РТМК-С-903 "Штральзунд . СНОВА НА ПРОМЫСЛЕ - 15 03 1990

Автор
Опубликовано: 2340 дней назад (20 декабря 2017)
0
Голосов: 0
Хроника начала рейса

Итак, "Штральзунд" снова в рейсе. Это третий рабочий рейс РТМК-С-903. Первые два завершились успешно, а как пройдёт этот? По погоде — для Тихого океана — время не самое лучшее: в Южном полушарии захватим осень, шторма, туманы. Но море есть море, работать приходится не глядя на погоду...
В Кальяо из Москвы на подмену летели двумя группами. Я — в первой, 28 человек. Группа в основном из комсостава, те, кто сможет сразу же притупить к приёмке судна. Остальные — около восьмидесяти человек — во главе с капитаном-директором Ч. Лукашевичем вылетали из Москвы на следующий день.
Не считая обычных неурядиц с отдыхом — всё же в Москве провели сутки, — всё обошлось нормально.
Судно от ПЭ-2 приняли без замечаний, механики кое-что уточняли по ходу дела, получили снабжения.
И вот тут нас ожидала первая неприятная неожиданность. Не доставили консервные этикетки. Конечно, консервы можно изготавливать и без них, а оклеить надже, как бывало на "суперах". Но это— когда счёт шёл на тысячи, ну, десяток-другой тысяч банок. А если сотни тысяч? Кто связан с производством консервов на судне, поймёт, сколько времени будет потрачено понапрасну. Словом, рейс начался... Впереди — переход на промысел.
Переход должен продлиться около десяти дней. Это — время подготовки к работе. С чего же её начинать? Моё мнение, что одно из главных условий успеха моральный настрой экипажа. Конечно, некоторые впечатление сложилось уже за время перелёта, в первые дни ещё в Кальяо, когда принимали судно. Некоторых членов команды, в том числе из комсостава, знал по предыдущим рейсам. Но даже если знаешь многих, но по разным рейсам, это ещё не коллектив, в разных рейсах человек проявляет себя по-разному...
Начал с более подробного знакомства с каждым человеком. Даже в самой короткой, но доверительной беседе, наедине человек раскрывается полнее, легче найти общий язык.
Машинная команда, обработчики, добытчики — все занимались делами по своим заведованиям, проверкам, готовились к промыслу... Настроение у всех хорошее, трудовое. Закрепить бы его.
Действенным шагом к сплочению экипажа считаю общесудовое собрание. Службы к этому времени уже "разобрались" внутри себя, более или менее увидели "кто есть кто", но в целом коллектив ещё не сложился, не слился в единое целое.
О предстоящих на рейс задачах говорили и на предотлётном собрании в Таллинне, всё всем вроде бы было понятно, слушали и представителей отделов и служб, но настроение-то у всех было "чемоданное", ещё все мысли и заботы были дома, с семьям».
А у собрания на судне — на строй иной. Чеслав Брониславович ещё раз рассказал о предстоящем рейсе, начальники служб добавили по своей части, выяснили многие вопросы... Очень правильно поступал капитан, что не отмахивался ни от каких вопросов, не ссылался, что, дескать, на берегу надо было решать. Терпеливо и подробно объяснял всё, что спрашивали, решали вместе.
Да, общесудовому собранию предшествовало партийное, так что коммунисты пришли с подготовленными предложениями по созданию общественных организаций. Экипаж в большинстве поддержал их и то, что эти предложения не были "готовыми рецептами", что их обсуждали, тоже пошло на пользу.
Вообще должен сказать, что в этот период партийная организация помогла во многом и мне, как первому помощнику, и вообще — администрации судна. Так же и в дальнейшем, когда приступили к промыслу. Несмотря на то, что партийная организация у нас невелика, всего 19 человек, но именно коммунисты явились той авангардной силой, которая дала определённый настрой во всей работе.
На общесудовом собрании приняли социалистические обязательства по выполнению и перевыполнению производственных заданий. Вылов решили выполнить на 105 процентов, выпуск пищевой мороженой продукции
— на 101, разделанной — на 102, продукции улучшенного ассортимента (тушка, филе) тоже на 102, изготовить консервов — 105 процентов к плану, рыбной муки и жира изготовить 103 и 101 процент соответственно. Пищевой и товарной продукции в денежном выражении — 101 и 104 процента.
За счёт рационального использования материальных средств решено сэкономить на 3,5 тысячи рублей промвооружения, тары и упаковочных материалов — на 500 рублей, ГСМ — 150 тонн условного топлива.
В обязательства записали также активно добиваться высокого качества продукции, эффективности и надёжности в эксплуатации судового оборудования, механизмов, не допускать случаев их выхода из строя, не допускать нарушения правил технической и противопожарной безопасности, участвовать в техническом творчестве, изыскивать резервы производства. Ну, и ещё несколько пунктов в том же направлении. Не забыта и трудовая дисциплина.
И вот хочу позволить себе высказать некоторые соображения но этим вопросам. Не устарела ли форма нашего соцсоревнования? Вот наши обязательства: почти все пункты, на 90 процентов, если не больше, входят в служебные или должностные обязанности или в правила поведения моряка на борту и в инпортах. Предположим, мы взяли обязательства "добиваться высокого качества выпускаемой продукции" . Ведь всё равно стремились бы работать без брака, иначе он ударит по собственному карману, не говоря уже о простой добросовестности. А в некоторых случаях пункты соцсоревнования
— набор громких, ничего но существу не означающих слов.
Или о выполнении плана. Вот мы взяли обязательство: задание по вылову выполнить на 105 процентов. Почему именно 105? Ведь в прошлом рейсе этот показатель был выполнен на 125 процентов, так же и в предыдущем. По разделанной продукции берём обязательство 102, а выполняли и в полтора раза больше. Нет. я отнюдь не за обязательства или планирование "от достигнутого". Но в чём реально стимулируют такие, явно заниженные, обязательства? Стимулирует начисление премии — по пищевой заморозке в натуре и товарная в денежном выражении.
Реальны обязательства по экономии материалов (в особенности при введении хозрасчёта), промвооружения, ГСМ. По поиску и выявлению резервов. Есть возможности реального соревнования в машинной группе. И вполне реально внутрисудовое соревнование между бригадами, вахтами, индивидуальное, а также парное, между судами.
Наверное, мне могут ответить: "На кого же ты жалуешься? Ты политический руководитель на судне, вот и добивайся неформального соцсоревнования". Всё так, жаловаться мне не на кого, но всех нас, большинство, по крайней мере, давит неизжитая ещё формалистика, боязнь отступить от заданных догм.
Да, и к тому же такой вопрос надо поднимать не на одном судне, не в одном рейсе, надо выработать принципиальное отношение, учитывая современные требования, переход на новые формы хозяйствования и подключиться к этому следует, в первую очередь, профсоюзу.
...Вот уже и месяц миновал на промысле. Первый трал совпал с новым годом и с первых же дней наш "Штральзунд" работает на переходе, полностью освоено оборудование, а это помогло быстро выработать устойчивые навыки в труде на всех рабочих местах.
А главное,— сложился хороший коллектив, активно работают общественные организации, объединяющие представителей всех служб. Здоровый морально-психологический климат способствует достижению первых трудовых успехов. Этому же послужила и благоприятная промысловая обстановка, которую стараемся использовать полностью.
Уже можно подвести итоги. За минувшее с начала промысла время выловлено более двух тысяч тонн рыбы. Закончили выполнение задания по выпуску спецразделки (тушки). Близится завершение и другого показателя — по филе. И сделан существенный задел по ряду других заданий — выпуску пищевой и товарной продукции, рыбной муки, жира.
С первых же дней образцы в работе показывают бригады мастеров обработки С. Козлова и А. Громова, отлично трудятся обе бригады добытчиков под руководством мастеров П. Малиновского и В. Красенко. "На равных" также держат первенство вахты второго механика В. Бондаренко и третьего механика В. Пхиденко, впереди вахта третьего помощника капитана А. Трофимова. Собственно, в числе отлично работающих можно было бы перечислить весь экипаж. Держит "Штральзунд" свою "марку", трудовых традиций не нарушает.
И тем досаднее становится несвоевременная доставка этикеток для консервов. Чья тут недоработка, не знаю, но в результате за минувший период недодана государству четверть миллиона банок консервов на сумму 200 тысяч рублей! Конечно, приложим все усилия, чтобы выполнить все показатели, но, как говорится, "всё же. всё же..." рыбка-то уплыла.
И вот опять "трудный" вопрос. Почему — этикетки? Почему не переходим на литографированные крышки? Дорого? Не думаю, этикеточная бумага тоже не дешева, к тому же её и не хватает... А сколько экономилось бы труда!
...Наверное, к тому времени, как мои эти заметки обойдут полсвета и из Тихого океана попадут на берега Балтики, пройдёт уже около половины рейса. Но уверен — своих темпов экипаж не сдаст.



В. КУРАПОВ, первый помощник капитана РТМК-С-903 "Штральзунд".
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!