Памяти Игоря Котляра. ВСЕГДА В ПОИСКЕ – 17 11 1965

Автор
Опубликовано: 2713 дней назад (22 ноября 2016)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЕЩЕ В АВГУСТЕ с СРТ-4515 в редакцию приходили радиограммы, в которых сообщалось, что экипаж имеет большие успехи и на много раньше выполнит годовое задание по добыче рыбы. Успех всегда радует. Но у меня радость была особая — на СРТ-4515 был капитаном Игорь Борисович Котляр, мой добрый товарищ.
А когда на разборе рейса этого судна представитель службы главного капитана сказал, что молодые капитаны в нынешнем году показали себя положительно, я внутренне улыбнулся. Улыбнулся потому, что не полностью согласился с таким доводом. В смысле возраста — да. А в смысле морской, промысловой практики... Нет. Это настоящие моряки, опытные, высокообразованные, которым принадлежит будущее флота.
С Игорем Котляром мы познакомились в прошлом году. Будучи старпомом СРТР-9139, он готовил судно к переходу на Кубу. Можно было поражаться его энергии.
Хлопотливая должность старшего помощника. На его плечах лежит все судовое хозяйство. Игорь ее выполнял с душой и большим знанием дела.
... Мексиканский залив. Банка Кампетче. Промысловая обстановка средняя. За полтора часа траления суда берут по тонне рыбы. Хочется больше. Игорь Борисович внимательно слушает советы, записывает квадраты, где больше всего взято рыбы, глубину и скорость траления.
В течение недели, сопоставляя показания, он приходит к выводу, что рыба в ночное время уходит на глубину сорока — сорока пяти метров. Игорь во всеуслышание об этом не говорит. Надо проверить.
Ночная вахта старпома начинается с четырех утра. Поднимается на мостик. Ходовое стекле открыто. Теплый ветер бьет в лицо. Только что выбрали трал. На палубе трепещет рыба. Ее немного. Около тонны. Игорь заговорщически подмигивает, сам становится на постановку трала. Временами смотрит на эхолот. А вот и желанная глубина — 45 метров. Идет по изобате минут тридцать. Наконец, машина "стоп!".
Старший мастер добычи размахивает буек кутка и бросает его в воду...
Началось траление...
Проходит напряженных полтора часа. Игорь одну за другой курит сигареты, выходит на крыло мостика наблюдает за ходом трала, натяжением ваеров.
— Нормально, — говорит старпом и смотрит на часы.
Подходит время выборки трала.
— Подать питание на лебедку! — командует Игорь в машину. Она застопорена. Начинается выборка. Выходим на крыло мостика. Свет прожекторов направлен в то место, где должен появиться куток.
Напряжение. Игорь волнуется. Для него это траление — экзамен. Проверка тех расчетов, которые он проводил целую неделю. Не скрою, кое-кто на судне ехидно улыбался. Даже поговаривали:
— Ясно, у человека высшее образование. Инженер-судоводитель, должен он как-то показать свою грамотность.
Так что для Игоря ночное траление являлось не только проверкой расчетов. Больше. Оно было защитой своей штурманской, командирской чести.
... В зеленовато-темной ночной воде показался буй. Смотрим. Это самый что ни есть напряженный момент. Сейчас должен всплыть куток. Что он принесет? Бледный луч прожектора освещает гребешки волн. Затаили дыхание. Медленно-медленно поднимается из глубины белое пятнышко. Наконец, огромное, во всю почти длину кутка, расплывается розовое пятно.
— Рыба! Тонны три будет!
Но Игорь молчит. Потом спокойно:
- Трех, пожалуй, не будет.
— Будет кутка три! — кричат снизу.
Куток подтягивают к борту, подхватывают гаком и начинается выливка...
Улов составил три с лишним тонны. А когда на этом режиме продолжали работать, то всегда сопутствовал успех. Значит, штурману нужны глубокие знания.
Когда я пересматриваю свои записи о кубинском рейсе, то во многих местах в числе лучших людей судна встречаю имя Игоря Котляра, находчивого, смелого, умного человека, замечательного моряка. Поэтому я не оговорился вначале — именно в руках таких людей будущее нашего флота.
Время идет. Мы не всегда замечаем, как на наших лазах растут люди. А про Игоря можно сказать одно: как капитан он мог уже командовать судном два года назад.
Может быть, и сейчас в среде старших помощников капитанов давно созрели такие же капитаны, готовые стать на мостик больших кораблей.

А. КВАШНИН.
Комментарии (3)
0 # 16 ноября 2017 в 12:12 0
С Котляром делал 4 рейса, два на РТМС-7561(Африка) и два на РТМС-7558(ЮВТО), потом в ПЭ-2 (Кальяо). Считаю его лучшим капитаном и прекрасным человеком.
Рыбак Эстонии # 16 ноября 2017 в 13:30 0
Саша, а не хотите сделать выборку из материалов на сайте и воссоздать более менее историю своей работы в Океан-Эстрыбпром с фотографиями судов и коллег? Опубликуем.
0 # 16 ноября 2017 в 16:15 0
особой истории у меня нет
сначала ТМУРП (хорошие времена)
практика на Кургане,Ботническон заливе,БМРТ-0368
направление на Пярнусский рыбокомбинат
Благодаря Белову Н.Ф. перевёлся в Эстрыбпром
капитаны Еськов,Пикат,Пироженко,Максимюк
БМРТ-0384,БМРТ-0355,РТМС-7507,БМРТ-0474
С 1977 ускоренняя учеба в КВИМУ
снова Эстрыбпром
капитаны Решетников,Котляр,Авдеев,Сериков,одного не помню
БМРТ-0457,РТМС-7561,РТМС-7528,РТМС-7558,ПЭ-2
1993 увольнение и переезд в Германию

всё