Сортировать:

Севастопольская оборона - Франк Рубо (32)

Комментарии (2)
Рыбак Эстонии # 2 февраля 2017 в 10:45 0


Панорама, посвящённая первой обороне Севастополя, сражалась за город вместе с его защитниками во время обороны второй

110 лет назад, в мае 1905‑го, в Севастополе торжественно открылась панорама, посвящённая героической обороне города во время Крымской войны. А 37 лет спустя панорама сама стала участницей новой обороны города – уже во время войны Великой Отечественной.

Подарок к юбилею

Живописная панорама, посвящённая боям за Севастополь, задумывалась как своеобразный подарок к юбилею – 50‑летию Крымской войны. Заказ на создание грандиозного полотна длиной 115 м и шириной 14 м получил художник-баталист Франц Рубо. Француз по происхождению, он родился в Одессе, большую часть жизни прожил в Германии, но считал себя русским живописцем. Выбирая сюжет для полотна, Рубо остановился на сражении на Малаховом кургане 6 июня 1855 года, когда 75‑тысячная русская армия успешно отразила генеральный штурм, предпринятый 173‑тысячным войском противника.
После получения заказа в 1901 году и утверждения сюжета Рубо несколько раз приезжал в Севастополь. Он ходил по улицам, местам расположения бастионов и батарей, побывал на Малаховом кургане, Историческом бульваре, встречался с участниками и очевидцами тех событий. Художник написал около 50 этюдов, месяц работал над эскизом панорамы. Непосредственно над панорамой Рубо работал в Мюнхене. Одновременно был объявлен конкурс на лучший проект здания, в котором разместилось бы живописное полотно. 31 июля 1902 года Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны утвердил проект инженер-полковника Энберга. В 1902 году здание заложили, а в 1904‑м завершили его строительство: круглое в плане, оно имеет диаметр 38 метров и высоту 36 метров. Летом 1904 года живописное полотно доставили в Севастополь, а открытие панорамы состоялось 14 мая 1905‑го. Высшей оценкой для Франца Рубо стали слова участников боёв, которые назвали картину весьма достоверной.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Куски драгоценной картины»

С началом Великой Отечественной войны и обороны Севастополя 1941–1942 гг. работа панорамы не прекратилась. Она сражалась за город вместе с его защитниками. Известный английский журналист Александр Верт писал: «Местный севастопольский патриотизм базировался на воспоминаниях о другой обороне Севастополя… к которым относились такие «большие примеры», как адмирал Нахимов и адмирал Корнилов, а также особые революционные и патриотические традиции Черноморского флота – всё это имело крайне важное воздействие на моральный дух солдат и гражданского населения, которые проявляли себя чрезвычайно стойко». Когда 25 июня 1942 года в здании панорамы начался пожар, полотно уже было в некоторых местах оборвано в результате предшествующих бомбардировок, а левая часть холста обрушилась вместе с частью стены здания. Газета «Красный черноморец» писала:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«…Большая часть полотна силой взрыва была сорвана со стены и лежала на полу. Дымящиеся куски драгоценной картины, как тряпки, свешивались с поддерживающих ее крючьев. Потолок горел, в здание входить было опасно». Всё спасённое из панорамы было упаковано и отправлено в Камышовую бухту, где 26 июня пришвартовался лидер эсминцев «Ташкент». Приняв на борт более 2300 человек раненых и эвакуированных, а также спасённое полотно панорамы, «Ташкент» вышел из Севастополя в Новороссийск. Из Новороссийска фрагменты панорамы переправили через Махачкалу в Кустанай, а затем в Новосибирск. Туда прибыли 86 фрагментов полотна. В 1946 году специальная комиссия, в состав которой входили ведущие художники и реставраторы, осмотрев эти фрагменты, пришла к выводу, что реставрировать живописное полотно не удастся: на нём было более 6000 «ран» – сквозных прорывов от осколоков снарядов. Поэтому приняли решение: по реставрированным фрагментам заново написать холст панорамы. Причём воссоздание этого героического полотна было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Известнейшие художники страны работали над огромным холстом с 1951 по 1954 год. Реконструировано и восстановлено было и здание панорамы. 16 октября 1954 года, к столетию со дня начала Крымской войны, панорама была вновь открыта под новым названием «Оборона Севастополя 1854–1855 гг. » – изначально произведение Рубо носило имя «Штурм 6 июня 1855 г. ».

Кстати

Единственный образец

С 1909 по 1911 годы панорама по распоряжению Николая II экспонировалась на Марсовом поле в Петербурге, затем её вернули в Севастополь. Во время Гражданской войны представители Антанты планировали вывоз произведения за рубеж, однако жители Севастополя не позволили сделать это. Сегодня здание панорамы – единственный образец панорамных построек начала XX века на территории бывшего Союза, а само живописное полотно – одно из крупнейших среди 60 панорам мира
Рыбак Эстонии # 2 февраля 2017 в 10:49 0
Панорама Оборона Севастополя
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Живописные берега Крыма, сколько раз вас сотрясали залпы орудий! Неугомонные люди, вместо того чтобы жить в мире и благоденствии, испокон века воевали за Тавриду, щедро поливая кровью «Землю обетованную». Севастополь – одно из самых жарких исторических мест. Именно здесь решалась судьба Крымской войны, разгоревшейся в середине XIX века.

Как и сегодня в те далекие времена Европу страшно беспокоило присутствие России на Балканах и в бассейне Черного моря. Англия и Франция пытались всячески вытеснить Россию с завоеванных мест. Одиннадцать долгих месяцев мощные силы противника, имея преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя, прежде чем им удалось взять город. Один из самых ярких эпизодов севастопольской эпопеи – бой на Малаховом кургане, произошел 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного войска.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Спустя сорок с лишним лет драматическую страничку истории обороны Севастополя будет решено увековечить в произведении искусства. Эта нелегкая задача была поручена профессору класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Францу Алексеевичу Рубо.

Наверняка художник серьезно думал о том, как достовернее и ярче всего запечатлеть разгар боя. Какими средствами лучше всего передать гнетущую атмосферу смерти, дым от залпов орудий, разруху и хаос, царящий на передовой? Необходимо было создать нечто грандиозное, поражающее масштабностью, топографической точностью и реалистичностью. Решение было однозначным – лучше всего для воплощения задуманного подойдет жанр панорамы. Эта форма искусства понятна даже непросвещенному зрителю. «Живая картина» способна перенести тысячи людей в прошлое, создать иллюзию присутствия, вызвав сильные эмоции и переживания.

В 1901 году Франц Алексеевич приступает к работе. Прежде всего, художник приезжает в Севастополь и изучает архивные документы, беседует с участниками и очевидцами событий, посещает места боев, делая наброски композиции панорамы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Только после этого он возвращается в Петербург, где создает эскизы картины. К тому времени у Рубо имеется большой опыт написания монументальных полотен, посвященных батальной теме. Им созданы известные панорамы «Штурм аула Ахульго» и «Бородинская битва».

Разумеется, одному справится с такой объемной задачей трудно. Огромное живописное полотно размером 14 м × 115 м он писал в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Работа велась в специально оборудованном круглом павильоне, где готовился и предметный план общей площадью около 1 тысячи квадратных метров. Почему нужно было ехать именно в Мюнхен? Дело в том, что Франц Рубо был уроженцем этого города. Здесь жила его семья и находилась оптимально оборудованная мастерская.

Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь. Панораму разместили в помещении, построенном по специальному проекту военного инженера Энберга.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Через год, 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, Панорама была открыта для всеобщего обозрения. Первыми ее посетителями стали ветераны Крымской войны. Люди, хранившие в памяти страшные эпизоды сражений, были поражены и растроганы реалистичностью панорамы. Перед глазами пролетели 345 страшных дней осады и жесточайший штурм Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны, предпринятый англо-французскими войсками. С первых же дней панорама стала пользоваться большой популярностью. Этому способствовало то, что художник сделал акцент на героизме простых солдат, восславив, прежде всего, подвиг народа.

Конечно, немаловажную роль в общей картине играли и военачальники, волевые мужественные люди, принимающие ключевые решения на поле брани.

Одну из главных ролей в Панораме Рубо отводит легендарной личности Павлу Степановичу Нахимову. В день штурма адмирал находился на Малаховом кургане и руководил войсками. На одном из полотен можно заметить прямую фигуру военачальника. Опираясь на бруствер батареи Корниловского бастиона, адмирал Нахимов бесстрашно руководит боем.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Однако, выбор Рубо не пришелся по вкусу главному заказчику – Российскому императору. Когда панорама была установлена, из Петербурга прибыла специальная комиссия, целью которой была проверка соответствия проекта главной идее, правда не художественной, а политической. В Петербурге не любили «Пал Степаныча», как называли Нахимова матросы. Прямолинейность высказываний адмирала и его крылатая фраза: «Лучше бы они мне бомб прислали!», в ответ на царскую награду, навсегда оттолкнуло его от высшего света.

В итоге, Нахимова потребовали заменить на главнокомандующего князя Горчакова, которого в день сражения на Малаховом кургане не было. Возмущенный художник отказался. Впоследствии Рубо пришлось отразить натиск еще трех комиссий. Но когда в 1909 году Панораму перевезли в Петербург для показа Николаю II, Рубо вновь пришлось выслушать замечания по поводу присутствия Нахимова, а также наличия на картине большого количества нижних чинов. Некоторых из них Рубо писал с реальных героев Севастополя. Пришлось закрыть адмирала облаком дыма и изменить лица некоторых героев обороны. Правда, Горчакова Рубо так и не написал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Чтобы помнили

И вновь война, и опять Севастополь в центре кровопролитных боев… 25 июня 1942 года фашистские войска, рвавшиеся к городу, подвергли его массированной бомбардировке. Один из снарядов попал в Панораму. Огонь не знает пощады. Во время пожара погибает значительная часть живописного полотна и весь предметный план. Невзирая на смертельную опасность, группа советских воинов выносит из огня 86 фрагментов бесценного произведения искусства. Драгоценные полотна погружают на военный корабль – лидер эсминцев «Ташкент». На борту корабля вместе с картинами эвакуируют женщин, детей и раненых. Увы, усилия оказались тщетными. Во время перехода в Новороссийск трюмы «Ташкента», в которых находились фрагменты Панорамы, оказались затопленными...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

После окончания Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенного варварами города. Возрождение Панорамы становится одной из текущих задач, поэтому оно было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР.

Реставрация ценного исторического памятника была поручена лучшим мастерам советской живописи. Работой коллектива, восстанавливавшего панораму, руководил академик живописи В.Н. Яковлев, а после его смерти известный советский художник академик живописи П.П. Соколов-Скаля. В состав творческого коллектива также вошли: один из старейших мастеров панорамной живописи Н.Г. Котов, профессор П.М. Шухмин, художники Б.Н. Беляев, В.И. Гранди, Г.А. Захаров, Б.Г. Коржевский, Б.Н. Котов, Б.Ю. Лоран, Е.И. Лобанов, А.П. Мерзляков, В.Е. Памфилов, Н.И. Плеханов, А.П. Романов, Н.К. Соломин, А.Ф. Суханов, Ю.Н. Трузе-Терновская, Н.И. Фирсов.

Важное содействие оказали научные учреждения и моряки Черноморского флота. Главным военным консультантом был адмирал флота, профессор И.С. Исаков. Он же консультировал режиссеров, снимавших исторические фильмы «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Художники, восстанавливая Панораму, также, как и Рубо, использовали воспоминания участников обороны. Более точно был изображен ландшафт, окружающий Севастополь. По уцелевшим фрагментам и фотографиям изготавливался огромный эскиз и большой макет предметного плана.

В возрожденной Панораме появился ряд новых эпизодов. Например, на одном из них отображен приезд на перевязочный пункт Малахова кургана русского хирурга, активного участника обороны Севастополя Николая Ивановича Пирогова, а также возвращение после ночной вылазки разведчиков Петра Кошки и Федора Заики.

Благодаря усилиям реставраторов сегодня мы имеем возможность окунуться в историю Крымской войны. Магическая сила искусства делает зрителей непосредственными свидетелями трагических событий. Здание Панорамы имеет круглую форму. Источник освещения расположен под самым куполом, равномерно высвечивая эпизоды боя. Находясь на круглой смотровой площадке в центре помещения, зритель погружается в мир огня и смерти. Между площадкой, устроенной на возвышении, и живописным полотном размещен макет, передающий обстановку поля битвы. Предметный план незаметно переходит в картину, создавая иллюзию реального пространства. Двигаясь по кругу, посетитель постепенно осматривает всю композицию.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Во время просмотра создается полное впечатление, что вы стоите на вершине Малахова кургана, в самом центре битвы. Художники тонко проработали все детали: безоблачное небо с дымками шрапнельных разрывов, клубы пламени и порохового дыма, вражеские колонны, ожесточенно штурмующие бастионы города-героя…

После кропотливого труда, воссозданная «Оборона Севастополя» была торжественно открыта. Произошло это знаменательное событие накануне празднования 100-летия первой обороны Севастополя – 16 октября 1954 года.

В 1904 году к 50-летию начала Крымской войны на месте оборонительных укреплений вокруг 4-го бастиона был разбит парк. Он получил название Большого Бульвара, а бастионная высота стала Бульварной. Именно там, рядом с 4-м бастионом, и находится музей-панорама.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Сегодня местность вокруг панорамы и бастиона превращена в исторический заповедник и носит название Исторического бульвара.

Исторический бульвар – это не только Панорама. Здесь можно также посетить памятник Э.И. Тотлебену – главному инженеру и фортификатору Севастопольской обороны, Язоновский редут и памятники на месте артиллерийских батарей, 4-й бастион, памятник подземной минной войне, входы в минные галереи и музей якорей.