кратковременную и неустойчивую радиосвязь в УКВ диапазоне. Штаб промрайона постоянно имел устойчивую связь с судами направленными к "Механику Тарасову" в СВ и КВ диапазонах. По сообщению радиостанций береговой охраны Канады в район бедствия отправлены два вертолета и самолет. Спасательные центры Сент-Джонса и Галифакса, дублировали их сообщения для морских судов на частотах бедствия каждые 15 минут. От БМРТ 564  380 - 122 - 16/2 - 1010 = Аварийная = Рига Восток Соколову = БИП ОД = 0400 мск 16 февраля т/х Механик Тарасов широта 4738 N долгота 4606 W тчк Крен правый борт 45 градусов зпт попытке спуска разбился катер тчк На т/х готовят спуску спасательные плотики тчк Указанию спасательного центра Сент-Джонс корабль береговой охраны Sir Humphrey Gilbert широта 4654 N долгота 5012 W следует район бедствия тчк 1230 мск район теплохода должен прибыть канадский самолет типа Buffalo для сбрасывания спасательных средств тчк 0950 мск БМРТ Иван Дворский прибыл район для спасения экипажа тчк Сообщению кмд Краснова теплоход погружается воду тчк Состояние моря 7 баллов ветер NW 10 баллов тчк БМРТ-559 Толбачик поддерживает постоянную связь центром спасения в Сент-Джонсе зпт БМРТ Иван Дворский, МСБ Гигант = 6/10 - 88 ФНП Климашин Когда "Иван Дворский " с большим трудом подошел на расстояние 2-х кабельтовых к гибнущему судну, было около двух часов ночи. Попытка связаться по радиотелефону успеха не принесла. Очевидно у переносных радиостанций разрядились батареи. По всему было видно, что "Механик Тарасов" не продержится и пару часов. Крен судна на правый борт достигал 50-и градусов с сильным дифферентом на нос. В свете прожекторов "Ивана Дворского" в паузах между зарядами снега, над бушующим океаном показывалась и вновь исчезала только белая кормовая надстройка судна. Было отчетливо видно, как экипаж в спасательных жилетах собрался у дымовой трубы на шлюпочной палубе, которая подсвечивалась тусклым светом лампочек аварийного освещения. Люди вцепились друг в друга и с ужасом смотрели на черные водяные валы которые с грохотом разбивались о надстройку. Когда очередная волна вставала между кораблями, они на несколько секунд теряли друг друга из вида. Иногда одно из судов оказывалось у подножья, а другое на гребне волны высоко над ним. И тогда казалось что это дьявол раскачивает гигантские качели, сопровождая свою смертельную игру диким воем и свистом, бросая в лица моряков колючий снег. Учитывая 6-метровую высоту надводного борта "Ивана Дворского" о спуске катера не могло быть и речи. Его тут же разбило бы вдребезги вместе с людьми. " Иван Дворский " развернулся кормой к "Механику Тарасову" и начал сближаться с ним, чтобы подать бросательные концы для передачи своих спасательных плотов. Неожиданно на связь вышел " Sicurfari ", 30-и метровый низкобортный траулер с Фарерских островов ( Датский протекторат). Суда этого типа чрезвычайно мореходны. При соответствующей скорости судна штормовая волна его никогда не накроет, а примет на себя. Как поплавок. Датский капитан сообщил что находится вблизи русского корабля уже несколько часов и готов оказать ему всяческую помощь. Пару часов назад ему удалось связаться с капитаном " Механика Тарасова" на УКВ. " Пока все на борту" - кратко сообщил русский капитан. Датчанин запросил " Ивана Дворского", есть ли связь с гибнущим судном и сказал, что слышал последние слова, сказанные по-русски одним из офицеров "Механика Тарасова", но ничего не понял. В дальнейшем на борт этого судна ( высота борта в районе палубы всего 1 метр) датчанае подняли 9 русских моряков, пятерым из которых удалось спасти жизнь. Когда суда приблизились на расстояние выстрела бросательного конца из специального устройства, " Механик Тарасов" начал стремительно уходить под воду. Люди посыпались в ледяную воду. Было 0330 местного времени, Ночной океан ревел. Первым на помощь русским морякам бросился "Sicurfari" и датчане рискуя собственными жизнями, стали вылавливать русских моряков голыми руками из воды. В лучах прожектора экипаж " Ивана Дворского" заметил одного человека в оранжевом жилете, которого волны бросали вверх и вниз. С большим трудом удалось поднять бесчуственное тело на высокий борт судна. Оно было окоченевшим, и все старания ( горячая ванна и растирания спиртом) к сожалению не смогли вернуть ему жизнь. Из моряков, подобранных из океана датчанами, удалось вернуть к жизни только тех, кто пробыл в ледяной воде не более 5 минут. От БМРТ 564  383 -156 - 16/2 - 1415 = Аварийная = Москва Гавань Главгосрыбфлотинспекция Чудову= Рига Запгосрыбфлотинспекция Стецюк= Рига Восток Афанасьеву= Сообщению капитана Краснова БМРТ Дворский аварийным ходом 1115 мск подошел к т/х Механик Тарасов тчк Состояние теплохода двтчк правый борт ушел под воду зпт бак затоплен зпт шлюпка правого борта сорвана зпт погода ветер WNW 9 баллов волнение 7 баллов температура воды минус 2 воздуха минус 5 обледенение заряды снега тчк Начал маневр развернуться корма корме для подачи линя проводников и передачи двух плотов ПСН-10 тчк 1128 мск т/х Механик Тарасов затонул координатах 4722 N 4520,4 W глубине 240 метров тчк Плоты всплыли катер перевернут людей в них нет тчк БМРТ Дворский поднял одного погибшего члена экипажа тчк Рядом оказывает помощь спасению датское промысловое судно Sicurfari бортовой номер KS-378 которое подняло на борт 9 человек четверо живых тчк Районе находится канадский самолет зпт МСБ Гигант тчк Другие суда значительном удалении места катастрофы = 6/10 - 90 ФНП Климашин От БМРТ 564  390 - 40 - 16/2 - 1730 = БМРТ 244 КМД Краснову= Продолжайте поиск до особого указания берега тчк Улучшением погоды возьмите борт с датского траулера KS-378 Sicurfari членов экипажа Механика Тарасова тчк Заходим Сент-Джонс зпт следим на флагсроках блиндом тчк Разрешению властей поддерживать связь на 2236 кгц = 6/10 - 92 ФНП Климашин Теперь каждые 15 минут мощные береговые радиостанции Сент-Джонса и Галифакса посылали в эфир на частоте бедствия сообщение: ХХХ ХХХ ХХХ de VCP ( VON, VCS).... All ships in vicinity 4726N 4530W requested to proceed and search for survivors of distressed vessel Mekhanik Tarasov vessel sank 160830 Gmt request vessels proceeding to assitance SAREC St.Johns 10 последующих суток над штормовым океаном неслись тревожные точки и тире морзянки: Search! Search! Search! ( Ищите! Ищите! Ищите!). И все 10 суток велись поиски оставшихся в живых и погибших. Таков международный закон. Хотя все знают что в ледяной воде, обжигающей тело как кипяток, больше 5 минут не выдержит никто. 16 февраля в местной церкви города Галифакса прошла заупокойная месса по погибшим на Оушн Рэнджер и "Механике Тарасове" а в стране был обьявлен день траура. Тела русских моряков были отправлены из Монреаля в Ленинград и захоронены на Серафимовском кладбище. У меня сохранилась метеокарта, передаваемая в эфир канадской радиостанцией CFH (Галифакс) каждые 2 часа. На карте,принятой 0600 местного времени, через два с половиной часа после гибели "Механика Тарасова", прекрасно виден этот обширный циклон-убийца с давлением в центре 954 мб, который сделал свое черное дело и повернул на северо-восток. А за ним с северо-запада уже следует другой циклон, а за ним еще. В морской практике очень часто употребляется понятие форсмажорных обстоятельств. Force mayor - непреодолимая силы природы. Обстоятельства, когда человек не может противостоять стихии. Очевидно так будет всегда. Оказавшись среди штормящего океана, охотно веришь в эту непреодолимую силу. Океан всегда сильнее человека. Вечная память морякам, погибшим в морях и океанах! Владимир Ветринцев Аликанте, Испания
Рыбак Эстонии # 18 марта 2016 в 18:35 0
KARL RISTIKIVI 1992