Заметки о промысле – 23 11 1962

16 марта 2016 - Рыбак Эстонии

Трибуна передового опыта

С июня по октябрь 1962 года СРТ-4425 находился на Джорджес-банке. Шестьдесят трое суток команда судна занималась промыслом, остальное время ушло на различные стоянки, переходы к базам и обратно, погрузку, ремонт.

За шестьдесят три рабочих дня сделано семьдесят пять дрейфов, выловлены 402 тонны сельди. Планом нам предусматривалось вылавливать в сутки 4,89 тонны рыбы, фактически мы брали — 6.38. Улов на дрейф составлял 5,36 тонны.

Промысел в июле характеризовался наличием плотной концентрации сельди на нескольких «пятачках». Рыба держалась в верхних слоях воды и взять ее было довольно легко. Наш СРТ сделал в июле 19 дрейфов и выловил 95 тонн рыбы. Если бы мы не ожидали плавбазу «Академик Павлов», то результат промысла мог быть более производителен. По нашим подсчетам потери составили, приблизительно, 55 тонн рыбы. Кроме того, я считаю ненормальным ту скученность флота, которая была на Джорджес-банке в июле. Зачастую мы мешали друг другу работать. Сильное течение в этом районе приводило к гибели промвооружения.

Август не благоприятствовал дрифтерному лову, т. к. рыба находилась в преднерестовом состоянии и вертикальных суточных миграций почти не совершала, а плотным слоем лежала на грунте. Наиболее эффективно в этот период работали тральщики. Надо отдать должное капитанам дрифтеров латвийской флотилии, которые быстро приспособились к сложившейся обстановке и стали работать несколько необычным способом. Находя грунтовые показания рыбы, латыши ставили порядок на грунт, привязывая нижние поводцы на 1—2 метра, а верхние вязали с таким расчетом, чтобы нижняя подбора была у грунта. Некоторые капитаны вообще не вязали никаких поводцов, прикрепляя вожак прямо к нижней подборе. Такой способ лова давал отличные результаты. Уловы на сеть достигали 1000-1500 кг.

Капитаны судов Эстонской флотилии и руководство экспедиции проявляли консерватизм, боялись риска, связанного с такой работой. СРТ-4425 в августе сделал 25 дрейфов и поймал всего 85 тонн рыбы. Надо добавить, что в августе рыба держалась на очень ограниченных площадках и работе дрифтеров мешали тральщики, особенно типа БМРТ, которые, несмотря на запрет, продолжали промышлять в ночное время в районе дрифтеров. Подобное положение нельзя считать нормальным. И в будущем это следует учесть.

В сентябре начался массовый нерест, и промысловая обстановка резко улучшилась. Однако рыба опять поднималась к поверхности на очень короткое время и основной успех во время лова приносили поводцы от 15 до 35 метров. Наше судно в сентябре сделало 19 дрейфов на поводцах 15—30 метров и выловило 220 тонн. В течение одной ночи мы сделали два дрейфа порядком из 30—40 сетей. Первый начинали в вечерних сумерках на поводцах 15—20 метров. Через час-полтора производили выборку, которую заканчивали к часу-двум ночи. Затем приступали к поиску. Найдя показания, делали второй дрейф уже на более длинных поводцах.

Хочу отметить, что при работе дрифтерным способом на Джорджес-банке решающую роль играет правильный учет течения, которое бывает очень сильным. Ряды течений, указанные на наших картах, имеют отклонения от действительных на пять часов. В своей работе я пользовался направлениями течений, взятыми у капитана СРТР-9057 ЗЕЛКА И. А. и рассчитывал их по полной воде Бостона. От показаний уходил на полторы — две мили на течение и ставил сети на чистой воде. Через некоторое время наносил показания. После того, как оно под килем заканчивалось, команда начинала выборку сетей. В случае неудачи или малого улова обязательно делали второй дрейф с поводками по показаниями.

Хочу отметить, что на Джорджес-банке эффективно могут работать суда типа СРТР только комбинированным способом лова. Имея на вооружении трал и сети, капитан промыслового судна будет застрахован от возможных неудач. Он может организовать ночью лов сетями, днем ... тралом.


В. ПЕРЕВОЗЧИКОВ, капитан СРТ-4425.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!