А ПОТОМ БУДЕТ МОРЕ... - 25 12 1976
Автор
|
Опубликовано: 2869 дней назад (6 декабря 2016)
|
0 Голосов: 0 |
Сегодняшним интервью с первым помощником капитана транспортного рефрижератора «Бора» Н. М. Шпиневым мы открываем новую рубрику, под которой будут публиковаться материалы на темы партийно-политической работы в рейсе. Главная цель ее — рассказ о передовом опыте живой воспитательной работы с моряками, проблемах, делах и заботах комиссаров нашего флота, как уважительно называют рыбаки лучших политработников «Океана»...
— Вот какая нужда привела меня к вам, Николай Михайлович. Хотели мы недавно рассказать в «Рыбаке Эстонии» об экипаже одного из наших БМРТ, который вернулся с промысла с весьма неплохими производственными показателями. А рассказа-то и не получилось. Из-за того, что неладно обстояли на этом судне дела с трудовой дисциплиной. ЧП, правда, никаких не было, но много ли надо так называемых «мелочей», чтоб испортить, осложнить и без того нелегкую жизнь в долгом и трудном рейсе? Вот и вернулись люди с моря недовольные, раздраженные. Подчиненные — начальниками, и наоборот. Не то, чтобы внешне это проявлялось, но почувствовать можно было. По тому, скажем, что очень уж они скупились сказать доброе слово друг о друге, отмалчивались. Нехотя как-то говорили и о себе, и о товарищах, норовили поскорей отделаться от «назойливых» вопросов. Естественно, я спросил первого помощника, в чем дело, чем объяснить эти формальные, казенные отношения между моряками. Ответ: он, первый помощник, получил назначение на судно уже в день выхода, людей не знал, а они подобрались наспех, в рейс шли без желания, охоты, в течение всего промысла держались особняком, каждый по себе и все такое. И ничего-то их не сблизило? Ни общие трудности, ни общие радости — ведь были и хорошие уловы, и рыба хорошая, судя по итогам рейса? А что первый помощник сделал, чтобы сплотить людей, вселить в них... чувство сопричастности к делам и интересам друг друга? Оказалось, что он вообще не смог подготовиться к этому рейсу, и сказал об этом со всей откровенностью. И если я не называю здесь ни номера судна, ни имени первого помощника, то вы понимаете, в чем загвоздка...
— Оправдываешь первого помощника? Отчасти ты прав, особенно если это еще недостаточно опытный комиссар. И все-таки ему следовало быть поактивней в рейсе, который, тем паче, продолжается не месяц и не два. Это ж очевидно — не смог он установить неформальный, я бы сказал, контакт с людьми, с активом. Но он совершенно справедливо ссылается на свою неподготовленность к рейсу, видя в ней причину неудачи. Знаешь, не верю я тем первым помощникам, которые готовы идти куда угодно, с кем угодно и когда угодно. Без всякой подготовки, — мол, потом, на месте, разберусь и сделаю все, как надо. Как надо ли? Вот в чем вопрос.
— Знаю, Николай Михайлович, это ваше мнение и... установку. Сам служил под вашим началом на Краснознаменном Балтийском флоте, когда вы были заместителем начальника политотдела крупных соединений. Потому и обращаюсь к вам с вопросом, в чем же она заключается — подготовка первого помощника к рейсу? Тем более, что вы уже не один год плаваете в этой должности на судах «Океана». И опыта, и знаний вам, как говорится, не занимать. Так вот: испытываете ли вы лично необходимость заранее готовиться к предстоящему рейсу?
— Опыт, знания... На политработе я с 1944 года, это что касается опыта. Знания: училище. Военно-политическая академия, разные курсы, университет марксизма-ленинизма — само-собой. Но вот тебе самый последний пример. Готовлюсь сейчас идти в рейс на ТР «Бора». Только что, можно сказать, прибыл из отпуска, который у меня продолжался.., свыше пяти месяцев! Непорядок? Конечно, но не об этом сейчас речь. Речь о том, что продолжайся он у меня даже месяц-полтора, конечно же, я отстал бы от жизни за это время. Что имеется в виду? Дела в объединении: обстановка, план, задачи; события международной жизни, за которыми в отпуске следишь, я бы сказал, бегло, поверхностно; события внутри нашей страны, которая живет такой динамичной, стремительной жизнью — надо хорошенько, глубоко проштудировать основные документы партии и правительства, осмыслить огромный объем информации. Ведь там, в море, несмотря на современные средства связи, рыбаки вынуждены довольствоваться весьма и весьма скупой и сжатой информацией, которой явно не хватает, чтобы удовлетворить глубокие и разносторонние интересы, духовные запросы моряков, жадных до политики, знаний — это же замечательная черта наших людей. Как же бледно и жалко выглядит в их глазах первый помощник, политический работник, который не способен, не готов «дешифровать» тот или иной факт международной или внутренней жизни, извлеченный из короткой радиоинформации, то или иное событие. И как может первый помощник без глубокой подготовки квалифицированно руководить работой судовой секции общества «Знание», консультировать не-штатных лекторов, пропагандистов, агитаторов? С наскоку тут не пройдет, не будут тебя слушать моряки, разве что из вежливости посидят... Я уж не говорю об актуальности
повесток партийных, комсомольских собраний, где профанация особенно вредна и недопустима. Или вот — предварительное изучение маршрута предстоящего рейса. Сбор материала о портах, странах, где предстоит побывать нашему судну или мимо каких придется проходить. География, история, сегодняшний день. Культура, традиции — традиции борьбы за освобождение, это особенно касается Африки... Но это еще впереди, далеко. А вот еще рядом: острова Нарген, где приняли геройскую смерть революционные моряки с эсминцев «Спартак» и «Автроил»; Осмуссаар— непобежденный морской бастион и далекий форпост Ленинграда в 1941 году, героические защитники которого под командованием капитана Вержбицкого перекрыли гитлеровцам вход в Финский залип; Палдиски — место ссылки сподвижника Пугачева — Салавата Юлаева... Легендарный Ханко. Моонзунд: год 1917-й и год 1941-й. Вот что обидно: слабо, поверхностно знают наши молодые моряки революционные и боевые события, связанные с этими «географическими пунктами». Правда, в литературе они описаны чересчур уж бегло, но мы-то, политические работники ЭРПО "Океан", просто обязаны восполнить этот пробел. Где взять материал? А хотя бы в музее дважды Краснознаменного Балтийского флота. Но все ли наши первые помощники побывали там? То-то и оно...
— А студия звукозаписи?..
— Уместный вопрос. Собираясь в рейс, мы очень ревностно следим за тем, чтоб нас не обделили самыми интересными записями концертов и бесед. И должен сказать, что моряки довольны этими записями, особенно музыкальными. Одно существенное замечание: маловато бесед на наши внутренние темы — экономических обзоров, в частности, выступлений специалистов по научной организации труда, научно-техническому творчеству и т. п.
— И все-таки, Николай Михайлович, главный вопрос и главная трудность для первого помощника перед выходом в рейс — это кадры. Не секрет, что кое-кто очень пессимистически настроен в этом отношении: мол, в рейсе уже поздно воспитывать, если не сказать больше — переделывать иных людей, которые могут подвести весь экипаж. Вы понимаете, о каких именно речь.
Как не понять! Вон, с каких времен бытует поговорка о ложке дегтя ни бочке меда ... Правда, на транспортных судах кадровый вопрос решается легче, чем на промысловых. Здесь, по крайней мере, более или менее стабилизируется командный состав. Транспорт ному рефрижератору "Бора" особенно повезло в этом смысле: мы уже не первый год плаваем вместе - капитан директор Вячеслав Богданов, технолог Михаил Яковлевич Фадеев, старший механик Владимир Кузьмин, механики Олег Занделов, Виктор Медов, наш комсомольский "бог" Леонид Водопьянов и другие товарищи, которые являются главными носителями добрых традиций судна, ядром экипажа. Хуже с кадрами рядового состава - все еще велика текучесть, сменяемость экипажа.
Чтобы снизить ее, нужно, прежде всего, упорядочить систему отпусков и отгулов; я бы даже сказал — отработать эту систему, поскольку таковой пока вообще не существует. Начинать надо с планирования отпусков и твердо выдерживать график их. Ведь что значит допустить такое положение, когда люди по два, а то и три года не имеют отпусков? Усталость. Повышенная нервозность. Так называемые, негативные эмоции, соответствующее настроение... Но, пока суд да дело, отдел кадров бьется над этой - «отпускной» проблемой, нам, первым помощникам, с величайшим тщанием и терпеливостью надо присматриваться к людям, изучать их биографии, особенно если имеешь дело с новичками, характеристики (хотя, к сожалению, пишутся они шаблонно, по бюрократическому стереотипу, в чем, кстати, повинны и первые помощники...), но главное, конечно, тут личный контакт общение с человеком, и не разовое, формы ради, знакомство. Правда, я перешагиваю рамки нашей беседы — о подготовке к рейсу — но в чем главная ошибка, недоработка первого помощника, о котором ты начал? В том, что в текучке дел, обрушившихся на него в рейсе, он выпустил из рук главное звено — живую повседневную работу с людьми, не в целом, в масштабе всего экипажа, а с конкретными людьми. Тут без личного контакта не обойтись.
Но, возвращаясь к теме нашего разговора, должен сказать: конечно же, это непорядок, когда и капитан, и первый помощник в последний момент назначаются на новое судно и лишены возможности участвовать в формировании экипажа, подборе кадров. И уж никуда не годится, если первый помощник не готовится самым серьезным образом к предстоящему рейсу.
Ибо каждый очередной рейс на промысел, в море - всегда новый и поэтому всегда твой первый рейс. У кого притупилось, а то и пропало это чувство новизны, тому лучше всего подумать о смене профессии политработника-моряка.
Л. ФИРСОВ.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Архив новостей