Рабы XXI века - Рабы поостЭстрыбпромовской эры

17 марта 2016 - Рыбак Эстонии
Те, кто уходит на рыбный промысел, по сути дела рабы хозяев, обстоятельств, нашего выгнутого времени. Их не защищает профсоюз моряков, так как большинство в нем не состоят: если о членстве в этой международной организации (центр в Лондоне) становится известно хозяину, в рейс могут и не взять. Подписанные контракты не имеют специального пункта о страховке. Если человек погибает, семья получает гроши из заработанного, аванс отбирают под тем или иным предлогом. Если человек погибает, то останки несчастного на родину никто не повезет. Семье везти не на что, работодателю незачем. Это уже не его дело. Позорные черты самого отъявленного рабства нашего нового века.

АЛЕКСАНДР ИКОННИКОВ


С этим надо кончать раз и навсегда. Движение нашей страны к европейской цивилизации заставляет смотреть другими глазами на многие вещи.
Судно Meriski отправилось на промысел в марокканскую зону. Тогда оно принадлежало фирме Deep Sea Traulers. Хозяева — швед Нильс Вигард (Nilss Vigard), и русские Александр Ломейко и Александр Чистяков (Таллинн). После того, как было выловлено и заморожено пять тысяч тонн рыбы, как оговорено в контракте, действительном до 26 октября прошлого года, судно пришло в Лас-Пальмас, чтобы сменить экипаж из 60 человек на новую вахту из Таллинна.
В Лас-Пальмас прилетают Чистяков и Ломейко. Экипажу сообщают, что денег на зарплату нет. И что надо идти в море снова и взять еще тысячу тонн рыбы, тогда со всеми рассчитаются. Люди устали. В контракте о таких форс-мажорных обстоятельствах ни слова. Возник ропот, почти мятеж… Дизельного топлива не было. Сидели без света, пищу готовили на палубе. В море идти отказались, смены не было. Хозяева поселились в отеле на берегу и давили на психику, не давали денег на предоплату топлива. Экипаж держался. В темное время суток гибнет от несчастного случая (падение с высоты в кромешной тьме) Сергей Григоренко, сорока одного года от роду. Тело его до сих пор лежит в морге в Лас-Пальмасе. Смерть наступила 29 ноября 1999 года.
Судно затем продается россиянам, деньги Вигардом получены. Так называемая “агентирующая фирма”, здесь это канадская Trans Word Canadians, подготавливает доставку тела погибшего Сергея и сообщает хозяевам сумму расходов — $7000. Один из хозяев, Александр Чистяков, сообщает жене погибшего, Тамаре, что за доставку тела надо заплатить $25000. Разница, как видите, “несущественная”. Говорить, что это мародерство, я не хочу, это и так ясно. 31 марта этого года другой бывший хозяин, Александр Ломейко, в телефонном разговоре назвал иную сумму — $5000.
Говорить о горе вдовы и сына я не стану. Я скажу о том, что творили с женой. Когда Тамара спросила, как же ей похоронить мужа, Чистяков ответил: “Получишь его зарплату и похоронишь”. Но после всех продаж — судна и рыбы — вернувшимся на днях (!) морякам дали одну треть причитающегося. А аванс, выданный в свое время погибшему Сергею, Чистяков у Тамары забрал. Ни о каких страховках и речи нет. Потом он предложил ей дешевый вариант: пусть тело кремируют в Лас-Пальмасе. Урну с прахом доставить в Таллинн дешевле. Тамара сказала, что ей надо сообщить об этом матери и брату Сергея в Белоруссию и получить их согласие. На другой день Чистяков позвонил и спросил: “Ну, что?” Тамара просит позвонить завтра — проблемы со связью. Назавтра она получает согласие, но Чистяков не звонит. Он в Лас-Пальмасе. Потом скажет, что его телефон сломался. Он не звонит несколько месяцев. Теперь Тамара предлагает, чтобы она и сын поехали в Лас-Пальмас, простились с мужем и отцом, после чего пусть кремируют. Урну они привезут и прах похоронят. Но и на такие расходы DST идти не хочет.
С капитаном Meriski Сергеем Ярмоновым мы встретились через день после его возвращения из Лас-Пальмаса, в конце марта. Вернулись все моряки, сказал капитан. И добавил: “Мы сломались...” Да, они не выдержали без света, без топлива, без денег. Семь месяцев до этого на ловле рыбы в море. Четыре с половиной месяца в порту чужого города, под прессом прежних хозяев, а потом и новых. Треть зарплаты им выдали, остальное висит в воздухе. Ощущение полного бесправия, блокады. Совершенно пустые глаза, потерянность и робость. Если уж капитана так перемололи, то остальным каково?
Капитан подтверждает, что в типовом контракте, который он подписывал с DST, нет слов о страховке. Профсоюз моряков в Лондоне (Юрий Булгачик) со своей стороны принимает меры по отношению к Нильсу Вигарду, но от того не добиться и клока шерсти: моряки в Лас-Пальмасе, семьи в Таллинне, профсоюз в Лондоне, фирма шведа — в Копенгагене. Деньги за судно он получил, первоочередные платежи, как обещал Вигард, это вывоз тела и зарплата, он так и не сделал. Почему? Потому что русский моряк — раб. Потому что русских моряков все равно выдавили с проданного судна. Тело переместили в морг. Что может сделать одна вдова с сыном, который школу только вот закончил? А моряки даже шапку по кругу, как прежде, пустить не могут, они после всех передряг и ужасов — нищие. В суд на хозяев подавать? А пробовали вы, читатель, подавать иски на такие суммы, где госпошлину таких размеров требуют, какую и не заработать до старости?
Все-таки выход есть. И выход не только из этой ситуации. Она-то типична и трагична. Выход из рабства, вот что нужно искать. Я уверен, что в шведском посольстве внимательно отнесутся к нашей публикации. Я уверен, что наше эстонское государство встанет на защиту прав своих постоянных жителей и граждан, терпящих произвол от работодателей. И еще я уверен, что и у самих моряков проснется чувство уверенности в себе и своих правах. То, что выдержали ребята в течение почти года, в отрыве от своего берега, говорит о близости перелома в отношениях между судовладельцем и моряком.
… Александр Ломейко сказал, что в понедельник, третьего апреля, после обеда, с доставкой тела Сергея Григоренко все решится. Почему в понедельник? Почему — “после обеда”? Почему только после звонка из редакции? И как это вдруг господин Вигард, бывший компаньон, ни Бога, ни черта, ни профсоюза моряков ни в грош не ставивший, вздрогнет от ужаса и заплачет от раскаяния после сообщения от Александра Ломейко о том, что вот местная газета интересуется фактиком невывоза тела и неуплатой зарплаты морякам? Не получится ли с журналистами того, что прошло с беззащитной вдовой и отрезанными от мира в далеком порту эстоноземельцами. Волокита и вранье, оттяжки и “завтраки”, — это мы проходили в советское время, когда общественное мнение ничего не значило. Теперь оно значит очень много, что в Эстонии, что в Швеции, что во всем цивилизованном мире.

А он рабства не приемлет
Комментарии (2)
Рыбак Эстонии # 17 марта 2016 в 05:56 0
Surnud meremees jäi Kanaaridele


04. aprill 2000 00:00

Neli kuud tagasi Maroko ranniku lähedal õnnetusjuhtumi tagajärjel surnud Eesti meremehe omaksed on kaotamas lootust pereisa maha matta, sest neil ei jätku surnukeha Eestisse toomiseks raha.

Novembri lõpus supertraaleri Meriski trapilt surnuks kukkunud vanemtüürimehe Sergei Grigorenko(41) abikaasa Tamara ning poeg Konstantin on kuulnud neli kuud mehe tööandja firma Deep Sea Traulers (DST) katteta lubadusi, et kohe tuuakse mehe surnukeha Eestisse ning omaksed saavad ta maha matta.

"Mehe tööandja lubas algul küll surnukeha oma kuludega Eestisse toimetada, kuid hiljem on jäänud seisukohale, et seda peame tegema ikkagi meie," lausus Tamara Grigorenko. Tema sõnul on DST juhid nimetanud Kanaari saartel asuva Las Palmase hospidali surnukuuris hoitava mehe koju toimetamise hinnaks 25 000 USA dollarit.


"Sellist summat ei suuda me kuskilt leida, ka hiljem pakutud 7000 dollarit on liig," lisas lasteaias kokana töötav Grigorenko.

Naise sõnul võiks probleem laheneda, kui DST maksaks ära mehe saamata jäänud palga, kuid firma on kohustusest kõrvale hiilinud.


"Odavaim variant oleks sõita pojaga Las Palmasesse, Sergei kremeerida ning urniga tagasi sõita, sest tema kirstus Eestisse vedamine tuleks kulukam," lausus Grigorenko. "Ausalt öeldes oleme ummikus, ei tea enam, mida ette võtta, sest kõik tundub nii lootusetu. Sergei töökaaslased laevalt tegid korjanduse ning meil on nüüd vähemalt matuseraha olemas, kuid pole Sergeid, keda matta."


Tamara Grigorenko sõnul peaks DST olema otseselt vastutav tema mehe surma eest, sest firma hoidis traaleril töötanud ligi 60 meest ettenähtust kuu kauem merel ning kui laevaomanikel tekkis rahapuudus, pidi Las Palmase sadamasse peatuma jäänud laev olema kütusepuuduse tõttu elektrita ning meeskond leppima ülikehvade elutingimustega.


"Sergei sõbrad tunnistasid, et kui laeval oleks elektrivalgustus olnud, poleks minu mees trapil komistanud ning surnuks kukkunud," ütles Tamara Grigorenko. "Tööandja hoolimatust näitab ka see, et Sergei surmast teatasid mulle tema töökaaslased, firma aga ei suvatsenudki seda teha."


Pereisa surm lõi rivist välja ka tema ainsa poja Konstantini plaanid, kes kavatses pärast isa naasmist minna Inglismaale keelt õppima. Eesti ning kahekordne Tallinna meister poksis elas isa surma sügavalt üle ning pole sellest senini üle saanud.

Kuna Sergei Grigorenko töötas laeval korraliku lepinguta ning kindlustust tal ei olnud, on Eesti Laevaomanike Liidu esimehe Rein Merisalu hinnangul Grigorenko perel raske võimalikus kohtuvaidluses DST-ga midagi saavutada.
"Eestist pärit meremehed peaksid lepingute sõlmimisel olema väga hoolikad, et nende õigused oleks kaitstud," ütles ta.

DST omanikud on rootslane Nilss Vigard ning venelased Aleksandr Lomeiko ja Aleksandr Tshistjakov.

Eesti meremehed Aafrikas hädas

Eesti meremehed on kimpus ka Mauritaanias, kust ei pääse koju kahe traallaeva meeskonnad.

Traallaevad Miili ja Tanja meeskonnad ei saa kütusepuudusel koju naasta, kuna laevad rentinud ärimees Vassili Trofimov on jätnud raha maksmata oma partnerile Mauritaanias, samuti laevameeskondadele. Tanja on seisnud tegevusetult sadamas neli, Miili ligi kaks kuud. Meeskonnad on rahapuuduse tõttu sunnitud elama väga kitsastes oludes.

Sääraste intsidentide vähendamiseks on sotsiaalministeeriumis välja töötatud seaduseelnõu, mis tagab tulevikus meremeestele suurema kaitse.

Oliver Rand
Рыбак Эстонии # 17 марта 2016 в 05:57 0
Viie kuu eest Kanaaridel hukkunud meremehe põrm tuuakse koju
27. aprill 2000, 08:15


Kanaari saartel viis kuud tagasi hukkunud Eesti meremehe surnukeha tuuakse selle nädala jooksul koju, kirjutab Eesti Päevaleht.

Pärast vanemtüürimehe Sergei Grigorenko (41) omaste korduvaid rahapuudusesse takerdunud katseid pereisa surnukeha Eestisse toimetada, nõustus mehe endine tööandja veokulud tasuma.

'Olen viie kuu jooksul nii mõndagi üle elanud ja kartnud, et võib-olla ei õnnestugi meest kunagi maha matta, kuid nüüd on lõpuks lahendus käes,' lausus Sergei Grigorenko abikaasa Tamara. 'Kuigi firma DST (Deep Sea Traulers - toim) lubas Sergei surnukeha Las Palmasest nelja päeva jooksul Eestisse tuua, olen ikka veel ärevil, et äkki võib midagi juhtuda.'

Tamara Grigorenko sõnul võlgneb ta tänu välisministeeriumile ning Eesti saatkonnale Madridis. 'Nendeta poleks paberite kordasaamine ning asjaajamine nii kiirelt läinud,' lausus lesk.

Eesti Madridi-saatkonna nõunik Toomas Kahur lausus, et nad sai probleemist teada alles aprilli keskel, sest enne polnud keegi Eesti esindusse selle küsimusega pöördunud. Siis teavitas saatkonda probleemist Kanaaridel tegutsev Hispaania prahtimisfirma Trans-World Canarias, kelle kaasabil DST meremehe surnukeha Eestisse toob. 'Palju abi oli ka Eesti ajakirjandusest,' lausus Kahur.

Sergei Grigorenko kukkus supertraaleri Meriski trapilt surnuks novembri lõpus, kuid DST ei olnud pikka aega nõus maksma meremehe Eestisse toomise eest ning soovis kulude kandmist lükata Grigorenko omaste kaela. Kuna Grigorenkodel raha polnud, otsisid nad tulutult abi mitmest ametkonnast