Блоги
Памяти Ровбут Олега МихайловичаУКАЗ ПРЕЗИДИДУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР - 28 06 1970
О НАГРАЖДЕНИИ МОРЯКОВ МЕДАЛЬЮ "ЗА ОТВАГУ НА ПОЖАРЕ

За отвагу и самоотверженность , проявленные при тушении пожара, спасении людей и социалистического имущества от огня, наградить от имени Президиума Верховного Совета СССР медалью "За отвагу на пожаре" моряков:

Брезгунова Глеба Николаевича - морского инспектора Госрыболовфлотинспекции.
Левковича Вилиора Вячеславовича - капитана плавбазы "Йоханнес Варес"
Лийва Юлиуса Якубовича - старшего механика плавбазы "Йоханнес Варес"
Нехаева Аркадия Яковлевича - старшего помощника плавбазы "Йоханнес Варес"
Петуха Анатолия Николаевича - плотника плавбазы "Йоханнес Варес"
Рей Рейна Александровича - пятого помощника капитана плавбазы "Йоханнес Варес"
Соскова Анатолия Захаровича - ремонтного механика плавбазы "Йоханнес Варес"

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
А. МЮРИСЕП.
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
Б. ТОЛБАСТ

Таллин, 26 июня 1970 г.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти тралмастера Владимира Ивановича Дидыка. ГОЛУБАЯ ТЕТРАДЬ - 29 04 1970
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Эта тоненькая школьная тетрадь в клетку рассказывает о работе в Северном море тралмастера-наставника Владимира Ивановича Дидыка. Рассказывает очень сжато, скупыми короткими фразами. Например. "СРТ-4282". Ст. мастер Чаговец И., мастер добычи Четвертаков А. Проверили три трала, голые концы. Концы крыльев загружены слабо. В остальном везде порядок. Отрегулировали распорные доски, увеличили уголь таки. На добыче сказывается недостаток мощности главного двигателя.
Вот почти и все.
А что стоит за этими строками - автор умолчал, потому что тетрадь принадлежит самому Дидыку, он ее автор, это его отчет об экспедиции и вряд ли кого будут интересовать детали его работы на промысловых судах. Да и не таков Дидык, чтобы много говорить о своей работе.
Пять месяцев тралмастер наставник В. И. Дидык в силу своих служебных обязанностей помогал мастерам добычи налаживать тралы. Да, это его служебная обязанность. Но выполнять свои обязанности можно по-разному.
Владимир Иванович Дидык относится как раз к такому разряду людей, которые не бьют на внешний эффект. Не пускать пыль в глаза. Он скромен и не разговорчив, когда входит в каюту начальника экспедиции - старается забиться куда-нибудь в уголок, чтобы не быть у всех на виду. Вообще-то на плавбазе "Станислав Монюшко" бывал он редко. В далеком и холодном Северном море на промысле ну просто таки затерялся человек! Где, что с ним? Знали все - дело Дидык делает большое и важное.
Зимой в Северном море очень не везло рыбакам СРТ-4451 капитана Юло Кививяли. Ну так, не везло, хоть плачь. Кививяли капитан опытный, во всех отношениях человек положительный, а невезение преследовало его траулер изо дня в день. Соседи поднимают за день по 10-15 тонн рыбы, а у него в трале - пусто. На радиосоветах капитанов почти ежедневно он докладывал сникшим, хрипловатым голосом: "Сделали три траления, подняли полторы тонны... ". На борт плавбазы капитан поднимался редко, а если и поднимался - чувствовал себя неловко.
Вот данные СРТ-4451 в начале марта; 4 марта - ни центнера, тогда как капитаны Коноплев и Матвеев взяли по десять тонн рыбы каждый. 5 марта - две тонны, 6 марта - три, 7 марта - четыре тонны. И вдруг 8 марта - десять тонн, 9 марта - двенадцать!
Объясняется все очень просто. На СРТ-4451 побывал Дидык. А вот и его запись в голубой тетрадке: "Проверили три трала. Одно из нижних крыльев (по подборе) закорочено на 30 см. Грунтропы вытянуты и длиннее нижней подборы на 1,3 метра. Распор досок составляет всего 42-44 метра. Доски заменены. Проверили и перевооружили нижнюю подбору трала".
И дело пошло.
На двенадцати судах нашей экспедиции побывал Дидык, не отказывал в помощи и колхозным траулерам СРТР-9108 и 9150, помог и рыбакам СРТ-4351 Пионерской флотилии. И всюду, где он побывал - уловы резко возросли.
В конце первой декады марта Дидык появился на плавбазе. Вид его был, прямо скажем, неважный. Пять месяцев работы на разных СРТ, постоянные пересадки с борта на борт, тревожные часы отдыха на узеньких, коротких и жестких диванчиках в каютах капитанов, работа на ветру и в воде, сильно измотали наставника. Да еще прицепилась простуда - нет-нет, да и поднимается температура. Только болеть некогда, его опыт и его руки нужны многим.
И уже на переходе в порт Дидык привел себя в порядок, оттемпературился, отоспался на настоящей коке с чистым бельем, а потом уселся за тетрадку и на обложке написал: "Отчет по экспедиции Северного моря за период с 2 октября 1969 года по 19 марта 1970 года тралмастера-наставника Дидык В. И."
Но, как было сказано в начале этого рассказа, фразы в этом отчете скупы и коротки, только самое главное, самое основное, что может интересовать отдел добычи. А каким трудом, каким усилием воли все это достигалось - ни слова.
Таков Дидык.

К. ПЕТРОВ.
Фото А. Дудченко
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПоздравляем! -05 04 1970
Рыбопромысловый флот Эстонии из года в год пополняется квалифицированными специалистами. Среди них много молодых, впервые получивших свой рабочий диплом. Получают дипломы и специалисты-практики, много лет проработавшие на судах флота. На днях дипломная комиссия при ТМРП присвоила морские звания еще одной группе рыбаков.

Дипломы штурманов малого плавания получили:
Павлов Виктор Петрович, Криштофик Виктор Александрович, Наумов Владимир Георгиевич, Тарасюк Василий Семенович.

Звание судомеханика III разряда по двигателям внутреннего сгорания присвоено:
Денисенкову Андрею Александровичу.


Судовыми рефмеханиками III категории стали:
Каливанов Юрий Алексеевич, Самсонов Иван Иванович, Анцифиров Борис Павлович, Панаев Игнатий Сергеевич, Хийм Рейн Юлович, Брель Виктор Николаевич, Паэ Пээтер.

Диплом судового рефмеханика-практика III категории вручен:
Гаю Владимиру Ильичу.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСоздание и развитие океанического рыболовства Эстонии. О. Шороп
К 110-ю со дня рождения Г.Г. Каска





В экономике Эстонии с давних времен рыболовство играет значительную роль. Однако история эстонского морского рыболовства до настоящего времени мало изучена. В первой половине XIX в. рыболовством занимались в основном прибрежные крестьяне, главным занятием которых было земледелие.

Развитию рыболовства препятствовали относительная ограниченность рынка и необходимость выполнять барщину у местного помещика. Прибалтийские бароны принуждали крестьян возможно больше работать на помещичьем поле. Поэтому они всячески старались препятствовать переходу крестьян к другим занятиям, в том числе и к рыболовству. Занимающихся исключительно рыболовством в это время среди прибрежного населения Эстонии было относительно мало.

Организаторами рыбной ловли для рынка в более широких масштабах у берегов Эстонии явились приезжие русские рыбаки из бывшей Тверской губернии. Они начали ходить к Балтийскому морю уже в XVIII в., но в значительной мере расширили свой промысел во второй половине XIX в. Русские рыбаки принесли с собой новый тип невода, а также новые, формы организации труда и этим оказали значительное влияние на рыбный промысел местного эстонского населения.

У многих прибрежных жителей рыболовство постепенно становилось главной отраслью их деятельности, особенно островитян. В годы буржуазной республики (1920—1940) Эстония была оторвана от рынков сбыта. Это отразилось на состоянии рыбного хозяйства. В целом рыболовное хозяйство буржуазной Эстонии находилось в застое — валовый улов в 1930-е годы по существу не увеличивался. Господствовавшие в буржуазной Эстонии экономические и политические условия не могли обеспечить дальнейшего развития морского рыболовства ( власти Эстонии не одобряли организованного промышленного развития рыболовства, с которым не могли конкурировать небольшие частные предприятия ). Ведь само рыболовство Эстонии состояло в основном из мелких рыболовецких артелей и ограничивалось прибрежным ловом в Балтийском море.

Путь развития рыболовства Эстонии того периода адекватно отображается в морской биографии будущего руководителя и организатора океанического лова Эстонии, «эстонского рыбака номер один» Георгия Каска.

Представитель династии рыбаков ( отец Каска преподавал в мореходной школе) Георгий всю свою жизнь посвятил морю, рыбному промыслу. Любовь к морю пробудилась у Г.Каска с раннего детства, а с 18 лет он трудился матросом на парусных судах. В 1929 году закончил Кясмускую рыболовную школу и стал рыбачить на морских траловых судах. Тогда в Эстонии не было рыболовного флота и Г.Каск прошел хорошую практику в английском рыболовном флоте. Много раз он выходил на промысел в Северную Атлантику. Там же в Англии он сдал экзамен по мореплаванию и траловому делу, получил диплом капитана дальнего плавания.

По возвращению в Эстонию Георг Каск пытался создать у себя на Родине рыбную отрасль, организовать океанический лов. Он предлагал закупить траулеры, наладить в Таллине и Пярну изготовление промвооружения. Причем подготовку кадров для рыбной промышленности Каск брал на себя, на своих коллег по училищу. Но все благие намерения натыкались на отказ эстонских властей ( по их мнению крупное организованное рыболовство вызвало бы разорение мелких рыболовецких организаций и могло привести к выступлению и бунту )

С большим трудом в начале 30-х годов удалось, наконец, создать рыболовное акционерное общество и провести несколько экспедиций в Атлантику. Но это общество вскоре распалось. В годы ВОВ Георгий Каск принимал участие в героическом прорыве флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941года.Он командовал военно-транспортным судном « Лейк Люцерн». Тяжело раненным он вывел поврежденное судно из под бомбежки в безопасное место и спас свыше 4-х тысяч пассажиров и военных моряков.

Первый шаг к началу создания океанического рыболовного флота Эстонии можно отнести к июлю 1943 года, когда председатель Совета министров Эстонской ССР Оскар Сепре пригласил на встречу в Москву в здание наркомата морского флота СССР эстонского моряка Георгия Каска.

Эстония еще находилась под немецкой оккупацией, но два земляка, два патриота своей республики вели деловой разговор о возрождении и развитии в Эстонии рыбной промышленности. Уже на следующий день была создана оперативная группа по созданию рыбной промышленности Эстонии. Возглавил группу Г.Каск. В нее вошли:

Тийт Мандра- бывший директор Нарвского рыбкомбината,

Иоханнес Сооранд-мастер добычи, выпускник Кясмуского училища,

Артур Вихман-технолог, судостроитель,

Герман Виркус-организатор рыбного промысла в г. Пярну,

и другие опытные специалисты.



Опергруппа разработала перспективный план своей работы. Однако по прибытии в освобожденный Таллин перед ней открылась мрачная картина разрушения. Город был в развалинах, причалы взорваны, из воды здесь и там торчали мачты затопленных судов, бывших рыбаков война раскидала по фронтам. Прикинув смету члены группы ужаснулись. Требовалось все от трала до гвоздей. Не было портальных кранов, бочкотары, спецодежды, шкиперского имущества и прочего, а главное отсутствовали суда.



Выход был найден в переоборудовании бывших военных минных тральщиков, которых в Таллине и Пярну насчитывалось 27 единиц. Вместо траления мин суда переоборудовались для траления рыбы, специально созданной бригадой ремонтников. Кроме того в конце войны из Швеции был возвращен так называемый «малый флот», угнанный из Прибалтики в годы войны местными властями. Кроме этого были переданы в распоряжение Эстонии немецкие суда переданные Советскому Союзу по репарации Этими судами в конце 40-х были укомплектованы базы в Пярну, в Хаапсалу, в Нарва-Йэесуу, Ныва.



Впервые в истории рыболовства эстонские рыбаки вырвались на океанические просторы из тесной Балтики в 1955 году. 03 июня в 21.00 капитан СРТ-4244 Вайно Ноор скомандовал: „ Отдать концы!“- С этого времени начался отсчет впемени океанического рыболовства в Эстонии. Вместе с судовым экипажем на промысел в океан вышел эстонский писатель Юхан Смуул. Это придавало первому рейсу какую-то особую значимость, а экипажу прилив сил и вдохновение.



До конца года вслед за капитаном Вайно Ноор вышли в неизведанные просторы неспокойной Северной Атлантики небольшие с прекрасной остойчивостью суда, построенные на немецкой судостроительной верфи „Фольксверфь-Штральзунд“ по проекту советских инженеров:

-27.06.1955г. СРТ-4250 под руководством капитана Всеволода Старостенко,

-16.07.1955г. СРТ-4259 под руководством капитана Всеволода Заботина,

- 12.1955г. СРТ-4283 под руководством капитана Ивана Агеева.



Эти небольшие промысловые суда были своего рода пионерами Атлантики, они первыми в послевоенное время проложили путь в океан на сельдяной лов. И не случайно так тщательно готовились. Руководил общей подготовкой Георг Каск – опытный капитан дальнего плавания, прошедший Великую Отечественную войну, один из организаторов рыбной промышленности в Эстонии. Тогда в Таллине еще не было даже административного управления рыбной промышленности. УСЛ ( управление сельдяного лова) было создано лишь в 1956 году, поэтому суда временно подчинялись Пярнуской базе Госморлова. Не имелось и своего приемно-транспортного флота. Уловы рыбы приходилось сдавать на Рижские и Клайпедские плавбазы.



Рыболовный флот республики рос настолько быстрыми темпами, что кадров хронически не хватало. В сложившейся ситуации было принято единственное правильное решение проводить подготовку кадров по сокращенной программе, в течение шести месяцев. Для этой цели была создана сеть учебно-курсовых комбинатов, которые внесли существенную лепту в развитие океанического рыболовства. Впоследствии самые яркие звезды Атлантики именно вышли из их рядов. Руководителем производственного обучения был назначен к тому времени заместитель министра рыбной промышленности Георг Каск.



При активном участии Г.Каска шло освоение не только океанического лова, строительству нового рыбного порта он отдал немало сил. Так постепенно и уверенно восстанавливалось и развивалось рыбное хозяйство Эстонской республики. И в этом несомненно большая заслуга Георга Каска, умелого организатора, заслуженного рыбака Эстонии.



Руководитель секции эстонских промысловых

рыбаков «Эстрыбпром-Океан» при Таллинском

Клубе ветеранов флота.

Олег Шороп.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаС КОНЦЕРТАМИ - НА ПРОМЫСЕЛ - 11 02 1970
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На днях на плавбазе "Иоханнес Варес" в рейс отправилась концертная бригада артистов Госфилармонии и Академического тетра оперы и балета "Эстония". В Северном море они перейдут на плаврыбозавод "Станислав Монюшко" и будут выступать перед рыбаками промысловых судов. В составе бригады композитор Лео Таутс, заслуженный артист республики Фердинанд Вейке, аккордеонист Уно Эльц, солисты Елена Соловьева и Лидия Пихкоф. В программе коллектива популярные песни, художественное чтение, инструментальная музыка.
На снимке: Лео Таутс и Елена Соловьева перед отправлением в рейс.

Фото Я. Вийги.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаТБТФ. ЛУЧШИЕ ПО ПРОФЕССИИ - 04 02 1970
Администрация и базовый комитет Таллинской базы тралового флота подвели итоги соревнования за звание "Лучший по профессии".

"ЛУЧШИЙ КАПИТАН ТБТФ"
О. Спирин - капитан-директор БМРТ.
В. Прудцев - капитан СРТР.
В. Ткаченко - капитан СРТ.

"ЛУЧШИЙ ШТУРМАН ТБТФ"
В. Елисеев - старший помощник капитана БМРТ.
В. Беляков - старший помощник капитана СРТР.
В. Ковалевич - старший помощник капитана СРТ.


"ЛУЧШИЙ СУДОВОЙ МЕХАНИК ТБТФ"
А. Пужулис - механик БМРТ.
В. Кириллов - механик СРТР.
И. Кривенков - механик СРТ.

"ЛУЧШИЙ МАСТЕР ПО ДОБЫЧЕ РЫБЫ ТБТФ"
М. Смирнов - старший мастер добычи БМРТ.
Г. Дорожко - старший мастер добычи СРТР.
А. Хабаров - старший мастер добычи СРТ.

"ЛУЧШИЙ МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ РЫБЫ ТБТФ"
А. Семенов - мастер обработки рыбы БМРТ.
В. Лехтсар - мастер обработки рыбы СРТР.
Х. Йысяр - мастер обработки рыбы СРТ,


"ЛУЧШИЙ РАДИООПЕРАТОР - ЭЛЕКТРОРАДИОНАВИГАТОР ТБТФ"
А. Кукшкин - начальник радиостанции БМРТ
П. Моргун - начальник радиостанции СРТ
А. Фомин - электрорадионавигатор БМРТ.
Л. Пресняк - гидроакустик СРТР.



"ЛУЧШИЙ БОЦМАН ТБТФ"
Э. Гончаров - боцман БМРТ
Н. Павлов - боцман СРТР
В. Кудрявцев - боцман СРТ

"ЛУЧШИЙ ПОВАР ТБТФ"
А. Яковлев - повар БМРТ
И. Ильницкий - повар СРТР
Н. Бобков - повар СРТ


"ЛУЧШИЙ МАТРОС ТБТФ"
И. Кузьмук - матрос БМРТ
И. Усенко - матрос СРТР
В. Слисенко - матрос СРТ


"ЛУЧШАЯ СЕТЕПОСАДЧИЦА ЦЕХА ОРУДИЙ ЛОВА"
М. Нальясмаа

Лучшим по профессии будут вручены свидетельства "Лучший специалист" и ценные подарки.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРИСВОЕНИЕМ ЗВАНИЯ! – 30 12 1971
КВАЛИФИКАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА СУДОВОГО РЕФМЕХАНИКА II КАТЕГОРИИ
Майде Райво Иоханнесовича
Коокмаа Велло Яановича

КВАЛИФИКАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА СУДОВОГО РЕФМЕХАНИКА III КАТЕГОРИИ
Викса Альберта Эдуардовича
Казакова Аренида Пилоновича
Аксенова Владимира Михайловича

СУДОВОГО РАДИООПЕРАТОРА I КЛАССА
Рычкова Валерия Николаевича

СУДОВОГО РАДИООПЕРАТОРА II КЛАССА
Вишнякова Валерия Ильича

КВАЛИФИКАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА СУДОВОГО РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА
Кауса Калева Рудольфовича

СУДОВОДИТЕЛЯ МАЛОМЕРНОГО СУДНА ВАЛОВОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ ДО 300 РЕГ. Т.
Кельдера Эдриха Александровича
Вахера Яана Оскаровича

СУДОВОДИТЕЛЯ МАЛОМЕРНОГО СУДНА ВАЛОВОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ ДО 200 РЕГ. Т.
Лийвранда Рейна Виллевича
Тамма Тийта Леопольд-Фридриховича
Лухтсалу Велло Эдмундовича
Клаасберга Оскара Рихардовича
Хантсона Гуннара Бернхардовича
Лоэметса Антса Уудовича


КВАЛИФИКАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА МЕХАНИКА МАЛОМЕРНОГО СУДНА С ГЛАВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ОБЩЕЙ МОЩНОСТЬЮ ДО 400 ЭЛС
Сеппадеуса Рейна Яановича
Таппо Энделя Эдуардовича
Ранда Мати Карловича
Коппельмаа Велья Оскаровича
Рунге Артура Артуровича
Томингаса Хейнара Арнольда-Иоханнесовича
Бергстрема Ааре Робертовича
Пярна Валентина Арнольдовича
Тооста Вяйно Альберт-Иоханнесовича
Каэласа Марта Антоновича
Мяэса Энделя Иоханнесовича
Лобьяка Энделя Иоханнесовича
Дорожкова Петра Георгиевича

КВАЛИФИКАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА МЕХАНИКА МАЛОМЕРНОГО СУДНА С ГЛАВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ОБЩЕЙ МОЩНОСТЬЮ ДО 100 ЭЛС
Мальстряма Хенно-Иоханнеса Эвальд-Иоханнесовича
Эка Тойво Вольдемаровича
Лийваса Велло Вольдемаровича
Вилиберга Айво Оскаровича
Линхольма Эральда Иоханнесовича
Рукккольма Юло-Иоханнеса Иозеповича
Метсиора Велло Артуровича
Лиллепоола Ранда Арвиевича
Калметса Иоханнеса Иоханнесовича
Притса Вентселя Яановича
Нийхольма Хартвига Эдуардовича
Яска Густава Антоновича
Рейнхольма Яака Арендовича
Кяли Эйнара Виллемовича
Тиммельмана Ханса Хермановича
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРИСВОЕНИЕМ ЗВАНИЯ! - 28 12 1971
КАПИТАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ
Шарова Альберта Анатольевича.

ШТУРМАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ
Коромисела Николая Ивановича.
Кононовича Василия Ивановича,
Фатькова Евгения Серафимовича.

ШТУРМАН МАЛОГО ПЛАВАНИЯ
Кузичева Александра Ивановича,
Салмина Олега Васильевича.

СУДОВОЙ МЕХАНИК I РАЗРЯДА ПО ДВС
Якимовского Евгения Николаевича.

СУДОВОЙ МЕХАНИК II РАЗРЯДА ПО ДВС
Брусницына Александра Ивановича,
Волкова Владимира Сергеевича,
Салия Виктора Афанасьевича,
Тянансуу Майдо Освальдовича.


СУДОВОЙ МЕХАНИК III РАЗРЯДА ПО ДВС
Кивисте Индрека Рейновича,
Алексеева Михаила Емельяновича.

СУДОВОЙ МЕХАНИК I РАЗРЯДА ПО ПСУ И
II РАЗРЯДА ПО ДВС
Тубли Ивана Николаевича.

СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИК II АЗРЯД
Капусто Сергея Александровича.

СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИК III РАЗРЯДА
Канунова Алексея Александровича.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Ивана Присяжнюка. Спасибо тебе, юбиляр! – 21 12 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА РЫБОЛОВНОМ траулере 4510 был у Ивана первый рейс. Судно вышло на просторы Балтики и, легко покачиваясь, взяло курс на Северное море. Не так уж давно бывал в этих местах Иван на боевых эсминцах, крейсере "Жданов". Но после службы на флоте морская душа не могла прижиться на земле. Влекло на голубые просторы. И вот оно — снова море...
Запомнился тогда матросу первого класса Ивану Присяжнюку рейс. Едва вышли в Северное море, как задул свежий норд-вест. Сменившись с вахты, Иван только заметил, что судно изрядно качает. В шестиместной каюте сапоги и табуретки — то в один, то в другой угол. Иван к такой обстановке не привык и принялся "ловить" и привязывать табуретки. В это время в матросскую каюту зашел старпом и объявил:
— Кто из вас может готовить пищу? Таковых не нашлось, и Иван неуверенно произнес:
— Я могу немного, на эсминце приходилось...
Через минуту они уже были на камбузе, где старый повар сидел в дальнем углу в обнимку с ведром и чертыхался, что никогда больше не пойдет поваром на этакой посудине.
Старпом распорядился по-деловому: с сегодняшнего дня вы, матрос Присяжнюк, на судне — повар!
Иван принялся за работу. Посыпал песком жирную палубу камбуза, открыл вентилятор, закрепил потуже на плите котлы. Затем приступил к приготовлению ужина. Иван понимал, что это его вступительный экзамен. Штормовая погода, примитивная камбузная механизация, угольное отопление, незнакомая команда, да и не такой уж богатый ассортимент продуктов - все было против Ивана. И все же он вышел победителем из этой ситуации — ужин был приготовлен на славу.
И так — весь рейс. Не имел больших поварских навыков, в неспокойную погоду он сумел обеспечить команду хорошей пищей. А после окончания рейса старпом направил его на трехмесячные курсы поваров. А затем снова море. Теперь уже поваром первой категории.
Никогда не жаловались рыбаки на питание. Иван всегда старается делать разнообразные блюда. Часто балует команду шашлыками, голубцами, пельменями. Иногда бывает так, что не хватает овощей. Тогда Иван ищет другой выход. Все время приходится что-то придумывать, раскрывать секреты кулинарии. И понятно, звание ударника коммунистического труда еще в 1964 году было присвоено ему заслуженно.
С тех пор прошло семь лет. Но у Ивана никаких особенных перемен, все также ходит "шефом", разве что сыновья повзрослели. Как всегда, они приходят встречать папу, и первые их вопросы — "Был ли шторм?", "Сколько рыбы добыли?».
Вот и сейчас они стоят у причала вместе с мамой и ожидают, когда зайдет в гавань долгожданный СРТ- 4480. А на траулере в это время уже вся команда готова к встрече с родными, друзьями, только неторопливый шеф со знанием дела все еще стоит у камбузной плиты.
Судно подошло к причалу. Волнение близких. Но прежде чем Иван успел увидеть свою семью, озорное ребяческое "папа" заставило его оглянуться, и он увидел — вся семья в сборе.
— Папа, поздравляем тебя с юбилеем, с окончанием 15-го рейса, — по школьному отчеканил меньший сын и подал отцу цветы.


В. ПЕТРОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаТОВАРНЫЙ ЗНАК ОБЪЕДИНЕНИЯ - 18 12 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Как только было создано объединение «Океан», » Эстонское отделение Торговой палаты СССР поступил заказ на разработку эскиза товарного знака объединения, а утвержденный эскиз направлен в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР.
Товарный знак необходим для отметки продукции объединения. Это дает возможность потребителю отличать продукцию одного предприятия от подобной продукции другого. Товарный знак создает доверие между потребителем и предприятием, одновременно накладывает на коллектив предприятия еще большую ответственность за выпуск высококачественной продукции.
Товарный знак объединения "Океан" утвержден, и 9 ноября 1971 г. Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР выдал удостоверение на право исключительного пользования на товарах 16, 22, 28, 29 классов: огородные сети, спальные мешки, рыба и рыбные продукты, информационно-рекламные издания.
Сотрудниками отдела обработки проведена соответствующая подготовительная работа по изготовлению этикеток с товарным знаком, и в ближайшее время переименованная продукция будет отправляться потребителю с товарным знаком объединения.

М. РАЙЗМАН.
старший инженер технического отдела ЭРПО "Океан».