Кавказские Длинноголовые
Автор
|
Опубликовано: 17 дней назад (3 июня 2025)
Рубрика: Total recall - Вспомнить Все!
Редактировалось: 1 раз — 3 июня 2025
|
0 Голосов: 0 |
С 1871 по 1876 год хранитель Кавказского музея в Тифлисе и археолог-самоучка Фридрих Самойлович Байерн (1817-1886) обнаружил, подобные крымским, деформированные черепа на Кавказе в Грузии близь Мцхеты. Некоторые из этих черепов были описаны доктором Степаном Францевичем Сцепура (1826-1881) в 1875 году. Эти черепа были отнесены исследователями к представителям кочевого ираноязычного племени аланов (предков осетин) скифо-сарматского происхождения. Племенной союз аланов появился в предгорьях Кавказа в I-III веках н.э. и после поражения от гуннов в 372 году частично переселилась в Европу, через Пиренейский полуостров достигнув Северной Африки. Во второй половине XIX века деформированные черепа были найдены во многих древних могильниках Осетии, около Эльбруса в захоронениях, содержавших византийские монеты, в курганах близь устья Дона, в Воронежской и Самарской губерниях.
А.Ю. Худавердян в своей работе «Ритуализированное использование частей человеческого тела на территории Армении (Ширакская равнина) по данным палеоантропологии» пишет:
« На Кавказе первые искусственно деформированные черепа были найдены в погребениях эпохи энеолита - бронзы. В дальнейшем этот обычай исчезает и появляется здесь вновь лишь в начале нашей эры. Если обратиться к палеоантропологическим материалам с территории Азербайджана, то здесь в начале I тыс. н.э. начинается широкое распространение обычая искусственной деформации головы путем наложения повязки в раннем детском возрасте. Искусственно деформированные черепа были обнаружены М.Г. Абдушелишвили при раскопках близ г. Мцхеты, и датировались они I -II вв. н.э. По одному из таких черепов М.М. Герасимов произвел реконструкцию облика древнего жителя г. Мцхеты. В этот же период впервые на черепах из могильников Ширакской равнины (Армения) зафиксирован обычай искусственной деформации головы. Упоминание о народах, практиковавших традицию деформировать голову на территории Кавказа, можно обнаружить у античных авторов.
Носителями идей преднамеренно деформировать голову у населения Ширакского плато, видимо, были пришельцы. Некоторые субъекты из Бениаминского некрополя с искусственной деформацией головы морфологически заметно отличаются от остальных.
Горизонтальная профилировка лица у них несколько ослаблена. Как известно, в этот период на Кавказе присутствовали племена саков, скифов, сарматов, для которых лобно-затылочная деформация головы была установившейся традицией, практиковавшейся в массовом порядке. О наличии лобно-затылочной деформации в Хорезме и Фергане есть упоминания у Абу Райхана Беруни. Сюда можно включить деформированные черепа из Северной Бактрии (Поздний Тулхар, Дальверзинтепе, Старый Терем /Чингизтепе/, Айртам, Ялантуштепе и Тепаи Шах), юго -восточного Туркменистана (Ба-башов) и Северного Афганистана (Тиллятепа).
Истоки данного обычая определить не просто. Мнение о среднеазиатском происхождении этого обычая не имеет подтверждений. Как известно, на территории Средней Азии кольцевая, лобно-затылочная деформация массовую практику приобретают в первые века н.э., а племена, использовавшие эти типы деформации, связывают с пришлыми длинноголовыми группами. У сарматов Нижнего Поволжья кольцевая деформация появляется в I в. н.э. и также связана с группами мигрантов. А практика искусственной деформации головы у скифов с территории Крыма связана с расселением на полуострове сармат (рубеж н.э.) и алан (с III в.). А.В. Шевченко, рассуждая о появлении обряда искусственной деформации головы у племен катакомбной культуры, считал, что эта традиция была занесена в степи Восточной Европы из Средиземноморья скорее кавказским путем, причем через ее конкретных носителей.
На территории Ширакской равнины кольцевая лобно -затылочная деформация в основном принадлежат детям (у 27 индивидов), женщинам (у 6 индивидов) и реже -мужчинам (у 4 индивидов). На некоторых деформированных детских черепах из Бениамина хорошо заметны следы повязок. На лобную кость повязка накладывалась выше лобных бугров. Согласно распространенному в научной литературе представлению, выраженность последстствий изменения формы головы наиболее заметна на детских краниумах.
В статье автор уделяет внимание обобщению находок искусственно деформированных черепов с территории Южного Кавказа и Ближнего Востока, а также характеристике типов оформления головы, распространенных среди населения изучаемого региона и Евразии. Находки модифицированных черепов эпохи ранней - средней бронзы не столь многочисленны. Среди археологических памятников выявлены следующие, имеющие следы черепов с головообразными формами: Узун-Рама, Кудурлу (Азербайджан); Юпсынская пещера, Абхазия (Грузия); Великент, Манас-Дагестан (Российская Федерация); Караташ, Ресулоглу, Хайаз-Хююк (Турция); Вунус (Кипр); Шахри-Сохта (Иран).
На территории Южного Кавказа преобладал лобно-затылочный тип искусственной деформации в сочетании с умеренно низким вариантом круглого типа оформления головы. Черепа из Узун-Рамы, Великента, Караташа (некоторые экземпляры), Ресулоглу, Хайаз-Хуюка и Вунуса демонстрируют некоторое сходство по типам искусственной модификации. Вероятно, в случае Узун-Рамы и Великента мы имеем дело с влиянием традиций с Ближнего Востока, тогда как в случае пещеры Юпсы, Манаса, Кудурлу — источником инноваций были степные племена катакомбной культуры. Население Караташа, Ресулоглу и Хайаз-Хуюка унаследовало традицию изменения формы головы со времен энеолита. То же самое можно наблюдать и на Кипре, где искусственно деформированные черепа существовали в неолитический период. В случае Шахри-Сохта в настоящее время трудно определить, как этот обычай и его последователи перешли в Юго-Восточный Иран в эпоху ранней бронзы.
Сегодня на территории Волгограда, Саратова или Северного Кавказа живут на вид обычные люди. Но так было не всегда. Если бы мы смогли заглянуть в прошлое, посмотрев на эти же самые места, какими они были 1500-2000 лет назад, то мы поразились бы, увидев их тогдашних обитателей. Люди, жившие здесь в те времена очень сильно отличались от нас внешне. И главным отличием их от нас была голова, а именно – её очень необычная форма.
Деформированный аланский череп из экспозиции Пятигорского краеведческого музея
Этот череп обнаружен на Северном Кавказе и выставляется в экспозиции Краеведческого музея в Пятигорске. Точно такие же люди в те времена встречались на Волге и на Дону, и не просто встречались, но представляли собой основной тип жившего здесь человека.
Искусственная деформация, достигаемая с помощью бинтования (по Р.Д. Синельникову)
В начале нашей эры встретить на Волге, Дону или на Северном Кавказе человека с обычной, «стандартной» головой было намного труднее, чем вот с такой, необычной.
Карта расселения сарматов
На современном же Юге России подобными вещами занимались сарматы и аланы. Черепа, выставленные в Пятигорском и Кисловодском музеях, принадлежат представителями именно этих народов.
Реконструкция внешности сарматской женщины по искусственно деформированному черепу из Аркаима, воссозданную антропологами из Уфы
Поражает распространённость людей с подобными черепами на территории Поволжья и Сверенного Кавказа. Археологическая статистика говорит о том, что если в начале I в. н.э. подобная деформация черепа встречалась (судя по захоронениям) в 35% случаев, то во II –IV вв. обладателями вытянутой головы становятся 88% сарматов! То есть 1800 лет назад встретить на Нижней Волге человека с «обычной» головой было довольно сложной задачей: таковым был лишь один человек из десяти!
Деформированный череп позднего сарматского периода из экспозиции Кисловодского музея «Крепость»
Разумеется, возникает вопрос – зачем это было нужно? Ведь искусственная деформация черепа – процедура не безопасная и не безболезненная! В литературе иногда можно встретить мнение, что искусственная деформация черепа у древних сарматов и алан производилась в ритуальных или религиозных целях. Например, аристократия или жреческая каста могли выделять себя таким образом из массы своих соплеменников (подобно деформации ног у девочек среди привилегированных слоёв в Китае). Однако, против такой точки зрения говорит статистика: цифра в 88% никак не может говорить о том, что подобные вещи делались с целью выделения из общей массы людей представителей знати, но говорит о том, что практика эта была, наоборот, повсеместной. Скорее всего, подобным способом народы (родственные друг другу сарматы, аланы и другие) выделяли себя именно как народы среди других племён, не допуская смешения крови с инородцами и позволяя всегда отличать «своих» от «чужих».
А.Ю. Худавердян в своей работе «Ритуализированное использование частей человеческого тела на территории Армении (Ширакская равнина) по данным палеоантропологии» пишет:
« На Кавказе первые искусственно деформированные черепа были найдены в погребениях эпохи энеолита - бронзы. В дальнейшем этот обычай исчезает и появляется здесь вновь лишь в начале нашей эры. Если обратиться к палеоантропологическим материалам с территории Азербайджана, то здесь в начале I тыс. н.э. начинается широкое распространение обычая искусственной деформации головы путем наложения повязки в раннем детском возрасте. Искусственно деформированные черепа были обнаружены М.Г. Абдушелишвили при раскопках близ г. Мцхеты, и датировались они I -II вв. н.э. По одному из таких черепов М.М. Герасимов произвел реконструкцию облика древнего жителя г. Мцхеты. В этот же период впервые на черепах из могильников Ширакской равнины (Армения) зафиксирован обычай искусственной деформации головы. Упоминание о народах, практиковавших традицию деформировать голову на территории Кавказа, можно обнаружить у античных авторов.
Носителями идей преднамеренно деформировать голову у населения Ширакского плато, видимо, были пришельцы. Некоторые субъекты из Бениаминского некрополя с искусственной деформацией головы морфологически заметно отличаются от остальных.
Горизонтальная профилировка лица у них несколько ослаблена. Как известно, в этот период на Кавказе присутствовали племена саков, скифов, сарматов, для которых лобно-затылочная деформация головы была установившейся традицией, практиковавшейся в массовом порядке. О наличии лобно-затылочной деформации в Хорезме и Фергане есть упоминания у Абу Райхана Беруни. Сюда можно включить деформированные черепа из Северной Бактрии (Поздний Тулхар, Дальверзинтепе, Старый Терем /Чингизтепе/, Айртам, Ялантуштепе и Тепаи Шах), юго -восточного Туркменистана (Ба-башов) и Северного Афганистана (Тиллятепа).
Истоки данного обычая определить не просто. Мнение о среднеазиатском происхождении этого обычая не имеет подтверждений. Как известно, на территории Средней Азии кольцевая, лобно-затылочная деформация массовую практику приобретают в первые века н.э., а племена, использовавшие эти типы деформации, связывают с пришлыми длинноголовыми группами. У сарматов Нижнего Поволжья кольцевая деформация появляется в I в. н.э. и также связана с группами мигрантов. А практика искусственной деформации головы у скифов с территории Крыма связана с расселением на полуострове сармат (рубеж н.э.) и алан (с III в.). А.В. Шевченко, рассуждая о появлении обряда искусственной деформации головы у племен катакомбной культуры, считал, что эта традиция была занесена в степи Восточной Европы из Средиземноморья скорее кавказским путем, причем через ее конкретных носителей.
На территории Ширакской равнины кольцевая лобно -затылочная деформация в основном принадлежат детям (у 27 индивидов), женщинам (у 6 индивидов) и реже -мужчинам (у 4 индивидов). На некоторых деформированных детских черепах из Бениамина хорошо заметны следы повязок. На лобную кость повязка накладывалась выше лобных бугров. Согласно распространенному в научной литературе представлению, выраженность последстствий изменения формы головы наиболее заметна на детских краниумах.
В статье автор уделяет внимание обобщению находок искусственно деформированных черепов с территории Южного Кавказа и Ближнего Востока, а также характеристике типов оформления головы, распространенных среди населения изучаемого региона и Евразии. Находки модифицированных черепов эпохи ранней - средней бронзы не столь многочисленны. Среди археологических памятников выявлены следующие, имеющие следы черепов с головообразными формами: Узун-Рама, Кудурлу (Азербайджан); Юпсынская пещера, Абхазия (Грузия); Великент, Манас-Дагестан (Российская Федерация); Караташ, Ресулоглу, Хайаз-Хююк (Турция); Вунус (Кипр); Шахри-Сохта (Иран).
На территории Южного Кавказа преобладал лобно-затылочный тип искусственной деформации в сочетании с умеренно низким вариантом круглого типа оформления головы. Черепа из Узун-Рамы, Великента, Караташа (некоторые экземпляры), Ресулоглу, Хайаз-Хуюка и Вунуса демонстрируют некоторое сходство по типам искусственной модификации. Вероятно, в случае Узун-Рамы и Великента мы имеем дело с влиянием традиций с Ближнего Востока, тогда как в случае пещеры Юпсы, Манаса, Кудурлу — источником инноваций были степные племена катакомбной культуры. Население Караташа, Ресулоглу и Хайаз-Хуюка унаследовало традицию изменения формы головы со времен энеолита. То же самое можно наблюдать и на Кипре, где искусственно деформированные черепа существовали в неолитический период. В случае Шахри-Сохта в настоящее время трудно определить, как этот обычай и его последователи перешли в Юго-Восточный Иран в эпоху ранней бронзы.
Сегодня на территории Волгограда, Саратова или Северного Кавказа живут на вид обычные люди. Но так было не всегда. Если бы мы смогли заглянуть в прошлое, посмотрев на эти же самые места, какими они были 1500-2000 лет назад, то мы поразились бы, увидев их тогдашних обитателей. Люди, жившие здесь в те времена очень сильно отличались от нас внешне. И главным отличием их от нас была голова, а именно – её очень необычная форма.
Деформированный аланский череп из экспозиции Пятигорского краеведческого музея
Этот череп обнаружен на Северном Кавказе и выставляется в экспозиции Краеведческого музея в Пятигорске. Точно такие же люди в те времена встречались на Волге и на Дону, и не просто встречались, но представляли собой основной тип жившего здесь человека.
Искусственная деформация, достигаемая с помощью бинтования (по Р.Д. Синельникову)
В начале нашей эры встретить на Волге, Дону или на Северном Кавказе человека с обычной, «стандартной» головой было намного труднее, чем вот с такой, необычной.
Карта расселения сарматов
На современном же Юге России подобными вещами занимались сарматы и аланы. Черепа, выставленные в Пятигорском и Кисловодском музеях, принадлежат представителями именно этих народов.
Реконструкция внешности сарматской женщины по искусственно деформированному черепу из Аркаима, воссозданную антропологами из Уфы
Поражает распространённость людей с подобными черепами на территории Поволжья и Сверенного Кавказа. Археологическая статистика говорит о том, что если в начале I в. н.э. подобная деформация черепа встречалась (судя по захоронениям) в 35% случаев, то во II –IV вв. обладателями вытянутой головы становятся 88% сарматов! То есть 1800 лет назад встретить на Нижней Волге человека с «обычной» головой было довольно сложной задачей: таковым был лишь один человек из десяти!
Деформированный череп позднего сарматского периода из экспозиции Кисловодского музея «Крепость»
Разумеется, возникает вопрос – зачем это было нужно? Ведь искусственная деформация черепа – процедура не безопасная и не безболезненная! В литературе иногда можно встретить мнение, что искусственная деформация черепа у древних сарматов и алан производилась в ритуальных или религиозных целях. Например, аристократия или жреческая каста могли выделять себя таким образом из массы своих соплеменников (подобно деформации ног у девочек среди привилегированных слоёв в Китае). Однако, против такой точки зрения говорит статистика: цифра в 88% никак не может говорить о том, что подобные вещи делались с целью выделения из общей массы людей представителей знати, но говорит о том, что практика эта была, наоборот, повсеместной. Скорее всего, подобным способом народы (родственные друг другу сарматы, аланы и другие) выделяли себя именно как народы среди других племён, не допуская смешения крови с инородцами и позволяя всегда отличать «своих» от «чужих».
Где прячется Длинноголовый - Древние геномы восточной Понтийско-Каспийская, западные кочевники. Крымские Длинноголовые
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Архив новостей