Блоги
Памяти Ровбут Олега МихайловичаФОТОРЕПОРТАЖ С ПЛАВБАЗЫ «СТАНИСЛАВ МОНЮШКО» - УЧЕБА, ТРУД, ОТДЫХ – 22 17 1977
Мы, электрики, плававшие ранее на судах другого типа, впервые вышли в рейс на плавбазе "Станислав Монюшко». В первое, время нас смущало изобилие сложного электрооборудования. Кое-кто даже растерялся. Но благодаря товарищеской помощи электромехаников и регулярно проводимой технической учебе по обслуживанию и ремонту электрооборудования судна, мы довольно быстро овладели необходимыми знаниями. Вообще, надо сказать, наставничество здесь поставлено на широкую ногу. И вот результат — бесперебойная работа всего электрохозяйства судна на промысле... После вахт проводятся спортивные состязания и турниры между службами, организуются вечера отдыха, концерты художественной самодеятельности, читаются интересные лекции. Словом, скучать не приходится. А известно: хороший отдых подразумевает плодотворный труд.

Я. ДОБРЯНСКИЙ, электрик, член партбюро.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Многие моряки плавбазы охотно участвуют в концертах. На снимке слева вы видите матроса первого класса В. Лыкова, который под гитару исполняет популярные песни.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В сопровождении ансамбля «Квинта» поет старший матрос И. Максаков (снимок справа).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Волейбол — любимая игра моряком плавбазы
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВ ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ - 10 12 1977
Наш современник

НЕТ, НАВЕРНОЕ, надобности представлять нашим читателям Виктора Индриксона. Одни знают его как толкового, энергичного специалиста, способствующего пропаганде передового опыта, развитию рационализаторского движения в объединении, другие ценят в нем всесторонне развитого спортсмена, умеющего прекрасно плавать, бегать, стрелять, играть в волейбол и баскетбол, преодолевать многокилометровые лыжные трассы... Нет, пожалуй, такого вида спорта, которым бы не был увлечен этот высокий, стройный, подтянутый человек. У него удивительно моложавое лицо, а глаза, отливающие синевой, по-юному светлы и притягательны. И лишь голова кое-где уже посеребрилась сединой. Ему сорок лет. Это пора зрелости, время, когда человек нет-нет, да и оглянется назад, подумает о минувшем, о том, что он успел сделать хорошего, определить пути-дороги к тому, что он может и должен свершить. Перепутье. Иные в сорок лет успокаиваются. Не таков Виктор Индриксон. Он по-прежнему весь в движении, в работе, в поиске. Ритм его трудовой жизни, общественной работы, спортивных дел, семейных забот остался неизменным. Поубавилось суеты юных лет, прояснилась цель, устоялись принципы. Молодой, зрелый, познавший радость труда и радость спортивных побед, он уверенно идет по нелегкой жизненной дороге. Его каждодневные усилия, как заместителя начальника технического отдела, ощущаются и в том, что наши рационализаторы на судах, на берегу из года в год внедряют все больше своих предложений, и в том, что в последние годы спортсмены объединения одержали не одну победу в соревнованиях по лыжам, волейболу, другим видам спорта. Велики и личные успехи Виктора Индриксона. На недавнем Всесоюзном первенстве по многоборью ГТО в Тбилиси он стал бронзовым призером. В сорок лет Виктор осуществил мечту своей юности. А это значит, он боролся за нее каждодневно. Перелистаем же эскизно сорок лет жизни одного человека, нашего современника.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
СУДЬБА разбросала эстонцев по всему свету. В нашей стране есть целые поселения эстонцев в Сибири, на Кавказе... Вдали от родины своих предков родился и Виктор. Станица Бесскорбная Краснодарского края — его родина. В восемь лет вместе с родителями он переехал в Пайде. Отец его был военным, а поэтому семья частенько меняла место жительства. Затем Пярну и снова — Таллин. 21 Таллинская средняя школа и стала для Виктора на долгие годы вторым родным домом. Хорошо учился, имел склонности к математике, физике. Спортом увлекся лишь в девятом классе. Произошло это случайно. Сдавали нормы ГТО по плаванию. Виктор хорошо проплыл дистанцию. Педагог Вильма Соосаар похвалила подростка и предложила тренироваться. Увлекся брассом. Много тренировался. Награда — второй разряд по плаванию. Спорт привлекал все больше. Предложили играть в республиканской команде по водному поло. Попробовал — и остался верен этому виду спорта в течение двадцати лет. Вратарь Виктор Индриксон защищал ворота своей команды, много раз был чемпионом республики по водному поло.
Пришло время выбирать профессию. Еще до окончания школы твердо решил держать экзамен в ТПИ, на энергетический факультет по специальности «судовые силовые установки». Их было пятеро из одной школы, сдавших экзамены на этот факультет. Все прошли. И в институте Виктор учился хорошо. Специальные предметы давались легко. Учиться помогал спорт. К водному поло прибавились лыжи, волейбол, баскетбол. В 1961 году выпускник ТПИ пришел в конструкторское бюро, именуемое теперь Таллинским филиалом ЦПКТБ Западного бассейна и сходу включился в дела и заботы этой организации. Вскоре коллектив филиала стал заниматься разработкой судов прибрежного лова. Виктор искал вместе со всеми наиболее верный вариант проекта. «Тралбот-МСТБ-90»,— такое название получила эта серия судов. Участвовал в их строительстве, испытаниях. Скоро колхозные рыбаки Латвии, Эстонии, Литвы уже могли вести на этих тралботах прибрежный лов. На груди молодого Виктора Индриксона появилась первая медаль, бронзовая, за творческую работу, которой он был отмечен за участие в разработке тралбота дирекцией ВДНХ СССР. За этим проектом последовали другие; МСТБ-150, СТБХ-300, еще более памятные разработки, их внедрение в жизнь...
— Нас, молодых, было немного, — вспоминает Виктор Индриксон, — А тут как раз задумали проводить летние и зимние спартакиады коллективов всех филиалов ЦПКТБ Западного бассейна. Летом соревновались в плавании, легкой атлетике, по волейболу, баскетболу, зимой — в лыжных гонках, шахматах, настольном теннисе. Так поневоле, из-за отсутствия молодежи, я должен был плавать, бегать, играть в волейбол, баскетбол, ходить на лыжах. Но худа без добра не бывает. Эти всесторонние тренировки со временем помогли мне добиться определенных успехов во многих видах спорта, научили выносливости. И я благодарен судьбе, что познал все эти виды спорта и до сих пор многими из них увлекаюсь. Именно это и помогло мне завоевать недавно бронзовую медаль в Тбилиси.


ВОСПОМИНАНИЕ О ТБИЛИСИ
ИХ БЫЛО двадцать шесть. Юношей и взрослых. Людей разных возрастов, одинаково преданных спорту. Представляли они Эстонию на первенстве СССР по многоборью ГТО. Виктор выступал в самой старшей группе — пятой. В программе первого дня соревнований был бег на 60 метров. Виктор пришел девятым. После броска гранаты отодвинулся на 10-е место. Неплохо, но мог бы и лучше. Результатами был не удовлетворен, но еще энергичнее настроился на борьбу. И вот второй день соревнований; стрельба из малокалиберной винтовки. Бил метко, прицельно. Сделав десять выстрелов — набрал 96 очков. Отлично. Лучше его уже никто не стрелял. Первое место по стрельбе. Хорошее время он показал и в плавании на 100 метров вольным стилем. Это позволило Виктору с десятого переместиться на четвертое место.
Третий день — кросс на 800 метров. Трасса тяжелая, но временем — 2.22,1 сек. — доволен.
И все-таки до самого торжественного закрытия первенства не знал, что у него — бронзовая медаль. Случилось так, что к зданию, где проходила церемония закрытия, Виктор пришел одним из последних. Зашел в фойе, не успел опомниться, как его схватили и начали качать. Значит, победа, успех. Бронзовая медаль одного из крупнейших соревнований года — вот она, награда, за целеустремленность, за преданность спорту, за стремление оставаться молодым, здоровым телом и духом на всю жизнь.

ЗРЕЛОСТЬ
ВСЕ ЭТО: и будничные трудовые успехи по пропаганде, поиску, внедрению рационализаторских предложений, и спортивные победы на самых разных уровнях — творческая зрелость Виктора Индриксона. Это успех и его личный, и тех, кто с ним вместе трудится, увлекается спортом, тех, кто не остановился на полдороге.
Не открою секрета, если замечу, что на Виктора Индриксона равняются втайне многие молодые рабочие, инженеры, моряки. Мужественный спортсмен личным примером, своим непосредственным участием, своей помощью, заботой стремится оживить спортивную жизнь нашего объединения. Кто всегда безотказно выступает за сборную "Эстрыбпрома" по легкой атлетике, волейболу, плаванию, лыжным гонкам, настольному теннису? Виктор Индриксон. Наша сборная по волейболу под руководством тренера Виктора Индриксона уже не раз защищала спортивную честь объединения. Когда я спросил у Виктора, не трудновато ли вот так изо дня в день тренироваться, выступать, куда-то спешить, он ответил: не легко, но надо, надо для себя, для других, для работы, для семьи.

ИТАК, О ЕГО СЕМЬЕ
КАК ВЫ догадываетесь - она спортивная. Жена Ульви Индриксон — тринадцать раз была чемпионом СССР, призером первенства Европы, участницей Римской олимпиады по плаванию. Сейчас она тренер, у нее много способных учеников, к которым относятся: и дочки-близнецы Кайре и Кая. Обе увлечены плаванием и достигли уже немалых успехов. Кайре Индриксон на недавнем первенстве Европы по плаванию в Швеции была удостоена за свои победы серебряной и бронзовой медалей, другая дочь Кая — мастер спорта. Кайре и Кая — десятиклассницы. Сейчас упорно тренируются. Они надеются выступить на Олимпиаде-80. Кайре и Кая — кандидаты в сборную СССР по плаванию.
И вот еще одна радость в семье Индриксонов, у всех любителей спорта Эстонии. На только что закончившихся соревнованиях на Кубок СССР по плавательному многоборью, прошедшему в Харькове, Кайре Индриксон завоевала Кубок СССР.
Родители делают все, чтобы дочери, как и они сами, на всю жизнь сроднились со спортом, ибо убеждены, что он способствует человеку оставаться здоровым телом и здоровым духом. Впрочем, почему «оставаться». И Ульви, и Виктор Индриксон остаются молодыми, полными сил для любимого труда и столь же любимого отдыха.

П. ЛУГОВСКОЙ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Виктор Индриксон.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Коллеги по работе поздравляют с победой в Тбилиси.

Фото А. Дудченко и И. Шперова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
БОЦМАН ЭДУАРД ЛЯХ - 06 12 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Морская биография Эдуарда Ляха началась, когда ему было 22 года. Закончив службу в рядах Советской Армии, он в 1962 году поступил учиться в Пярнуский УКК. В море впервые вышел в должности матроса на одном из судов Пярнуского рыбоконсервного комбината.
Но Эдуарда все время манили дальние морские дороги. Вскоре мечта его осуществилась. На плавбазе «Урал» он совершил плавание в Норвежское море. И вот уже 13 лет он плавает на судах транспортного флота в различные районы Атлантики.
Ныне он — боцман. В этой должности он впервые вышел в море почти десять лет назад на танкере "Александр Лейнер». Три года назад Эдуард. Петрович сделал первый рейс на крупнотоннажном судне. Это был РТМС-7507 «Саадъярв». Образцовая работа Эдуарда Ляха в этом рейсе была высоко оценена руководством судна. Благодаря усилиям Э. Ляха на "Саадъярве» был наведен хороший порядок. Эдуард Петрович проявил себя и как активист-общественник. Потом он не раз избирался членом судового комитета, членом группы народного контроля. Ему вынесена не одна благодарность. В 1975 году присвоено почетное звание «Ветеран «Эстрыбпрома». Свой последний рейс Эдуард Петрович совершил на БМРТ-246 «Антс Лайкмаа». И здесь экипаж остался доволен его заботой по содержанию судна. Старший помощник капитана М. Абзалов так оценивает работу Эдуарда Ляха:
— Нам повезло, что в этом рейсе боцманом на судне был Эдуард Петрович, опытный, энергичный и трудолюбивый моряк. Он постоянно следил за тем, чтобы судно содержалось в образцовом состоянии. Когда Эдуард Петрович берется за дело, можно быть уверенным, что оно будет выполнено качественно и вовремя.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ.
Фото И. Шперова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-246 "Антс Лайкмаа» и его экипажей. ИДЕМ С ТРАЛОМ – 24 11 1977
- По местам стоять! Со швартовов сниматься! — раздается по судовой трансляции команда капитана Виктора Сергеевича Еськова. Личный состав быстро занимает места по швартовому расписанию. Считанные секунды и связь с берегом обрывается. Судно покидает сенегальский порт Дакар, где производился ремонт БМРТ-246 "Антс Лайкмаа», и отправляется в очередной рейс. Получив необходимое снабжение с ТР «Иней» и ПБ «Станислав Монюшко», берем курс в назначенный район промысла.
С первых дней перехода начинается деятельная работа во всех службах по подготовке технической части к промыслу. Переход предстоит короткий, и поэтому администрация принимает решение: в целях ускоренного завершения подготовки работать в две смены.
Нам предстоял нелегкий, судя по гидрометеорологическим условиям, рейс. Необходимо тщательно подготовиться к промыслу. Это потребовало от всего личного состава инициативы и энергии.
Переход подходил к концу, с каждым днем работ становилось меньше. К подходу на промысел все они были завершены, механизмы опробованы. Наступил самый ответственный момент — испытать подготовленные механизмы под промысловыми нагрузками. По распоряжению флагмана отряда Александра Зиновьевича Сундакова поисковую работу начали с района подводной возвышенности.
День первого траления выдался чудесным. Ярко светило солнце, лаская своими теплыми лучами море. Слабый прохладный ветерок приятно охлаждал разгоряченные тела моряков, готовивших на палубе трал к постановке. И вот старший мастер добычи Иван Люсый доложил, что все готово. Пройдя еще раз предполагаемую трассу траления и убедившись по приборам, что грунт подходящий, развернулись на 180 градусов и начали постановку трала.
Первая постановка затянулась. Не из-за того, что личный состав не усвоил своих обязанностей: теоретически все шло, как положено, а вот практическая сторона дела малость, но подвела. Еще не хватало навыков, не были отработаны практически отдельные операции. Но как бы там ни было, а трал поставлен и первое траление началось. Два часа прошли незаметно. Как только натужно заработала траловая лебедка, личный состав, свободный от вахт и работ, высыпал на шлюпочную палубу. Пришлось старшему помощнику капитана Мухараму Абзалову выпроваживать не в меру любопытных подальше от опасной зоны. Но что поделать с фотолюбителями, ни за что не желавшими упустить момент и отснять кадры с первым уловом! Они заранее выбрали удобные позиции для съемки и теперь с фотоаппаратами, наведенными на слип, затаив дыхание, следили за ваерами, которые с кормовых блоков круто уходили в морскую бездну.
Вскоре показались траловые доски, а спустя некоторое время и сам трал был поднят на промысловую палубу. Велико же было разочарование — трал пришел пустым...
Обследовав досконально подводную возвышенность на всех возможных курсах и глубинах н убедившись, что рыбы здесь нет, продолжили поиск к юго-западу от подводной возвышенности.
Район здесь оказался более удачным. Уже первое контрольное траление дало обнадеживающие результаты. Правда, уловы были небольшими — 5—6 тонн, но ассортимент разнообразен. Преобладал серебристый хек, в прилове — розовый ошибень и много другой разнообразной по форме и окраске рыбы, названия которой мы еще не знали.
В цехе все было готово к обработке улова. Заработали транспортеры, подавая рыбу из бункера к разделочным столам, задвигались проворно руки матросов, привычные к работе. Цех наполнился ритмичным шумом работающих механизмов. Весело, подзадоривая друг друга, обработчики забивали первую пару тележек разделанной рыбой. Пройдя соответствующий технологический цикл, она будет доставлена домой, за тысячи миль от промысла.
С первой ошкеренной рыбой, с первых же тележек развернулось трудовое соперничество между бригадами мастеров обработки — Геннадия Гейченко и Александра Давидюка, а также парное социалистическое соревнование с экипажем БМРТ-235.
Обычно в социалистическом соревновании успех достигается в коллективе дружном, сплоченном, где проявляется постоянная забота о выполнении каждого суточного задания и рейсового плана в целом. Поэтому основной и первостепенной задачей мастеров обработки Г. Гейченко и А. Давидюка, партгрупоргов Г. Гейченко и А. Гончара, групкомсоргов Николая Катышева и Михаила Стихарева стала работа по сплочению и мобилизации личного состава бригад на ударный труд. Цель — найти каждому дело по душе, учитывая стаж, накопленный опыт и эффективность работы, организовать удобные рабочие места, привить всем морякам навыки выпуска рыбной продукции высокого качества.
«Коллективы бригад; — говорит помощник капитана по производству Велло Юмарик, — подобрались достаточно крепкими, вполне способными успешно решать сложные и разнообразные производственные задачи. Они сразу же поставили перед собой цель: максимально использовать рабочее время, как можно больше выпустить разделанной, рыбы, филе и спецразделки. В каждой бригаде определились настоящие специалисты по изготовлению филе, обезглавливанию рыбы, потрошению. После того, как каждый нашел себя в работе, производительность труда заметно повысилась. Оживилось и социалистическое соревнование между комплексными бригадами за достойную встречу 60-летия Великого Октября».
...Прошло более десяти лет с тех пор, как БМРТ-246 «Антс Лайкмаа» вышел в свой первый промысловый рейс. С тех пор сделано 17 рейсов — практически во все промысловые районы Атлантического океана. Экипажи судна настойчиво боролись за выполнение рейсовых заданий, содержали судно в хорошем техническом состоянии, за что неоднократно награждались: в 1970 и 1974 году экипаж БМРТ был награжден Почетной грамотой ЭРПО «Океан» за призовое место в противопожарном смотре судов объединения, в 1972 году — Почетной грамотой за второе место в конкурсе на лучшее судно ЭРПО «Океан» по технической эксплуатации в группе добывающих судов типа БМРТ и РТМ, в 1973-м судоэкипаж под командованием капитана-директора Ю. Вискова награжден Почетной грамотой за первое место в парном социалистическом соревновании с экипажем БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан», а в 1974 году коллектив награжден Почетной грамотой Президиума Всесоюзного центрального Совета профессиональных союзов за успешное выполнение государственных планов и социалистических обязательств...
Эти славные трудовые традиции экипаж продолжил и в юбилейном году. Рейсовое задание по всем основным показателям выполнено успешно. Поисковые работы также выполнены с оценкой «хорошо".
Работая в промысловом режиме, в честь праздника советского народа — 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, экипаж добился значительных успехов в выполнении производственного задания по всем показателям. Так, за 43 промысловых суток вылов рыбы составил 142,6 процента к плану, заморозка рыбы — 146,5, филе перевыполнено в несколько раз. За этими цифрами стоит огромный, действительно ударный труд всего экипажа.
По итогам социалистического соревнования в рейсе лидировала бригада мастера обработки Геннадия Гейченко, которой дважды присуждался вымпел «Лучшая бригада». Обладая большим опытом работы на промысловых судах, Геннадий Гейченко сумел наиболее рационально использовать и рабочее время, и имеющееся на борту сырье. В его бригаде царил дух взаимопонимания и взаимовыручки, велась постоянная борьба за повышение профессионального мастерства членов бригады, укрепление производственной и трудовой дисциплины.
В авангарде социалистического соревнования были комсомольцы и молодежь судна. Из числа передовиков производства здесь следует отметить матроса Сергея Полуяна, которому было присвоено звание "Лучший по профессии", а комсомольцы группы оказали ему доверие - подписать Рапорт Ленинского комсомола ЦК КПСС к 60-летию Великого Октября; Анатолия Лючика , который стал лучшим филейщиком, а его фотография занесена на судовую Доску почета, Владимира Куликова и Сергея Элошвили.
Исключительную помощь в обработке улова оказывала подвахта, на которую выходил весь личный состав, свободный от вахт. Особое значение имела подвахта при выгрузке рыбопродукции на транспортные суда, особенно когда в районе промысла погода то и дело портилась. При послед ней стоянке у борта ТР «Ленинские горы» экипаж затратил на выгрузку 586 тонн рыбопродукции, получение снабжения и бункеровку менее суток. В этом заслуга всего экипажа, но особенно добросовестно потрудились матросы Николай Катышев, Петр Ливушин. Николай Шатахин, Сергей Полуян и подвахтенные — четвертый помощник капитана Сергеи Субачев, являющийся секретарем комсомольской организации, электрик Юрий Корабельщиков, который был принят кандидатом в члены КПСС, моторист второго класса Сергей Морозов.


Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
первый помощник капитана.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаФОРМА ОДЕЖДЫ МОРЯКА - 24 11 1977
Курсанты морских учебных заведении обязаны носить установленную форму одежды — истина общеизвестная. Такова традиция. Но далеко не каждому известно, как она появилась. А ведь морская форма, как и флот, имеет свою историю.
Появление профессиональной морской формы связано с созданием в России регулярного флота. Именно тогда, в начале XIX века, появилась такая привычная сегодня принадлежность морской одежды, как тельняшка. Во времена парусного флота расцветка тельняшки давала возможность командному составу не терять из поля зрения матросов, работающих на реях среди парусов. Обладает она и рядом преимуществ: удобна для стирки, не стесняет движений при работе, хорошо сохраняет тепло. Пришедшая к нам из прошлого столетия, флотская тельняшка и сегодня олицетворяет для многих «морскую душу, силу и гордость».
Свою историю имеет и синий форменный воротник. Раньше матросы русского флота носили смазанные салом и припудренные парики. Для защиты мундира от загрязнения надевались кожаные воротники. В сороковых годах прошлого века к фланелевым рубахам гребцы баркасов одевали воротники, которые служили - защитой от холодного ветра и морской воды в непогоду. А спустя два десятилетия на флоте в качестве формы одежды была введена форменная рубаха с синим воротником, обрамленным по краям белыми полосами.
Головным убором русского моряка петровского времени служила зеленая шляпа с полями, которая ничем не отличалась от обычной крестьянской шляпы того времени. Такой головной убор просуществовал на флоте до XIX века. Затем был введен новый — фуражная шляпа, прототип современной бескозырки. Моряки судов гражданского флота и курсанты учебных заведений носят морские форменные фуражки.
Бострог, а впоследствии бушлат, появился в петровские времена. Это была копия верхней одежды голландского моряка. В середине XIX века были введены просторные короткие куртки — бушлаты, которые шились из простого зеленого сукна. Первоначально длинные, они впоследствии были значительно укорочены и облегчены. Со временем сменился и цвет, став черным.
Такова краткая история основных предметов морской формы. Они же составляют форму одежды курсантов мореходных училищ и школ.
Приказом министра рыбного хозяйства СССР N° 337 от 26 августа 1974 года введены в действие Альбом и Правила ношения форменной одежды работников флота рыбной промышленности СССР.
К сожалению, некоторые курсанты учебных заведений, моряки судов, работники береговых служб нарушают эти Правила: носят смешанную с гражданской форму одежды, ходят в городе без головных уборов, в цветных ботинках, разноцветных рубашках, брюках и галстуках, а курсанты — без форменных воротников, с расстегнутыми рукавами, без нарукавных эмблем и головных уборов. Необходимо помнить, что ношение морской формы — долг каждого курсанта и моряка.

Н. НАГОРНЫЙ,
начальник организационно-строевого отдела ТМШ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТ-4572 и его экипажей. ПАМЯТНЫЙ АВГУСТ - 24 11 1977
В последнем рейсе наиболее эффективным для экипажа среднего рыболовного траулера 4572 (капитан Н. И Борт) оказался первый месяц промысла — август. Используя благоприятную погоду, добытчики сумели выловить в этом месяце более двух тысяч центнеров сайды. В результате экипаж тог да занял первое место за наибольший вылов по объединению среди средних рыболовных траулеров. Из рыбы, сдаваемой на производственный рефрижератор «Аугуст Корк», изготовлялись филе, мороженая продукция и т. д.
В дальнейшем, однако, наступили штормовые дни. Но штурманский состав и добытчики, применяясь к новым условиям, продолжали бороться за выполнение плана.
Знаток своего дела старший мастер добычи Александр Мазур всегда держал в полной готовности промвооружение. Он не раз повторял: если в море есть рыба, значит, она будет и у нас в трале.
И помощники у него оказались надежными. Мастер добычи Игорь Малиновский только что окончил мореходное училище и в своей должности шел на промысел впервые. Однако с помощью опытных специалистов быстро освоил выполнение обязанностей. Комсомольцы оказали ему большое доверие, выбрав своим вожаком. Немало рейсов сделал на средних траулерах матрос Анатолий Кирдода.
Мастеру обработки секретарю партийной организации Александру Репину и его помощнику Юрию Романову в период, когда не было на промысле плавбаз, пришлось часть улова засолить.
За рейс сделано до трехсот тралений. По предварительным данным, выловлено 4118 центнеров рыбы, что составляет около ста двух процентов к плану.

А. КРОСС.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаИХ ЖДЕТ ОКЕАН - 26 11 1977
— Хотите знать, как трудятся наши выпускники? — переспрашивает мой собеседник — Николай Зиновьевич Нагорный, начальник организационно-строевого отдела Таллинской мореходной школы. — Об этом можете расспросить самих ребят. На днях из Дакара прилетела группа наших бывших курсантов, проходивших практику на БММРТ-186 «Иван Грен». Рейс был удачный, и, конечно, впечатлений у ребят немало — все-таки первая встреча с морем...
...В редакцию пришли все шестеро практикантов со 186-го. И первое, что бросилось в глаза, их удивительная несхожесть. Южный темперамент азербайджанца Чапая Шарифова сложно было совместить с невозмутимым спокойствием паренька из Бурятии Валерия Дандарова. Словоохотливый Владимир Гусев из Тамбова на все имел уже устоявшееся мнение. Рассуждения казахстанца Анатолия Герасименко — самого молодого из ребят - отличались внутренней сосредоточенностью и целенаправленностью, высказывались по-деловому, серьезно. Знакомство продолжилось: Владимир Балахнин приехал с Украины, родина Ивана Родидяла — Молдавия. Но всех их объединило море, его суровую романтику каждый принимал по-своему...
Беседа завязалась быстро. Молодые моряки охотно рассказывали о своих делах, делились планами и заботами.
Только что получен аттестат об окончании ТМШ, подошел к концу короткий межрейсовый отдых. Скоро улетать в Дакар, Где ожидает судно. Заканчивались последние приготовления ко второму рейсу. Естественно, разговор заходит о первом...
Чапай Шарифов: Нам очень помогли знания, полученные в мореходной школе. Пожалуй, только там, в море, по-настоящему оценили все то, что дала учеба. Взять, к примеру, такой предмет, как сигнализация. Немало хлопот доставляет он курсантам: приходилось много заучивать, требовались регулярные тренировки. Зато, как пригодился в рейсе весь запас знаний: быстро и легко определяли местонахождение судна, ловит ли оно рыбу или дрейфует...
Владимир Гусев: В школе нам дали отличную подготовку. В рейс пошли, уже хорошо зная технику лова, работу с тралом. Но все-таки... немного побаивались — вдруг не справимся. Ведь рядом трудились бывалые моряки, а отставать не хотелось... Часто вспоминали уроки нашего мастера Ивана Михайловича. Вот уж когда пригодились умения и навыки, которыми он щедро делился с нами...
Хорошего мнения о своих воспитанниках и Иван Михайлович Бронников, мастер производственного обучения группы С-71:
— Этим выпуском мы, педагоги, можем гордиться. На протяжении всей учебы — прекрасные отзывы преподавателей. Группа в целом подобралась дружная — товарища з беде не оставят. Может быть, от этого и учеба шла успешней, и дисциплина была всегда на высота. С первых дней мы вместе с ребятами поставили задачу: добиться, чтобы в группе не было отсева — все тридцать учащихся должны закончить учебу и получить аттестат. Цель свою достигли. 3 эти дни с производственной практики возвращаются последние курсанты. У большинства из них работа в рейсе оценена на «хорошо» и «отлично», Рыбопромысловый флот пополняется хорошими специалистами...
И хочется добавить: не случайными. За несколько стандартными ответами: приехал по объявлению, посоветовал товарищ, жаждал романтики — проглядывалось нечто большее, серьезное и значимое. Умение преодолевать трудности, чувство ответственности за свой труд, физическая выносливость и закалка — такой увидели ребята морскую жизнь, такими стремились стать.
Анатолий Герасименко: Для мореходной школы мы — курсанты, практиканты. На судне — моряки. Работали матросами второго класса, держали испытание на первый класс. В течение всего рейса — ежедневная проверка своих сил. И, может быть, впервые почувствовали, как ответствен рыбацкий труд, как важно качественное его выполнение и еще... гордость за него. Ведь работаем мы для людей.
Владимир Балахнин: Очень благодарны мы старшим товарищам, всем тем, кто помог нам в постижении сложной и ответственной рыбацкой профессии. Не дал растеряться в тяжелую минуту. Тем, кто добрым словом, вниманием и заботой встретил нас на судне...
Конечно, не все шло легко и гладко.
Трудности — от них не застрахованы и опытные моряки, а тем более новички, еще вчера сидевшие за партой. Вот когда познается и рука друга, и сила морской дружбы.
На БММРТ-186 произошла непредвиденная неприятность. При подъеме трала оборвался джильсон. Курсанты, работающие на палубе, растерялись, замешкались. Нужно что-то срочно предпринять, но, как назло, никак не вспомнить, не найти быстрого решения. И тут на помощь приходит тралмастер Анатолий Бадьянов. Его команды в темпе выполняются — обрыв связывается прямым узлом. Еще один урок. Так приходил опыт.
Зато как старались ребята походить на своих наставников, быть трудолюбивыми и внимательными. Даже то, что работать приходилось «восемь через восемь», прозвучало у них как-то особенно, с гордостью: да, действительно, тяжеловато приходилось на первых порах, но к концу рейса это ощущалось уже не так сильно. Находилось время и на другие дела. Володя Балахнин, делавший политинформации еще в мореходной школе, теперь выступал с сообщениями перед бригадой. А Чапая Шарифова так и прозвали — «самый главный боцманенок» — очень уж усердно помогал он и в покраске судна, и в других мелких ремонтных работах.
...Хорошо принял выпускников ТМШ коллектив БММРТ-186 «Иван Грен», сработались ветераны и новички. И только к одному никак не могли привыкнуть: очень уж медленно идет в море почта, редкие весточки посылает земля...
Анатолий Герасименко: Задумал продолжить свое образование в мореходном училище. Вместе с товарищем по мореходной школе Андреем Гугляном мы поступили в ТМУРП. Во время практики успели выполнить контрольные работы, но вот на учебной сессии в этот раз побывать не удастся — уходим в новый рейс. Но, когда вернусь, собираюсь перейти на дневное отделение, чтобы не затягивать учебу. Считаю, что специальное образование просто необходимо—в море должны ходить грамотные и умелые люди. А своим новым товарищам по мореходке я расскажу о море, о рыбацком труде, о том, как это нелегко и почетно — быть настоящим моряком... Есть еще одна мечта. Дома, в Казахстане, у меня остался младший братишка. Хочу пригласить его в Таллин, пусть тоже станет моряком.

Н. КРУТИКОВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаИ ЛЮДИ ПОВЕРИЛИ... – 26 11 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЖЕСТЯНОБАНОЧНОМ цехе холодильника начиналась вторая смена. Из комнаты мастеров, где мы беседуем с Сергеем, можно рассмотреть весь корпусной участок.
Сквозь толстые стекла окон не проникает шум станков, видны лишь четкие и размеренные движения станочниц...
- Я рад, что имею дело с людьми, - так начался наш разговор с мастером цеха Сергеем Лукиным.
Смысл сказанного оказался более емким и многогранным, чем могло показаться на первый взгляд — его раскрывала вся дальнейшая беседа. Пожалуй, начало положила мореходка, где Лукин изучал технологию рыбных продуктов: потом был пресервный цех холодильника, где работал закатчиком; позже — специальные курсы при Таллинском рыбокомбинате, и, наконец, жестяно-баночный цех, в котором Сергей трудится со дня его ввода в строй. Он был среди тех, кто первым осваивал новое производство. В цех пришел мастером, но на первых порах приходилось нередко и у станка стоять и работать за двоих, а то и за троих... Накапливался опыт, приходили навыки, умение.
Быть мастером для Лукина — значит не только обеспечивать смену работой, контролировать выпускаемую продукцию. Главное — это люди. Уметь не только требовать, но и объяснить и растолковать, самому показать, как делается та или иная производственная операция. И самое важное: надо, что- бы люди поверили в тебя. Это оказалось самым сложным. Подводила... молодость. Что нужно, чтобы рабочий поверил в мастера, который чуть ли не вдвое моложе его? Словом, бывало всякое... От Сергея потребовалась ка кая-то особая выносливость, что ли, моральная сила, умение доказать, на что способен.
И, может быть, одним из первых шагов к авторитету стал рейд «Комсомольского прожектора". Комсомольцы проверяли качество выпускаемой продукции жестянобаночного цеха. Выявились недостатки: во время пайки допускались потеки швов в банках. Командир «КП» Сергей Лукин вместе с комсомольцами постарался, верно выяснить причины. С одной стороны, сказалась невнимательность отдельных работников, а с другой — техническое несовершенство самих паяльников. И вот тогда было решено: помочь людям разработать новые, усовершенствованные инструменты. В работу подключились специалисты: главный механик Анатолий Геращенко, инженеры-механики Валерий Батрашев, Владимир Бурзак, начальник цеха Леонид Попов, мастер Леонид Лукин. Была разработана новая технология. И тут же, в слесарных мастерских холодильника, приступили к делу. Новый паяльник имел ряд преимуществ: быстрее нагревался, был значительно легче старого, снабжен специальной поддерживающей пружиной. Все это значительно облегчило процесс пайки, повысило ее качество,
Совершенствовалось оборудование, рос новый цех холодильника, и – это вполне закономерно — к молодому мастеру приходил авторитет. Поверили ему люди, потому что, увидели внимательное и доброжелательное к себе отношение, почувствовали справедливость предъявляемых требований... Недавно молодежь холодильника выбрала Сергея заместителем секретаря комсомольской организации, а коллектив жестянобаночного цеха — профгрупоргом. Молодой мастер умеет работать с людьми, и он сумел это доказать.

Н. ВАЛЕНТИНОВА.
Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаИ РАБОТА, И ДОСУГ - 29 11 1977
Эта смена рыбоприемщиков ТР «Ботнический залив» — комсомольская. Возглавляет ее старший матрос, Владимир Свистунович. Славно потрудились комсомольцы в последнем рейсе. Как и подобает молодым, сильным, энергичным. Тем более, это был предъюбилейный рейс.
Назовем одного труженика комсомольской смены рыбоприемщиков — Владимира Шульгова. Его выделил первый помощник капитана Альфред Антонович Каллип.
— Его портрет помещен на судовой Доске почета. Отличный рыбак и моряк, — говорит А. Каллип.
Хорошая сценка. Ее вполне заслуживает В. Шульгов. Кстати сказать, оценка первого помощника подкрепляется характеристиками с других судов, на которых плавал старший матрос лебедчик Шульгов. В частности, благодарностями. Портрет его был и на судовой Доске почета БМРТ-333 «Юхан Сютисте».
Второе место в соревновании по итогам рейса завоевала комсомольская смена, в которой трудится Владимир Шульгов. План приема рыбопродукции ею выполнен на 181 процент.
Как комсомольский активист, Владимир Шульгов в рейсе, помимо своих прямых обязанностей, выполнял и другие — культурника. В его ведении — судовая библиотека, демонстрация кинофильмов. А это так необходимо вдали от дома, от родной гавани.
Очень довольны моряки своим культурником!
И снова ушел в рейс ТР «Ботнический залив». И опять отправился на нем в океан комсомолец В. Шульгов...

И. ШУРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: В. ШУЛЬГОВ.
Фото И. Шперова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-246 «Антс Лайкмаа». ВЫСТАВКА "УМЕЛЫЕ РУКИ" - В РЕЙСЕ - 29 11 1977
Надолго покидает рыбак берег, уходя в море на промысел, который длится без малого полгода. Какой же большой и важной задачей комсомольской организации является организация досуга экипажа, различных культмассовых мероприятий.
...В недавно закончившемся рейсе БМРТ-246 «Антс Лайкмаа» на судне было проведено несколько викторин на различные темы, организован шахматно-шашечный турнир, а когда позволила погода — соревнование на первенство судна по стрельбе из пневматической винтовки и соревнование по волейболу между бригадами и службами.
Финальные игры в шахмат-но-шашечном турнире проводились во второй половине рейса. В долгой и напряженной борьбе первые три призовых места по шахматам заняли: электрогазосварщик Алексей Черкасов, рефмеханик Анатолий Дмитриев и матрос первого класса Николай Вайн. В шашечном турнире призовые места поделили между собой матрос второго класса Вячеслав Марышев, электрогазосварщик Алексей Черкасов и повар первой категории Анатолий Котляр. Победители награждены дипломами и памятными подарками.
В соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки в финал вошло десять человек. После упорной борьбы турнирную таблицу возглавили матрос второго класса Сергей Элошвили, старшин матрос Альберт Пржевальский и электромеханик Юрий Пименов, набравшие максимальное число очков.
Интересно прошли соревнования по волейболу. Команды подобрались сильные, сыгранные. После упорной и острой борьбы первое место завоевала команда второй бригады, капитан команды Михаил Стихарев.
По-разному проводят свободное время члены экипажа. Кто учится играть на каком-либо музыкальном инструменте, кто увлекается художественной литературой, третий готовит контрольные работы. Но, видимо, на любом судне имеются и такие люди, которые свой досуг посвящают изготовлению различных поделок. Была бы фантазия, терпение и усидчивость — и вот уже сувенир готов...
Большой и неподдельный интерес на судне вызвала выставка «Умелые руки», организованная судовым комитетом (председатель Анатолий Красовитов) совместно с комсомольским бюро (секретарь комсомольской организации Сергей Субачев). На выставке было представлено более 20 экспонатов, изготовленных из различных подсобных материалов членами экипажа.
Специальное жюри в составе Алексея Черкасова, Вячеслава Ведерникова и Владимира Тырсина подвело итоги конкурса. Лучшими по моделированию признаны работы электрорадионавигатора Юрия Акулова (макеты парусников, деревянный кубок, обрамленный затейливым орнаментом); резьбе по дереву и пластике — машиниста РМУ Анатолия Гончара (портрет Сергея Есенина, картина «Мальчик у стены»); выжиганию с последующей раскраской — матроса второго класса Федора Бойко (парусный фрегат). Из рукоделия особым успехом пользовалась работа пекаря Нины Черниковой, которая представила на выставку дамскую сумочку. Любопытна и интересна работа электрика Эдуарда Томашина, который изготовил макет действующего маяка.
Надо ли говорить, что организованная в рейсе выставка пользовалась исключительным интересом у всех моряков -каждому она доставила огромное эстетическое удовольствие.

E. БЕЛОГОЛОВЦЕВ. первый помощник капитана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

судовые умельцы Ю. Акупов (справа), А. Гончар,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Э. Томашин (справа), Ф. Бойко со своими поделками.

Фото И. Шперова.