События НА АВОСЬ... - 19 09 1964

УТРОМ 26 АВГУСТА на имя начальника ТБОРФ от капитана СРТ-1045 поступила тревожная радиограмма: «0750 получили пробоину на банке Хийумадал тчк. Вода поступает машину зпт трюм зпт откачивать не успеваем тчк Готовим шлюпки тчк Принял решение выброситься на берег маяку Тахкуна тчк Вода подходит картеру главного тчк Погода зюйд-вест 2—3 балла. Соколов».
Почему же СРТ-1045 сел на банку Хийумадал?
Комиссия, расследовавшая это редкое для нас происшествие, установила, что штурман дальнего плавания В. Соколов, которому доверили судно и судьбу экипажа, халатно и безответственно отнесся к выполнению служебного долга.
Вопреки элементарным требованиям устава он передоверил свои обязанности своим помощникам, а те по своей халатности и беспечности при прокладке пути судна допустили ряд грубых ошибок.
В частности, третий помощник дважды при взятии пеленгов неправильно нанес точки на карте.
По судовым определениям судно шло со скоростью 8 узлов, а фактически скорость была 6,1 узла.
В 00 часов 25 августа на вахту вместо второго помощника Русакова без разрешения капитана заступил старший помощник Баранчиков. Как и капитан, он также легкомысленно отнесся к выполнению своих служебных обязанностей, не посчитал нужным, проверить скорость судна между точками на 24 часа и на 01 час. В результате грубейших ошибок вахтенных штурманов, а также пренебрежения элементарными правилами судовождения, курс был изменен преждевременно, и судно село на камни банки Хийумадал.
Капитан при подготовке судна к выходу в море проявил полнейшую беспечность.
На судне не было ряда нужных для перехода карт, пеленгатора для пелорусов гирокомпаса, отсутствовал зип для радиолокатора и других приборов, не было кронштейна для установки забортного лага, гирокомпас после ремонта не проверялся, и включили его только за полчаса до отхода. С выходом на рейд вышли из строя локатор и донное освещение главного компаса. Мер к их ремонту принято не было.
Пеленгование без донного освещения было крайне затруднено, поэтому старший помощник Баранчиков и второй помощник Русаков решили не утруждать себя лишними хлопотами. Они не стали брать пеленгов, а шли на авось.
В. Соколов не знал деловых качеств своих помощников, но ни разу не проверил, как они несут вахту, выполняют свои обязанности.
Не сказав никому ни слова, В. Соколов еще в 23 ч. 30 м. 25/8 покинул мостик и беззаботно спал в своей каюте до посадки судна на мель. Судно было спасено, а виновники аварии понесут заслуженное наказание.
Из этой аварийной истории должны быть извлечены серьезные уроки. Капитаны всех судов обязаны проявлять должную требовательность к своим помощникам, постоянно воспитывать и своих подчиненных высокое чувство ответственности за порученное дело. Нельзя допускать малейшего отступления от уставных требований и существующих правил безопасности мореплавания.
Только высокая требовательность, отличное знание своих обязанностей и современной техники, строгое соблюдение Устава и требований ППС помогут нам полностью изжить случаи аварий и аварийных происшествий.

А. ЕВРЕИНОВ, старший морской инспектор.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!