0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти БМРТ-555 «Феодор Окк» и его экипажей. ПРАЗДНИК - ДА, А БУДНИ?.. - 09 08 1977
ОБЗОР СТЕННОЙ ПЕЧАТИ

СВОЕ слово в только что закончившемся рейсе комсомольско - молодежного экипажа БМРТ-555 «Феодор Окк» сказали и представители общественных организаций. Как всегда, вдали от родных берегов на «Феодоре Окке» выходили стенная газета, фотогазета, листки-молнии. В основном общественники, отвечающие за выпуск этих нужных и полезных стенных изданий, выпускали судовые газеты по праздникам. Некоторые из них представляют интерес. В этих праздничных номерах дается анализ работы экипажа в трудной промысловой обстановке, рассказывается о тех, кто вносит свой вклад в выполнение социалистических обязательств и рейсового задания.
«Рыбацкая звезда» — так называлась стенная газета партийной, профсоюзной и комсомольской организаций «Феодора Окка». Ее редактор четвертый помощник капитана Владимир Лемзяков стремился как можно шире представить в праздничных номерах панораму трудовых свершений моряков своего судна. Вот номер, посвященный первомайскому празднику. Он открывается поздравительной радиограммой руководителей «Эстрыбпрома». С кратким анализом работы рыбаков «Феодора Окка» выступает первый помощник капитана А. Сальников. Он называет имена многих членов экипажа, которые преподнесли весеннему празднику весомые трудовые подарки. О том, как трудятся рыбообработчики, рассказывается в заметке технолога Г. Журавлева. Моторист первого класса Н. Раскурин в своей небольшой заметке анализирует работу машинной команды. Номер хорошо смотрится.
Праздничные номера были выпущены также к Дню Победы, традиционному нашему празднику — Дню рыбака, выборам в местные Советы. Среди этих трех стенных газет хочется выделить номер, посвященный Дню рыбака. Здесь подробно рассказывается о том, какими успехами отмечает экипаж этот праздник. Со статьями выступает помощник капитана по производству
Г. Журавлев. «Намного перекрыты показатели по выпуску пищевой и товарной рыбной продукции, — пишет в своей заметке Г. Журавлев. — Это успех всего коллектива, но прежде всего наших обработчиков и добытчиков. Мельничук и Делько, Леонов и Бондарчук, Зикунов и Кучук, да и многие другие обработчики — настоящие мастера своего дела. Они отдают делу всю свою любовь, стараются выпускать продукцию только отличного качества». О вкладе машинной команды в успех экипажа рассказывает второй механик В. Будукин.
И, наконец, последний номер газеты «Рыбацкая звез-да» вышел уже в конце рейса, на переходе в родной порт. В нем сообщается о том, кто стал победителем социалистического соревнования. Это первая комплексная бригада мастера обработки, ветерана объединения Владимира Алексеевича Артемьева-Глебова. В статье приводятся многие положительные факты, называются десятки фамилий передовиков, — тех, кому присвоено звание ударника коммунистического труда за работу в рейсе.
Выходила на «Феодоре Окке» и фотогазета. Три номера ее посвящены самым различным сторонам жизни экипажа. Одним из самых интересных номеров, несомненно, является тот, который подробно показывает лучших людей судна за работой. Снимки эти, сделанные довольно профессионально вторым помощником капитана Виталием Добряковым, показывают людей непосредственно в работе. Фотографии отражают трудовую жизнь экипажа и на палубе и в цехах, и на камбузе. Один из номеров фотогазеты целиком посвящен отдыху экипажа. Здесь можно видеть молодежь, которая не только хорошо трудилась в рейсе но и была душой в организации веселых вечеров художественной самодеятельности
К сожалению, редколлегия стенной газеты и фотогазеты, посвящая в основном свои издания праздникам, упустили очень многое, и, прежде всего, мельком, походя, показывали и рассказывали о трудовых буднях, о людях, которые себя целиком отдают работе, о тех недостатках, которые, конечно же, были в рейсе и которые мешали организовать жизнь экипажа как можно лучше, интереснее. А ведь первостепенная задача судовой стенной печати — помогать администрации, партийной, профсоюзной и комсомольской организациям бороться с недостатками, своевременно о них сообщать, принимать меры к их устранению.
Забыли члены редколлегии и о передаче опыта передовиков. А это очень важно. На «Феодоре Окке», как и на любом другом судне, в этом рейсе было много молодых моряков. И, естественно, им было бы интересно и поучительно узнать из статьи в стенной судовой газете о том или ином ветеране судна, о его опыте, знаниях. Ни в одном номере стенной газеты «Рыбацкая звезда» не было напечатано заметки о работе народных контролеров. А ведь на судне действовала группа народного контроля, которая вскрыла много недостатков, мешающих экипажу в работе, в отдыхе, в налаживании быта.
Конечно, очень хорошо, когда стенная газета выходит в праздничные дни. Это стало уже традицией. Плохо только то, что, выпустив праздничный номер, редколлегии забывает, что и в будни моряки ждут выпуска этих газет, ждут того, что обнаружат и о чем расскажут общественники этого весьма важного участка работы. И если по будни стенные газеты выходят очень редко, то это вина не только их редколлегий, но и тех организаций, органами которых они являются. Вероятно, на "Феодоре Окке" партийная, профсоюзная и комсомольская организации недостаточно четко нацеливали свои издания на те важные вопросы судовой жизни, которые необходимо поднять, привлечь к ним внимание.
И еще. К фотогазетам на наших судах уже привыкли. И в этом нет ничего удивительного. Многие моряки снимают интересно, на высоком уровне. Жаль, что их снимки часто идут без всяких подписей. Сошлемся, например, на фотогазеты «Феодора Окка ». Снимки сами по себе не вызывают возражений. Они сделаны четко, композиционно верно, но вот кто на них изображен — сказать невозможно. А можно было под каждым из них сделать расширенную текстовку, рассказать о трудовой биографии этого человека, о том, как он трудится, чем увлекается и т. д. Польза от таких расширенных текстовок под снимками, особенно для молодежи, была бы несомненной.

П. ЛУГОВСКОЙ.
ЗАБОТЯТСЯ О ПОПОЛНЕНИИ – Холодильник Эстрыбпром 09 08 1977
КОЛЛЕКТИВ холодильника уверенно и успешно выполняет свои месячные и квартальные задания. Наряду с заботой о росте производства, выполнении планов здесь постоянно уделяется внимание совершенствованию профессиональной подготовки кадров. Примером этому может служить новый жестянобаночный цех. За сравнительно короткий срок здесь не только освоено производство банкотары — новой продукции, но и подготовлены специалисты, которые в настоящее время уже сами обучают новичков, заботятся о пополнении цеха.
Конечно, и здесь есть текучесть кадров: одни работники уходят в море, получив положительные характеристики, другие становятся мастерами, наставниками. Поэтому вполне закономерно, что цех ощущает потребность в квалифицированных рабочих.
Коллектив цеха, его начальник Леонид Николаевич Попов уделяют постоянное внимание росту специалистов. Сейчас в цехе семь учеников, все они окружены вниманием и заботой. Свою учебу большинство из них с первых же дней сочетают с практической работой. Рядом с ними трудятся опытные рабочие-наставники. На каждого ученика заведен дневник, в котором учитываются все темы обучения по специальности, практическая работа на машинах и станках, проведение занятий по технике безопасности. С первых же дней уделяется внимание качеству выпускаемой продукции.
Многие ученики, а срок их обучения два месяца, успешно работают на различных операциях. После службы в армии возвратился на работу в холодильник комсомолец Фарид Сайфутдинов. Учится он работе на пастонакладочной машине у опытных мастеров-станочников Р. Быстрова и Г. Тимофеева. Наставники многому научили молодого рабочего. И он только добрым словом отзывается о их помощи. С холодильника Фарид уходил в армию, теперь вернулся обратно. Многое изменилось здесь за время его службы. По-иному выглядит цех пресервов, где он раньше работал, открылся новый цех, куда он поступил сейчас. Ф. Сайфутдинов твердо решил овладеть специальностью станочника, а в будущем намерен учиться в мореходном училище. Живет он, как многие ученики, в общежитии, доволен проявляемой о нем заботой. Освоение рабочей профессии считает первейшим долгом и обязанностью.
После девятого класса решила стать рабочей и Людмила Стакелите. Девушка сразу нашла себя в коллективе, работа в цехе ей нравится. Всегда на помощь приходят старшие товарищи.
Леонид Николаевич Попов, рассказывая об учениках, назвал лучших из них — Виктора Алипина, Владимира Десятникова, Надежду Суховей, Галину Постникову, Тамару Михайлову. По их отношению к делу чувствуется, говорит начальник цеха, что они будут хорошими специалистами.
В цехе уже накопился определенный опыт работы с кадрами, особенно молодыми. Постоянное внимание этому уделяют начальник холодильника С. Новодережкин, секретарь парторганизации П. Нестеров, ведущие инженеры холодильника. Мастера С. Лукин и А. Прокофьев не только руководят сменами рабочих цеха, но одной из главных задач считают подготовку молодых специалистов. Анатолий Александрович Прокофьев вот уже 20 лет работает в объединении. Раньше он плавал на судах флота мастером обработки. Многие его воспитанники окончили училище рыбной промышленности, сами работают мастерами. Есть среди них и такие, которые продолжают учебу в вузах. Сейчас ветеран объединения на берегу, в новом цехе. Работа с молодежью для него стала необходимостью. А. Прокофьев готов придти на помощь товарищам по труду, этому же учит и других. Слова проекта новой Конституции СССР о повышении трудовой квалификации и обучении новым специальностям восприняты в цехе правильно и с воодушевлением. Подтверждением тому служит совместная работа в этом направлении старших товарищей и молодежи.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Мастер смены Анатолий Александрович Прокофьев всегда готов помочь ученице Надежде Суховей, осваивающей специальность паяльщицы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пытливо изучают свою специальность Фарид Сайфутдинов, Людмила Стакелите и Владимир Десятников (слева направо).

Фото А. Дудченко.
«Рудольф Сирге" : И ВСЕ-ТАКИ — УСПЕХ! - 09 08 1977
Такая нынче сложилась ситуация в рыбацком деле — перемены в условиях океанического лова настолько значительны, тактика добычи рыбы настолько усложнилась, что рейсы прошлых лет кажутся порой приятными воспоминаниями. Введение некоторыми государствами 200-мильных экономических зон потребовало от экипажей судов, ведущих промысел в этих районах, новых приемов, особенного подхода, своеобразной рыбацкой тактики.
И все-таки для капитана БМРТ-604 «Рудольф Сирге» Валериана Анатольевича Кунегина только что закончившийся рейс дал много пищи для размышлений. Ровно год назад, в тех же районах работал БМРТ-227 «Аугуст Алле», экипаж которого он возглавлял. Ветеран «Аугуст Алле» с его малой скоростью, устаревшим технологическим оборудованием, перегруженной лебедкой упорно «сражался» с многочисленными невзгодами. И если план все-таки «вытащили», то благодаря энтузиазму, смекалке, энергии экипажа, находчивости капитана, сумевшего выбрать верную промысловую тактику. Но ведь, в то время еще не были введены жесткие правила, предписывающие нахождение судна в определенном районе и вылов строго указанных пород рыбы. Капитану представлялось больше возможностей проявить инициативу, сняться в новый район, где суда брали стабильные уловы, планировать ход выполнения рейсового задания в зависимости от поступления свежья.
Нынче новый, мощный "Рудольф Сирге», на счету экипажа которого не одна яркая победа, работал в условиях строгих ограничений и предписаний.
- Судно сделало уже семь рейсов и никогда еще «Рудольф Сирге» не приходил без плана, — сказал один из ветеранов старший помощник капитана В. Перевозчиков. Да, производственные показатели выполнения рейсового задания достаточно высоки, хотя и отстают от «абсолютного рекорда» по вылову, установленного в прошлом году.
Вылов - 113.8 процента. Заморозка- 117,9 процента. План по разделке выполнен на 101 процент. Результат по выпуску пищевой рыбопродукции составляет 101,8 процента. Итоги в целом неплохие, хотя и не принесли настоящего удовлетворения экипажу.
Костяк команды в прошлом рейсе составляли рыбаки, завоевавшие «Рудольфу Сирге» репутацию передового судна. В море вышел всеми уважаемый, опытный рыбак старший мастер добычи В. Галкин, награжденный за успехи в труде Почетной грамотой Таллинского горкома КП Эстонии и исполкома Совета депутатов трудящихся. Надежной опорой ему был и мастер добычи Н. Оверкин, самоотверженная работа которого отмечена медалью "3а трудовое отличие". Опытные рулевые матрасы В. Фёдоров и В. Зюзенко хорошо чувствовали, как ведет себя судно и на свободном ходу, и на лову с тралом. Их мастерство, подкрепленное умелым руководством штурманов, особенно пригодилось в трудных условиях промысла, когда продолжительные туманы окутывали море, мешал лед, а концентрация судов была настолько густой, что для верного маневра оставался порой лишь единственный выход. На палубе рядом трудились лебедчик В. Огинский, добытчики-матросы В. Тужиков и Г. Коваленко. Были «старожилы» судна и среди обработчиков. Среди них — готовый всегда прийти на помощь, опытный наставник молодежи Ю. Шабрамов, знающие все операции по переработке рыбы матросы В. Попов, П. Алексеенко, С. Шляков. Н. Лазарев, и А. Левин. Они внесли весомый вклад в трудовые достижения экипажа. Труд ветеранов отмечен благодарностями и другими поощрениями.
...В район промысла «Рудольф Сирге» пришел в середине марта. Вначале некоторое время облавливали треску. Рыба была настолько мелкой, что об изготовлении филе в соответствии с планом не могло быть и речи. Затем приступили к добыче предписанного заданием окуня. Контроль со стороны наблюдателей был постоянным, строгим, порой придирчивым. Малейшее нарушение грозило обернуться для команды большими неприятностями. В экипаже была проведена разъяснительная работа. К слову сказать, никаких замечании по этому вопросу не было. Контролирующие власти отметили дисциплинированность, вежливость, корректность советских моряков.
Детальное исследование глубин в заданном районе, анализ данных об уловах других судов долгое время не приносили успеха. Но и в этих трудных условиях на судне находили резервы. Действенным было парное социалистическое соревнование с БМРТ-606 «Мыс Арктический».
В течение месяца суда работали в одном районе, одинаковых условиях. Ход производственных дел еженедельно анализировался и доводился до сведения экипажа. Приятно было рыбакам «Рудольфа Сирге» узнать, что по итогам работы они оказались впереди. Помогли советские моряки и болгарскому БМРТ. Там долгое время не могли наладить оснастку трала, не ладилась работа поисковой аппаратуры. К друзьям отправились старший мастер добычи В. Галкин, электрорадионавигатор А. Егоренков, второй помощник капитана В. Тарновский. Через некоторое время болгары сообщили, что дела у них пошли лучше.
Самое дорогое в рейсе — время. Упущенное порой трудно наверстать. К потерям промыслового времени, которое, по оценке капитана-директора, составляет около 30 процентов, прибавлялись и другие недоразумения, связанные с недостаточно оперативной работой берега. Например, за неделю до окончания работы на окуне на борт поступила радиограмма, в которой сообщалось, что квота на добычу этой породы выбрана. По установленным правилам, администрация судна должна сообщать властям о выходе из района за трое суток до намеченной даты. Следовательно, судно было обречено на бездеятельность из-за несвоевременной информации с берега.
На лов мойвы судно вышло с большим отставанием от графика. А когда пошли хорошие уловы, комплексные бригады мастеров А. Грушина и В. Мутовкина, Т. Гнатюка и Н. Оверкина приложили максимум усилий, чтобы спасти положение. Между коллективами с особенной активностью развернулось социалистическое соревнование. «Молнии» ежедневно сообщали о трудовых рекордах, о ходе соперничества бригад. По итогам рейса вклад обоих коллективов был одинаков. Звание лучшей вахты в машинной команде в течение всего рейса удерживала вахта второго механика Г. Кривчикова. Целенаправленную, плодотворную работу проводил судовой комитет профсоюза (председатель механик-наладчик Л. Буровцев). Партийная организация (секретарь старший механик Н. Нордюжев) сделала много для создания в экипаже творческой атмосферы, товарищеских отношений. Об общем трудовом энтузиазме говорят факты. 93 рыбакам были объявлены благодарности, 16 членов команды получили премии, 6 передовиков производства награждены почетными грамотами судна. Высокое звание ударника коммунистического труда присвоено 12 членам экипажа. Рыбаки БМРТ-604 «Рудольф Сирге» выдержали трудный экзамен. Экипаж подтвердил свой высокий класс высокоорганизованного, дружного коллектива, которому по плечу сложные задачи.

Б. АРТЮХОВ.
ЗВАНИЯ ЛИШЕНЫ - 08 1977
«Ветеран объединения «Эстрыбпром» — звание почетное, и, само собой разумеется, удостаиваются его немногие: те, кто отдает флоту и долгие годы, и безукоризненный труд, и знания. Прилагаются к этому званию не только красивый знак, ценный подарок и другие преимущества, но и, что еще более важно, уважение коллектива, которое, как известно, заслужить непросто. Зато потерять его ничего не стоит, что и подтверждается многочисленными примерами.
Знали в объединении капитана СРТ-4543 Ю. В. Шотика как хорошего рыбака. Послали в Калининград, на курсы повышения квалификации. 28 июня, накануне Дня рыбака, присвоили звание ветерана объединения... Не знали только того, что тремя неделями раньше, 8 июня, был доставлен новоиспеченный ветеран в калининградский вытрезвитель. Потому и пребывал «в почете» капитан Ю. В. Шотик — теперь, впрочем, уже бывший капитан - всего до конца июля, когда и был лишен звания ветерана... Подобная же история приключилась и с матросом первого класса БМР-606 "Мыс Арктический» Юрием Аунапу, состоявшем в звании ветерана менее месяца. Ну что ж, лишили его этого звания - и, как говорится, поделом: какой же из пьяницы ветеран, какое ему может быть уважение? Настораживает тут другое. Ведь, пьянка на судне была не вчера и не сегодня, а 18 марта; повторение - с по следующим списанием с судна - последовало 13 июня. Были, соответствующие содеянному, приказы капитана, рапорта и характеристики... А тут ему, на берегу, почет и уважение. Удивительная все таки произошла история: ветерану-пьянице присвоили звание ветерана объединения! Уместно спросить: а по чьему представлению?

О. ГРИШИН
ГОСТЕПРИИМНЫЙ «БРИ3» - 06 08 1977
«Бриз» стоял в порту Ломе. Облокотившись на фальшборт, молодой негр что-то старательно писал на клочке бумаги. Рядом, наклонившись к нему, стоял матрос Андрей Долматов.
- Что вы тут делаете? - спросили мы, проверяя вахтенную службу. Чернокожий курчавый юноша привстал и повернулся к нам. Он улыбнулся и, блеснув белыми зубами, ответил:
- Изучаем русский язык! Мы удивились - чистая, без всякого акцента русская, совсем наша речь!
На листе бумаги виднелись аккуратно выведенные слова: «Добрый день», «Я хочу работать», «Я хочу есть», «Володя Афррикан"...
- Меня зовут Володя Африкан, - отрекомендовался курчавый юноша и поведал нам свою короткую биографию. Матери, отца у него нет, родственников также. Рос и воспитывался, где придется, но главный приют нашел на советских судах, приходящих в Ломе. Он хорошо запомнил их имена - «Бриз», «Бора», "Иней», «Приволжск», «Обуховская оборона». Здесь он был завсегдатаем — обедал, общался с матросами, помогал им в работе, смотрел кино. Ну, и, конечно, научился русскому языку, получил прозвище Володя Африкан (настоящая его фамилия Фуми Комлави).
- Работать надо, Володя! — заключили мы. — Ты уже не маленький.
Но Володя молчал, печально опустив голову. Он уже устал объяснять всем и каждому, что тут, в Ломе, не так-то просто устроиться на работу, тем более без паспорта, а паспорта у него нет. За него надо платить 1700 франков.
Две недели мы выгружались в Ломе, и каждый день с утра до ночи Володя Африкан обитал на «Бризе». Здесь он охотно помогал портовым рабочим выгружать рыбу, смотрел кино, мы его угощали флотским борщом. Боцман дал ему, рубашку, кто-то сандалии, кепку. Приодели парня — любо посмотреть.
Когда «Бриз» отходил от причала, Володя Африкан стоял ближе всех к приподнятому трапу. Он приветливо махал рукой и громко по-русски кричал: «До свидания!».
Сколько подобных встреч и расставаний бывает в нашей моряцкой жизни. Сколько хороших и верных друзей мы находим в каждом порту!
12 июля на «Бризе» был очередной «День открытых дверей». На борт судна с утра пожаловали тоголезские пионеры. Синие береты, белые рубашки, красные галстуки. При встрече поднимают руку и на своем языке произносят «Будь готов!». Как все это близко и дорого нам, выросшим из пионерии!
Дети побивали на капитанском мостике, в штурманской рубке, машинном отделении. В красном уголке посмотрели киножурнал «Солнечная Грузия», познакомились с нашими стендами, наглядной агитацией. На память о посещении «Бриза» пионеры сфотографировались, получили открытки с видами Таллина, значки сувениры. Довольные, сияющие, они покидали борт гостеприимного «Бриза».
На смену детям прибыла делегация рабочих ремонтно-механического завода. Взоры гостей остановились на красочно оформленных стендах -«Таллин» и «Советская Эстония». Старший помощник капитана Энн Веедлер обстоятельно рассказал о своей Родине, о ее развитии и процветании.
К вечеру на борт поднялась в полном составе тоголезская семья: муж, три жены и дети. Интересная встреча! Рядом женщины Советского Союза и Африки, белые и черные, свободные и угнетенные. Невольно завязывается оживленная беседа о положении женщин в Стране Советов.
Африканки переглядываются, они с трудом верят, что есть такая страна, где женщин с высшим образованием больше, чем мужчин, где женщин врачей, учителей также больше, чем мужчин. Улыбки сомнения появляются на их лицах, когда они узнают, что в Советском Союзе не принято иметь несколько жен. И, возможно, поэтому, увидев в каюте семейную фотографию, одна из негритянок казала:
— Такой большой начальник только одна жена!
Каких только встреч не бывает в заграничном плавании! Но что характерно — советские моряки всегда дорожат своей честью, берегут честь своей Родины. Присущее советскому человеку чувство интернационализма всегда находит подтверждение в их делах и поступках.
В порту Лагос к нам обратился капитан греческого судна «Амфитрити». Он просил помочь в ремонте радиолокационной станции. Каждый моряк понимает, что на судне без локатора, как без глаз. И мы, конечно, не отказали. К грекам направились наши радиоспециалисты В. Закопаев, Н. Богданов. Работа оказалась трудоемкой, неисправности выявились и в приемопередатчике, и в блоке питания, и в вентиляторе. Кроме того, был неисправен гирокомпас. Два дня возились наши специалисты, но дело свое сделали. Капитан горячо благодарил и восхищался их мастерством.
На другом греческом судне «Феофилоск» вышла из строя гидравлическая палубная система. Бездействуют грузовые лебедки и брашпиль. А нам с этим судном работать, перегружать на него рыбу! И опять же выручили наши специалисты. Второй механик В. Вихер, токарь Л. Марчук сварщик И. Кисляков за три часа устранили неисправность, и «Бриз» продолжал сдачу рыбопродукции.
Нередко просят нас и об оказании медицинской помощи. Наш судовой врач Владислав Чебыкин в таких случаях всегда безотказен.
Невелика на «Бризе» «Интернациональная группа» — всего 7 человек, но она проводит большую и важную работу. Во многих странах Европы и Африки бывает «Бриз", и всюду экипаж его встречают с желанием, тепло и приветливо.

В. ВАСИЛЬЕВ, первый помощник капитана ТР «Бриз».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Тоголезские пионеры на борту «Бриза».
Фото А. Лихуша.
Памяти Лидии Викторовны Григорьевой. ДИРЕКТОР, ПЕДАГОГ, ПСИХОЛОГ - 02 08 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВДНИ УЧЕБНЫХ сессий в Таллинской заочной школе моряков многолюдно восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый классы — меняются предметы, расширяются кругозор учащихся. И вот позади зачеты и экзамены — вчерашним ученикам вручают аттестаты. Сколько таких торжественных радостных и немного грустных минут было у директора школы Лидии Викторовны Григорьевой? Пожалуй, не счесть, как трудно сосчитать и всех тех, с кем в течение 30 лет щедро делится она знаниями, эрудицией богатством души, любовью к своему предмету, кому остается добрым наставником и спустя много лет после окончания школы. Бывшие ученики — частые ее гости. И не удивительно. Приветливость и особенная благожелательность этой женщины общеизвестны. Эти ценные человеческие качества Лидия Викторовна сумела пронести через всю жизнь.
Первые десять лет работы связаны с Пярну. Кажется, это было совсем недавно. Молоденькая учительница литературы и русского языка спешит на урок.
- В обычной школе мне почему-то всегда доставались так называемые трудные классы, трудные ученики. Но я довольна: трудно - значит интересно. Всегда удавалось находить общий язык с детьми. Ведь душа ребенка открыта, нужно только понять ее. И ни в коем случае не допускать фальши. Главное — увидеть в ребенке человека, хорошего человека. И тогда легко раскрывается душа и устанавливается взаимопонимание.
Так, почти тридцать лет назад, Лидия Викторовна Григорьева сдала главный экзамен - испытание на выдержку, доброту, человечность.
Молодая учительница росла вместе со своими учениками: сначала преподавала в начальной школе, затем в 5 и 6 классах.
В пярнуской школе был в ее классе парнишка. Учился неважно, и с дисциплиной было плохо. В общем, немало забот принес он своей учительнице, но молодой педагог не-растерялась, сумела подружиться с мальчиком, сумела найти и развить то хорошее, что было в нем. Прошли годы. И вот недавно Лидия Викторовна встретила своего бывшего ученика. Он закончил школу, выбрал профессию моряка и трудится сейчас в объединении "Эстрыбпром». Стал хорошим производственником, в коллективе пользуется заслуженным уважением. Разве это не награда?
В Таллине до прихода в заочную школу Л.В. Григорьева работала в 23-й школе. Здесь же началась ее активная творческая деятельность. Она занималась изучением психологии учащихся, вопросами повышения эффективности учебного процесса в преподавании русского языка. Ею были разработаны карточки по составу слов в помощь учителям начальных классов: 10 видов работ нарастающей трудности в 6-ти вариантах, рассчитанных на дифференцированное обучение.
Этими карточками пользовались в школе. На ВДНХ СССР в Москве ей была присуждена бронзовая медаль. Было это в 1967 году. А спустя два года Эстонский республиканский институт усовершенствования учителей издал книжку Л. В. Григорьевой "В помощь учителю" с дидактическим материалом по русскому языку в начальных классах. В это время она начинает выступать на страницах республиканских газет с материалами по пропаганде педагогических знаний, делится своим опытом.
Творческая работа не оставлена и сейчас. Зная специфику труда моряков, Лидия Викторовна старается облегчить их учебу. И скоро, уходя в рейс, моряки вместе со школьными учебниками будут получать «Рабочую тетрадь по русскому языку». Лидия Викторовна разработала материал этого учебного пособия для 9 и 10 классов. В «Тетрадях" умело подобраны вопросы, упражнения, занимательные ребусы по темам — учащиеся только вписывают в схемы нужные буквы и слова. Такой подход к выполнению заданий значительно экономит время и бумагу, что особенно ценно в морских условиях, когда порой случается, что под рукой не оказывается ее ни листка.
Я попросила Лидию Викторовну рассказать о специфике работы в заочной школе моряков.
— Со взрослыми людьми работать сложнее. Иной, обладая отрывочными и поверхностными знаниями, считает себя эрудитом. С такими приходится особенно трудно. Кроме того, у взрослых людей, как правило, уже устоявшиеся взгляды, случается; и неверные. Есть и другие трудности. Обычно учащиеся
к нам приходят после 8-го класса. Бросают дневную школу в основном по двум причинам; из-за слабой успеваемости или конфликта с преподавателем. И то, и другое ведет к тому, что появляется какая-то «боязнь» школы, неуверенность в себе. Поэтому весь наш коллектив старается приветливо встретить каждого ученика, помочь ему почувствовать уверенность в своих силах, заинтересовать. Все это легче сказать, чем сделать. Но работа наша интересная и ответственная, ведь мы участвуем в становлении личности. Каким станет молодой человек — в значительной степени зависит от нас, учителей. И мы прилагаем все усилия, чтобы воспитать его достойным советским гражданином.
Школа делает все, чтобы облегчить труд заочников. Методика учебной работы, которая применяется в школе, разнообразна. Различны виды обучения. Ученик в любое время может получить консультацию по каждому предмету, выполнить лабораторную и практическую работу.
Восемь лет Лидия Викторовна Григорьева — директор ТЗСШМ, преподает русский язык и литературу. Как она может определить заочинка-77?
— Прежде всего, это молодой человек от 18 до 22 лет. Перерыв в учебе у него небольшой — 3—5 лет. Он, может быть, еще не до конца осознал пользу учебы, но романтик, горяч, живо интересуется окружающим, любознателен. Своего ученика мы стараемся духовно обогатить. В процессе обучения большое внимание уделяется воспитательной работе. Наш лозунг: «Обучая — воспитывать». У нас есть определенные сдвиги. Так, школьная успеваемость с 31 процента (девять лет назад) возросла до 89 процентов (в этом году).
К слову сказать, учительница русского языка и литературы Л. В. Григорьева в течение 20 лет работает без второгодников. Директор Л. В. Григорьева умело руководит коллективом. Успеваемость учащихся повысилась на 50 процентов, в два с лишним раза увеличился контингент. Увеличился выпуск, и отсев уменьшился вдвое. За последние три года школа одной из первых заканчивает комплектование учащихся.
Несмотря па загруженность, Лидия Викторовна проводит большую общественную работу. Ее неоднократно избирали секретарем партийной организации, председателем месткома. Сейчас она держит связь с предприятиями, чьи работники учатся в школе, -Эстонским морским пароходством и объединением «Эстрыбпром».
Каждый, кто любит свое дело, думает о тех, кто будет его последователем. Лидия Викторовна имеете с другими опытными педагогами шефствует над молодыми — рядом работают Людмила Пархоменко, Мирон Раудсепп, Хилья Вент; уходят в море, чтобы учить там заочников, Николай Слюсарь , Владимир Федоров, Анатолий Семенов. Опыта и мастерства у Лидии Викторовны накоплено немало. Сегодня у Лидии Викторовны юбилей. Моряки, многочисленные ученики сердечно поздравляют ее с днем рождения, желают дальнейших успехов в трудной и ответственной работе.

Н. КРУТИК0ВА.
Фото А. Дудченко.
Памяти РТМ-7229 "Юхан Смуул» и его экипажей. ВОСЬМОЙ ПОБЕДНЫЙ... – 02 08 1977
«Традициям верны»—так называлась корреспонденция, опубликованная в нашей газете в конце июня. Первый помощник капитана РТМ-7229 "Юхан Смуул» В. Буханевич рассказывал об успешной работе экипажа на промысле. Как и в предыдущих семи рейсах, рыбаки «Юхана Смуула» отлично справлялись с выполнением плановых заданий.
И вот судно вернулось в родной порт из восьмого рейса. Вернулось с победой. Экипаж, работавший на промысле под руководством капитана-директора Николая Петровича Леонтьева, оказался верен славным трудовым традициям. Вот окончательные итоги работы: вылов — 117,7 процента, заморозка — 124 процента.
Изготовление филе—418 процентов. План по выпуску товарной продукции выполнен на 112,5 процента, пищевой — на 111,8 процента. Принятые в начале рейса социалистические обязательства — выполнить рейсовое задание по всем показателям на 101 процент, значительно перекрыты. Также перевыполнено социалистическое обязательство по росту производительности труда.
Безусловно, успехи не пришли сами собой. Стабильность трудовых достижений зависит от слаженной работы экипажа. На судне работают 62 ударника коммунистического труда. А известно, что за один рейс присвоения этого почетного звания не добьешься. В последнем рейсе это звание присвоено третьему помощнику капитана С. Баринову, вахта которого добилась в социалистическом соревновании звания лучшей, радиооператору первого класса Л. Колесникову, матросу А. Михеде, ставшему в рейсе кандидатом в члены КПСС, поварам Л. Докучаевой и Г. Сеняшиной, официантке А. Шкуриной.
РТМ-7229 "Юхан Смуул» в течении пяти месяцев находился на промысле в Атлантике. Здесь же работали РТМ-7192 "Юлемисте», с которым экипаж "Юхана Смуула" заключил договор на парное соревнование, БМРТ-564 "Иоханнес Семпер", БМРТ-431 "Каскад".
Следует отметить, что у экипажа "Юхана Смуула" производственные показатели оказались самыми высокими. Большая заслуга в этом принадлежит, безусловно, капитану-директору Николаю Петровичу Леонтьеву. Он был одним из зачинателей кошелькового лова в объединении. Став капитаном-директором БМРТ, Николай Петрович опирался на твердые знания и большой практический опыт. И хотя в районах его "рыбацкой юности» работать стало труднее, как показала практика, эти трудности вполне преодолимы. Помогали активная промысловая тактика, инициативный поиск, рыбацкая интуиция. Здесь, как говорится, «и один в поле воин». Лишь намечалось ухудшение промысловой обстановки, а «Юхан Смуул» словно был готов к этому. Подняв хороший улов, судно не ложилось в дрейф, а продолжало исследовать глубины океана. И снова приборы показывали наличие добротных стай, и снова трал шел в воду. Экипаж экономил дорогое промысловое время. Благодаря умелому руководству начальника промрайона И. Пушкина непроизводительных простоев не было.
Но и в ситуациях, когда производство продукции, кажется, должно было прерваться, экипаж проявлял находчивость и смекалку. Вот пример. Предстояла сдача груза на транспортный рефрижератор «Неман». Администрация и общественные организации призвали произвести разгрузку скоростным способом. К транспортному рефрижератору подошли, имея в бункерах запас свежья. На разгрузку вышли все моряки, свободные от вахт. А в цехе продолжалась работа. Готовая рыбопродукция, предназначенная на экспорт, была сдана за 18 часов. И за это же время было заморожено 30 тонн рыбы.
Добрых слов, безусловно, заслуживают добытчики, возглавляемые старшим мастером А. Гончаренко. Мастера добычи М. Павлов и З. Керимов бережно относились к орудиям лова. Достаточно сказать, что половина всей рыбы была добыта одним тралом. Достигнута значительная экономия промвооружения. Хорошими специалистами зарекомендовали себя матросы член партбюро В. Лисовец, комсомолец И. Алимов. И еще — рыбаки «Юхана Смуула» щедро делились опытом работы. Неоднократно А. Гончаренко по радио консультировал своих коллег с судов нашего объединения. Обращались за советом к советским морякам и рыбаки румынского и кубинского БМРТ, находившиеся в этом районе. После изменений в оснастке тралов, произведенных по совету моряков «Юхана Смуула», их уловы значительно повысились. Румыны и кубинцы горячо поблагодарили советских рыбаков.
Коллективы бригад рыбообработчиков, руководимые рыбмастерами Н. Мильяненко и А. Семеновым, по-хозяйски отнеслись к каждой тонне свежья. На «Юхане Смууле» был зафиксирован рекордный вылов, когда было добыто 102 тонны рыбы. Максимально были загружены АСМы и РМУ. Но в основном старались поднимать рыбы столько, чтобы с высоким качеством ее переработать. Между комплексными бригадами с начала рейса развернулось трудовое соперничество. Вначале вперед вышел коллектив рыбмастеров Н. Мильяненко и 3. Керимова. Но затем подтянулась и комплексная бригада А. Семенова и М. Павлова. Опорой в бригадах были опытные рыбообработчики коммунист В. Левин и Б. Лебедев, чьи фотографии занесены на судовую Доску почета, умелый наставник молодежи Ю. Кохан. Между службами добычи и обработки в течение всего рейса сохранялись отношения взаимовыручки и товарищества.
О целенаправленной работе партийной и общественных организации по вопросам качества продукции следует рассказать подробнее. В самом начале рейса на судно поступила радиограмма. В ней сообщалось, что 8 тонн рыбопродукции, произведенной на судне, были переведены в третью группу. Этот факт стал предметом серьезного разговора. С членами бригады, допустившими брак, провели дополнительный инструктаж. Расфасовщики стали бдительнее следить за размером рыбы, идущей в противни. Активизировала свою работу комиссия по контролю за качеством выпускаемой продукции (председатель первый помощник капитана В. Буханевич), группа народного контроля, которой в рейсе руководил механик-наладчик В. Савицкий. Непосредственно в бригадах большую помощь оказывали посты народного контроля, возглавляемые В. Сафоновым и Ю. Коханом. Результаты многочисленных проверок и рейдов сразу доводились до сведения всего экипажа. Претензий к качеству продукции, произведенной на судне, больше не поступало.
Партийная организация (секретарь партбюро слесарь Г. Чечиль) мобилизовала экипаж на выполнение социалистических обязательств — завершить план двух лет к 60-летию Великого Октября. Весь коллектив трудился под девизом «Качеству продукции — рабочую гарантию». Среди комсомольцев (секретарь комсомольской организации второй электромеханик Г. Никулин) развернулось движение «Ни одного отстающего рядом!».
Сейчас РТМ-7229 «Юхан Смуул» стал на межрейсовый ремонт. Экипаж готовится к очередному рейсу.

Б. АРТЮХОВ,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отлично трудился в рейсе матрос первого класса добытчик Валло Юкк.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Алексей Семенов — ветеран нашего объединения. Ему, мастеру по обработке рыбы, одному из лучших в «Эстрыбпроме», был вручен знак победителя социалистического соревнования 1976 года. Механик-наладчик В. Савицкий, матросы второго класса И. Ярошенко и В. Лебедев сердечно поздравляют А. Семенова с этой наградой (на снимке слева направо).

Фото А. Дудченко.
PTMC-7538 «Валгеярв». ПАРТОРГАНИЗАЦИЯ И СОРЕВНОВАНИЕ – 28 07 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В ПЕРВОЙ половине апреля PTMC-7538 «Валгеярв» под командованием капитан-директора В. Минаева вышел в свой первый промысловый рейс в Центрально-Восточную Атлантику.
Партийная организация судна состоит из 17 коммунистов и одного кандидата в члены КПСС. На первом партийном собрании было подчеркнуто, что благоприятная моральная атмосфера в коллективе начинается с тщательно продуманного и четко организованного трудового процесса, что успех осуществления политики партии, решения задач хозяйственного и культурного строительства обеспечивается прежде всего в трудовых коллективах. А задачи на данный рейс предстояли нелегкие: с новым экипажем надо освоить новую технику и оборудование, организовать ритмичную работу всего хозяйственного механизма на судне, обеспечив при этом отличное качество выпускаемой продукции.
Выполнение плановых заданий зависит от правильной и эффективной организации социалистического соревнования между всеми звеньями на судне. Поэтому наша партийная организация считает, что в социалистическом соревновании должны участвовать все члены команды. Мы организовали соцсоревнование между бригадами обработчиков и добытчиков, между вахтами. Кроме того, большинство членов экипажа (64 человека) участвуют в индивидуальном соцсоревновании, в том числе сто процентов комсомольцев. 15 членов экипажа борются за присвоение и 32 — за подтверждение звания «Ударник коммунистического труда». Комсомольцы активно включились в борьбу за право подписи трудового рапорта в честь 60-й годовщины Великого Октября.
Вырабатывая условия внутрисудового соцсоревнования, партбюро обратило внимание на то, что борьба за эффективность и качество является делом всего экипажа, но инициаторами, организаторами в этом благородном и нужном деле должны быть коммунисты. Учитывая, что промысел ныне приходится вести в сложных условиях, особо актуальное значение приобретает вопрос рационального использования сырья на пищевые цели. По-хозяйски относиться к каждой добытой тонне рыбы, дать больше филе, спецразделки — вот что должно стать целью этого рейса. Такие задачи ставит перед нами сегодняшний день, и мы, коммунисты, должны обеспечить выполнение этих задач. И не зря в договоре на социалистическое соревнование между комплексными бригадами взято обязательство — добиться направления рыбы-сырца на пищевые цели не менее 82 процентов от всей добытой рыбы, изготовить за смену не менее двух тонн разделанной рыбы или двух тонн филе. Взятые социалистические обязательства несколько выше планового задания, но так оно и должно быть. Особо оговорены в условиях соцсоревнования соблюдение правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и производственной санитарии, участие в общественной жизни судна.
Коммунисты понимают, что успешному выполнению плановых заданий и принятых социалистических обязательств способствует эффективный контроль за ходом соцсоревнования со стороны партийной организации, поэтому регулярно на заседаниях партбюро в повестке дня стоит вопрос о ходе выполнения рейсового задания и принятых соцобязательств. Об этом отчитываются начальники служб, представители общественных организаций. Постоянно производственными вопросами занимается группа народного контроля под руководством коммуниста И. Яремчука. Недавно народные контролеры закончили комплексный анализ хозяйственной деятельности судна. Были выявлены и проанализированы ошибки, которые тормозят производство, выработан план дальнейшей работы, даны рекомендации для устранения недостатков.
Подведены итоги соцсоревнования между комплексными бригадами и вахтами за май. Первые места и переходящие вымпелы присуждены комплексной бригаде, которой руководят рыбмастер Е. Пушкарь и трал мастер Ю. Мазаев, вахте второго помощника капитана С. Коновалова и второго механика Ю. Хохлова. Ход соцсоревнования между комплексными бригадами ежедекадно отражается на доске показателей работы судна

Л. ПАЛУМЯЭ, секретарь парторганизации РТМС-7538 «Валгеярв».
Памяти БМРТ-441 «Эдуард Сырмус». БЛАГОДАРЯ СПЛОЧЕННОСТИ - 28 07 1977
В прошедшем рейсе экипаж БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» был особенно организованным, сплоченным и дисциплинированным. Ведь у каждого моряка прибавляется сил, когда он чувствует дружескую поддержку товарищей.
Судно находилось на промысле в далеком районе Атлантики, где суровый, неустойчивый климат создавал дополнительные трудности.
Экипаж приложил все силы и знания, чтобы успешно справиться с рейсовым заданием. И, конечно, нам приятно, что все плановые показатели были выполнены и перевыполнены.
Все службы и бригады трудились по-ударному. Большую роль в создании коллектива единомышленников сыграл капитан-директор Евгений Михайлович Герасимчук, который словом и делом оказывал помощь морякам в трудные минуты. Администрация судна решала все вопросы оперативно, организованно и коллегиально. Коммунисты судна — первый помощник капитана Р. Смирнов, помощник капитана по производству В. Малиновский были инициаторами всех передовых начинаний на судне. Большую помощь оказывал молодым рыбакам мастер обработки Ю. Волга. Значительный вклад в трудовые достижения экипажа внесли комсомольцы. Хочу назвать несколько членов экипажа, которые работали с огоньком, отдавали всю свою энергию порученному делу, были примером в коллективе для других товарищей! Это матросы-добытчики А. Шокарчук, В. Синявин, В. Бондаренко, В. Лукашевич, С. Чиканов, Н. Хомич, электросварщик Г. Воловик, третий помощник капитана А. Мадисон, моторист М. Полещук, шеф-повар Е. Белоусова, матросы рыбообработчики А. Чернявский, А. Изотов, А, Шляховский и многие другие.
Хотелось бы, чтобы соревнование между комсомольскими организациями судов в работе, учебе и общественной жизни было действенным, обмен мнениями, впечатлениями, опытом был более оперативным. И еще хочу сказать, что товарищеская поддержка в море является большой силой, от сплоченности экипажа во многом зависит успешное выполнение всех поставленных задач.

Н. ГОЛОВАНЧУК, секретарь комсомольской организации БМРТ-441 «Эдуард Сырмус».
ПЕРЕДОВИКИ «СТАНИСЛАВА МОНЮШКО» - 26 07 1977
На плавбазе «Станислав Монюшко» трудится много молодежи, которая задает тон в работе.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В последнем рейсе отличился старший рефмеханик Борис Макаренко. Вот уже 14 лет плавает он на судах нашего объединения. За свой добросовестный труд Б. Макаренко удостоен многих благодарностей, ему вручен знак «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности ЭССР».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Самое живое участие во всех делах комсомольской организации на плавбазе принимает Игорь Ожгибесов, второй электромеханик. Он пришел к нам после окончания Калининградского высшего инженерно-морского училища и вот уже три года плавает на судах нашего флота. Недавно ему присвоено звание «Лучший молодой рыбак объединения «Эстрыбпром» 1977 года».
Фото А. Дудченко.