ФРОНТОВАЯ ЗАКАЛКА - 21 02 1985

Автор
Опубликовано: 1463 дня назад (3 марта 2020)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Перед нами пожелтевший от времени документ военных лет — «Наградной лист» Героя Советского Союза Павла Ивановича Чалова. В нем говорится: «...5 октября 1944 года при высадке десанта на остров Эзель Чалов П. И. на своем катере под интенсивным огнем противника высадил десант в составе 70 человек... Катер получил три попадания, возник пожар. Устранив опасность взрыва, Чалов П. И. продолжал до конца высаживать десант».
Как вспоминает теперь Павел Иванович, море кипело от взрывов мин и снарядов. С диким воем проносились над головой вражеские самолёты, поливая свинцом палубы наших кораблей. Но операция по очищению Эстонии от фашистские захватчиков продолжалась.
Из наградного листа видно, что только в 1944 году П. И. Чалов участвовал в 124 боевых операциях. Экипаж корабля, под его началом сбил три вражеских самолета, потопил два сторожевых катера, одну подводную лодку.
Человек прошел через всю войну и после войны 20 лет прослужил на флоте, на боевых кораблях. Казалось бы, ветерану войны, человеку с Золотой звездой на груди можно бы и отдохнуть. Или хотя бы поработать где-то на берегу, в более спокойной обстановке. Но Павел Иванович не такого склада человек. Уйдя в запас, он и года не сидел на берегу. В море... только в море, твердо решил Павел Иванович, и, бросив семейный якорь в Тал лине, устроился в рыболовный флот.
Шел 1965 год. Рыбная промышленность Эстонии только набирала силу. Флот выходил на океанские просторы, и нелегко было осваивать новые отдаленные промысловые районы. Далеко не совершенной была техническая оснащенность
судов, недоставало опытных кадров, ремонтных баз, промвооружения. Да и капитаны не имели должных навыков океанического лова. Нередко суда возвращались с промысла «без плана», с низкими показателями.
И, несмотря на это, Павел Иванович в те трудные годы пошел в рыболовный флот, навсегда связав свою судьбу с морем.
П. И. Чалов по характеру командир, причем, командир боевой, фронтовой закалки. Много лет он был на командных и штабных должностях. Но это нисколько не помешало ему проявить себя умелым политработником. Определившись первым помощником капитана, он с первых же рейсов показал себя хорошим организатором и воспитателем матросов, командиром, умеющим сплотить коллектив, повести за собой, вдохновить на ударный труд.
Нередко капитаны и их первые помощники свои неудачи пытаются объяснять плохой промысловой обстановкой, разными техническими неполадками. Павел Иванович не терпит подобных оправданий.
— Нет плохих судов — есть плохие руководители! — четко, по-военному объясняет он, когда кто-либо начинает выискивать объективные причины неудач. И, надо сказать, Павел Иванович правоту своих слов, принципиальность своей позиции доказал на деле.
За 20 лет работы в «Эстрыбпроме» он выходил в море на самых различных судах: на старых и на новых, на добывающих и на обрабатывающих. Были тут и устаревшие траулеры типа БМРТ-229 «Ганс Леберехт» и современные супера типа 7535 «Лембит Пэрн». Но П. И. Чалов не припоминает, чтобы суда, где ему приходилось быть первым помощником капитана, возвращались с моря, не выполнив рейсовое задание.
— Дело случая! — возразят рыбаки. — Море не шахта и рыба не уголь... когда как повезет!
Тоже верно. Но если удача приходит раз, другой, третий, если успех повторяется из рейса в рейс, из года в год. Как тогда?..
Тут, бесспорно, многое зависит от руководства судном, от организаторов производства. И в этом отношении заслуга П. И Чалова очевидна.
Что отличает его работу? Прежде всего, высокая ответственность за порученное дело, чувство гражданского и партийного долга. К любому заданию он относится с государственных позиций.
Многим памятна его прошлогодняя статья в газете «Рыбак Эстонии» — «Как сократить простои?». Павел Иванович с большой тревогой и со знанием дела поднял ряд самых наболевших проблем, связанных с частыми простоями судов на промысле и нехваткой транспорта. Причем не только поднял проблемы, но и внес конкретные предложения, направленные на улучшение положения.
В частности, он предложил пересмотреть в сторону увеличения суточные нормы выгрузки рыбопродукции на промысле и тем повысить интенсивность труда. «Надо лишать премии, писал П. И. Чалов, экипажи судов, не справляющиеся с установленными нормативами. Каждому судну надо установить твердый срок выгрузки. Если не укладываешься, отваливай от борта, дай место другим. Значит, нет у тебя в работе порядка, организованности».
Кроме того, автор статьи предлагал для раздачи судам на промысле разного рода снабжения иметь специальное посыльное судно, чтобы не отвлекать большие рыболовные суда.
Статья П. И. Чалова вызвала живой отклик на флоте. Поднятые в ней проблемы не остались без внимания руководства «Эстрыбпрома».
Постоянна глубокая забота Павла Ивановича о повышении эффективности труда рыбаков, о совершенствовании механизма хозяйствования. На судне нет такого участка работы, который бы остался без внимания первого помощника капитана. Приученный еще на военной службе к строжайшему порядку и дисциплине, он и здесь не терпит расхлябанности, всяких послаблений и отступлений от норм и традиций флотской жизни.
...Траулер работает в конвенционной зоне. Ночь. Судно окутал густой туман. Павел Иванович поднимается в штурманскую рубку. Казалось бы, нет причин для беспокойства. Навигационные приборы исправны, штурман на месте, на руле опытный матрос, но Павел Иванович еще и еще раз осматривает аппаратуру, сверяет координаты, контролирует ведение судового журнала.
Раннее утро, едва забрезжил рассвет, а Павел Иванович уже на ногах. Он просматривает полученные за ночь радиограммы, интересуется, как сработала ночная смена, спускается в рыбцех.
Бегут заполненные рыбой транспортеры, шумит глазуровочная машина, звенят ножи. Трудно здесь различить людей, — все в одинаковых робах. Но, тем не менее, Павел Иванович узнает здесь каждого из далека. Он знает их не только по имени и фамилия, но и по трудовому почерку, по отношению к работе. Передовиков подбодрит, похвалит, отстающих пристыдит, поругает.
Моряки приходят на утренний чай, а в салоне на «Экране соревнования» — уже результаты труда за сутки. На видном месте — «молния» с именами отличившихся.
Большой и насыщенный трудовой день у Павла Ивановича. Каждое утро он вместе с капитаном на промысловых советах, вместе с технологом организует подвахту. По вечерам проводит культурно-массовые мероприятия, читает лекции, беседы. Бывает так, что всю ночь не смыкает глаз. Море есть море!
Седьмой десяток начал отсчитывать спидометр жизни Павла Ивановича, но он по-прежнему бодр, деловит, энергичен.
Бушует Балтийское море. В его шуме и гнев прибоя, и стает штормовых ветров, и рокот моторов судов, выходящих на промысел. На одном из этих судов снова и снова выходит в моря-океаны боевой комиссар Павел Чалов, ветеран войны, человек фронтовой закалки.


В. ВИКТОРОВ.

НА СНИМКЕ: П. И. Чалов.
Фото К. Лийва.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!