0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти рефмехаников и рефмотористов от УСЛ до Эстрыбпром (14)
КОМСОМОЛЬСКИЙ ВОЖАК - 29 10 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВЫБРАТЬ собеседника мне помогли в комитете комсомола нашего объединения: — Виктор Ермолаев — бессменный комсомольский секретарь, один из наших надежных помощников.
...БМРТ-253 «Март Саар» стоял в доке. Поднимаясь по трапу, вспомнила, как два года назад присутствовала на вручении экипажу переходящего Красного знамени ЦК ЛКСМ Эстонии. Эту высокую награду комсомольцы судна получили за отличную работу в третьем квартале 1975 года. Разговор начался именно с этого события.
В 1975 году Виктор сделал свой первый рейс на «Марте Сааре». К этому времени за его плечами были Таллинская мореходка, три года работы рефмотористом на различных судах. В том рейсе он впервые работал рефмехаником, впервые был выбран секретарем судовой комсомольской организации. Конечно, сказался труд предшественников, комсомольцы лишь закрепили успех, итогом которого и явилось переходящее Красное знамя. А для молодого комсомольского секретаря это было хорошим началом.
В прошлом году Виктор Ермолаев был награжден бронзовым знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки». А через несколько дней после нашего разговора он должен был уезжать в Ленинград. Передовик производства, отличник предоктябрьской трудовой вахты рефмеханик Виктор Ермолаев в дни «Недели революционной славы» будет сфотографирован у легендарного крейсера «Аврора».
— Виктор, каким вы представляете современного вожака комсомольцев?
— Прежде всего, то, что известно каждому: секретарь всегда впереди, он пример для каждого члена ВЛКСМ, должен быть авторитетом и на производстве, и в общественной жизни. Меньше словами, больше делами влиять на коллектив. Требования к себе должны быть выше, чем к другим.
Необходим контакт с молодежью, комсомольским бюро, каждым членом ВЛКСМ. Один человек при всем желании не может охватить всего объема работы. И залог успеха — в умении понять психологию человека, его интересы, настроения. Тогда будешь знать, кому и что можно поручить, с кого необходимо строго спросить, а кого надо только направить. И, конечно, нельзя обойтись без доброжелательности и внимания к людям, без доброты, заботы, простого человеческого тепла.
— И вы легко находите такой контакт?
— Считаю, что в основном легко. Установить добрые отношения с новыми членами команды стараюсь с первого же дня. Использую время па переходе, когда ребята посвободнее. Причем знакомиться стараюсь не в официальной обстановке, а во время совместной работы, отдыха, И такой подход себя оправдывает. Судите сами. Нередко приходится слышать, что молодежь пассивна и в организации досуга, и в культурных мероприятиях. У нас такого не скажут. Напротив, комсомольцы часто сами приходят со своими предложениями. В одном из рейсов на «Марте Сааре» Мария Смолина предложила организовать художественную самодеятельность. Комсомольцы вызвались кто спеть, кто станцевать, кто прочитать стихи. То есть инициатива исходила от самой молодежи. А когда по своей охоте, да по доброй воле — все сладится быстрее и лучше. Помню, частушки сочиняли всей командой. Да и сам вечер прошел интересно. А совместная работа по его организации сблизила ребят.
— Наверное, у вас много друзей?
— Без друзей нигде не обойтись. А в море они, быть может, необходимы более всего. Сказывается специфика морских условий. Во-первых, тяжелая, порой однообразная работа, во-вторых, и это важнее — моральный фактор: оторванность от дома, семьи, наконец, от земли. В таких условиях люди особенно тянутся друг к другу. С друзьями легче и трудности переносятся, можно поговорить, поспорить. В море больше, узнаешь о жизни друзей на берегу.
Много друзей и по совместной работе. В первом рейсе на БМРТ-253 мы очень подружились с Сергеем Костиным. Он ходил третьим помощником капитана, был моим заместителем по комсомольской работе, командиром «Комсомольского прожектора". Вместе мы организовали не один рейд КП, в которые включался практически весь экипаж. Если проводим рейд в рыбцехе — подключаются технолог, мастера, судовой комитет; рейд по чистоте кают — привлекаются доктор, старпом.
Связь с Сергеем поддерживаю и теперь, хотя это и трудно. Он сейчас в рейсе на БМРТ-368 «Оскар Лутс». Знаю, что его на судне выбрали секретарем комсомольской организации.
— Как можно определить ваши отношения с коллективом?..
— Не хочу показаться самоуверенным. И все-таки, думаю, что мои отношения с комсомольцами строятся на взаимном уважении. Такой факт. В первом рейсе на «Марте Сааре» меня избрали секретарем комсомольской организации. Во втором рейсе мне также доверили эту работу. Не скрою, было очень приятно, хочется оправдать доверие коллектива.
— Чувствовать доверие коллектива, пользоваться авторитетом среди комсомольцев необходимо каждому секретарю,
что называется, положение обязывает. Как оцениваете свои возможности?
— К себе предъявляю жесткие требования. Это касается и моей основной работы, и работы в комсомоле. Ничего не пускаю на самотек. Главное — поставить цель и приложить все усилия для ее достижения. Так было во время учебы в мореходке, в первых рейсах, когда сталкивался с трудностями. Есть и сейчас цель. Хочу поступить в Калининградский технический институт, чтобы продолжить изучение своей специальности — холодильные установки. Готовлюсь вступить кандидатом в члены КПСС. В море свои законы, свои сложности. Порой бывает и трудно, и не всегда все ладится. Но стараюсь, чтобы это никогда не отражалось на работе. В этих случаях нужно немного меньше думать о себе и больше о тех, кто находится рядом с тобой. А вообще-то по натуре я человек веселый. И потом шутка, улыбка всегда располагают....

Беседу вела Н. КРУТИКОВА.

Фото И. Шперова.
РИXО ПИЛЬВ, НОВАТОР, НАСТАВНИК - 13 09 1977
КОЕ-КТО пытался отговорить Рихо Пильва: - Откажись ты от плавбазы, - речь шла о «Фридерике Шопене", — зачем тебе портить репутацию? Не знаешь разве: холодильные установки работают неустойчиво, вечно по горло в грязи...
Собственно, и отказываться то не было нужды: в отделе комплектации предлагали должность второго рефмеханика на другом судне. Уж там-то морозильные агрегаты работают куда более надежно.
Однако Рихо отказался. Решил проверить себя на прочность: чему-то научился же он за пять лет работы на «Станиславе Монюшко» после окончания Таллинского мореходного училища.
И вот «Фридерик Шопен». С чего начинать? Одних только клапанов в машине рефрижераторного отделения — около двух тысяч. Второй рефмеханик полностью несет за них ответственность. За смену, если даже бегло осматривать, вряд ли проверишь все. А нужно обеспечить их гарантийную работу не на сутки-двое, а на долгие месяцы. Рабочее давление аммиака — 11 атмосфер, так что небрежно выполненная кем-либо из членов бригады профилактическая работа быстро может привести к весьма нежелательным последствиям. К примеру: только труб рассольной и аммиачной системы на плавбазе свыше двадцати километров. Некачественная профилактика их — и труд всего экипажа, считай, пошел насмарку. Но самые сложные и ответственные агрегаты — это компрессоры и нагнетательные насосы всевозможных назначений, и множество других механизмов, предназначение которых — обеспечить рабочий холод для технологического цикла обработка рыбы.
Настораживало Рихо Пильва отношение людей к своим обязанностям. Механизмы вроде бы новые, а работали неустойчиво: что ни день, то поломка..
Чуть ли не сутками напролет приходилось пропадать в компрессорной, лично участвовать во всех профилактических мероприятиях по ремонту агрегатов. Самые сложные механизмы прошли через его руки. Вручную притирал каждый клапан.
Но один много ли сделаешь? Главное — помощники, люди. Перед каждой вахтой проводил Рихо пятиминутные инструктажи, уточнял и разъяснял подчиненным конкретные задания. Вел учет и контроль выполняемых каждым работ. Взыскательно, непрощенчески, хотя и без надрыва, относился к нерадивым. Примечал и отмечал передовых. Это позволило со временем подтянуть дисциплину, добиться слаженности в работе, а самое главное — взаимопонимания между людьми. Надлежащий уход за механизмами был обеспечен. Холодильные агрегаты стали работать более стабильно, чем раньше.
На Рихо лежит большая моральная ответственность за тех, кто здесь находится, ответственность руководителя. Вот уже два года, как ему доверили должность старшего рефмеханика плавбазы «Фридерик Шопен». И, кажется, у него есть основания сделать вывод, что должность эта оказалась ему по плечу...
Случилось однажды: вроде бы без видимой причины начал, барахлить один из компрессоров. Неспокойно стало на сердце у Рихо: почему, кто виноват? В первую очередь —
определить причину неожиданно быстрого износа механизмов. Знания и богатый опыт помогли ему выявить конструкторскую недоработку. Хочешь — не хочешь, а есть над чем поломать теперь голову в свободное от вахты время.. А усердия, усидчивости и терпения у Рихо хватает на двоих.
Составлен план действий. Вопрос: почему преждевременно изнашиваются детали компрессора? Не потому ли, что в процессе работы механизмов интенсивно загрязнялось компрессорное масло? Идея - поставить сепаратор. Реализация этого технического решения дала возможность механическим путем качественно очищать масло от примесей. Плюс к этому — в течение рейса сэкономить до трех тонн компрессорного масла. А самое главное — срок службы агрегатов увеличился.
А сколько хлопот в процессе эксплуатации доставляли шесть цилиндровых блоков компрессора? Раньше на общем выходе для замера температуры устанавливалось два термометра. Допустимая тепловая нагрузка, при которой разрешалось эксплуатировать механизмы, — плюс 130 градусов. Но бывали моменты, когда температура резко повышалась. Рихо решил: какой-то из блоков работает ненормально и требует срочного «хирургического» вмешательства.
Начинался долгий поиск неисправного механизма. Приходилось прощупывать чуть ли не каждый блок, прежде чем удавалось обнаружить повреждение. Уходила на все это уйма времени.
Рихо Пильв поделился с коллегами по работе своими соображениями: «А что, если поставить на каждый блок в отдельности по термометру?» Предложение старшего рефмеханика всех заинтересовало. Так и сделали. В результате — двойной выигрыш: улучшился визуальный надзор за каждым механизмом в отдельности, и сократилось время поиска и ремонта неисправного блока компрессора. В пять раз...
Пожалуй, трудно найти в рефотделении такое место, где бы Рихо Пильв не приложил свои знания и руки. На его счету — семь солидных усовершенствований, позволивших увеличить срок службы морозильных агрегатов и сберечь не одну тысячу рублей.
И все-таки рано успокаиваться на достигнутом. Если вообще это возможно — успокоиться. Впереди новые заботы, новые дела и идеи. После завершения нынешнего рейса плавбаза «Фридерик Шопен» уйдет в Клайпеду на капитальный ремонт. Есть у Рихо мысль — переложить визуальный контроль за работой компрессоров на автоматику, облегчить труд моряков. Удастся ли? Надо!
...За время работы на судах нашего флота Рихо Пильв подготовил около двадцати мотористов и рефмехаников. Обо всех не расскажешь, кто и кем плавает сейчас. Но вот некоторые. Получил у Рихо Пильва трудовую путевку в жизнь Ф. Коган. На плавбазе «Фридерик Шопен» работал он третьим, затем вторым механиком. В настоящий момент — высококвалифицированный специалист, настоящий мастер своего дела. И всем этим он обязан главным образом своему наставнику — Рихо Пильву.
Третий рейс ходит в море вместе с Ф. Коганом рефмоторист Арно Ваарпуу, закончивший в Таллине профтехучилище № 1. К работе относится исключительно добросовестно с душой. Рихо Пильв доверяет ему производить ремонт самых сложных узлов. В частности, клапанной группы. Арно учится заочно на четвертом курсе Таллинского мореходного училища. В свое время Рихо Пильв тоже закончил это училище и теперь помогает Арно. Хороший, толковый рефмеханик получится из него. Пройдет немного времени, и этот его подопечный обретет крепкие крылья. Как и у тех, кому повезло работать бок о бок с Рихо Пильвом...

Е. МАРУСИН, подшкипер.
Борт плавбазы «Фридерик Шопен».
Памяти Зуфара Зиганшина и всех рефмотристов и механиков. КОГДА УХОДЯТ В МОРЕ РЫБАКИ... – 04 01 1977
ЛАСКОВОЕ октябрьское солнце заливает ярким светом причал, на котором стоят друзья, жены, подруги моряков. Через несколько минут на плавбазе «Фридерик Шопен» прозвучит прощальная сирена, и судно уйдет в очередной промысловый рейс. Последние поцелуи, некоторые украдкой смахивают слезу. 110 суток — срок не маленький! Зуфар Зиганшин, третий рефмеханик плавбазы «Фридерик Шопен», нежно гладит щеку своего сына Марата. Марат весело заливается смехом. Ему всего два года. Рядом с Маратом стоит Гузель. Сестра значительно старше своего братика. Гузель, как и мама, старается держаться степенно и солидно. Вот уже в который раз они с мамой провожают и встречают папу с промысла. Встречать, конечно, радостней, чем провожать. Гузель попыталась сосчитать на пальцах, сколько дней будет папа в море, но ничего из этой затеи не вышло. Сбилась со счета. За те выходные дни, которые папа провел вместе с ними дома, он научил считать ее до десяти. В следующий раз папа обещал научить ее правильно писать буквы. Скорей бы наступила зима. Так хочется, побыстрее научиться читать и писать. Тогда она сама будет писать папе на корабль письма и время у него пройдет быстрее. Гузель одного не может понять. Папа часто говорит, что корабль — это его второй дом. И мама полностью согласна с ним. Кто их разберет, взрослых. Может быть, они и правы.
Когда папа уходит в рейс, в их просторной трехкомнатной квартире становится скучновато. Тогда мама усадит поуютнее Гузель с Маратом на диван и начинает рассказывать об отце. О его друзьях. Как ему живется и работается в далеком море с верными товарищами — старшим рефмехаником Рихо Пильвом, вторым рефмехаником Филиппом Коганом и рефмотористами Анатолием Тягуновым, Арно Ваарпу и Иваном Голубчиковым.
Мама говорит, что профессия моряка очень трудная. Шутка ли сказать, днем и ночью вокруг море. Как-то она предложила папе поискать работу на берегу, но он и слышать об этом не захотел. Значит, любит море. Полжизни в море. Четыре года служил в Таллине на военных кораблях и уже 12 лет плавает на промысловых судах третьим рефмехаником.
Папа — человек у них серьезный. Может, потому, что работа у него ответственная. Он вместе со своими товарищами обслуживает морозильные установки, дающие холод для заморозки рыбы. Со слов папы, их агрегат работает как часы. Гузель этого представить не может, но она точно знает, что у этих часов верный ход и не отстают они ни на секундочку. Значит, и из этого рейса папа вернется домой вовремя. Они смогут тогда всей семьей поехать к бабушке в Казань. Только жаль, что там живет одна бабушка. Дедушка погиб на Украине в 1942 году в схватке с фашистами. Хорошо, когда нет войны, и их папа живет рядом с ними.
Счастливого плавания, папа! Возвращайся домой поскорей!
Большие глаза Гузель, словно две черные миндалины, заблестели от навернувшихся слез. Гузель опустила глаза на весело щебетавшего Марата. Она не хотела, чтобы папа видел ее слезы. Он ведь не любит, когда плачут женщины по уходящим рыбакам в море. Можешь, папа, спокойно работать, мы будем тебя очень и очень ждать!

Е. МАРУСИН, матрос ПБ «Фридерик Шопен».
ПОЗДРАВЛЯЕМ- 17 01 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Второго рефмеханика РТМС-7507 «Саадъярв» В. А. Семенова с получением высшего диплома — судового рефмеханика первой категории.
Владимир Александрович работает в рыбной промышленности с 1958 года. Плавал рефмотористом на БМРТ и ПР. В 1968 году окончил Таллинское мореходное училище по специальности рефмеханика. Работал на БМРТ, РТМ, РТМС, обеспечивал холодильные установки, которые никогда не имели аварий.
За добросовестное отношение к своим обязанностям и активное участие в общественной жизни ветеран ЭРПО «Океан» коммунист В. Семенов имеет ряд благодарностей от администрации судов, является ударником коммунистического труда, победителем соцсоревнования 1973 года, награжден медалью «За доблестный труд».

И. ПШЕНИЧНИКОВ, инженер дипломной группы.
Страницы: Первая Предыдущая 1 2