Дженни. Автор - Альберт Шаров

Автор
Опубликовано: 2902 дня назад (2 ноября 2016)
Редактировалось: 1 раз — 2 ноября 2016
0
Голосов: 0
В 1971 году БМРТ-431 (Большой морозильный траулер) «КАСКАД» , Таллиннского ЭСТРЫБПРОМА, вторые сутки штормовал почти в центре тропического циклона с романтическим именем «Дженни.»

Высокомореходное современное судно ,в общем, справлялось с ураганным ветром и 10-ти метровыми волнами. БМРТ имел хороший большой кормовой слип для постановки трала и его выборки с рыбой, бывало 25- 30 тонн. Но сейчас это был конструктивный недостаток и слип играл роль пятки Ахилла, безусловно открывая уязвимость всего судна,что привлекло пристальное внимание «Дженни».

Гигантский штормовой вал систематически и периодически врывался по наклонному рыболовному слипу на кормовую палубу, пролетал, сметая все, метров 20 и всей мощью ударял в траловую лебедку и переборку надстройки, разбиваясь на каскады брызг и водовороты морской воды. Затем огромная масса многих тонн воды, Ниагарским водопадом, устремлялась сверху вниз, в рыбцех судна через открытый главный люк подачи рыбы.

Этот люк был открыт и в него свободно поступала морская вода с палубы, а стандартная стальная крышка с гидравлическим приводом, была снята и закреплена на палубе у борта.Эта конструктивная крышка обеспечивала непотопляемость, но она очень мешала,при большой рыбе, при подаче её в цех и её сняли на время промысла.Так делали все суда и в нормальный шторм все обходилось.Но сейчас бушует «Дженни». Установить эту стальную тяжеловесную крышку на место можно только в хорошую погоду и то не так быстро и просто в морских условиях.

Вместе со стармехом Иваном Савицким шли по затопленной палубе рыбцеха, в сапогах, почти по колено в воде. Шпигаты с заслонками и лацпорты громыхали без устали и уже не справлялись со сходом воды и она была там постоянно.
Рыбцех медленно затоплялся.

Крышки трюмов здесь были наглухо задраены, но были уже под водой и никто не знал,как они держат воду. Заливание этих крышек проектом судна не предусматривалось. Но самой большой головной болью был задраенный механиком люк в румпельное отделение, он был в самой корме и полностью, уже глубоко,под водой. Там рулевая машина и её электромотор. Что там делается и сколько воды, не знал никто. В любой момент мотор остановится, если зальет водой. Судно сразу развернет бортом к волне в тропическом циклоне- комментарии излишни. Такого не выдержит никто.

Стармех сказал , что люк закрыт и завинчен механиком заблаговременно, но все может быть и ушел в машину, где тоже хватало головной боли. Доступа в румпельное для осмотра уже не было. Да Ширкову и так все было ясно, что проблема глаза в глаза. Сколько времени или даже минут судно может противостоять «Дженни»?

Ширков был здесь старпомом и по всем документам и практике было положено доложить капитану обо всем этом. Однако кому нужен такой доклад, если, наверняка, капитан видит все и сам. По жизненному опыту, старпом почти никогда сам не беспокоил капитана, ибо это могло только осложнить ситуацию. Если бы Ширкова как- то доверительно спросили, то он бы признался, как он не любил что- то докладывать капитану, особенно в сложных условиях,ибо это ,как следствие, девять из десяти- обязательно увеличит головную боль и больше ничего.Кроме того Ширков уже прошел капитанство на средних траулерах, а сейчас большой траулер, старпомом, но капитан в душе остался. Да и не в этом дело. Полномочий старпома и вахтенного штурмана хватало на любую работу.Ситуация приобрела угрожающий характер и
нужно было находить и принимать решение немедленно.

Вариант помощи судну возник почти сразу.

В несколько защищенном месте, на палубе из хороших аварийных досок был изготовлен и обит брезентом,щит по размеру люка с запасом. Мастерски сработал топором и молотком старший матрос- плотник, который сразу понял, как должен работать щит. Длинные гвозди были забиты наполовину по периметру.

Теперь нужно было выполнить главную работу, которая напоминала смертельно опасную атаку на фронте. Конечно- только добровольцы. Это понимали все.

Старпом, высказав свой план,поднялся на кормовой мостик судна, с которого в обычных условиях производится управление при постановке и выборке трала. Чуть изменив курс в разрез волны,что практически ничего не давало, дал сигнал сменному тралмастеру,который по штату руководил своей бригадой непосредственно на палубе.

Сменная бригада палубных рыбаков траловой команды сами разобрали обязанности.
Момент атаки выбирал тралмастер, ибо он здесь хозяин этой палубы, да и бригады тоже.

Боцман судна, пожилой моряк, спиной и корпусом, понимал всю опасность мероприятия лучше всех. Взяв инструмент, он отошел в глубину капа. Не те года и не те силы, и не тот сезон. Если зацепит вал, то он сметет всех и уже не отпустит. Море было сплошь белым от сорванных и бешено летящих гребней волн , глухо ревело и кипело, как гигантский котел, созданный для самого страшного суда. О каком- либо спасении здесь говорить вообще неуместно.

По всем требованиям и документам сейчас на палубу выходить никому нельзя вообще.Да и траловая палуба- не его боцмана вотчина. Здесь орудует сменный тралмастер и пять лучших матросов судна. Они не любят здесь посторонних, да и не положено. Все остальные здесь лишние. Также неуместно сейчас давать какие- либо команды, в том числе и старпому.

Ширков на всю жизнь запомнил эту картину или кино. Два, матроса, длинноногие, поджарые и спортивного телосложения, выждав момент, когда вал разбился, ослабел и почти освободил палубу, бегом подтащили щит к люку , закрыли его и молотками успели забить в деревянный настил палубы по одному гвоздю с каждой стороны.Люк находился у самой кромки тралового слипа и они были,как на горе у края пропасти в которой кипел океан. Это была линия жизни и смерти.На палубе БМРТ были кадровые профессионалы- рыбаки.Они,без тени волнения,без суеты,но достаточно уверенно и быстро сделали все,что нужно.

Тралмастер уже дал команду – назад. Нос корабля вздыбился, а корма предательски стремительно проседала к подошве одиннадцати- метровой волны и матросам пришлось бежать, с молотками в руках, метров 20, обратно в гору.
В этот момент,как с катапульты, в проем слипа изготовился к удару и начал движение очередной вал смерти.

Матросы были на тонких страховых линях и на каждого по два страхующих рыбака, которые сработали виртуозно и ювелирно, не помешать, не уронить, а только,как надо.

Матросы успели заскочить за мощный корпус траловой лебедки, как вслед за ними ударил сокрушительный и не знающий пощады, вал океана. Но это уже были маленькие цветочки.Пригнувшись и присев к палубе, в каскадах разлетевшихся брызг,матросы весело переглянулись. Это была желаемая и очень дорогая удача. Щит, прилаженный всего двумя гвоздями, удержался.

Матросы еще три или пять раз бегали к люку и забили все гвозди по периметру щита.
Ширков пару секунд застыл на мостике в изумлении от такой щедрости судьбы и сразу понял, кому он обязан и не смел повернуться. Конечно, это была ОНА!

Там, за спиной и высоко за туманными облаками, не ясно, но впечатлительно, чуть слегка, улыбнулась- БОГИНЯ УДАЧИ.

Глотать с затяжкой дорогущее вино счастья весьма нетактично, хватит и одного , да и дело надо ещё закончить.

Ширков спустился в рыбцех , вода ушла, временная деревянная крышка наверху прекрасно держала воду ,а все крышки люков на палубе рыбцеха были в порядке и промытыми коричневыми лицами светились одобрением. Бригадиры с матросами уже были там и приводили все в порядок.

Все системы,устройства и части судна работали, а весь корпус судна, содрогаясь от мощных ударов, в мелкой вибрации дрожал в привычном рабочем ритме.

На ходовом мостике вахтенный четвертый штурман и штатный матрос первого класса- рулевой справлялись с управлением судна.

В голове все смешалось: опасное положение судна, уникальная в точности и ловкости,почти идеальная работа лучших матросов и полная удача всей этой круговерти.

Ширков в изнеможении, упал на диван в штурманской рубке и пару минут был в забытьи. Мысли птицами влетали и вылетали и крутились в замысловатой карусели.

Деревянный щит был достаточно тяжел, чтобы его поднять и матросы волокли его по увлажненному деревянному настилу, как санки по льду,за специальные ручки на тонких линях.Вот эти ручки очень удивили старпома,потому что это не его идея,а момент профи матроса- плотника.Да и сам щит был сработан в мастер-классе. А в начале его помогла разогнать вся бригада. Затем щит нужно было сразу правильно поставить на место. Даже в хорошую погоду такую работу проблематично сделать без запинки. Но вот, возникни сейчас заминка и ревущий вал океана застанет матросов на середине пути, сметет их и этим щитом уложит на палубе всю команду.Предательская дрожь прошла по всем нервам,но все уже было в прошлом…

Но все-таки это было что-то,чего раньше ещё не видел.Для успеха такой работы было недостаточно просто мастерства и всей морской практики матросов.Здесь штатный и рядовой старпом увидел нечто большее,что бывает далеко не у всех и далеко не всегда...

Сверкнула мысль- как Ширков все таки решился на это и сколько дней или лет пришлось за это заплатить,ибо даром- ничего не бывает...

Старпом сделал полный обход,спустился в трюм и,прослушав легкий стон шпангоутов,понял,что высокомореходное судно уверенно справляется с ураганом.А экипаж,авторитет которого в высокой степени уважал старпом, был штатный рыбацкий,комментарии излишни.Но вот такую работу увидеть пришлось впервые...

Утром радист сообщил, что в этом же районе и в это же время боролся с волнами современный большой контейнеровоз типа «Инженер Мачульский.», краса и гордость
Торгового флота СССР. В эту ночь контейнеровоз не выдержал урагана и затонул со всем экипажем. Двоих матросов, просто каким-то чудом, смогли подобрать два Канадских средних траулера. По их информации там была проблема с аппарелью,которая пропускала воду в трюм. Капитан , красивый, молодой и цветущий мужчина,мечта женщин и баловень судьбы, держался стойко , молча и достойно, ушел в пучину, в новейшей капитанской форме,в белой рубашке с галстуком.

Ширков,штатный старпом,в полуболотных сапогах и потертом ватнике, шел по коридору своего БМРТ,осматривая все глазами и на слух, и хотел чертыхнуться,но промолчал.

-Про покойника говорят только хорошее или вообще ничего не говорят…

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Фото автора.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!