0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (714)
Памяти капитана Юрия Скучалина. ПО СТУПЕНЯМ МАСТЕРСТВА - май 1963
СРТ-4244 впервые уходил на промысел сельди в Атлантику. На плечи боцмана, выпускника Таллинского мореходного училища Юрия Скучалина, выпало немало дел. Ему пришлось руководить погрузкой промвооружения, соли, тары и заниматься грузчиками.
Все волновались: как-то пройдет рейс? Ведь даже у капитана Вайно Ноора не было опыта плавания в Атлантике, хотя он вдоль и поперек избороздил Балтику.
Но опасения были напрасными - план добычи экипаж выполнил на сто десять процентов.
Так, восемь лет назад, рыбаки СРТ-4244 первыми из наших судов открыли путь в Атлантику.
Эстонский промысловый флот пополнился новыми судами. Выпускник мореходки, Юрий Скучалин, наплававший нужный ценз, был назначен на должность штурмана.
Новый траулер, куда пришел Юрий , мало чем отличался от таких же судов, но молодому штурману он запомнился на всю жизнь.
В Норвежском море бушевал шторм. Неожиданно в носовом трюме появилась течь. Воду откачать не удалось. Судно стало зарываться носом. В машинное отделение проникла вода.
Выдержка и мужество штурманов Бедяева и Скучалина поддерживали у команды боевой дух. А капитан Сиверцев оказался не на высоте. В эту тяжелую для экипажа и судна минуту он спал пьяным в каюте.
Шесть суток шла напряженная борьба за жизнь судна. В темноте по световому сигналу с корабля, которым командовал Фридрих Тамм, Юрий Скучалин ввел полузатонувший траулер в защищенную от ветра бухту.
Так молодой судоводитель сдал экзамен на морскую зрелость и получил назначение старшим помощником к своему первому капитану Вайно Ноору.
В 1958 году Юрий Скучалин принял СРТ-4479 у Лембита Сонга. Молодой капитан показал себя замечательным судоводителем-промысловиком.
Пять рейсов сделало судно в Атлантику. И каждый раз судно возвращалось с победой.
Одной из первых команда СРТ-4470 включилась в соревнование за звание экипажа коммунистического труда, и первой в Эстонии получила звание – коллектив коммунистического труда.
Капитан Юрий Скучалин был удостоен высшей правительственной награды - ордена Ленина.
...Много пройдено морскими дорогами. Много еще предстоит пройти. Кавалер орден Ленина, старший помощник капитана дизель- электрохода "Альбатрос" Юрий Скучалин уверенно держит курс по пути , указанному ленинской партией.

А. СЕМЕНОВ
Два коммуниста, два рядовых партии. - 26 12 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Их имена хорошо знают на флоте. Справа — капитан дальнего плавания Павел Писарев. Он плавает на промысловых судах с 1956 года. За это время вырос с младшего штурмана до капитана-директора БМРТ-368. За успехи в выполнении государственных планов Павел Писарев награжден орденом Ленина. Опытный промысловик является умелым воспитателем и организатором экипажа. Особенно был успешным последний рейс БМРТ 368. План добычи рыбы выполнен на 140.6 процента, общая экономия составила 112 тысяч рублей.
Слева — капитан-директор БМРТ-350 Сергей Хорохонов. В канун открытия партийной конференции экипаж этого судна рапортовал о досрочном выполнении плана шестого года семилетки. И в этом немалая заслуга опытного руководителя, умелого воспитателя коммуниста Сергея Хорохонова.
За высокие трудовые показатели Родина наградила Сергея Хорохонова орденом Трудового Красного Знамени.


А. СОЛДАТОВ, капитан-наставник, делегат конференции.
Памяти капитана Вайно Ноора. РЫБАЦКОЕ СЧАСТЬЕ - 07 11 1964
Капитан Вайно Hoop — известный человек в рыб- ном порту. Рыбаки, что постарше, особенно хорошо знают его. Человек он скромный, скуп на слова, о себе вообще не любит говорить. А рассказать ему есть о чем.
Что он плавает уже 12 лет, — этим у нас никого не удивишь: все плавают. А вот то, что прокладывать промысловую трассу из Эстония в Атлантику ему довелось первому, — тут есть чем заинтересоваться.
Было это в 1955 году. Тогда существовала Пярнуская рыбопромысловая база «Госморлов». Бедная была база, да и размах не тот, что сейчас: 2 MPT, 1 PP. 25 СТБ, выходили на промысел в Рижский, Финский заливы, Ирбенский пролив. Рыбы вылавливали немного. Сделали как-то попытку выйти в Балтику, но неудачно.
И вот 3 июня СРТ-4244 — калининградское судно, переданное Пярнуской базе. — отправилось в Северную Атлантику. Капитаном шел Hoop. Четыре месяца длился промысел. Задание перевыполнили на 100 тонн рыбы.
А ведь команда была — все новички в промысловом деле. Да и работать пришлось с сетями, а не с тралом. Не было рола, сететрясильных машин — не то, что сейчас. Но работа спорилась, каждый чувствовал плечо друга, Учились добывать рыбу и обрабатывать ее тут же, на промысле. В рейсе многое зависит от капитана, даже наст роение. Hoop всегда был спокоен, уравновешен. Никогда не повышал голос. Такой он и сейчас. Выдержка не изменяла ему и в критические минуты, когда что-нибудь не ладилось. Внимательно следил он за поиском рыбы, за постановкой и выборкой трала, умело руководил производством. Все это благотворно действовало на экипаж, на работу.
Вернулись в базу 16 октября. Сделали сами ремонт судна — и опять в рейс, уже по проложенному пути. Вот так и осваивалась Атлантика. Когда вернулись со второго рейса, была уже создана Таллинская рыбопромысловая океаническая база, и СРТ-4244, вместе с командой перешел к ней. Многие участники первого рейса продолжают и сейчас плавать. Трофимов Василий Андреевич, бывший III механик, сейчас плавает старшим механиком. Иван Федорович Славицкий, старший механик, да и сам Вайно Матвеевич Hoop прошли большую промысловую школу. Где только им не пришлось побывать: и в Атлантике, и в Норвежском, Баренцевом морях. Но этот рейс никогда ими не забудется, как не забывается любое крупное событие в жизни.
Мог ли думать когда-либо раньше дед Ноора, что его внук поведет большое рыбопромысловое судно, да еще в Атлантический океан! Шутка ли сказать — от утлой рыбацкой лодчонки со ставным неводом — до оборудованного сложнейшими приборами и аппаратурой, рыбопромысловыми механизмами, судна!
Да, рыбаки на острове Муху такого и не представляли. Море было для островитян всем: и надеждой, и бедой, бедой чаще, чем радостью. Лодка да невод — основное богатство рыбацких семей. Из поколения в поколение промышляли жители Муху рыбой, которую торговцы покупали у них по самой низкой цене. Денег хватало на скромное житье. Нелегко приходилось отцу Вайно, Матвею Ноору: семья - семь человек. Почти и не видели детства Вайно и его братья. Помогали отцу в море. Тяжелая, изнурительная работа изматывала силы, притупляла мысли, чувства: гребли до кровавых мозолей, вытаскивали невод, выгружали улов — вручную.
Советская власть все изменила. Другим стал и рыбак. Потянулся к знаниям. На помощь мускульной силе пришла техника, автоматика.
Испытала веяние нового времени и семья Нооров. Вайно закончил рыбопромышленный техникум, получил направление в Мурманск. Плавал штурманом, потом приехал в Пярну, ему и предложили вести СРТ-4244 в первый рейс.
Брат Вайно, Эндель учился на курсах в Пярну по усовершенствованию квалификации плавсостава и теперь работает в Хаапсалу на рыбокомбинате. Младший брат Рауль остался на острове в рыболовецком колхозе. Сестра Хелью поступила учиться в Таллинский техникум легкой промышленности.
Радуется мать за своих детей, разве могла она мечтать раньше о таком счастье? Дети рыбака получили образование, стали грамотными, культурными людьми, высококвалифицированными мастерами своего дела.

Р. СЛЫНЬКО.
НАВСТРЕЧУ ШТОРМУ - 24 10 1964
«УРАГАН» УХОДИТ В МОРЕ


«Ураган» уходит в очередной рейс. 110 суток спасатель будет работать в Норвежском море.
— Впереди штормы, но на любой сигнал бедствия мы придем тотчас же, — уверенно говорит первый помощник капитана В. Плиткин. В его каюту входит старший помощник Анатолий Иванов. Разговор становится оживленнее. Они вспоминают прошлые рейсы, суда, которым приходилось оказывать помощь, свою нелегкую работу.
Экипаж «Урагана» борется за звание коллектива коммунистического труда. Настроение у команды приподнятое, взволнованное, особенно у тех, кто идет первый раз на спасателе.
Например, кок Яков Абрамович Цейтин. Человек пожилой, но веселый.
— У меня работа какая: картошку чистить хлеб печь, обеды, ужины готовить. Экипаж накормить — дело ответственное: работать будет легче.
— Какое блюдо вы особенно любите? — спрашиваем повара.
— То, которое любит команда, а отгадаю его во время рейса, — лукаво отвечает Яков Абрамович.
Знакомимся с врачом Наиной Зингфельд. Она идет в море хоть и не первый раз, но на судне недавно — в 1963 году закончила Тартуский университет. Экипаж «Урагана» в ее лице имеет внимательного, знающего свое дело специалиста.
У нее своя программа на рейс. Ее интересует, как влияет мускульное напряжение на человеческий организм. Она хорошо знает тяжелый труд рыбаков. И как человек, и как врач не может быть равнодушной к окружающим.
Пожелав успеха Нонне в ее работе, мы прощаемся с ней.
Выходим в коридор. Каюта III механика, На наш стук выходит молодой человек, приветливо приглашает войти. Знакомимся.
Юрий Маргулян рассказывает, что судно подготовлено отлично. Сами сделали текущий ремонт: почистили котел, подготовили главный двигатель. — Надеемся, что в рейсе все будет в порядке, — добавляет он.
Капитан Вячеслав Викторович Богданов рассказываем, что во время стоянки в порту экипаж не тратил времени даром. Проводились занятия по отработке всех видов спасательных тревог, готовили судно к рейсу. Так что команда идет в поход во всеоружии знаний и техники.
— Продовольствием и оборудованием нас тоже снабдили полностью. В любое время, при любых обстоятельствах сможем оказать необходимую помощь тому или иному рыболовецкому судну.
— Собираемся вызвать на соцсоревнование спасатель из Калининграда по обслуживанию флота и сохранности судна.
Так обстоят дела на спасателе «Ураган». Пожелаем и мы ему, как говорят рыбаки друг другу перед уходом в море — 9 футов под киль!

С. ВАСИЛЬЕВА, Н. ПЛЁС.
Капитаны рыбопромысловых судов за 8 месяцев 1964 года
СРТ
1. 4292 Соболев, Алексеев
2. 220 Сериков, Козин
3. 211 Зенев, Косарев
4. 4452 Вербицкий, Иванов
5. 4424 Альшанский, Зозуля
6. 222 Трунов, Перевозчиков
7. 4544 Малов, Кошурников
8. 4283 Хорьков, Масубони
9. 4326 Марков, Бабаев
10. 4344 Чебуханов, Кошурников
11. 4371 Аверин, Сериков
12. 4510 Анслан, Малько
13. 221 Дорошенко, Часовитин
14. 4572 Шишкин, Мамренко
15. 4451 Карнаухов
16. 4574 Хожайлов
17. 4543 Смородский
18. 4244 Сангель
19. 4559 Иванов-Левинзон
20. 210 Бронников, Масленников
21 4291 Маротканов
22. 4425 Бабаев, Дружинин
23. 4327 Бурлак
24 4545 Степанов
25. 4575 Зубанов, Тютрин
26. 4481 Зозуля
27. 212 Нарышкин
28 4511 Дерушев, Папаев
29 219 Зелка. Альшанский
30. 4479 Морозов, Чеботарев
31 4590 Рысаков
32 209 Перевозчиков, Анциферов
33 4250 Алексеев, Барбакадзе
34 4588 Молодцов
35 4558 Подъячев
36 4480 Смородин
37 4282 Меркулов, Морозов.
38 4390 Часовитин, Чебуханов
39 4515 Абоймов
40 4259 Валлемаа, Забегаев


СРТР
1 9080 Леонтьев
2 9101 Ломтев, Падалко
3 9097 Еськов, Трунов
4 9045 Сусский, Шематонов
5 9103 Шематонов, Червяков
6 9131 Панин, Аскилейскири
7 9032 Карулин
8 9046 Сухопалов, Червяков
9 9058 Малько, Чесноков, Куприков
10 9161 Москалев, Нечкин
11 9120 Токмаков
12 9121 Сергеев, Гигиберия
13 9156 Меркулов
14 9062 Спирин
15 9082 Цветков
16 9122 Нечкин
17 9110 Косарев. Вербицкий
18 9031 Гигиберия, Масубони
19 9130 Кузовков, Сафонов
20 9026 Бедяев, Заботин
21 9057 Сафонов, Сенкевич
22 9063 Аскилейскири, Кладиев
23 9107 Копылов
24 9102 Керкель, Hoop. Зенев
25 9041 Котов, Мяссак
26 9027 Сериков
27 9124 Кулягин, Ноор
28 9109 Романов, Лысенко
29 9139 Соколов
30 9040 Баланин, Пироженко
31 9123 Спицын, Пироженко
32 9108 Веллемаа, Тютрин

БMPТ
1 368 Плешаков, Писарев
2 355 Белогорцев
3 333 Дергунов
4 227 Нечитайло
5 350 Хорохонов
6 384 Еськов
Капитаны рыбопромысловых судов ТБОРФ на 5 декабря 1965
БМРТ
368 Плешаков, Бабаев, Сенкевич
350 Хорохонов, Белогорцев, Бабаев
431 Чеботарев
333 Дергунов, Плешаков
229 Червяков, Юров, Сенкевич
355 Сергеев, Белогорцев
227 Тамм, Рысаков

СРТР
9101 Ломтев
9130 Сафонов, Копылов
9040 Пироженко
9058 Прудцев, Кухтинов
9124 Анциферов
9121 Гигиберия
9063 Кладиев, Николаев, Заботин
9097 Трунов, Евсеев
9122 Керкель, Чесноков, Карулин
9110 Вербицкий, Симонов
9080 Нечкин, Кулаков
9120 Нарышкин
9161 Смородский, Масленников
9131 Аскилейскири, Падалко

СРТ
1045 Карауш
4527 Бурлак, Кухтинов
4451 Карнаухов, Минаев, Спирин
4479 Сериков, Соколов
4390 Прий, Крайнов, Суменков
4510 Молодцов
4557 Малов, Трунов
4589 Бедяев
4480 Геде, Масубони
4250 Барбакадзе
4326 Хожайлов
4371 Храмцевич
4191 Смородин, Сафонов
4259 Забегаев, Фоменко
4511 Ерохин, Фисан
4283 Орлов, Альшанский
4574 Марков
4545 Плещев
4558 Перевозчиков, Бабаев, Подъячев
4543 Нелюбович, Дорожко
4575 Тютрин, Ильченко
4244 Сериков
4452 Прудцев, Морозов, Соколов
4292 Соболев
4291 Масленников
4544 Кунегин
Памяти капитана Алексея Нарышкина. Есть такой капитан – 06 11 1965
ДАВНО ли Алексей Нарышкин учился в Таллинском рыбном техникуме, перед экзаменами подолгу засиживался за книгами. Волновался, как и все. А теперь он штурман дальнего плавания, более пяти лет несет вахту на капитанском мостике.
Время наложило свой отпечаток на бывшего студента. На лице появились морщины. Одна из них бежит через весь лоб, две другие коротенькие, появились возле кончиков губ. А плечи раздались, стали шире.
Про Нарышкина говорят; хороший человек, опытный капитан. И то и другое верно. Как капитан он известен в Таллинской базе океанического флота тем, что его экипажи ни разу не возвращались в порт без плана.
А люди, с которыми он плавал, говорят откровенно: "Душевный человек, рассудительный, никогда не повышает голос. Всегда в требованиях ровный."
Комсомольско-молодежный экипаж СРТР-9027, которым он командовал, в числе первых был удостоен почетного звания коллектива коммунистического труда. Приходилось Алексею исполнять обязанности капитана-наставника. Трудная и хлопотливая должность. То одному нужно помочь, то другому, а кое-кого и научить, подсказать, как брать большие уловы. И Алексей Нарышкин успевал всюду.
Вот что рассказывает бывший капитан СРТР-9032 Стебаков об Алексее Нарышкине.
-- Как-то мы вели промысел в Северной Атлантике. Нам дьявольски не везло. План судна "летел". Кажется, с дрифом делали все, что бы выйти из прорыва, но бесполезно. Ставили полный порядок, выбирали - хвосты.
Пришлось вызвать наставника, посоветоваться с ним.
Две недели мы жили, как говорится, душа в душу. Алексей Нарышкин помог нам выйти из прорыва, план мы перевыполнили.
Я многому научился у Нарышкина, понял, как нужно вести настоящий поиск..
Весть о том, что за бескорыстный труд Алексей Николаевич Нарышкин Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени, пришла в то время, когда он находился в море.
Десятки поздравительных радиограмм получил Алексей от друзей и товарищей. Теплых и сердечных.
Так пришло признание, трудовая слава.
...Время летит незаметно. Почти совсем недавно Алексей Нарышкин вышел в свой первый капитанский рейс. А сейчас на мостике рыболовного траулера стоит опытный капитан, орденоносец. Экипаж, которым руководит он, выполнил предоктябрьские обязательства и вступил в социалистическое соревнование за достойную встречу XXIII съезда КПСС.

А. КВАШНИН
СПИСОК КАПИТАНОВ СУДОВ ТАЛЛИНСКОЙ БОРФ – 15 09 1965
БМРТ
368 Плешаков, Бабаев Сенкевич
396 Нечитайло
227 Тамм
333 Дергунов. Плешаков
384 Еськов, Писарев
229 Червяков, Юров
355 Сергеев, Белогорцев
350 Xopoxoнов, Белогорцев, Бабаев

СРТР
9026 Заботин
9062 Малов, Карнаухов
9082 Перевозчиков, Спицын
9123 Башкатов, Дунашев
9103 Шематонов, Иванов-Левинзон
9046 Копылов, Трунов
9109 Лысенко, Вербицкий
9063 Кладиев. Николаев
9122 Керкель, Чесноков
9040 Пироженко
9032 Карулин
9110 Вербицкий, Симонов
9027 Зелка, Малков
9101 Ломтев 9058 Прудцев
9108 Зубанов, Абоймов
9107 Hoop, Керкель
9130 Сафонов, Копылов
9124 Анциферов
9121 Гигиберия
9097 Трунов, Евсеев
9102 Эйдельнант, Hoop
9045 Сусский
9156 Меркулов
9041 Спирин, Мальцев
9057 Папаев
9139 Чеботарев. Башкатов
9080 Нечкин, Кулаков
9131 Аскилейскири, Падалко
9120 Нарышкин
9031 Падалко
9161 Смородский, Масленников



СРТ
4282 Алексеев, Рябов
4515 Абоймов, Котляр
4451 Карнаухов, Минаев
4425 Дружинин, Прий
1045 Карауш
4557 Малов
4191 Смородин, Сафонов
4590 Сангель
4390 Прий, Крайнов
4559 3абегаев, Иванов-Левинзон, Бурлак
4572 Мамренко
4480 Геде, Масубони
4326 Хожайлов
4479 Сериков, Соколов
4344 Подъячев, Анушенков.
4424 Хорьков
4481 Веллемаа
4259 Забегаев, Фоменко
4510 Молодцов
45.74 Марков
4283 Орлов, Альшанский
4558 Перевозчиков, Бабаев
4452 Прудцев, Морозов
4292 Соболев
4545 Плещев
4327 Бурлак, Кухтинов
4511 Ерохин
4544 Кунегин
4250 Барбакадзе
4575 Тютрин, Ильченко
4291 Масленников
4371 Храмцевич
4543 Нелюбович, Дорожко

Данные на первое сентября 1965 года.
Памяти капитана-директора ПБ «Украина» Вячеслава Аркадьевича Знаменского - 10 07 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Свободное время капитан-директор плавбазы «Украина» Вячеслав Аркадьевич Знаменский посвящает морскому моделированию. Сейчас он заканчивает модель плавбазы, которой командует. В работе ему помогает его сын-ученик 23-й Таллинской школы Игорь. Игорь любит слушать рассказы отца о дальних плаваниях, о мужественных и отважных людях, покорителях голубой целины.
Кто знает? Пройдут годы, и, может быть, на смену отцу придет его сын.

Фото А. Дудченко.
Памяти ТР «Иней» и его экипажей. МОРСКОЕ БРАТСТВО - 22 05 1965
У СРТ-9102 вышел из строя ВРШ. О дальнейшей работе на промысле не могло быть и речи. Надо идти на ремонт. Но и своим ходом тащиться с банки Джорджес не так-то просто. На выручку пришел транспортный рефрижератор "Иней".
Прямо скажем, нелегкую задачу взял на себя капитан А. Сиемер - значит идти самым малым ходом, со скоростью девяти узлов, а где взять буксировочный трос? Его нужно без малого шестьсот метров. Да и море не особенно баловало погодой. Однако капитан верил в свои силы и умение команды.
Буксировочный трос связали по предложению капитана: 100 метров стального конца, затем пятьдесят метров капронового швартового конца, вновь 200 метров стального троса.
Когда начали буксировать, провешивание оказалось малым, и концы лопнули. Аксель Сиемер предложил С. Эйдельнанту, капитану траулера, отдать три якорные смычки - все-таки дополнительно семьдесят пять метров.
Так и пошли. День и ночь вели наблюдение вахтенный матрос и штурман за буксируемым судном. При крутой волне конец рвался. Тогда на шпиль выходил боцман Сергей Шайдов с матросами Анатолием Кравцом, Альфредом Велья, Геннадием Тарасевичем, Уно Сутен, Виталием Григорьевым.
"Иней" ложился в дрейф, а боцманская команда старалась вновь завести буксир.
Спустя несколько суток суда вошли в Ла-Манш. Здесь аварийный траулер был передан латвийскому спасательному буксиру "Стойкий".
Экипаж транспортного рефрижератора "Иней" выполнил с честью долг морского братства.

А. КАЛИНИН