0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (840)
РТМС-7538 «Валгеярв». И МОЛОДЫЕ- HA ВЫСОТЕ - 11 09 1985
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Готовясь достойно встретить XXVII съезд КПСС, экипаж РТМС-7538 «Валгеярв» взял на себя повышенные социалистические обязательства и успешно их выполняет.
Недавнюю знаменательную дату — 50-летие стахановского движения — экипаж отметил значительными трудовыми успехами. Почти за месяц до окончания работы в Северо-Восточной Атлантике экипаж выполнил план по вылову, заморозке, выпуску пищевой рыбопродукции. Успешно реализуются все остальные показатели.
Особенно серьезно работают в рейсе матросы первого класса Н. Постнов, В. Пыкало, матрос второго класса Г. Волков и другие. Хорошо зарекомендовали себя все курсанты, но по-настоящему активной жизненной позицией отличаются курсанты П. Сидорян, Г. Родюк: они плодотворно трудятся на рабочем месте, отлично проявляют себя и в общественной жизни судна.
Партийная организация, администрация РТМС «Валгеярв» нацеливают экипаж не сбавлять темпов в работе, внести как можно более весомый вклад в выполнение объединением годового и пятилетнего планов.

А. АВДЕЕВ, капитан-директор.
В. СОРОКИН, первый помощник капитана.
ПР «Саяны». ЧЕСТЬ — ПО ТРУДУ – 04 09 1985
ФОТОРЕПОРТАЖ

...И снова — долгожданная встреча с родными и близкими, с товарищами по предыдущим рейсам. За время перехода в родной порт производственного рефрижератора «Саяны» трудовые рекорды стали превращаться в сознании членов экипажа в дела вчерашние, но стоило судну войти в родную гавань, как моряков вновь захлестнуло волнение...
На ТР «Бора», к борту которого ошвартовались «Саяны», казалось, негде было яблоку упасть — так много пришло встречающих. Цветы в руках любимых... Цветы в руках детей... Цветы летят из нетерпеливых рук прямо на палубу прибывшего судна. И летит над портом торжественная музыка: экипаж здесь ждали, и не просто экипаж, а победителей.
Достойно выполнены весьма напряженные социалистические обязательства. Об этом говорили на встрече и секретарь партийного комитета Я. Ялакас, и заместитель генерального директора объединения Ю. Дергунов, секретарь комитета комсомола В. Башков и заместитель председателя профсоюзного комитета В. Буханевич.
Комсомольско-молодежному экипажу производственного рефрижератора «Саяны» победителю смотра работы комсомольско-молодежных коллективов города Таллина, был вручен Почетный вымпел горкома ЛКСМЭ...
Немного времени отводится на официальную часть встречи: всем понятно ожидание близких. Уже в каютах завязываются неторопливые беседы, уже вездесущие дети принимаются «исследовать» отцовские заведения... Деловое настроение не покидает лишь командиров производства: рейс закончен для рядовых членов экипажа, но капитану-директору А. Иванову и его помощникам предстоит еще позаботиться о выгрузке продукции, об оформлении всех необходимых документов.
Впрочем, главный документ — отчет о выполнений рейсового задания — он уже наготове. Выразив свое стремление достойно встретить приближающийся XXVII съезд КПСС, комсомольско-молодежный экипаж ПР «Саяны» выполнил плановое задание за пятьдесят суток до окончания рейса. К профессиональному празднику
— Дню рыбака были взяты повышенные социалистические обязательства: дополнительно изготовить продукции более, чем на полмиллиона рублей. К концу рейса был перекрыт и этот показатель, А общая картина производственной деятельности моряков ПР «Саяны» такова: план по заморозке рыбопродукции перевыполнен более, чем в полтора раза, более тысячи тонн замороженной ставриды отправлено на экспорт (это — двойная норма), выпущено 41880 банок пресервов.
Произведенная недавно модернизация рыбцеха ПР «Саяны», в результате которой увеличилась производительность, линии по выпуску мороженой продукции, — это отнюдь не единственное слагаемое успеха экипажа. Успех базировался на добросовестном отношении моряков к делу, на их энтузиазме.
Первый рейс делал в новом для себя качестве технолог Н. Савошко, но, тем не менее, ему удалось четко организовать производство. На помощь пришла добрая практика рыбмастером на плавбазе «Станислав Монюшко". Помогло направляющее и твердое руководство капитана-директора А. Иванова — рачительного хозяйственника, внимательного воспитателя. Высокого мастерства добивались на своих рабочих местах и молодые матросы — победители социалистического соревнования.
...Спустя сутки после торжественной встречи экипажа производственного рефрижератора «Саяны" в родном, порту его представители стали участниками собрания коллектива объединения, посвященного 50-летию стахановского движения. Первый помощник капитана С. Тоотси принял Почетный вымпел объединения, которым экипаж был награжден за второе место в социалистическом соревновании по достойной встрече знаменательного события.



Л. ПАНОВА.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Борт ПР «Саяны». Вот-вот и судно ошвартуется в родном порту.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Родных приветствуют ремонтный механик С. Колесников и второй механик А. Дмитриев (его вахта признана победителем соревнования).
Фото Р. Эйна.
БМРТ-606 «Мыс Арктический». РАБОТАЛИ ЧЕТКО, РИТМИЧНО – 04 09 1985
Недавно в Таллинском порту ошвартовался БМРТ-606 «Мыс Арктический». С хорошим настроением возвратились из Атлантики моряки траулера — рейсовое задание, социалистические обязательства коллектив судна выполнил с честью.
158 суток длился этот рейс, и на первых порах немногое предвещало удачу. Рыбачить начинали при слабой промысловой обстановке. К тому же вышла из строя спутниковая навигационная система...
В судовых условиях такую проблему не решить. Спасибо, помощь с берега не заставила себя долго ждать — необходимая аппаратура была экипажу дослана. Трудились по плану, ритмично — так организовал работу опытный промысловик капитан-директор Анатолий Бабонин.
Новичков в море на «Мысе Арктическом» не было, коллектив подобрался знающий рыбацкий труд, но вот только тип судна для части экипажа был мало знаком. И здесь трудно переоценить помощь совета наставников, которым руководил старший механик Иван Савицкий.
В рейсе моряки 606-го заключили парное социалистическое соревнование с экипажем-БМРТ-598 «Рихард Мирринг». Соперничество было напряженным и интересным для обоих коллективов. Итоги соревнования подводились каждую декаду. И, если на «Рихарде Мирринге" уловы поднимались весомее, то на «Мысе Арктическом» рекорды были иного характера — все сырье максимально, употреблялось в дело. Работали без потерь. Об этом свидетельствуют и высокие достижения экипажа. Так, по предварительным данным, рейсовый план по разделке перевыполнен более чем в 2 раза, на 184,3 процента завершено задание по выпуску филе, значительно перекрыты и другие производственные показатели.
А качество рыбопродукции постоянно держала под своим пристальным наблюдением группа народного контроля, которой руководил рефмеханик Станислав Зверяко, избранный в рейсе заместителем секретаря партийной организации.
В июне экипаж БМРТ-606 лидировал в социалистическом соревновании среди судов, работавших в районе Северо-Западной Атлантики.
Хорошо проявили себя в рейсе многие: на палубе, к примеру, отличились матросы Николай Скоробогатов и Петер Микитуха, в рыбцехе — матросы Николай Данилушкин и Федор Кицану. Победителями в социалистическом соревновании были признаны бригада рыбообработчиков мастера Михаила Корякова, а также добытчики, чью бригаду возглавил мастер Игорь Назаров. Звание лучших получила вахта второго механика Николая Голобородова и второго помощника капитана Леонида Румянцева.

Н. ВАЛЕНТИНОВА.
РТМ-7229 «Юхан Смуул»....И ВСЕ ЖЕ - БЕЗ ПЛАНА - 16 08 1985
Экипажам судов, возвратившихся в июле из районов промысла в Централь-но-Восточной Атлантике, не удалось выполнить плановые задания, и причиной тому послужила отнюдь не плохая промысловая обстановка, но прежде всего — организационные неувязки.
Не миновал этих бед и экипаж РТМ-7229 «Юхан Смуул».

Морякам судна пришлось несколько раз сменить район промысла, с чем были связаны неизбежные трудности перестройки промвооружения. В начальный период работы — в Северной Атлантике — нередко приходилось пережидать штормы, а благоприятные промысловые дни сменялись частыми простоями в ожидании выгрузки.
Как отмечалось командованием судна, темпы добычи в течение всего рейса последовательно нарастали, но использование сырья оставалось на неустойчивом уровне. Выпуск ценной пищевой рыбопродукции замедлился в силу причин, как объективного, так и субъективного свойства: при подготовке цеха под разделку путассу (что было непредвиденный шагом) между технологом судна и механиком-наладчиком почти до конца рейса, так и не выработалась единая точка зрения на поставленные задачи, не наладилось полное взаимопонимание. Таким образом, пострадало дело всего коллектива.
В итоге при разборе рейса производственной деятельности экипажа дана в целом неудовлетворительная оценка: не выполнены натуральные и стоимостные показатели по выпуску пищевой продукции.
Вместе с тем, отдел добычи и внешнеэкономических связей отмечает, что настоящим рейсом рыбаки РТМ-7229 "Юхан Смуул» в определенной степени выявили потенциальные возможности судна. Хотя плановые нагрузки у этого экипажа были на 10—15 процентов выше по сравнению с тем, что давались на предыдущие рейсы, итоги добычи оказались значительно более убедительными. Поэтому благодарности заслужила судовая служба добычи под руководством коммуниста С. Шестакова. Победителями социалистического соревнования на РТМ-7229 названы первая комплексная бригада (мастер обработки К. Шмидт), вахта третьего механика С. Масайло; «Лучшими по профессии» признаны матрос первого класса П. Калинин и матрос М. Романчук, в машинной команде — А. Данилин. Г. Кострушин, А. Ляхов, Д. Воронин.

Л. СТИШЕНКО.
БМРТ-355 «Антона Таммсааре». ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС - 29 07 1985
На большом морозильном рыболовном траулере «Антон Таммсааре» в вахтенном журнале сделана последняя запись. Теперь этот документ будет сдан в архив. Поставлена, что называется, последняя точка в биографии рыболовного судна. Без малого четверть века оно ходило на промысел.
Траулер предполагалось, поставить на прикол еще в начале года. Но, учитывая напряженное положение, сложившееся на промысле в первом квартале, рыбаки сходили еще в один рейс на первенце крупнотоннажного флота объединения «Эстрыбпром».
Как бы испытывая крепость старого траулера и стойкость команды, в районе промысла на «Антона Таммсааре» обрушился настоящий шторм. Кстати, он потом неоднократно повторялся, словно желая вымотать рыбаков. Но ни сильные проливные дожди, ни холодные, порывистые ветры не смогли, как говорится, выбить экипаж из седла. В том районе, куда в начале пришел траулер, ловилась путассу. Хлопот команде она доставила немало. Может, поэтому у второго и третьего помощников капитана В. Шевченко и С. Бирюкова самые яркие воспоминания связаны с этим периодом, промысла.
Как явствует из их рассказа, на борт этой рыбы поднимали не менее других экипажей, ведущих промысел неподалеку. Но из переговоров с соседями по радио выяснилось, что выход разделанной, продукции у них значительно выше. И тогда на борт клайпедского траулера «Иозас Алексонис» направилась делегация во главе с технологом А. Паэсалу. Оказалось, литовские рыбаки поставили на сортировку путассу дополнительно двух человек, что позволило рациональнее вести разделку. Все эти нюансы были учтены эстонскими рыбаками.
Экипаж большого морозильного траулера «Антон Таммсааре» свой профессиональный праздник — День рыбака отметил хорошими показателями.

(НАШ КОРР.).
ДВЕ ЛЮБВИ: ЗЕМЛЯ и МОРЕ - «ЛЕМБИТА» ! - 12 07 1985
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Они одна трудовая семья. Многолетняя работа связывает капитана Эйно Калинда и старшего помощника Эльдура Каруласа. Опытные Эйно Калинд и боцман Василий Вабищевич работали ранее на рыболовных судах. И иной раз хочется им выйти вновь на бескрайний простор моря, испытать еще раз чувство, знакомое каждому, кто хоть однажды побывал там, — простора, свободы, противоборства с великой стихией. Связь судна обеспечивает ветеран судна Арво Рыым. Отличными специалистами зарекомендовали себя механик Арво Тахк, моторист Александр Сидоров, матросы Виктор Андронов и Александр Альхимович. Один из самых уважаемых членов этого коллектива — повар Анна Игнатьевна Щукина. Без нее в ответственные аварийные рейсы стараются не выходить.
Не так давно из рядов Советской Армии влились в экипаж два новых специалиста — матросы-водолазы Борис Сердюк и Геннадий Кочетков, имеющие опыт не только работы под водой, но и ремонта водолазного снаряжения. Сразу же столкнулись с трудностями, не знакомыми в армии: водолазная станция на буксире старенькая, самодельная, плохо оборудованная. Многое из оборудования нужно «добывать», придумывать, изготавливать самим из подручных материалов. Но оптимизма и усердия ребята не теряют. Их увлеченность своей работой, энтузиазм понравились всему экипажу. Раззадоривают они и опытного водолаза Яана Кюннапа, человека, достижениями которого экипаж по праву гордится: председатель Таллинского фото-клуба, его работы видели не только жители городов нашей республики, но и за ее пределами, в столице, за рубежом. Бывалый альпинист, инструктор всесоюзной категории, он свой профессиональный праздник встретит на этот раз на кручах Памира. Много интересного можно рассказать о каждом из членов этого коллектива, отличных работниках, интересных, людях. Встречаются они не только на «Лембите». Дружба, сплоченность помогают в работе, и случись беда, товарищи знают, кого искать на рыбалке, кого на личном огороде, кого на спортивных соревнованиях.
Вплоть до крепкого ледостава несет свою двойную вахту экипаж морского буксира «Лембит», пока не покроются прочной ледяной коркой близ-расположенные островные проливы — дальше сфера деятельности более мощных, современных судов. Тяжело далась «Лембиту» прошлая зима. Лед сдавливал корпус до явно различимого треска и вибрации. Однажды появилась трещина, которую, однако, быстро удалось заделать. А по весне весь экипаж с невиданным ранее усердием взялся за ремонт своего корабля. И сегодня морской буксир «Лембит» вновь несет свою двойную вахту — перетаскивает пришедшие в порт траулеры, а в нужный момент он всегда готов выйти по приказу капитана порта на помощь тем, кто попал в беду.

Нина РАЧИНСКАЯ,


На борту морского буксира «Лембит» наш фотокорреспондент собрал членов его экипажа, которым в тот день выпало нести вахту. Фотография на память экипажу сделана в минуты рабочего перерыва.
Фото Р. Эйна.
Николай Петрович Леонтьев. ЛОЦМАН - 12 07 1985
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Откуда-то из далекого прошлого пришел и прочно осел в нашем сознании образ лоцмана — человека непременно сурового, мрачного и молчаливого. Море» думалось, оно к себе особого почтенья требует, с ним, не до шуток, да к тому же, если тебе доверена - пусть на короткий срок — судьба всего судна ... Поневоле станешь и суровым, и неразговорчивым. Это своего рода издержки профессии... Примерно так размышляла я, отправляясь на встречу с героем своей зарисовки — старшим морским государственным лоцманом Таллинского морского рыбного порта Николаем Петровичем Леонтьевым.
... Щеголеватые белоснежные манжеты, манеры светского человека, глаза со смешинкой и добрая улыбка. И еще — увлеченность. О чем бы ни заходила речь — о работе, о новых книгах и известных писателях, о сортах цветов, о рыбе (той, что ловят на удочку) — Николай Петрович мог говорить часами. И при этом сообщал вам не расхожие сведения, а непременно что-то интересное, неизвестное. Словом, собеседник Н. Леонтьев был отменный, и просто не верилось, что он — представитель суровой профессии.
Вообще-то Николай Петрович, как бы поточнее выразиться... не потомственный лоцман. Проводить суда он начал в 1979 году, а до этого двадцать с лишним лет бороздил моря на СРТР и БМРТ. Был капитаном. По рассказам тех, кому посчастливилось плавать под его началом, капитаном замечательным. А это значит, что и дело свое он знал отлично, и людей понимал. Впрочем, прошлые заслуги Н. Леонтьева оценены не только членами его экипажей. На парадном кителе моряка — орден Ленина.
Но кому не известно: прошлые заслуги, слава не долговечны, если не подкрепляются ежедневным, ежечасным честным и добросовестным трудом. У Николая Петровича за шесть с лишним лет лоцманской службы ни одного замечания. Капитаны судов, стоящих на рейде и запрашивающие лоцмана, всегда радуются, когда узнают, что «поведет их» Петрович. Даже самые капризные и придирчивые, не мешкая и не сомневаясь, передают ему свой капитанский мостик.
Доверие, конечно же, не появляется на пустом месте. Оно там, где в тебе уверены — не подведешь. Оно всегда связано и с уровнем профессионализма, и с определенными чертами характера.
Говорят, разбуди Леонтьева даже глубокой ночью и задай любой вопрос о технических параметрах того или иного судна — ответит правильно, не задумываясь ни на минуту. Здесь, конечно, свою роль играет и опыт: 30 лет работы на судах — это не год и не пять. Однако флот объединения хоть и понемногу, но обновляется, И Николай Петрович непременно в числе первых знакомится с новыми судами. Прекрасная память позволяет ему запомнить даже, казалось бы, незначительные детали. Поэтому, приступая к непосредственным своим лоцманским обязанностям, тратит он минимум времени на расспросы и уточнения. А это — экономия времени, на проведении судна, экономия горючего. Здесь счет не на десятки, на сотни и тысячи рублей.
В прошлом году, к примеру, было сэкономлено 992 часа. Это 41 сутки, 260 тонн топлива. Крупнотоннажному судну такого количества горючего хватает на месяц. Нынешний год был посложнее. Морозы сильно затруднили работу. Многие порты закрылись, а Таллинский работал бесперебойно. Правда, на проведение судов вместо плановых часа 20 минут затрачивалось до шести часов, однако суда на разгрузку подходили ритмично. В теплые месяцы «перерасход» времени, устранили. Конечно же, за счет высокого профессионального мастерства. Именно оно дает возможность быстро ориентироваться в постоянно меняющейся навигационной обстановке, соотносить ее с характеристикой судна. Так, дно вокруг порта протралено на 8,2 метра. Однако уровень воды колеблется, да и суда приходят разные. Словом, нередко приходится проводить суда и с осадкой больше нормативной. Здесь уже все зависит от лоцманского мастерства. А его Николаю Петровичу Леонтьеву не занимать. Представляю, как рассердится лоцман, прочитав эти строки: «Работаю не я, мол, один, а все. И все справляются со своими обязанностями на «отлично». Поэтому и тороплюсь, назвать тех, кто трудится в лоцманской служив под началом Н. Леонтьева. Это Хуго Эдуардович Пальк, Иво Хенрикович Урва, Олей Аугустович Роес, Вальмер Валентинович Нурмс. Все, кроме В. Нурмса (в службу пришел он позже всех), лоцманы первого класса, имеют право работать на всех судах. Право это подтвердили неоднократно и сложными проводками, и честным отношением к делу. Но тон в службе, но их общему мнению, задает «старшой». Именно от него идет та особая атмосфера доверия, взаимовыручки, которая царит в коллективе. Петрович всегда берет на себя большую нагрузку, охотно подменит товарища в случае необходимости. А, сами знаете, когда рядом с тобой так работают, то поступать иначе и самому просто невозможно. Вот и получается, что лоцманы соревнуются между собой не только в плане профессиональном, но и в добром отношении друг к другу, к делу.
Число проводок постоянно растет. Кстати, в будущем году лоцманская служба порта отметит славный юбилей — 25-летие со дня основания. О том, как она совершенствовалась за это время, можно судить хотя бы по нескольким цифрам. В 1961 году было сделано 68 проводок, а в прошлом — 1689. В этом году лоцманы решили еще увеличить этот показатель, значительно сократить время на проводке судов.
...Так уж устроена наша журналистская память: человек остается в ней таким, каким был в момент встречи. И спроси меня, какой он, лоцман Н. Леонтьев, непременно скажу: человек веселый, обаятельный, увлеченный. И, наверное, поэтому фотография нашего фотокорреспондента меня озадачила: на ней был другой Леонтьев — предельно сосредоточенный и серьезный. Фотокорреспондент, уловив мой недоуменный взгляд, пояснил: «На капитанском мостике».

Нина БЕЛОБОКОВА.

НА СНИМКЕ: старший морской, государственный лоцман Н. Леонтьев.
Свинарь Станислав Дмитриевич. ВЕРНОСТЬ - 12 07 1985
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«За достигнутые высокие показатели в производственной деятельности, в социалистическом соревновании, в профессиональных конкурсах при высокой дисциплинированности и культуре труда занести на судовую доску Почета с вручением соответствующей Почетной грамоты третьего помощника капитана Станислава Дмитриевича Свинаря".
Выписка из приказа № 39 в, 5 июня 1985 по БМРТ-604 "Рудольф Сирге".
...Море. Далекие странствия. Необыкновенные открытия. Наверное, мало найдется среди нас таких, кто не мечтал в детстве увидеть весь мир своими глазами, не рисовал себя в воображении первооткрывателем новых земель, не представлял себя победителем в жестокой схватке с пиратским кораблем. Но мы взрослеем, становимся рассудительнее и, увы, скучнее. Земля под ногами все-таки надежнее, чем капризная стихия. Но иногда во сне все-таки видим себя бесстрашными капитанами (а, может быть, ловкими юнгами). И тогда утром только виновато усмехнемся: «Детство, мол, вспомнилось...».
А ведь море — это не только и не столько экзотика и романтика. Это, прежде всего, суровый и упорный труд тех мужественных людей, которые навек обручились с этой коварной и грозной стихией. Тех, кто остался верен своей мечте.
Далеко от мирских просторов раскинулись украинские степи. Есть среди них небольшое село Межиречи Павлоградского района. Издревле живут здесь хлеборобы. Много труда вкладывают они в эту землю, и она сторицей отвечает на человеческую заботу. В семье потомственных крестьян родился сын, имя которому дали Станислав. Рос он трудолюбивым и послушным ребенком, пошел в школу, успешно учился. Казалось, ничто не мешало ему в будущем стать, как и родители, земледельцем. Но только казалось.
Любил Станислав выйти в поле ранним летним утром. Легкий ветерок пробегает по тугим налитым колосьям, и чудится, будто море раскинулось у ног, и вот уже побежали по нему первые барашки, а теперь поднялась и настоящая волна... Только звучная песня жаворонка никак не походила на настойчивый, капризный крик белокрылой чайки.
Говорят, что одним из основных качеств моряка является настойчивость и целеустремленность. У Станислава упорство в характере. Непонятным и неожиданным для многих односельчан было решение молодого парня ехать в далекий Таллин: «Учиться хочешь? Поезжай в Днепропетровск или в Киев. А море на что тебе? И на земле мест хороших немало. Но Станислав Свинарь твердо решил стать моряком.
На вступительных экзаменах в Таллинское мореходное училище рыбного хозяйства волновался, конечно, старался не посрамить надежд своих друзей, родителей. И вот он стал уже курсантом. Здесь, в училище, Станислав понял, что море это, прежде всего, труд.
Было огромное желание стать настоящим судоводителем. И это желание очень помогло — без него не освоить сложной программы. Не помогут тогда ни тренажеры, ни опытные учителя. А преподаватели училища и сейчас помнят Станислава. Наверное, еще н потому, что его имя часто встречалось в приказах объявления благодарностей. За отличную учебу, за примерное несение службы, за хорошую дисциплину, за работу в колхозе, за активную общественную работу.
Позади занятий и контрольные, практика и ответственные экзамены. Мечта Станислава осуществилась. Летом 1982 года он закончил Таллинское мореходное училище. Диплом с отличием. Направление на работу — на суда ПО «Эстрыбпром», штурманом.
Судоводитель — одна из самых сложных морских специальностей. Современные промысловые суда оснащены мощнейшими энергетическими установками. Они позволяют использовать тралы увеличенных размеров и вести лов на повышенных скоростях я на больших глубинах, Управление такими судами можно доверить только специалисту очень высокой квалификации. Многое должен знать и уметь судоводитель. И, конечно, недостаточно только назубок выучить теорию. Море часто предлагает ситуации самые непредвиденные, когда решение нужно найти сию же минуту, и тут нелегко будет отыскать необходимое правило из учебника. Нужен опыт. А опыт приходит с годами. Станислав же работает штурманом всего лишь третий год. И он не ждет, когда практический опыт накопится сам. Нужно собирать его по крупицам.
Товарищи отзываются о молодом штурмане, как о человеке, буквально влюбленном в свою профессию. Все, что касается моря, работы с судном, интересно для Станислава. Естественно, что не все еще ясно и просто. Но рядом — старшие товарищи. И молодой специалист никогда не упустит случая посоветоваться с опытными рыбаками. Он дотошно расспрашивает обо всем, что ему непонятно в промысловых или навигационных вопросах.
Уже в первом рейсе судоводитель Станислав Свинарь старался проявить себя. Он неплохо проводил самостоятельные промысловые операции и простых условиях промысла. В следующем рейсе опыт пригодился. Работа спорилась лучше. Теперь ему уже под силу техника лова разноглубинным тралом, Конечно, не все еще получается так четко и быстро, как у бывалых рыбаков, но, как говорят о молодом штурмане на судне, «он парень настырный. Своего добьется".
Обязанности судоводителя на судне не ограничиваются лишь знанием навигации и лоции. Штурман должен уметь четко управлять судном с орудиями лова, брашпилем, грузовыми и траловыми лебедками, рулевыми машинами. Он отвечает за обеспечение безопасности мореплавания, спасение человеческой жизни на море. Судоводитель должен уметь управлять коллективом — под его ответственностью, не только безопасность самого корабля, но и морально-психологический климат в коллективе.
Станислав Свинарь по характеру общительный и принципиальный. Недаром ему было доверено возглавить на судне комсомольскую организацию. Сам очень трудолюбивый и добросовестный, он может примером увлечь за собой рыбаков. Часто бывало так, что, отработав свою вахту и, собственно, получив заслуженные часы отдыха, Станислав адова выходил на работу. По собственной инициативе он часто работал на подвахтах во время выгрузки рыбы. Глядя на него, снова брались за работу и другие рыбаки.
Месяц назад БМРТ-604 «Рудольф Сирге" вернулся из очередного рейса. На аттестации о третьем помощнике капитана Станиславе Свинаре было сказано: «Грамотный штурман н хороший промысловик. Хорошо знает свое дело и любит профессию рыбака. К работе относится добросовестно, творчески. За хорошую работу был признан на судне лучшим штурманом-промысловиком. Занесен на судовую доску Почета. Рекомендуется на должность второго помощника капитана".
Рыбацкая биография Станислава Свинаря только началась. Но уже с первых шагов по этому пути он показал, что достоин, быть моряком. Море любит только верных себе. Случайные люди рано или поздно отступают. Станислав же видит себя в будущем только опытным штурманом (а может быть, и капитаном?) на мощном рыболовном судне, собирается поступить и вуз. И можно быть уверенными, что Станислав нашел свой путь и что своей юношеской мечте он не изменит.

Светлана МАРЧЕНКО.
МСБ «Неотразимый». ЧЕСТВОВАЛИ ВЕТЕРАНА - 27 05 1985
Торжественно и интересно отметил коллектив МСБ «Неотразимый» радостный юбилей Победы. В течение рейса экипажу был прочитан цикл лекций, в которых подробно рассказывалось об истории и ходе второй мировой войны. К Дню Победы был оформлен монтаж «Героизм советского народа в Великой Отечественной войне». 9 мая на борту судна состоялось торжественное собрание. О трудных военных годах и героизме советских людей рассказал морякам участник войны радиооператор Ш. Бахишев.
В этот день ветеран получил многочисленные поздравления от товарищей. Преподнесен ему памятный подарок.

Б. РУДКОВСКИЙ, первый помощник капитана.
ЗДРАВСТВУЙ, «ОТАР»! – 01 04 1985
В канун Первомая работники объединения были свидетелями прихода очередного судна-промысловика — СТМ-8365, Построенный на судоверфи ГДР, он носит имя одного из городов Казахстана. Отар — маленький городок близ Алма-Аты. В Великую Отечественную войну 13 его жителей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
«Отар» — современный промысловик, оснащенный по последнему слову техники. Поисковые приборы, орудия лова, рыбный цех, машина — все предельно автоматизировано. Экипаж размещен в удобных каютах с уютным интерьером. В течение длительных рейсов моряки не будут ощущать, каких бы то ни было, неудобств. Производственные достоинства судна также несомненны: оно способно соперничать со всеми имеющимися в объединении траулерами.
Руководство и партийный комитет объединения послали в городской комитет партии и горисполком города Отар телеграмму, в которой сообщили о прибытии судна и его готовности работать на благо Родины. Таким образом, зарождаются добрые контакты с городом, который, мы уверены, со временем может стать побратимом Таллина.
А пока — обычные пред-рейсовые будни. Славно потрудились наши специалисты в ГДР. Старший механик Сергей Соловьев, боцман Геннадий Касаткин, секретарь парторганизации второй механик Тальви Симмо, механик-наладчик Виктор Филонов, старший мастер добычи Сергей Андреев, старший мастер обработки Василий Лебедев. Все они познали самую жаркую работу.
С немецкими товарищами были установлены прекрасные взаимоотношения и при расставании они неоднократно подчеркивали удовлетворение взаимным сотрудничеством.
На днях «Отар» покинул Таллинский рейд. Ему предстоит работа в суровых северных водах ив тропических широтах Атлантики. Экипаж готов с честью выполнить задание и рапортовать об этом не только объединению, но и друзьям из далекого Отара.

В. ЯКУНИН, капитан СТМ-8365 «Отар»»
И. ИЛЬИНСКИЙ, первый помощник капитана