0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1346)
НОВОСТИ С ПЕРВОГО ПЛЕНУМА БЮРО КОМСОМОЛА ЭРПО ОКЕАН - 26 02 1972
СОСТАВ КОМИТЕТА ЛКСМ ЭСТОНИИ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
1. ГОРЯЧЕВ В. С.
2. МАРКС Я. К.
3. СПИХИН Ю. Б.
4. ПАНТЕЛЕЕВ В. И.
5 ЯРЕНВЕРТ Л. В
6. УЧАМБРИН В. В.
7. ГЕТМАН В. Ф.
8. АНИСИМОВ В. В.
9. ЮСИМ М. Л.
10. ЛААС Э. О.
11. САВЕНКО Е. Р.
12. РУТТО В. А.
13 МОГИЛЬНЫЙ А. С.
14. АРУСТАМЯН Р. К.
15 ГОНЧАРОВ О. Н.
16. СТЕПАНЕНКО С. И.
17 СТЕЙНФЕЛЬД Р. Ф.
18. ПААДИК Т.
19. ПААЛЬ А. А.
20. РАУД А. М.
21 АНАНЬЕВ В. А.
22. АНДРЕЕВ А. Г.
23. ЗАГОРУЙ Л. А.
24. ГОРОХОВ В. В.
25 ЕРМАКОВ Н. В.
26. ЛИСТОПАД Л. И
27. ТУНЧИК Г А.
28. НОВИК Г. И.
29. ЮРЬЕВ 8. И.
30. ПОПОВ Л. Н.
31. КОЛЛО Р. Р.
32 ПУЧКОВ Б. А.
33. ПЫДЕР В. Р.


СОСТАВ КАНДИДАТОВ В ЧЛЕНЫ КОМИТЕТА ЛКСМЭ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
1. ЗЕРНОВ А. А.
2 ЯКОВЛЕВ Н. А.
3 ЛАЙДМАА В. А.
4. ГРИГОРЬЕВА Н. А.
5. ГРИВКО А. М.
6. ШВЕДЕ Ю. Ю.
7. КААСИК Р. У.


СОСТАВ ЧЛЕНОВ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ ЛКСМЭ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
1. МИЦУЛЯВИЧЕНЕ Л. В
2. ОБРОСОВА Л. И.
3. ПОТАПОВА Г. С.
4. КЛЕВЦОВА В. П.
5. ЧЕРНЫШЕВА В. В.
6. БОЛДИНА В. М.
7. ЦВЕТКОВ В. И.

СОСТАВ ЧЛЕНОВ БЮРО КОМИТЕТА ЛКСМ ЭСТОНИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА ИЗБРАННОГО НА ПЕРВОМ ПЛЕНУМЕ
1. МАРКС Я. К. — секретарь.
2. ГОРЯЧЕВ В. С.
3. ГЕТМАН В. Ф.
4. ГОНЧАРОВ О. И.
5. ПААДИК Т.
6. УЧАМБРИН В. В. - зам. секретаря
7. CTЕПАНЕHKO О. И.
8. ПОПОВ Л. Н.
9. РАУД А. М.

ДЕЛЕГАТЫ НА ГОРОДСКУЮ КОМСОМОЛЬСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ
1. МАРКС Я. К.
2. УЧАМБРИН В. В.
3. КАРОФЕЛЬТ К. Я.
4. ПАНТЕЛЕЕВ В. П.
5. ГОРЯЧЕВ В. С.
6. МИТЮРЕВ Н. Ф.
7. КИСЕЛЕВ В. С.
8. ГЕТМАН В. Ф.
9 ПЫДЕР В. Р.
10. ЗЕРНОВ А. А.
11. РАУД А. М.
12. СКРИПКА В. М.
13. РУТТО В. А.
14. ЮСИМ М. Л.
15. СТЕПАНЕНКО О. И.
16. ПОПОВ Л. Н.
17. АНИСИМОВ В. В.
18. ЛИСТОПАД Л. И.
19. ФИЛОНЕНКО В. Н.
20. МОГИЛЬНЫЙ А. С.
21. ДАВЛЕТШИН Ю. Ф.
22. ПУЧКОВ Б. A.
23. СПИХИН Ю. Б.
24. КАЛИТКА А. А.
25. МЯЛЬСОН В. В.
НОВОСТИ ИЗ MOPEXOДНОЙ ШКОЛЫ - 19 02 1972
ЛУЧШИЕ В ЯНВАРЕ
БОЛЕЕ тридцати будущих тружеников занимаются в группе рефрижераторных машинистов мореходной школы ЭРПО "Океан". Руководит группой опытный педагог Николай Иванович Ко...
Ребята проявляют большой интерес к своей специальности, успешно учатся, хорошо ведут себя на занятиях и в быту, активно участвуют в общественной работе.
По итогам социалистического соревнования в январе группа рефрижераторных машинистов оказалась в числе передовых. Хорошо учились и соблюдали дисциплину в а январе курсанты группы мотористов, руководит которой Александр Максимович Торопов. Эта группа заняла также одно из первых мест.

ПОСВЯЩЕНИЕ В МОРЯКИ
Я МОРЕХОДНОЙ школе начался прием для отряда будущих моряков. 600 юношей будет направлено в этом году. Первый поток уже приступил к занятиям. Матросами первого класса пожелали стать Анатолий Афанасьев, Павел Попович, Владимир Василюк, Василий Мирза, Станислав Родионов, и другие — веет 28 человек. Многие из них приехали в Таллин из Белоруссии, с Украины из РСФР.
Посвящение в курсанты новичков прошло празднично. Начались учебные будни.
В начале марта еще одна группа будущих моряков будет принята в школу. От желающих стать курсантами нет отбоя. Только в январе из разных уголков нашей страны поступило более трех тысяч заявлений.


СНИМАЮТ КУРСАНТЫ
ВОТ уже два месяца в мореходной школе действует кружок фотолюбителей. Научиться снимать изъявили желание около двадцати курсантов. Занимается с ребятами преподаватель обществоведения, отличный фотограф Василий Михайлович Мартынов.
Школа позаботилась о приобретении фотоаппаратов, оборудования и других материалов, необходимых для успешной работы кружковцев. Стараниями фотолюбителей уже выпущено несколько фото стендов, рассказывающих о жизни и учебе школы, о передовиках, спортивных и культурных мероприятиях.

ЖДЕТ НОВОСЕЛЬЕ
ОСЕНЬЮ нынешнего года курсанты мореходной школы справят новоселье. Им передано четырех этажное здание Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, учащиеся которого переехали недавно в новый корпус. В старом здании будет произведен капитальный ремонт, а затем поселятся курсанты Таллинской мореходной школы. В благо устройстве своего общежития примут участие и будущие моряки.


ПОЧЁТНЫЕ ГРАМОТЫ — ЛУЧШИМ КОМАНДАМ
ПОЧТИ все курсанты мореходной школы занимаются спортом. Особенно хорошо поставлена спортивная робота в группе рефрижераторных механиков. Здесь создано несколько команд. Хороших результатов достигли баскетболисты. На недавнем первенстве школы баскетбольная команда этой группы, возглавляемая В. Ольховецким, вышла на первое место. Убедительную победу одержала и команда волейболистов этой группы, завоевав также первое место.
Вторые места в состязаниях на первенство групп по баскетболу заняли команды группы мотористов.
В торжественной обстановке командам-победительницам вручены Почетные грамоты.
СРТ-4589. Настойчивый поиск – 10 02 1972
В квадратах Северного моря до самых отдаленных районов вел оперативный и перспективный поиск рыбных косяков СРТ-4589 (капитан Л. И. Румянцев, стар мех В. В. Жилов, старпом А. П. Кисилев, второй механик А. Я. Хансалу).
Рейс продолжался с 5 октября 1971 года по 20 января 1972 года. Как известно, в этот период море не баловало рыбаков хорошей погодой. Из 94 промысловых суток около 80 оказались штормовыми.
— Однако экипаж и в трудных условиях продолжал поисковое разведочное плавание, - говорит капитан Л. Румянцев. — В результате настойчивой активной работы коллектива траулера, его штурманского состава удавалось обнаруживать скопления рыбы и наводить на них промысловые суда.
Благодаря этому, например, в ноябре 1971 года вся Эстонская флотилия траулеров месячный план вылова рыбы выполнила на 103 процента.
Экипаж CPT-4589 рейсовое задание по добычи за-вершил на двести тридцать семь процентов.
Начальник промрайона дал труду поискового коллектива отличную оценку.
Сейчас судно стало на заводской ремонт.
— Причем мы — первое судно типа СРТ, — говорит стармех В. Жилов, — на котором в заводских условиях будут вестись работы в объеме малого капитального ремонта.
Члены машинной команды, оставшиеся на судне, помогают производственникам завода в выполнении их заданий.

А. КРОСС.
СРТ-4344. В патрульном плавании – 10 02 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Тридцать четыре рейса совершил средний рыболовный траулер 4344. Из года в год его экипажи занимались добычей рыбы.
Исключение составил 34-й рейс (капитан В. Соколов). С 24 октября 1971 года по 4 февраля 1972 года судно находилось специально в патрульно-хозяйственном рейсе в Северном море. Велось патрулирование вокруг районов, в которых вели добычу промысловые флотилии "Запрыбы" — эстонские, латвийские и другие.
Кроме того, за этот период для судов доставлено 180 центнеров промвооружения и других грузов — стекло и бочкотара, около 40 центнеров различного продовольствия. Перевезено несколько десятков пассажиров.
В трудных условиях СРТ сделал более шестидесяти швартовок к плавбазам.
Отличная работа машинной команды (стармех Рейн Лaaн) обеспечила необходимую маневренность траулера.
Наша работа в патрульно-хозяйственном рейсе дала положительные результаты, нарушений установленных правил судами "3апрыбы" не было, — говорит капитан Виталий Васильевич Соколов. - Начальник промрайона Б. А. Кондратьев выразил полное удовлетворение действиями экипажа.
В социалистическом соревновании образцы труда показали многие члены судового коллектива. Это матросы первого класса Николай Тарасович Цвилык, Михаил Исаакович Заблоцкий и другие.
С благодарностью упоминают в коллективе повара Отто-Каупа Карла Аугустовича. Добросовестно, бережливо относился он к продуктам. Готовил блюда вкусные, питательные.
Сейчас экипаж готовит судно к сдаче и идет на заслуженный отдых.

А. НЕСТЕРОВ.
Здравствуй, «Иоханнес Семпер»! - 05 02 1972
- Пристегните ремни. Приготовьтесь к посадке. Мы прибываем в Дакар - столицу Сенегала. Температура воздуха в Дакаре плюс 40 градусов. Вас обслуживали... — разносится по салонам самолета.
Плюс сорок... И это после холодной сентябрьской ночи!
Многие из подменного экипажа БМРТ-564 "Иоханнес Семпер" впервые в Дакаре, и поэтому все прильнули к иллюминаторам. Вначале показались островки. С высоты они совсем крошечные, а океанские пароходы — как макеты на голубой глади. Небольшой скалистый островок Горе. На протяжении нескольких веков он был центром работорговли в Западной Африке. Мрачная и неприглядная история острова вызывает огромный интерес туристов всего мира...
Наш путь лежит не туда, но это нас мало огорчает. Разворот — и под нами Дакар. Древний город вырос, словно из воды. В глаза бросается множество остроконечных мечетей, которыми буквально утыкана столица. Невольно слышишь молитву муллы, призывающего верующих отдать должное аллаху... Вот аэропорт, а невдалеке на вершине, словно хищник, примостилась тюрьма.
По Гринвичу 16.00. "ИЛ-62» вздрагивает, касаясь посадочной полосы. Позади перелет Таллин-Ленинград — Москва — Дакар. Попадаем в объятия солнца, влажного спертого воздуха. Быстро освобождаемся от пиджаков и свитеров. Они хорошо послужили нам в прохладных салонах самолета.
Стюардессы, привычные ко всему, не оглядываясь, словно это в Быково или Шереметьево, торопятся в здание аэропорта. Длинная вереница экипажа движется вслед за ними. Немного в сторонке от огромных современных лайнеров всевозможных авиакомпаний маленькие одноместные спортивные самолеты. О чем-то спорят чернявая стюардесса и полногубый негр-летчик.
К нашему "ИЛ-62" подруливает "американец" и, остановив моторы, затихает. Наш самолет выглядит элегантным, модным франтом по сравнению с тупорылым сигарообразным лайнером американской авиакомпании. Американцы - всюду. Белозубые, улыбающиеся супермены с неизменными белокурыми девицами - спутницами жизни, смотрят с реклам и предлагают купить жевательную резинку или же чудодейственный напиток «Кока-кола». Этот же парень призывает к тому, чтобы курили сигареты американского производства, потому что... реклама, реклама...
Одиннадцатую годовщину своей независимости отмечают граждане Республики Сенегал. 20 августа ежегодно взвивается в торжественной обстановке флаг республики. Независимость... Об этом мечтали долгие годы сенегальцы. И она пришла. В здании аэропорта шумно. Мимо проходит наряд народной полиции. Ожидается прилет видного государственного деятеля. Получаем багаж и выполняем таможенные формальности. В аэропорту нас встретили советские представители в Сенегале, администрация старого экипажа судна. И хотя мы только-только из Союза, встреча с советскими людьми доставляет радость.
Получаем паспорта моряков, и нас приглашают на погадку в автобусы. Нестерпимая духота и девятичасовой перелет дают о себе знать. Скорее бы добраться до судна... Водитель-негр, не поворачивая головы, дал сигнал и мы поехали.
Начался дождь, а потом он перешел в ливень. Потоки воды образуют на дороге огромные лужи. Мелькают пальмы, участки земли, где трудятся люди, не обращая внимания на ливень. Однообразный ландшафт сменяется убогими хижинами и какими-то однотипными, одноэтажными зданиями, со стороны напоминающие строго поставленные кубики-ульи.
Окраина города... Вода образует на улицах реки, по которым плывет всевозможная домашняя утварь и мусор, видимо, в направлении порта.
Ливень загнал жителей под навесы магазинов, лавок и домов. Они улыбаются нам, приветливо машут руками. Слышны русские слова. Эти улыбки гораздо приятнее про-мокших до костей полицейских и серой дороги из аэропорта в город. . .
Порт. Автобус проскакивает наше судно, но мы сразу же отмечаем оплошность водителя-негра криками и жестами. Он улыбается. Нас уже ждут. Невзирая на ливень, почти вся команда высыпала на палубу. Смех, шутки. А нам немножко грустно от того, что уже скоро эти ребята попадут в объятия родных, а мы будем далеко в море. И приятно, ведь мы те, кого с нетерпением ждали и которым рады.
Что ж, будем знакомы, «Иоханнес Семпер», наш дорогой советский островок, наш новый дом, на шесть долгих месяцев!

Б. КОРОБЕЙНИК, наш корр.
Дакар — промысел. Декабрь 1971 года.
ПИСЬМО МАТЕРИ ... – 29 01 1972
НА ТЕМЫ МОРАЛИ

Есть такая старая-старая притча. В давние времена жил на свете умный и красивый молодой человек. Был он единственным сыном у своей матери. И когда исполнилось сему 26 лет, влюбился парень в красивую принцессу из соседнего государства. И так он ее любил, что позабыл обо всем на свете, только о ней и думал. Предложила ему мать, посвататься, мол, сынок, попытай счастья. Вскочил парень на коня и поскакал в соседнее государство. Пришел к прекрасной принцессе и говорит, что жить без нее не может, что ради нее на все готов. А красавица ему отвечает: « Докажи свою любовь. Привези мне сердце своей матери". И так этот парень был своею любовью ослеплен, что отправился домой, убил свою мать, вырвал ее сердце и повез принцессе. Но по дороге споткнулся конь, повалился набок, и парень на камни упал, чуть не расшибся. Лежит он, плачет, и вдруг слышит, как зашевелилось сердце матери и спросило: «Сын, не больно ли тебе?..».
... Вот такай сказка. Не случайно вспомнил я ее, взявшись за перо. Случай столкнул меня с обстоятельствами, о которых мне бы хотелось поведать читателям.
24 сентября 1971 года в нашей газете была помещена заметка о возвращении из рейса БМРТ-368 «Оскар Лутс». И говорилось в ней, в частности, о некоем Иване Вовченко, завоевавшем в этом рейсе звание ударника коммунистического труда. И портрет его был помещен на первой странице...
А недавно получила редакция письмо от его матери, Таисии Ефимовны Вовченко. Я позволю себе процитировать его полностью.
«Дорогая редакция газеты " Рыбак Эстонии»! Я — мать сына-рыбака, Ивана Павловича Вовченко, который находился на БМРТ-368. Вы писали о нем в газете как об ударнике коммунистического труда. Прошу вас разыскать его и сообщить о состоянии здоровья, о месте нахождения его судна. С тех пор мне ничего о нем не известно. Сам он ничего не пишет, по какой причине — не знаю. А я, как мать, переживаю и душевно мучаюсь о состоянии сына.
Убедительно прошу ответить.
Николаевская обл.".
Т. Е. Вовченко.

УВАЖАЕМАЯ ТАИСИЯ ЕФИМОВНА! Не волнуйтесь. Жив и здоров Ваш сын. Судно его сейчас в ремонте здесь, в Таллине. И будет ремонтироваться до 10 апреля. Попробуйте написать ему по адресу: ТАЛЛИН-25, БМРТ-З68. Только, знаете, что я Вам скажу? Зря Вы волнуетесь о нем. Не заслужил он Вашей заботы, Ваших слез. Да и что с ним может случиться? Молодой, здоровый, крепкий. По-моему, он должен беспокоиться о Вас, постоянно думать о том, что где-то живет его мать, женщина, воспитавшая его, поставившая на ноги. А он? Покинул родной дом и тут же забыл о своем самом большом долге — о долге сына перед матерью. Неужели он не понимает, что Вы беспокоитесь о нем, зная, насколько опасен труд рыбака. Я хорошо представляю Ваше состояние, когда знаешь, что сын в море, и не получаешь от него ни одной весточки. Как это больно и обидно!
Ваш сын, Таисия Ефимовна, носит высокое звание ударника коммунистического труда. И здесь, пожалуй, наша вина, что за его ловкими, сильными руками не разглядели мы черствое сердце жестокого человека. Понимаю, как тяжело Вам, матери, читать подобные строки о своем сыне. И я уверен, что где-то в глубине души Вы не можете согласиться с этими словами. Такова природа... Ни одна мать не допустит мысли, что сын ее — не тот, кого бы она хотела в нем видеть. И ее сердце, чувства будут стремиться отыскать в нем те немногие положительные качества, которые посторонний человек не заметить не может.
Доброта матери поистине необъятна. Она может простить все своим детям, лишь только услышит, что с ними случилась беда. С Вашим сыном Таисия Ефимовна, случилась большая беда - он забыл Вас. И это страшнее любой болезни. Недуг человеческий можно излечить, для этого есть лекарства. Но как вылечить самого родного Вам человека от недуга морального? Как заставить его понять, что трудно, необычайно тяжело Вам без его писем, без вестей от него? Пристыдить? Заставить купить конверт и проследить, чтобы написал несколько слов, что, мол, жив-здоров, скучаю? Разве успокоит Вас такая весть? Он же взрослый человек, Ваш сын, и то, что подходит первокласснику, к нему неприменимо.
Но матери прощают своих блудных детей. К нам в объединение ежедневно приходят письма от родителей рыбаков (как правило, от матерей), в которых задаются одни и те же вопросы: «Что с сыном? Почему не пишет? Что ничего не случилось? Что сыновья целехоньки? Что про сто забыли тех, кто живет ради их блага, их именем, их заботами, радостями, невзгодами.
Можем ли мы уважать таких людей? Честное слово, обидно, когда узнаешь, что в огромной армии ударников коммунистического труда есть люди, подобные Вашему сыну. Может быть, это от узости мышления? Человек хорошо трудится, значит, его нужно уважать. Но добросовестный труд — это еще далеко не все. О человеке судят, прежде всего, по его отношению к людям. А если он забыл самых родных и близких ему людей, то стоит ли уважать такого?
Так что не обессудьте, Таисия Ефимовна, если я причинил Вам боль этим письмом. Когда то об этом надо сказать. Простите за резкость по отношению к Вашему сыну, но иначе не могу. При всем уважении к Вам - не могу.

В. ЦИОН
ТР "Ханс Пегельман". МЫ РАБОТАЕМТ С КИТОБОЯМИ - 22 01 1972
НАШИ ЧИТАТЕЛИ ПОМНЯТ, ЧТО В КОНЦЕ 1971 ГОДАТРАНСПОРТНЫЙ РЕФРИЖЕПАТОР «ХАНС ПЕГЕЛЬМАН" ОТПРАВИЛСЯ В НЕОБЫЧНЫЙ РЕЙС - К БЕРЕГАМ АНТАРКТИДЫ. РЕЙС НЕОБЫЧЕН, И НЕСТОЛЬКО СВОЕЙ ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ - ДВЕСТИ СУТОК ПРOBЕДУТ МОРЯКИ В ДАЛИ ОТ РОДНЫХ БЕРЕГОВ — СКОЛЬКО НАЗНАЧЕНИЕМ. ЭКИПАЖ «ПЕГЕЛЬМАНА» ОБСЛУЖИВАЕТ КИТОБОЙНУЮ ФЛОТИЛИЮ "ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ». ДОЛГОЕ ВРЕМЯ МЫ НЕ ЗНАЛИ О ТОМ, КАК ПРОХОДИТ ЭТО ИНТЕРЕСНОЕ ПЛАВАНИЕ. НО ВОТ НА ДНЯХ В РЕДАКЦИЮ ПРИШЛО ПИСЬМО ОТ ПЕРВОГО ПОМОЩНИКА "ХАНСА ПЕГЕЛЬМАНА" Н. ЮЖАКОВА. НИЖЕ МЫ ПУБЛИКУЕМ ЕГО РАССКАЗ О ПЛАВАНИИ СУДНА В СОСТАВЕ КИТОБОЙНОЙ ФЛОТИЛИИ. В КОНВЕРТ Н. ЮЖАКОВ ВЛОЖИЛ ЛИСТОК КАЛЕНДАРЯ, ДАТИРОВАННЫЙ 6 ДЕКАБРЯ 1971 ГОДА. ИМЕННО В ЭТОТ ДЕНЬ БЫЛО ОТПРАВЛЕНО ПИСЬМО.

ОТКРОВЕННО говоря, когда транспортным рефрижератор "Ханс Пегельман" под командованием капитан-директора X. А. Тоомингаса вышел из Таллина в свой необычный рейс, мы очень смутно представляли, что же нас ждет впереди. Во-первых, в таком рейс шли впервые, во-вторых, сама специфика работы в составе китобойной флотилии нам была неизвестна.
После захода в Калининград, где мы взяли на борт некоторые грузы для флотилии, кое-что прояснилось: мы узнали, что нам предстоит работать с коллективом, которым много раз прославил себя успешным промыслом в суровой Антарктике, добывая продукцию, имеющую исключительную ценность для народного хозяйства страны. Узнали мы также, сколь многое будет зависеть и от нашего экипажа, призванного обеспечить четкую и слаженную работу во время грузовых операций, сохранность принятой с китобазы мороженой продукции.
Поэтому на переходе осуществляли ряд мероприятий, нацеливающих личный состав в этом направлении. Судя по выступлениям на партийном, профсоюзном и комсомольском собраниях, моряки уяснили свою ответственность и были настроены по-боевому. Разумеется, и при обсуждении Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования» наши конкретные выводы и меры учитывали предстоящую работу в Антарктике.
НОВОТ ПЕРЕХОД позади. Первая швартовка. Капитан-директор Антарктической китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» В. В. Неболюбов пригласил представителей руководства нашего экипажа на борт китобазы. Нас встретили сердечно, внимательно, гостеприимно. Состоялся деловой разговор, во время которого мы получили детальные указания по нашей совместной работе. Когда возвратились на свое судно, рассказали личному составу о предстоящих задачах.
Обычно рефрижератор, обслуживающий китобоев, участвует в разведке скопления китов. Это не только необходимость, но и своеобразная традиция. И наши моряки охотно и единодушно решили к ней присоединиться. Но как вести эту необычную для нас работу? В решении этой проблемы нам очень помог опытнейший промысловик, ныне госинспектор по китобойному промыслу В. М. Мишин, командированный с китобазы на рефрижератор (за это, кстати, все мы очень благодарны руководству флотилии). Вадим Михайлович провел три беседы с нашими моряками, рассказал об истории развития советского китобойного промысла, о практической стороне нынешней работы в Антарктике, доходчиво объяснил каждому, как вести поиск китов. на что обращать внимание, как лучше организовать наблюдение силами подвахты. Ценно, что В. М. Мишин делился своим личным богатым опытом, и поэтому его наставления имели особую убедительность.
Составили график для наблюдателей. 60 человек (это подавляющая часть экипажа) были расписаны так, что обеспечивали наблюдением все светлое время летних антарктических суток. По образцу, который захватил с собой Вадим Михайлович, сделали деревянные ручники для биноклей. И первая же разведка принесла свои плоды. Особенно "урожайным" был день когда третий помощник капитана Вяйко Нуутер обнаружил большую группу кашалотов. Буквально на другой день отличились в наблюдении матрос Александр Терещенко и повар Николай Войченко. Через некоторое время, героями дня стали рефмеханик Борис Бараз и моторист Михаил Карташев...
Успешно налаживается и наша основная работа — с каждым подходом растет результативность перегрузочных операций. Все это позволяет сказать, что экипаж "Ханса Пегельмана" вместе со своими товарищами ( с китобоев обеспечит выполнение сложных задач антарктического рейса.
А СОВСЕМ НЕДАВНО нашему экипажу представилась возможность побывать в порту Монтевидео (Уругвай), куда мы заходили с целью приобретения для экипажей китобойной флотилии и себя лично скоропортящихся продуктов. Можете себе представить сервировку наших новогодних праздничных столов: спелые ароматные помидоры и огурцы, свежие овощи и душистые фрукты — это зимой-то! Находясь сейчас вдали от Родины, моряки не только хорошо трудятся, но и весело отдыхают. Так, на судне готовится новогодняя программа художественной самодеятельности, которую возглавляют комсомольцы Николай Молдавчук, Николай Пиголь, Юрий Грановский, Георгий Вилюмовский. И надо справедливо отметить, что у этих молодых людей все хорошо получается - это настоящие артисты. Наши зрители всегда их принимают радушно, с любовью, они по праву этого заслуживают.

Н. ЮЖАКОВ первый помощник капитана «Ханс Пегельман».
Антарктика.
СРТР-9110 «Кипсаар". Сто замечательных замётов - 13 01 1972
ЭКИПАЖ СРТР-9110 «КИПСААР» ВЫЛОВИЛ ОКОЛО 17000 ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ - МОЛОДЦЫ МОЛОДЫЕ МАТРОСЫ - ПРИВЕТСТВЕННАЯ РАДИОГРАММА ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КОМПАРТИИ ЭСТОНИИ - КОММУНИСТЫ ВО ГЛАВЕ СОРЕВНОВАНИЯ.

Радостной явилась встреча экипажа СРТР-9110 «Кипсаар" со своими родными и друзьями 3 января по возвращении в Таллии из далеких африканских вод Атлантики. Четырнадцатого июля вышло судно в рейс в Центрально-Восточную Атлантику. Промысел шел неравномерно из-за неважной общей обстановки в этом районе: недостаточное скопление рыбы, большое количество судов разных флотилий в одном районе и т. д.
— Да и план нам предстояло взять немалый, — поясняет капитан Александр Николаевич Смородин. — в пределах 16 880 центнеров. Но, выполняя свои социалистические обязательства, экипаж преодолел все препятствия и добыл 16 940 центнеров ставриды, сардинеллы, скумбрии. Благодаря стараниям машинной команды все механизмы, все технические устройства судна находились в отличном состоянии, что во многом способствовало успеху общего дела. Среди судов эстонской флотилии наш «Кипсаар" добился наивысшего улова.
Мастер добычи Анатолий Ставицкий коснулся подробностей работы команды в этом рейсе:
— Почти вся палубная команда — матросы — состояла из людей, впервые отправившихся на лов кошельковым неводом. Поэтому командному и технологическому составу пришлось и на переходе в ЦВА и на месте работы продолжать обучение матросов приемам и методам кошелькового лова, ремонту невода, его сбережению. Невод мы получили с 65-процентным износом. Аккуратное, четкое проведение заметов, уход за промвооружением помогли сохранению его. При вылове почти 17 тысяч центнеров рыбы износ составил лишь около 25 процентов, что следует признать значительным достижением.
Волнующим событием в жизни коллектива «Кипсаара" было получение правительственной радиограммы. Центральный Комитет Компартии Эстонии сердечно поздравлял рыбаков с победой в социалистическом соревновании за успешное завершение первого года девятой пятилетки.
Приводим текст радиограммы:

Капитану Смородину парторгу Шальнову, предсудкома Бондаренко, комсоргу Фрейбергу.

Дорогие товарищи!
Горячо поздравляем вас, всех моряков-рыбаков вашего судна, с наступающим 1972 годом и до-срочным выполнением плановых заданий первого года девятой пятилетки по добыче рыбы.
Выражаем уверенность, что труженики моря, еще шире развернут социалистическое соревнование, ознаменуют 50-летие образования Союза ССР дальнейшими производственными успехами.
Желаем вам, дорогие товарищи, новых достижений в труде, доброго здоровья, большого счастья в жизни, счастливого плавания.

Каждый член коллектива воспринял радиограмму как призыв еще лучше трудиться, чтобы дать населению больше высококачественных продуктов моря. Все решили единодушно включиться в соревнование за достойную встречу 50-летия Союза ССР, тем более, что в личном составе судна имеются представители нескольких союзных республик — эстонцы, русские, украинцы и другие.
Коммунисты судна — восемь членов КПСС — возглавили социалистическое соревнование на всех участках, на всех этапах промысла. Исключительно напряженными выпали дни декабря с 4-го по 18-е число, когда было выловлено наибольшее количество рыбы — 6500 центнеров. Бывало, что за один замет брали 1040 и даже 1110 центнеров.
Хорошо вообще принимали добычу производственные рефрижераторы «Крейцвальд" и «Альбатрос». Сдавали рыбу и на плаврыбозавод «Станислав Монюшко».
Но и в это напряженное время коммунисты не ослабляли политико-воспитательной работы.
Команда регулярно информировалась о внутренней и международной жизни, выходила, стенгазета, принимались радио-бюллетени парткома, проводились партийные, общесудовые и комсомольские собрания.
По итогам соревнования все члены экипажа получили благодарности, в штурманском составе отмечены старпом Виктор Барабанов, штурманы Александр Борисюк и Юрий Павлов (редактор стенгазеты). В технологическом составе показывали образцы труда матросы первого класса коммунисты Евгений Мухин, Владимир Сахаров, а также Алексей Иванченко и другие, боцман Аарне Фрейберг, мастер добычи коммунист Анатолий Ставицкий. В машинной команде (стармех, он же парторг Анатолий Иванович Шальнов) отличились электрик коммунист Олег Пивоваров, второй механик, член КПСС Федор Бондаренко и т. д.
Доволен экипаж активностью начальника радиостанции Ивана Жарикова, гидроакустика Николая Дубины, повара Ивана Сыса и других.
Сейчас коллектив подготовил судно к межрейсовому ремонту.

А. КРОСС.
БМРТ-474 «Оскар Сепре». МОРСКАЯ ЗАКАЛКА - 1 января 1972
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ практика курсантов - третьекурсников Таллинского мореходного училища рыбной промышленности на БМРТ-474 «Оскар Сепре» началась задолго до выхода судна на промысел. В первых числах августа тринадцать молодых подтянутых парней в матросской форме поднялись по трапу на борт судна стоявшего тогда на южной стороне рыбного порта в межрейсовом ремонте.
Они представились старпому как матросы первого и второго класса и сразу же включились в напряженный ритм подготовки судна к рейсу. Грузили промвооружение и технологическое снабжение, завозили продовольствие и боцманское имущество, приводили в порядок палубу и несли вахту у трапа. Вместе с курсантами — однокурсниками из Ростовского МУРП — они выполнили львиную долю всех работ по подготовке судна к выходу на промысел. На трудности не жаловались, работали по-комсомольски, с огоньком. Старпом Маратканов и боцман Рааг остались довольны дружной работой молодых моряков. Судно вышло в море на двое суток раньше срока, предусмотренного рейсовым заданием.
На переходе им отдыхать почти не пришлось. Переход на промысел был коротким — всего четверо суток. За это время нужно было вооружить тралы, отработать судовые расписания, освоить правила техники безопасности. Кроме того, согласно программе нужно было нести штурманскую вахту. Но в море усталость не чувствуется, за работой незаметно летит время. А стоять штурманскую вахту — курсантам одно удовольствие. Особенно ночью в ясную погоду, когда небо усыпано звездами, на берегу приветливо мигают маяки, а вдали виднеются огоньки встречных кораблей. В ходовой рубке темно и под ногами слегка вибрирует палуба да доносится мерный гул работающей машины, приглушенно гудят умформеры да мигают красные лампочки, навигационных приборов. А ты почти штурман, пеленгуешь маяки, определяешь место судна по звездам, ведешь свою первую навигационную практику в море. Правда, тебя контролируют и вахтенный штурман, и руководитель практики, но все-таки тебе чертовски нравится это занятие. А разве не интересно нести штурманскую вахту при прохождении пролива Зунд? И бывалые штурманы испытывают волнение при подходе к маяку Дрогдал с его мощным ревуном и коварными течениями в том районе. Здесь мы берем на борт лоцмана. Вскоре ложимся на фарватер, огражденный многочисленными буями. Слева виднеется берег Дании, вырисовывается силуэт Копенгагена.
Справа в туманной дымке — шведский берег. Плавучие и береговые маяки, большие и малые острова, древние форты. Но штурману любоваться всем этим недосуг... Движение оживленное, как нигде, переменное течение, узкий фарватер, и , хоть лоцман на борту, нужно вести тщательное путеисчисление судна. Лучшей практики, как при плавании Датскими проливами, для будущих штурманов не придумаешь. Погода нас баловала на всем переходе, не штормило, и видимость была отменная, поэтому штурманская вахта для курсантов била плодотворной. И оценки получены высокие.
Сейчас мы находимся на промысле. Уже четвертый месяц. Сначала промышляли в Северном море сайду, затем перешли к Гебридским островам за пикшей и сельдью.
На наших глазах курсанты становятся заправскими рыбаками. Часть из них расписана на постановке и выборке трала. Это — так называемые добытчики. Они работают на верхней палубе под открытым небом и поэтому носят непромокаемые куртки, зюйдвестки и высокие резиновые сапоги. И вид у них вполне рыбацкий.
Основная часть курсантов работает в рыбцехе на обработке рыбы. У них снаряжение другое: прорезиненный фартук, резиновые сапоги да шкерочный нож. Но специальностей несколько: головорубщики, шкерщики, расфасовщики, упаковщики и укладчики рыбы. У каждой из этих малых специальностей имеются свои тонкости, на каждом месте требуются определенные навыки, сноровка. Рыба идет по конвейеру, и если где-нибудь появится слабое звено, заедает весь процесс изготовления рыбопродукции. Поэтому здесь нужно работать с полной отдачей сил, до седьмого пота, без перекуров.
На судне имеются две комплексные бригады, в которые входят добытчики и обработчики. Они работают круглосуточно в две смены по восемь часов. И когда идет рыба, бывает, что за смену бригада, вырабатывает до 12 тонн готовой продукции. Курсанты на обработке рыбы несут основную нагрузку. Так что от них зависит выполнение плана пищевой продукции.
Теперь они работают уверенно и, можно сказать, даже красиво. Если на первых порах побаливали руки и спины, и после смены не хотелось даже смотреть кино, то теперь окрепли мускулы у ребят, и усталость уже не валит в койку, а становится приятной, и быстро проходит.
Забот у курсантов хоть отбавляй. Кроме рабочей смены нужно выполнять программу практики: нести штурманскую вахту, посещать занятия, писать отчет, а хочется еще сходить в кино или почитать интересную книгу. Но молодого комсомольского задора хватает на все. Не унывает молодежь и справляется со всеми своими делами.
Все ребята — комсомольцы. Сейчас они вместе с комсомольцами судна готовятся к Ленинскому зачету «Решения XXIV съезда КПСС — в жизнь!», берут на себя индивидуальные социалистические обязательства. И хотя все достойны похвалы, есть и среди них лучшие. Это, прежде всего, Тармо Ояметс — отличник учебы, старшина роты в училище, а здесь, на практике, — староста группы. Рослый, спортивного телосложения, подтянутый курсант. За любое дело берется с готовностью, работает с огоньком на самых трудных участках. Никогда не унывает. Общителен с товарищами. Всегда готов прийти на помощь попавшему в беду. Штурманы и руководитель практики считают его вполне подготовленным для самостоятельного несения штурманской вахты. Любит море, свой корабль. Одним словом, морская душа. Так паренек из сухопутного местечка Мярьямаа Раплаского района, прочитавший в детстве книгу капитана дальнего плавания X. Серго «Море зовет», становится моряком...
А вот Тоомас Раудсепп из Вильянди стал мечтать о море после рассказов родственника-моряка о дальних походах, о трудной, но интересной судьбе рыбаков. Тоомас тоже никогда не унывает, ему по нраву морская жизнь. А в знании английского языка — первенства никому в группе не уступит. Свои способности в английском он показал на деле. Когда мы проходили проливом Зунд, он оживленно беседовал с лоцманом и был нашим переводчиком. Так что преподаватель английского языка может гордиться своим учеником — экзамен он выдержал блестяще. Тоомас физически развит и никогда не отлынивает от трудной работы. Поэтому мастер им доволен.
Всяческой похвалы заслуживают курсанты Ааво Таавет и Харри Таллинурм. Эти веселые ребята — специалисты по рыборазделке, активные комсомольцы, отлично несут штурманскую вахту, успешно работают над своими отчетами за практику. Из них тоже должны получиться хорошие моряки.
Администрация судна высоко оценивает работу, дисциплину и организованность курсантов и выражает благодарность руководству училища за хороших воспитанников. Немалая заслуга в этом и руководителя практики преподавателя X. X Олтерса, который уделяет много времени обучению и воспитанию курсантов и оказывает всестороннюю помощь командованию судна в деле выполнения плановых заданий.
Итоги первого месяца практики и работы на промысле показали, курсанты - комсомольцы успешно готовятся к Ленинскому зачету и достойны именоваться членами «Экипажа коммунистического труда» — это почетное звание коллектив судна подтвердил к 54-й годовщине Великого Октября.

М. КАЗАКОВ, первый помощник капитана БМРТ-474 «Оскар Сепре».

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В. Сильд
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

X. Таллинурм
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Т. Раудсепп.

фото автора
ТР "Ботнический залив». Испытание - 01 01 1972
Еще совсем недавно мы с увлечением читали о пыльных бурях на далеком и загадочном Марсе. А на днях наши края навестила буря чисто земная. Ветер на своем пути к нам достиг ураганной силы. Подобная стихия всегда несет испытание. Так было и на этот раз.
... Утром, 22 декабря, ураганным ветром были порваны кормовые швартовые концы стоящего у северной стороны причала транспортного рефрижератора "Ботнический залив". Большая парусность кормы, невозможность маневрирования грозили судну бедой.
Сигнал тревоги прозвучал одновременно на судне, на работающих здесь трех буксирах, и береговых службах. Успех дела зависел от четкой взаимосвязи этих трех звеньев. И эта связь была осуществлена. Виктор Иванович Страшнов, старший диспетчер портофлота, рассказывает:
— Уже вечером я был. озабочен возвращением буксира "Лембит», который должен был привести баржу из Пярну на ост ров Рухну. Мы, диспетчера порта, все это время держали с ним самую тесную вязь. Эта озабоченность и привела меня ночью на службу. К счастью, с "Лембитом" все обошлось благополучно. А здесь вдруг такое.
Случай с "Ботническим заливом» выявил много замечательных людей. Работали все самозабвенно, с огромной выдержкой, без суеты и паники. На борту рефрижератора работы возглавил капитан В. Ставрович.
С помощью трех буксиров — «Тугева", "Трийги" и "Сулева», — умело осуществивших сдерживание дрейфа кормы судна, возглавляли также капитаны Г. Рыбак, О. Ойкимус и штурман Э. Калинд. Операция закончилась в два часа дня швартовкой судна на старое место.
Особенно отличились люди "Сулева». Более двадцати часов непрерывно несли вахту штурман Э. Калинд, механик А. Сидоров и матрос Ю. Ярвекюльг. Доброго слова заслуживает и дежурный диспетчер портофлота Ю. Смирнов. Он проявил большую находчивость и смекалку. С "Ботнического залива» никак не могли добросить до берега бросательный конец: ветер каждый роз после очередного броска уносил его назад. Он предложил подать этот конец с берега. И вот связаны несколько бросательных концов, позаимствованных у других судов. А в остальном уже ветер был помощником. Словом все, кто был причастен к этой операции, заслуживают похвалы.

Я. ТАЛАСОВ.