0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (432)
ФОТОРЕПОРТАЖ С ПЛАВБАЗЫ «СТАНИСЛАВ МОНЮШКО» - УЧЕБА, ТРУД, ОТДЫХ – 22 17 1977
Мы, электрики, плававшие ранее на судах другого типа, впервые вышли в рейс на плавбазе "Станислав Монюшко». В первое, время нас смущало изобилие сложного электрооборудования. Кое-кто даже растерялся. Но благодаря товарищеской помощи электромехаников и регулярно проводимой технической учебе по обслуживанию и ремонту электрооборудования судна, мы довольно быстро овладели необходимыми знаниями. Вообще, надо сказать, наставничество здесь поставлено на широкую ногу. И вот результат — бесперебойная работа всего электрохозяйства судна на промысле... После вахт проводятся спортивные состязания и турниры между службами, организуются вечера отдыха, концерты художественной самодеятельности, читаются интересные лекции. Словом, скучать не приходится. А известно: хороший отдых подразумевает плодотворный труд.

Я. ДОБРЯНСКИЙ, электрик, член партбюро.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Многие моряки плавбазы охотно участвуют в концертах. На снимке слева вы видите матроса первого класса В. Лыкова, который под гитару исполняет популярные песни.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В сопровождении ансамбля «Квинта» поет старший матрос И. Максаков (снимок справа).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Волейбол — любимая игра моряком плавбазы
Памяти БМРТ-246 "Антс Лайкмаа» и его экипажей. ИДЕМ С ТРАЛОМ – 24 11 1977
- По местам стоять! Со швартовов сниматься! — раздается по судовой трансляции команда капитана Виктора Сергеевича Еськова. Личный состав быстро занимает места по швартовому расписанию. Считанные секунды и связь с берегом обрывается. Судно покидает сенегальский порт Дакар, где производился ремонт БМРТ-246 "Антс Лайкмаа», и отправляется в очередной рейс. Получив необходимое снабжение с ТР «Иней» и ПБ «Станислав Монюшко», берем курс в назначенный район промысла.
С первых дней перехода начинается деятельная работа во всех службах по подготовке технической части к промыслу. Переход предстоит короткий, и поэтому администрация принимает решение: в целях ускоренного завершения подготовки работать в две смены.
Нам предстоял нелегкий, судя по гидрометеорологическим условиям, рейс. Необходимо тщательно подготовиться к промыслу. Это потребовало от всего личного состава инициативы и энергии.
Переход подходил к концу, с каждым днем работ становилось меньше. К подходу на промысел все они были завершены, механизмы опробованы. Наступил самый ответственный момент — испытать подготовленные механизмы под промысловыми нагрузками. По распоряжению флагмана отряда Александра Зиновьевича Сундакова поисковую работу начали с района подводной возвышенности.
День первого траления выдался чудесным. Ярко светило солнце, лаская своими теплыми лучами море. Слабый прохладный ветерок приятно охлаждал разгоряченные тела моряков, готовивших на палубе трал к постановке. И вот старший мастер добычи Иван Люсый доложил, что все готово. Пройдя еще раз предполагаемую трассу траления и убедившись по приборам, что грунт подходящий, развернулись на 180 градусов и начали постановку трала.
Первая постановка затянулась. Не из-за того, что личный состав не усвоил своих обязанностей: теоретически все шло, как положено, а вот практическая сторона дела малость, но подвела. Еще не хватало навыков, не были отработаны практически отдельные операции. Но как бы там ни было, а трал поставлен и первое траление началось. Два часа прошли незаметно. Как только натужно заработала траловая лебедка, личный состав, свободный от вахт и работ, высыпал на шлюпочную палубу. Пришлось старшему помощнику капитана Мухараму Абзалову выпроваживать не в меру любопытных подальше от опасной зоны. Но что поделать с фотолюбителями, ни за что не желавшими упустить момент и отснять кадры с первым уловом! Они заранее выбрали удобные позиции для съемки и теперь с фотоаппаратами, наведенными на слип, затаив дыхание, следили за ваерами, которые с кормовых блоков круто уходили в морскую бездну.
Вскоре показались траловые доски, а спустя некоторое время и сам трал был поднят на промысловую палубу. Велико же было разочарование — трал пришел пустым...
Обследовав досконально подводную возвышенность на всех возможных курсах и глубинах н убедившись, что рыбы здесь нет, продолжили поиск к юго-западу от подводной возвышенности.
Район здесь оказался более удачным. Уже первое контрольное траление дало обнадеживающие результаты. Правда, уловы были небольшими — 5—6 тонн, но ассортимент разнообразен. Преобладал серебристый хек, в прилове — розовый ошибень и много другой разнообразной по форме и окраске рыбы, названия которой мы еще не знали.
В цехе все было готово к обработке улова. Заработали транспортеры, подавая рыбу из бункера к разделочным столам, задвигались проворно руки матросов, привычные к работе. Цех наполнился ритмичным шумом работающих механизмов. Весело, подзадоривая друг друга, обработчики забивали первую пару тележек разделанной рыбой. Пройдя соответствующий технологический цикл, она будет доставлена домой, за тысячи миль от промысла.
С первой ошкеренной рыбой, с первых же тележек развернулось трудовое соперничество между бригадами мастеров обработки — Геннадия Гейченко и Александра Давидюка, а также парное социалистическое соревнование с экипажем БМРТ-235.
Обычно в социалистическом соревновании успех достигается в коллективе дружном, сплоченном, где проявляется постоянная забота о выполнении каждого суточного задания и рейсового плана в целом. Поэтому основной и первостепенной задачей мастеров обработки Г. Гейченко и А. Давидюка, партгрупоргов Г. Гейченко и А. Гончара, групкомсоргов Николая Катышева и Михаила Стихарева стала работа по сплочению и мобилизации личного состава бригад на ударный труд. Цель — найти каждому дело по душе, учитывая стаж, накопленный опыт и эффективность работы, организовать удобные рабочие места, привить всем морякам навыки выпуска рыбной продукции высокого качества.
«Коллективы бригад; — говорит помощник капитана по производству Велло Юмарик, — подобрались достаточно крепкими, вполне способными успешно решать сложные и разнообразные производственные задачи. Они сразу же поставили перед собой цель: максимально использовать рабочее время, как можно больше выпустить разделанной, рыбы, филе и спецразделки. В каждой бригаде определились настоящие специалисты по изготовлению филе, обезглавливанию рыбы, потрошению. После того, как каждый нашел себя в работе, производительность труда заметно повысилась. Оживилось и социалистическое соревнование между комплексными бригадами за достойную встречу 60-летия Великого Октября».
...Прошло более десяти лет с тех пор, как БМРТ-246 «Антс Лайкмаа» вышел в свой первый промысловый рейс. С тех пор сделано 17 рейсов — практически во все промысловые районы Атлантического океана. Экипажи судна настойчиво боролись за выполнение рейсовых заданий, содержали судно в хорошем техническом состоянии, за что неоднократно награждались: в 1970 и 1974 году экипаж БМРТ был награжден Почетной грамотой ЭРПО «Океан» за призовое место в противопожарном смотре судов объединения, в 1972 году — Почетной грамотой за второе место в конкурсе на лучшее судно ЭРПО «Океан» по технической эксплуатации в группе добывающих судов типа БМРТ и РТМ, в 1973-м судоэкипаж под командованием капитана-директора Ю. Вискова награжден Почетной грамотой за первое место в парном социалистическом соревновании с экипажем БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан», а в 1974 году коллектив награжден Почетной грамотой Президиума Всесоюзного центрального Совета профессиональных союзов за успешное выполнение государственных планов и социалистических обязательств...
Эти славные трудовые традиции экипаж продолжил и в юбилейном году. Рейсовое задание по всем основным показателям выполнено успешно. Поисковые работы также выполнены с оценкой «хорошо".
Работая в промысловом режиме, в честь праздника советского народа — 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, экипаж добился значительных успехов в выполнении производственного задания по всем показателям. Так, за 43 промысловых суток вылов рыбы составил 142,6 процента к плану, заморозка рыбы — 146,5, филе перевыполнено в несколько раз. За этими цифрами стоит огромный, действительно ударный труд всего экипажа.
По итогам социалистического соревнования в рейсе лидировала бригада мастера обработки Геннадия Гейченко, которой дважды присуждался вымпел «Лучшая бригада». Обладая большим опытом работы на промысловых судах, Геннадий Гейченко сумел наиболее рационально использовать и рабочее время, и имеющееся на борту сырье. В его бригаде царил дух взаимопонимания и взаимовыручки, велась постоянная борьба за повышение профессионального мастерства членов бригады, укрепление производственной и трудовой дисциплины.
В авангарде социалистического соревнования были комсомольцы и молодежь судна. Из числа передовиков производства здесь следует отметить матроса Сергея Полуяна, которому было присвоено звание "Лучший по профессии", а комсомольцы группы оказали ему доверие - подписать Рапорт Ленинского комсомола ЦК КПСС к 60-летию Великого Октября; Анатолия Лючика , который стал лучшим филейщиком, а его фотография занесена на судовую Доску почета, Владимира Куликова и Сергея Элошвили.
Исключительную помощь в обработке улова оказывала подвахта, на которую выходил весь личный состав, свободный от вахт. Особое значение имела подвахта при выгрузке рыбопродукции на транспортные суда, особенно когда в районе промысла погода то и дело портилась. При послед ней стоянке у борта ТР «Ленинские горы» экипаж затратил на выгрузку 586 тонн рыбопродукции, получение снабжения и бункеровку менее суток. В этом заслуга всего экипажа, но особенно добросовестно потрудились матросы Николай Катышев, Петр Ливушин. Николай Шатахин, Сергей Полуян и подвахтенные — четвертый помощник капитана Сергеи Субачев, являющийся секретарем комсомольской организации, электрик Юрий Корабельщиков, который был принят кандидатом в члены КПСС, моторист второго класса Сергей Морозов.


Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
первый помощник капитана.
Памяти СРТ-4572 и его экипажей. ПАМЯТНЫЙ АВГУСТ - 24 11 1977
В последнем рейсе наиболее эффективным для экипажа среднего рыболовного траулера 4572 (капитан Н. И Борт) оказался первый месяц промысла — август. Используя благоприятную погоду, добытчики сумели выловить в этом месяце более двух тысяч центнеров сайды. В результате экипаж тог да занял первое место за наибольший вылов по объединению среди средних рыболовных траулеров. Из рыбы, сдаваемой на производственный рефрижератор «Аугуст Корк», изготовлялись филе, мороженая продукция и т. д.
В дальнейшем, однако, наступили штормовые дни. Но штурманский состав и добытчики, применяясь к новым условиям, продолжали бороться за выполнение плана.
Знаток своего дела старший мастер добычи Александр Мазур всегда держал в полной готовности промвооружение. Он не раз повторял: если в море есть рыба, значит, она будет и у нас в трале.
И помощники у него оказались надежными. Мастер добычи Игорь Малиновский только что окончил мореходное училище и в своей должности шел на промысел впервые. Однако с помощью опытных специалистов быстро освоил выполнение обязанностей. Комсомольцы оказали ему большое доверие, выбрав своим вожаком. Немало рейсов сделал на средних траулерах матрос Анатолий Кирдода.
Мастеру обработки секретарю партийной организации Александру Репину и его помощнику Юрию Романову в период, когда не было на промысле плавбаз, пришлось часть улова засолить.
За рейс сделано до трехсот тралений. По предварительным данным, выловлено 4118 центнеров рыбы, что составляет около ста двух процентов к плану.

А. КРОСС.
Памяти БМРТ-250 "Яан Коорт» и его экипажей. КОГДА ЛЮДИ БОЛЕЮТ ЗА ДЕЛО - 22 11 1977
ИЗ СВОЕГО очередного рейса экипаж БМРТ-250 "Яан Коорт» вернулся в самый канун праздника Великого Октября. Итоги юбилейной трудовой вахты обрадовали и коллектив судна, и руководство «Эстрыбпрома»: вылов - 113. 1 процента, мороженная рыбопродукция — 125.8, разделанная - 102,6, филе - 160 процентов. В целом пищевая продукция -104.8, товарная - 105,5 процента. На пищевые цели направлено 77 процентов выловленного сырца. Мы попросили прокомментировать эти цифры заместителя генерального директора объединения С. В. Хорохонова.
- Можно только поздравить экипаж 250-го с трудовой победой, - сказал Сергей Владимирович. — Особенно хотел бы подчеркнуть вот что: рыбаки «Яана Коорта» добивались успеха там, где другие суда терпели неудачи, и на деле доказали, что даже в условиях нынешнего промысла — а работать им довелось в трудном районе — вполне возможно выполнять рейсовые задания. При одном непременном условии: если по-настоящему болеешь за свое дело и... умеешь его делать.
Капитан-директор Анатолий Никитович Андреев — умеет. Лучше других знают это те, кому доводилось бывать с ним и раньше в столь же нелегких и беспокойных рейсах, как недавно закончившийся. Давненько не было иных — чтоб попроще да уловистей — у капитана-ветерана. За каждый успех приходилось расплачиваться большим трудом и терпением. И тем, чего жалеть, не приходится: знаниями, опытом, интуицией, рыбацким, если так выразиться, предвидением. Чего капитану Андрееву не занимать.
Вот и этот рейс. Неважная — это слабо, очень слабо сказано — стояла промысловая обстановка в районе Централь-но-Восточной Атлантики, когда прибыл сюда БМРТ-250 — в начале лета то было. Сводки с других судов удручали: настоящая безрыбица. Плюс жалобы на участившиеся простои, главным образом из-за топлива. По закону невезения. Одно судно покинуло район, второе, а там подались искать «рыбацкое Колорадо» другие. Дело известное: всегда она, золотая рыбка, там, где нас нет.,.
Капитан Андреев на «золотую» не полагался. И уж тем более — в этом рейсе. Побегаешь, порыщешь по океану — покажется золотой и мелочь третьей группы: и взял бы, да уже поздно хватился, не наверстать столь легкомысленно потерянного времени. Не погасить задолженности, что росла как снежный ком — с каждыми сутками.
...Все, что только возможно заморозить, — на заморозку! Вот был главный лозунг дня. Многое вместил он в себя: борьбу за максимальное направление сырца на пищевые цели — и за хозяйски бережное, рациональнее использование живых богатств океана, курс на эффективность добычи — и качество производимой рыбопродукции.
— Как было дело? — рассказывает первый помощник капитана Юрий Феодосиевич Пономарев: — Случалось не раз такое, к примеру. Подняли трал, вылили. Сортировка. Темп — главное. Подвахта — на палубу, в рыбцех. Понукать некого — люди сразу сориентировались в обстановке, с полуслова поняли «тактику» и «стратегию» капитана, уверовали: все-таки и в таких условиях возможно выполнить план... Вдруг из рыбцеха — рассерженные, если не сказать, — возмущенные матросы: «Вы что вытворяете, такие-сякие, — почему на колодку гоните все подряд?..» Под нож, под нож давай, на разделку то есть. Вот так болели за дело — чтоб ни один «хвост» даром не пропал, не по назначению пошел. Таким-то образом и перевыполнили рейсовое задание и по филе, и по разделке. За счет сознательности, если хотите...
Это, прежде всего — самоотверженная, действительно ударная работа. Плюс рыбацкое мастерство — главный гарант и высокой эффективности труда и высокого качества продукции.
Не первый рейс плавает технологом, помощником капитана по производству Геннадий Фомин. Коротко и исчерпывающе характеризует его командование БМРТ: «Не в белых перчатках ходит в рыбцех: на любую операцию встает в случае надобности (сколько таких случаев было, подсчетами никто не занимался...). Рыбцех любит, организовать дело умеет.
ИИ вот его ...две правые руки: рыбмастер Михаил Литаврин, аттестованный после рейса в технологи, и коммунист Антон Таран. Оба давние, опытные рыбаки, можно сказать, специалисты-универсалы обработки и, что не менее важно, способные организаторы производства. А еще — настоящие, вдумчивые наставники молодых рыбаков. И в этом, кстати, проявляется не только сугубо производственная, деловая характеристика этих людей. Ибо мало - просто обучить подчиненных тебе людей передовым методам труда, практическим навыкам, но и привить им высокое чувство ответственности за порученное дело, за то же качество рыбопродукции. Ведь качество, если вдуматься, категория отнюдь не только экономическая и технологическая, но и нравственная, психологическая. Все больше рыбаков понимают это, убеждаются на собственной практике. Как убедились, скажем, матросы - обработчики Виктор Корж и Николай Ершова, молодые моряки Александр Шалавин, Ефим Сусь и другие их товарищи, не раз отличившиеся в рейсе как передовые производственники, беззаветные труженики. А ведь иные из них, и таких было немало, только в этом рейсе по-настоящему приобщились к рыбацкой профессии. Под руководством тех, кого принято называть наставниками.
Высокое профессиональное мастерство и морскую выучку продемонстрировали моряки службы добычи, которую возглавлял старший тралмастер Иван Процюк. В этом рейсе ему было присвоено почетное звание «Ветеран «Эстрыбпрома», вряд ли нуждается в расшифровке то, что стоит за этим. Давно плавает и мастер добычи Ярослав Макар, также в совершенстве знающий промвооружение и, к тому же, отличавшийся в этом рейсе общественной активностью: коммунист Я. Макар возглавлял комиссию по контролю хозяйственной деятельности администрации. Кстати сказать, комплексная бригада, в которую он входил, стала победителем соцсоревнования в рейсе, лидером юбилейной трудовой вахты. Трудно, ох, как трудно было противостоять такому сопернику Анатолию Козлову: как-никак, он впервые выходил на промысел в качестве мастера добычи. Но—противостоял: в нелегкой трудовой борьбе завоевала «пальму первенства» бригада Ярослава Макара!
Несмотря на все превратности изменчивой промысловой обстановки, и капитан, и вообще весь экипаж судна довольно уверенно, спокойно чувствовали себя за «спиной" службы добычи, в которую входили и такие «ассы", как закаленные, многоопытные добытчики Петр Тетушкин (ему тоже было присвоено звание ветерана в этом рейсе), бывший сахалинский рыбак Юрий Рязанов и Анатолий Тищенко.
Отмечая тех, кто отличало на ударной юбилейной вахте, кто внес особый вклад в успешное завершение этого трудного рейса БМРТ-250, следует сказать доброе слово и о судомеханической службе. Возглавлял ее старший механик коммунист Валентин Баврин, человек и знающий, опытный, и беспокойный: не находил себе места до тех пор, пока что-то барахлило, действовало «не так ...» Ни аварий, ни поломок. Ни одного часа драгоценного промыслового времени, потерянного по вине машинной команды.
На должность старшего механике аттестован командованием БМРТ-250 второй механик Валентин Грижак. В минувшем рейсе, надо полагать, раскрылись все его способности — и как прекрасного специалиста, и как общественно активной, деятельной личности. Г. Грижак возглавлял партийную организацию, это почти два десятка коммунистов, которые явились главной удар ной силой экипажа в борьбе за успешное выполнение напряженного рейсового задания и социалистических обязательств, принятых в ознаменование 60-й годовщины Великого Октября. Верным и надежным помощником их в этом большом деле был судовой комитет, руководимый кандидатом в члены КПСС (вступил в рейсе) механиком-наладчиком Юрием Брежневым.
Вот люди, руками и сердцем которых был обеспечен успех этого трудного и ответственного — предоктябрьского юбилейного рейса БМРТ «Яан Коорт».

М. ЛЕОНТЬЕВ.
Памяти СРТ-4510 и его экипажей. На двадцатилетней вахте - 22 11 1977
Двадцать лет несет промысловую вахту в нашем объдинении средний рыболовный траулер 4510. Он из той первой группы судов, экипажам которых выпала честь и большая ответственность приступить к освоению просторов Атлантического океана. Начинали добычу хлопчатобумажными сетями, Механизация труда была примитивной. Рыбу приходилось солить, так как рефрижераторы отсутствовали. Сдавали рыбу на так называемые «теплые» плавбазы. Теперь все это — история.
За двадцать лет СРТ-4510 сделал 44 рейса, выловлено более ста пятидесяти тысяч центнеров рыбы. За выполнение полутора-двух рейсовых планов под командованием капитанов В. А. Кунегина, В. П. Орлова, Б. В. Барбакадзе экипаж неоднократно удостаивался торжественных встреч.
С двадцать шестого июля этого года судно под командованием капитана Владимира Алексеевича Александрова вело промысел в своем традиционном районе — Северном море. Погода не баловала рыбаков, поэтому приходилось предельно эффективно использовать каждый благоприятный момент.
Стерший мастер добычи Владимир Коновалов, его помощник Александр Антонов всегда держали промвооружение в полной готовности. Умело работали матросы тт. Евсеев, Ломов, Мейдла и другие.
Хороший контакт с добытчиками держали штурманы и начальник радиостанции Валентин Стулов. В результате удавалось иногда за одно траление брать по сто - сто
пятьдесят центнеров рыбы. Рыбу сдавали на производственный рефрижератор «Аугуст Корк» и другие приемно-перерабатывающие суда. Из нее производилась готовая продукция.
Период промысла совпал со всенародным обсуждением и принятием на сессии Верховного Совета СССР новой Конституции. По судовой трансляции постоянно передавались сообщения об этих знаменательных событиях. А четвертого октября было организовано прослушивание доклада председателя Конституционной комиссии Леонида Ильича Брежнева на внеочередной сессии Верховного Совета СССР.
Патриотическим подъемом была ознаменована юбилейная вахта в социалистическом соревновании за достойную встречу шестидесятилетия Великой Октябрьской социалистической революции. Беззаветный труд экипажа получил высокую оценку. По итогам третьего квартала ему присуждена первая премия по «Запрыбе» за наивысший вылов среди судов подобного типа.
Большую помощь добытчикам оказали члены машинной команды, в том числе второй механик Юрий Раук и другие. Под руководством стармеха Александраса Киселиуса они обеспечили безотказную работу всех механизмов.
Повседневная борьба коллектива за выполнение рейсового плана и социалистических обязательств отражалась в судовой стенгазете "Маяк" и в радиогазете.

А. НЕСТЕРОВ.
«OCKAР СЕПРЕ» : РЕЙС В НЕВЕДОМОЕ - 05 11 1977
ОДНИМ из первых советских судов, заново осваивавших некогда обжитой район промысла в Северо-Восточной Атлантике, был БМРТ-474 «Оскар Сепре". Лет 15—20 назад здесь ловили сельдь, но в последнее время промобстановка, понятно, изменилась коренным образом. Теперь основным объектом лова была путассу. Информация о ней имелась более чем скудная — и в управлении «Эстрыбпрома», и в ВРПО «Запрыба». «Ну что ж, заодно добудете и информацию, — сказали капитану-директору «Оскара Сепре» Анатолию Николаевичу Бабонину, напутствуя его в рейс. — Кому-то надо быть первым. Почему бы не вам?..» Выбор начальства, конечно, не был случайным: за спиной у А. Бабонина четыре года работы на СРТ, до этого капитанствовал на РР, в последнее время плавал старпомом на БМРТ. Из аттестации в аттестацию переходили слова: грамотный промысловик, способный быстро разбираться в сложной обстановке, хорошо подготовлен в штурманском отношении, умелый организатор и воспитатель подчиненных. Повышение в должности, естественно, обрадовало бывшего старпома, но, в общем-то, воспринял он это спокойно. Однако, не многовато ли сразу; и новая, куда более ответственная должность, и такой ответственный рейс в неведомое? Согласитесь — «опасный» для молодого капитана рейс! Выход подсказали сами кадровики, предлагавшие другое судно. Но как было уйти с 474-го, с которым не просто свыкся, а сросся душой, всем существом? С людьми, что оставались здесь?
(...Когда на днях мы беседовали с капитаном о минувшем рейсе, в каюту зашла чем-то расстроенная и взволнованная девушка. «Извините, Анатолии Николаевич, что мешаю, но у меня большая неприятность — направляют на другой БМРТ..." — «Что же делать, — ответил Бабонин, — ведь мы стоим на СРЗ, штат сокращен до предела». — «И все-таки очень вас прошу — заступитесь перед кадровиками, пусть переведут в резерв, я подожду, никуда не хочу уходить с вашего судна». Как, действительно, было расстаться с такими людьми?).
Должно быть, читатель уже понял, что «пионерский» — своего рода первооткрывательский — рейс этот в СВА закончился для экипажа «Оскара Сепре» весьма успешно. Вот его основные технико-экономические показатели: вылов — 132,4 процента, мороженая рыбопродукция — 118,8, разделанная — 215,2, пищевая — 124,2 и товарная продукция — 128 процентов. Коэффициент использования сырца на пищевые цели составил 77 процентов «с хвостиком» — при плане 74.
Все слилось воедино в том трудном и таком ответственном (юбилей Октября, новая Конституция, повышенные обязательства, ударная вахта, новый район промысла...) рейсе. Установившееся с первых же дней рейса взаимопонимание между капитаном и остальными членами экипажа. Дух доброжелательности и настоящего, морского товарищества, взаимозаинтересованности и, стало быть, взаимопомощи. Особый трудовой настрой, вызванный волнующими событиями юбилейного года страны. Высокое профессиональное мастерство и опыт «старых кадров», настоящей гвардии «Оскара Сепре", — и горячий энтузиазм молодых рыбаков, которые составили ни много, ни мало — почти 70 процентов экипажа (курсанты ТМШ, выпускник Пярнуского УКК).
Подавляющее большинство моряков службы добычи вообще впервые шли в рейс, на промысел. Вся тяжесть работы легла на плечи старшего тралмастера Богдана Прокопчука («Золотой фонд объединения», — сказал о таких, как он, капитан-директор) и его помощников - Файзрахмана Давлетшина («дока в траловом деле») и молодого мастера - в рейсе исполнилось 20 лет - Александра Щербакова, который по отзывам Б. Прокопчука, наделен особой способностью чувствовать трал... Было чему поучиться молодым у таких наставников! И не только мастерству, профессионализму, но и, что не менее важно, любви и преданности своему делу, и гордости за свое звание добытчиков. Чрезвычайно важная профессия! Вот одновременно с "Оскаром Сепре» начинали работать еще два судна соседних с нами объединений.474-й сразу стал брать путассу— у них не получалось. Ушли из зоны вообще. Потом вынуждены были вернуться. Но снова неудача.
Б. Прокопчук не выдержал: может быть, с настройкой промвооружения неладно? Стал консультировать по радио: попробуйте так-то и так. «Литовец" заработал. А на ленинградский БМРТ старший тралмастер отправился сам. Сутки сидел там. Настроил трал, проконтролировал работу добытчиков. Еще через день начальник радиостанции Валентин Медведев принял радиограмму с ленинградского БМРТ-424: капитан судна от лица всего экипажа просил поблагодарить Прокопчука за помощь - рыба пошла! Стал "внештатным" флагманским технологом и помощник капитана по° производству Альберт Шумилов. Так же выходивший на БМРТ-474 во второй рейс: ежедневные консультации, советы и рекомендации коллегам по промыслу. И уж само собой - постоянная помощь собственным рыбообработчикам (в рыбцехе преобладала молодежь, новички). В этом Шумилов также был не одинок: рыбмастера Виктор Герцог и Владимир Сысоев, (кстати, выпускник КТИРПХ), оказались не только отменными знатоками своего дела, но и способными учителями-наставниками молодых. Что и отмечалось на открытом партийном собрании, когда А. Шумилова и В. Герцога принимали кандидатами в члены КПСС...
На полную мощность работали морозильные камеры. Ни одного случая отказа, поломки, нарушения технологического режима. Спасибо за то моряки с «Оскара Сепре» просили передать через газету нашим судоремонтникам. Перед этим рейсом БМРТ-474 прошел на СРЗ объединения усиленный межрейсовый ремонт с восстановлением класса Регистра, причем за каких-нибудь неполных 70 суток (прежде на это уходило 6—7 месяцев)...
Ударным фронтом работы, делом особой важности и делом чести экипажа объявлена была разделанная рыбопродукция. На изготовление ее были брошены все силы. Кто из моряков не побывал в те горячие, напряженные до предела дни на подвахтах в рыбцехе? Штурманский состав во главе со старшим помощником капитана Владимиром Матвеевым, машинная команда под руководством старшего механика Адольфа Пужулиса и второго механика Валентина Тиханова, вся судовая комсомолия, возглавляемая официанткой Валентиной Волковой, добытчики, которым «сам бог велел» — эти вообще использовали любую минуту, чтобы помочь обработчикам. И почти всегда можно было встретить здесь «комиссара» — первого помощника капитана Юрия Астраханцева, воодушевлявшего людей личным примером беззаветной и самоотверженной по-настоящему работы.
Темп, темп, темп! Эффективность плюс качество. На всех участках производства. И... саморемонта. БМРТ «Оскар Сепре» уже отработал один цикл по системе непрерывного технического обслуживания, пошел второй. В течение рейса членами ремонтной группы выполнен большой объем работ, что значительно сократило время пребывания судна на СРЗ перед новым рейсом. Специалисты из управления, проводившие смотр БМРТ после прибытия его в Таллин, дали оценку «хорошо» техническому состоянию судна. В этом — особая заслуга и боцмана Романа Соболева, о котором капитан-директор А. Бабонин отозвался: «Много хороших боцманов знал я за годы работы в объединении, но такого — встречаю впервые...». В конце этого рейса комсомольцы и молодежь судна рапортовали партийной организации: молодежь выполнила все свои повышенные социалистические обязательства в честь 60-й годовщины Великого Октября. Принимая победный рапорт, секретарь партийной организации электрорадионавигатор Владимир Ткаченко сказал, что коммунисты экипажа, чьи ряды пополнились пятью кандидатами в члены КПСС, от души благодарят молодежь и в целом всех рыбаков без исключения за славные трудовые подарки великому юбилею Великого Октября.

Л. ФИРСОВ.
БМРТ-227 «Аугуст Алле». НАШЕ МЕСТО— ВПЕРЕДИ - 22 10 1977
ОЧЕРЕДНОЙ рейс БМРТ-227 «Аугуст Алле» закончился в октябре. Прямо скажем, он был нелегким. Мне, как секретарю комсомольской организация этого судна, хочется рассказать о работе комсомольцев на промысле.
В состав нашей комсомольской организации входили представители всех служб судна: матросы, члены машинной команды, помощники капитана, руководители служб и бригад. Результаты прошедшего рейса уже сами по себе говорят о том, что комсомольцы судна приложили максимум усилий для успешного выполнения рейсового задания. Работать нам пришлось в Северо-Западной Атлантике. Экипаж понимал: от того, как мы сработаем здесь, во многом зависела судьба всего рейсового задания. И рыбаки не пожалели сил. Примеры ударного труда показывали матросы-рыбообработчики под руководством помощника капитана по производству комсомольца Вольдемара Лийва. Преодолевая усталость и не считаясь со временем и многочисленными трудностями, все работали добросовестно, с настоящим комсомольским огоньком. Когда на судне раздался клич «Даешь филе!», комсомольцы второй бригады, где мастером В. Лошаков, групкомсорг Анатолий Малашевич, на своем собрании постановили: в честь 60-й годовщины Великого Октября начать соцсоревнование за наибольший выпуск филе.
Комсомольцы первой бригады рыбмастера Н. Налейкина, групкомсорг Юрий Горобчук приняли этот вызов. Приятно отметить, что в развернувшееся соревнование включились все службы. Работали под девизом: «Сегодня лучше, чем вчера, завтра — лучше, чем сегодня!»
И вот результат: рейсовое задание по выпуску филе выполнено на 433,4 процента. Он говорит сам за себя. Этот результат был достигнут, благодаря хорошей организации социалистического соревнования. А главное, что сыграло решающую роль, — это трудовой энтузиазм всего экипажа. Особенно отличились комсомольцы Михаил Чалык, Евгений Коваленко, Федор Евдокимович, Николай Ветров, Иван Оприщенко, Анатолий Малашевич, Сергей Приладышев, Юрий Горобчук. Можно назвать еще десятки имен тружеников, работающих с полной отдачей сил. Все прекрасно понимали, что по-другому трудиться нельзя: страна идет навстречу славному юбилею — 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции...
Хочется отозваться добрым словом о работе в рейсе комсомольца Юрия Горелыщева. Член комсомольского бюро, мастер добычи, он показал себя верным и отзывчивым товарищем, беззаветным тружеником. Будучи ответственным за работу комсомольского лектория, он взял на себя добровольно еще одну нагрузку — помогал готовиться к сдаче зачетов в Таллинской заочной школе моряков двум комсомольцам: Юрию Филиппову и Юрию Горобчуку.
«Сердцем» любого судна является машинное отделение. На судах рыбной промышленности мотористы, кочегары, электрики и другие члены машинно-котельного отделения оказывают большую помощь экипажу судна в выпуске цепной рыбопродукции. Во время рейса на „подвахтах в цехе добросовестно работали представители машинной команды. Комсомольцы Сергей Приладышев, Александр Бахтин, Дмитрий Ненадкевич, Вячеслав Финаев, Владимир Прибыщук всегда были среди передовиков. Впрочем, то же можно сказать о большинстве моряков машинной команды. Потрудились славно!
Хочется отметить хорошую работу в рейсе комсомолки Зинаиды Гаврончук. Всегда жизнерадостная, она безупречно справлялась со своими обязанностями, как основными — официантки, так и общественными — библиотекаря. А когда заболела пекарь Людмила Никора, Зинаида заменили и ее на рабочем месте. Это — настоящая комсомолка!
В одной заметке невозможно рассказать о всех делах комсомольской организации в рейсе, но можно с уверенностью сказать, что все комсомольцы нашего судна с честью выполнили свои обязанности. И хочется верить, что они приумножат эти добрые дела и на других судах нашего объединения. Так держать, комсомольцы!

Г. Голмиц.
секретарь первичной комсомольской организации БМРТ-227 «Аугуст Алле».
БМРТ-250 «Яан Коорт». ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА – 20 10 1977
ПОСЛЕ шестимесячного пребывания на промысле в Таллин возвратился экипаж БМРТ-489 «Юхан Лийв». Рыбаки этого судна были инициаторами соревнования в девятой пятилетке. Успешно выполняет экипаж задания и двух лет десятой. Большинство рейсов в прошлые годы коллектив судна возглавлял кавалер ордена Трудового Красного Знамени Олег Алексеевич Спирин. Славные традиции в этом рейсе приумножены. Экипаж снова порадовал замечательными успехами. В трудных условиях (переходы в новые районы, неподготовленность к лову на больших глубинах и т. д.) моряки успешно боролись за выполнение взятых социалистических обязательств. И вот итоги: вылов составил 103 процента, заморозка — 125 процентов, выпуск пищевой продукции—107 процентов. В июле «Юхан Лийв» был лидером среди крупнотоннажных судов промыслового района.
Успех этот, прежде всего, объясняется умелой работой командного состава, партийной организации (секретарь парторганизации старший помощник капитана В. Решетников). Коммунисты четко выполняли свои обязанности.
Коммунисты и комсомольцы возглавили ударную работу, являлись примером в каждой вахте, смене, бригаде.
Успеху способствовало и парное соревнование с экипажем БМРТ-250 «Яан Коорт». Результаты этого трудового соперничества подводились каждый день. Победителем выходило то одно, то другое судно. В июле первенствовал «Юхан Лийв», в августе — «Яан Коорт».
Конечно, главным было внутрисудовое соревнование между бригадами и вахтами, отдельными моряками. Условия соревнования были разработаны с участием актива судна и утверждены судовым комитетом профсоюза. Были определены задачи каждой бригаде, каждому матросу. Результаты подводились подекадно и ежемесячно.
В упорной и самоотверженной борьбе победили первая комплексная бригада мастера обработки Б. Морозова, вахта третьего штурмана А. Зазули. Имена одиннадцати передовиков занесены на судовую Доску почета.
Поскольку экипаж был значительно обновлен, на помощь пришел совет наставников, возглавляемый опытным рыбаком мастером добычи И. Збукарем. Девять наставников, из которых состоял совет, трудились на рабочих местах. Они-то и взяли шефство над новичками. Благодаря общим усилиям экипаж отлично справился с рейсовым заданием по заморозке, выпуску филе, расфасовке.
Много уделялось внимания качеству. Свой вклад внесла в это дело комиссия по качеству, возглавляемая старшим мастером добычи коммунистом А. Садыковым. Внедрена на судне комплексная система управления качеством продукции. Этой работой руководил капитан-директор Г. Карауш. Все это дало положительные результаты. Помощь в оперативной выгрузке рыбопродукции, обеспечении судна топливом оказал начальник промрайона Ю. Попов.
В воспитательной работе активно участвовали первый помощник капитана А. Шманев, капитан-директор Г. Карауш, старпом В. Решетников, старший механик В. Кривенко и другие коммунисты. Они всегда находились в бригадах и сменах, знали заботы и нужды экипажа.
Вдали от родных берегов экипаж ознакомился с решениями майского (1977 г,) Пленума ЦК КПСС и проектом новой Конституции СССР. Проводились партийные, комсомольские и судовые собрания. Лекторы и пропагандисты рассказывали о предстоящей сессии Верховного Совета СССР, о значении новой Конституции СССР. Экипаж внимательно следил за ходом обсуждения проекта Конституции СССР, и, горячо одобрив его, взял дополнительные социалистические обязательство, которые с честью выполнены.

Н. Дворецкий.
ПЛАВБАЗА «ФРИДЕРИК ШОПЕН»: ОТЛИЧИЛИСЬ И ВЕТЕРАНЫ, И НОВИЧКИ – 15 10 1977
ПРОЙДУТ месяцы и годы, а первый промысловый рейс в Баренцевом море оставит в душе каждого моряка плавбазы «Фридерик Шопен» добрые воспоминания о нелегких трудовых днях. Ветераны судна могут записать в свой актив еще один — теперь уже вне всякого сомнения — успешный рейс, а молодые моряки - таких на судне было почти 80 процентов — по-настоящему обручились с морем, познали первые радости трудовой победы, как над морской стихией, так и над собой.
Но что греха таить — было нелегко и молодым, и ветеранам. Баренцево море заявило о себе холодом, непроглядным туманом. Часто шел дождь со снегом, в меру штормило. К тому же, сырье для производства было не знакомое - мойва. Как эту рыбу будем морозить?
Справятся ли механизмы и люди с этим ритмом? Эти вопросы большего всего волновали моряков плавбазы « Фридерик Шопен".
Проведенная на промысле десятидневка показала и сильные, и слабые стороны в нашей работе. Сырья больше, чем достаточно — это хорошо. Механизмы работают бесперебойно, об этом позаботился еще на переходе коммунист старший механик технологического оборудования П. Пао со своими людьми. Планируемая заморозка была достигнута в сравнительно короткие сроки. И в дальнейшем в течение всего промысла бригады рыбообработчиков работали стабильно. Особое внимание уделялось качеству выпускаемой продукции.
В первую очередь дань уважения надо отдать нашим опытным матросам и мастерам производства, которые смогли в короткий срок обучить новичков правильным приемам обработки рыбы, научили их грамотно управлять всеми механизмами.
Между морозильными бригадами развернулось социалистическое соревнование под девизом: «Сегодня работать лучше, чем вчера». Трудовое соперничество между бригадами позволяло вскрывать внутренние резервы повышения эффективности производства, постоянно улучшать качество выпускаемой продукции, ликвидировать недостатки в организации труда. В отдельные дни среднесуточный выпуск мороженой рыбопродукции достигал рекордных цифр - 100 — 120 тонн. При этом качество работы отнюдь не ухудшалось. Наша молодежь быстро и старательно осваивала все премудрости обработки рыбы. Росло мастерство, повышалось качество, разгоралось трудовое соперничество между производственными бригадами.
Лидерство в социалистическом соревновании захватила бригада, руководимая коммунистом Н. Г. Батраком. Сильна бригада молодостью, боевым задором. Средний возраст — 21 год: восемнадцать комсомольцев и три коммуниста. Вспоминает Н. Г. Батрак первую встречу с членами своей бригады на переходе. Из 24 человек только четверо знали технологию обработки рыбы и умели работать на всех механизмах. Не лучше обстояло дело с кадрами и в других бригадах. Долго Н. Г. Батрак по вечерам у себя в каюте обдумывал расстановку рыбообработчиков. Он прекрасно понимал — придется учить людей на ходу. Первое, что он сделал — это закрепил опытных матросов-рыбообработчиков за новичками. В течение смены самому ему неоднократно приходилось показывать правильные приемы в работе, вести неустанный контроль за всем циклом производства мороженой продукции.
Опытный мастер — на судах промыслового флота Н. Г. Батрак работает уже 12 лет, — он хорошо знал, что если человек относится к делу с душой, и с доверием — к наставнику, то результат себя ждать не заставит. Серьезно, по-деловому, от носились к своим дополнительным обязанностям матросы В. Осипович, В. Мелентьев, В. Ратуев и А. Бурукин — это им было поручено в кратчайший срок обучить вновь прибывших рыбообработчиков грамотно обслуживать механизмы. Надо отдать должное — парни трудились отлично, увлекая и зажигая своим энтузиазмом остальных,
Хороших показателей в работе, из смены в смену добивались и остальные бригады, где лучшими были матросы-рыбообработчики В. Шестак, В. Кашеру, А. Олея, .С. Илларионов, В. Мотин и многие другие. Все технологические операции они выполняли четко и продуманно. Не было такого случая, чтобы по их вине простаивали механизмы. Примеров самоотверженной работы на промысле можно привести множество, Машинная команда постоянно обеспечивала нормальную работу двигателей и других механизмов судна. Иногда приходилось переходить из одного квадрата в другой по 100—150 миль в поисках рыбы, однако это не мешало механикам своевременно выполнять профилактические ремонты механизмов. Зарекомендовали себя классными специалистами мотористы Александр Бутрин, Михаил Лащук, котельный машинист Владислав Сироткин.
Как никогда, в этом рейсе трудилась общесудовая служба под руководством старшего помощника капитана Антона Филипповича Лавренюка. За весь рейс сделано 308 крупных и малых швартовых операций, на борт судна было принято 9599 тонн свежья. Это составило 180 процентов к плану. Перегружено на транспортные суда 4745 тонн мороженой продукции. Большой похвалы заслуживают второй штурман Аатсо Пипар, матрос — рулевой Сергей Страхов, боцман Владимир Рудой.
Немаловажное дело на промысле — хорошо накормить экипаж судна. Умело работали, готовили вкусные блюда повара Эрик Соом и Никита Дунай.
Стабильность поступления сырья дала возможность добиться высоких показателей. Весь экипаж трудился дружно, а главное — с большим желанием. За весь промысловый рейс было выработано мороженой продукции 7003 тонны, что составило 183 процента к плану. Изготовлено рыбной муки 224,3 процента, технического жира — 334,6 процента к заданию.
Намного сложнее была обстановка в бригадах по изготовлению пресервов. Сырье для них было не из лучших: рыба не отвечала требуемым размерам, была калянусной. Бригадам пришлось заниматься сортировкой рыбы по размеру, а затем рядовой укладкой
в металлические банки. Немаловажную роль в повышении производительности труда сыграл договор на социалистическое соревнование между коллективом плавбазы «Фридерик Шопен» и экипажем плавбазы «Севрыба» из Мурманска. Соревновались как по приемке рыбы-сырца, так и по выпуску готовой продукции. Наши представители побывали на плавбазе «Севрыба», знакомились с организацией производства у северян. Каждые десять дней по радио подводились итоги. Много полезного дало нам это соревнование. Естественно, что следующий промысловый рейс в Баренцево море для наших судов, учитывая опыт работы плавбазы «Фридерик Шопен», будет значительно легче.
Своими результатами работы мы довольны. Готовясь к достойной встрече 60-летия Великого Октября и претворяя в жизнь исторические решения XXV съезда КПСС, коллектив судна с честью выполнит взятые обязательства.

Е. МАРУСИН, подшкипер плавбазы «Фридерик Шопен».


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В прошедшем рейсе на плавбазе «Фридерик Шопен" лучшим вахтенным рулевым признан по праву матрос первого класса Сергей Страхов, не так давно закончивший учебу в Пярнуском УКК.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Новая Конституция СССР, принятая на только что закончившейся сессии, вызвала большой интерес в экипаже. На н снимке вы видите первого помощника Юрия Колосова (второй слева), который знакомит с материалами сессии группу моряков плавбазы.

Фото В. ТРАКСА.
Памяти БМРТ-598 "Рихард Мирринг" и его экипажей. И ВСЕ-ТАКИ ПОБЕДА! - 11 10 1977
БЫЛО ВРЕМЯ, когда выражение «предрейсовая горячка», казалось, прочно прописалось на страницах "Рыбака Эстонии». В последние месяцы, однако, эти ненавистные для рыбаков слова все реже фигурируют и в газете, и на производственных совещаниях. Суровая дисциплина нынешнего промысла заставила, наконец, с полной серьезностью относиться к подготовке судов к выходу в море...
Так стоит ли вспоминать "старое"? Надо. Не только для того, чтобы подчеркнуть трудовое мужество рыбаков БМРТ-598 "Рихард Мирринг" в недавно закончившемся рейсе , который они завершили с весьма хорошими показателями (о них ниже). И для того надо чтобы не притуплялось чувство ответственности у тех, за чьи грехи и огрехи приходится расплачиваться рыбакам на промысле - тяжелым трудом, нервами, риском, которого могло бы не быть.
...На разборе рейса БМРТ-598 возникла целая полемика вокруг трапа, который оказался с серьезными изъянами и принес немало неприятностей командованию судна, да и всему экипажу, уже в начале рейса, Получали трал перед выходом нормальный, в полной, что говорится, кондиции — на промысле оказалось: «не тот"... Отдел промрыболовства предъявил претензии к старшему помощнику капитана Т. Хасанову — почему доверился «бумажкам» (которые, известно, от стыда не краснеют) и не проверил качество промвооружения?
Ну, ладно, старший тралмастер был назначен на судно в последний день перед отходом — так ведь кто-то из добытчиков был на борту. Командование судна, в свою очередь, резонно возразило службе добычи: ведь сами же брали под контроль снабжение промвооружением, что же теперь одних нас во всем вините? «Дебаты» прервал заместитель генерального директора объединения: «прокол» с тралом, сказал он, это результат недобросовестного отношения к своему кровному делу и службы добычи, и ЦОЛ, где, кстати, работают и бывшие добытчики, и в некоторой степени — ответственных лиц БМРТ.
Вообще, надо сказать, судно оказалось укомплектовано промвооружением лишь процентов на 60 — 70, отмечалось на разборе рейса. В результате на промысле пришлось работать фактически одним тралом. Два часа тралили, два — ремонтировали: работать пришлось на тяжелых грунтах. Посчастливилось, правда, одолжить нужный трал — с двумя кутками — у мурманчан, с БМРТ «Петрозаводск", но это просто везение.
Произошла длительная заминка с получением лицензии, и пока ждали ее, из управления шли и шли разноречивые «ценные указания»: завтра вести промысел одного объекта, послезавтра — другого...
Наконец, когда утряслось с лицензией — она предусматривала сначала облов окуня, а потом мойвы, — на судне не оказалось промысловых планшетов.
Все это, вместе взятое, и породило на судне — по крайней мере, в первый период промысла, — обстановку нервозности и неуверенности. Кое-кто даже впал в уныние, безнадежно махнув рукой на «этот обреченный рейс". Кое-кто ударился в маниловщину: махнуть бы с севера в ЦВА, да разве ж «там» (читай — в управлении) поймут, пойдут навстречу...
Теперь самый раз привести итоги выполнения рейсового задания экипажем БМРТ «Рихард Мирринг»: вылов составил 107,5 процента, мороженая рыбопродукция — 138, товарная — 106,8, в том число пищевая — 114,9 процента. Коэффициент использования сырца на пищевые цели — рекордный в нашем объединении на сегодняшний день: 93,6 процента!
Оказался невыполненным план по разделанной продукции. Но тут уж вины экипажа нет; не было подходящего сырья. Зато задание по спецразделке значительно перевыполнено — 165,4 процента. И что не менее отрадно, очень высокий процент направления сырца на пищевые цели. Благодаря чему, а лучше сказать — кому, удалось найти выход из, как утверждали пессимисты, «безвыходного» положения?
Отвечая на этот, отнюдь не риторический, вопрос, начинать следует, конечно же, с капитана-директора. Борис Григорьевич Демидчик и на этот раз, в этом сложном и столь неудачно начинавшемся рейсе, продемонстрировал свои лучшие качества — и как промысловика, и как руководителя и организатора судового коллектива. Вот как отозвался о нем один из опытных моряков, выходивший с капитаном в этот рейс: «Район, в котором нам довелось работать, он знает так, как иной заядлый грибник не знает свой излюбленный лес». Какое значение это имело, сошлемся на такой пример. Выше мы упоминали о том, что на судне не оказалось промысловых планшетов. Работать к тому же пришлось на изрядных глубинах, да еще в одиночку, на протяжении 10 суток. Понятно: находись в этом квадрате другие суда, можно было бы воспользоваться их опытом, информацией, советами, Но чего нет, того нет.
Пришлось уйму времени затрачивать на поиск. Хорошо — не подвела рыбопоисковая аппаратура — «в руках» электрорадионавигатора Евгения Кондратьева она действовала отменно, но только на нее ставку делать было, конечно, нельзя. Решающее значение здесь имело то, что капитану уже приходилось, когда-то работать здесь и по памяти он знал основные характеристики данного промрайона. Но, как уже сказано, осложняло положение то, что работать пришлось фактически единственным тралом. Но рыба пошла на палубу и в рыбцех. И когда подошли другие суда, БМРТ «Рихард Мирринг» предоставил им всю необходимую информацию... Экипаж Б. Демидчика занял первое место в промрайоне в тот период, и никто, конечно, не оспаривал этого очень справедливого решения.
А когда с БМРТ-598 запросили помощи в промвооружении, таковая была немедленно оказана мурманскими рыбаками. Их добытчики с готовностью вызвались помочь и словом и делом своим таллинским коллегам, и это было тем более, кстати, что служба добычи на «Рихарде Мирринге» оказалась, в общем-то, молодой — большинство рыбаков новички, опыта недоставало.
Хоть и «по штату» ему это положено, все же нельзя не отметить особую роль, которую сыграл капитан-директор Б. Демидчик в борьбе за максимальное направление рыбы-сырца на пищевые цели. В этом деле благих пожеланий и стремлений мало — нужен опыт. А в составе экипажа почти каждый четвертый вообще впервые шел в рейс, многие — новички на данном судне. Носителями же и пропагандистами опыта, который имеется в виду, была хоть и немногочисленная, зато очень активная группа людей, по праву считающихся ветеранами БМРТ-598: сам капитан, рефмеханик Семен Бузуверов, матросы первого класса Владимир Кузин, Сериожа Начкебия (рулевой), старший механик Борис Лазарев, бывший в рейсе секретарем парторганизации, второй механик Валерий Двинских, принятый в рейсе кандидатом в члены КПСС, и некоторые другие. Большой вклад в борьбу за рациональное использование сырца внесли машинисты скороморозильных установок АСМА — «морозилки» в течение всего рейса работали на полную мощность, не зная перебоев, а тем паче — каких-либо поломок и повреждений. Постарались С. Безуверов и его рефмотористы; знающий свое дело, технику Константин Королев и молодые, но старательные и толковые ребята — Яков Кисель и Геннадий Возняк. Что ж, у них были достойные наставники и старшие товарищи.
Душой и ударной силой производственной службы были коммунисты — рыбмастер Владимир Кучинский (чья комплексная бригада — мастер добычи Сергей Колесник, профгрупорг кандидат в члены КПСС матрос Игорь Нугманов — заняла первое место по итогам соцсоревнования в рейсе), Данил Нестенко, технолог Владимир Хименков, возглавлявший судовой комитет. За личную примерность в работа здесь, в рыбцехе, инициативный и добросовестный труд большинство рыбообработчиков неоднократно отмечались в приказах капитана-директора, а такие моряки, как Алексей Мазуренко, Александр Верескун и другие их товарищи по цеху, занесены на судовую Доску почета. Но, конечно, не только матросы-рыбообработчики: на ту же Доску почета были занесены электрик Александр Погорелов, лебедчик Валентин Петрунин, электрогазосварщик Василий Воробьев и т. д. — то есть представители всех служб.
В составе экипажа к концу рейса насчитывалось 68 ударников коммунистического труда, 15-ти из которых это почетное звание присвоено было впервые. Это говорит о многом. И в том числе — о том, что администрация судна чутко реагировала на добрые дела рыбаков, всячески отмечала и выделяла тех, кто трудился с полной отдачей, не покладая, как говорится, рук. Это — важно. Это имеет большое значение не только для тех, кого поощряют, но и для тех, кто поощряет. Без взаимопонимания, доброжелательности друг к другу в море, в рейсе, да еще таком, какой выпал на долю экипажа БМРТ "Рихард Мирринг", работать было бы трудно. Все досталось бы ценой гораздо больших усилий - физических и духовных, чем те, которые были затрачены. Если бы досталось вообще.
И тут слово признательности необходимо сказа по адресу первого помощника-капитана, Николая Филиппова. Человек, знающий промысел и море, сам не чуждающийся работы на подвахтах, в рыбцехе ли или на промысловой палубе, он, главное, знает и с пониманием относится к рыбакам, умеет не отмахиваться от «досадных" вопросов их и настроений. Терпеливость и терпимость - без этого нельзя говорить о доброжелательности. А этим щедро наделен Н. Филиппов — от природы, в силу жизненного опыта? Какое это имеет значение, в конце концов, важно, есть это у человека или нет. У первого помощника, к счастью, было. У капитана - тоже. И естественно, что дух взаимопонимания, доброжелательности и взаимопомощи - то, без чего немыслим желанный здоровый микроклимат в судовом коллективе - этот дух всячески прививался и руководством судна, и общественными организациями. Начиная, конечно, с партийной. И пусть была она не такой многочисленной - 13 членов КПСС и 1 кандидат — но зато достаточно активной и дееспособной. И, решая, казалось бы, сугубо производственные задачи — эффективности, качества, организации труда на подвахтах, в целом на промысле и т. п. коммунисты всегда помнили о тех, от кого непосредственно зависит успех работы. В этом — залог трудовой победы, которая и была одержана в минувшем, таком трудном и сложном рейсе.

Л. ФИРСОВ.