КАКОВО ЭТО БЫТЬ ДИРЕКТОРОМ.

Автор
Опубликовано: 3433 дня назад (8 декабря 2014)
0
Голосов: 0
ПОЗВОЛИТЕЛЬНО ВСЁ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО.
Древние мудрецы подметили:- Не приведи Господь родиться в эпоху войн и больших перемен в устройстве государства. Меня же угораздило появиться на свет в годину «Великого перелома», когда партия с гордостью объявила о полной победе социалистического ведения хозяйства на селе, закончившейся неслыханным по масштабу голодомором. Оклемавшиеся, партийные активисты бросились в индустриализацию и чистку рядов от всех колеблющихся и сомневающихся, а я на деле испытал, каково это зваться «сыном врага народа». Вскоре оказалось, что всё происшедшее с моим отцом не иначе, как напраслина, и поклёп вражеских элементов на честных советских служащих. Отец вернулся из лагеря и был восстановлен во всех правах, такое ещё случалось в юриспруденции до процессов 1937 года. Всего несколько довоенных лет достались ему на элементарное человеческое счастье – спокойной семейной жизни. Грянувшая война переложит все заурядные заботы мужика по дому на плечи его несовершеннолетнего огольца - сына. С песнями и трудовым подъёмом моё поколение восстанавливало порушенное войною хозяйство. Однако, в семье не без урода, случались и такие типы, что беззастенчиво отлынивали и филонили от общественных забот. Злостных тунеядцев преследовали по закону, а самых неисправимых депортировали за сто первый километр. Зато на государственном уровне считалось довольно престижным высокое мастерство, достигнутое в любой из профессий: чабана, либо учёного.
Всё бы путём, кабы не призрак войны, денно и нощно витающий над ежедневным бытом, пугая народ, недавно переживший войну, атомной бомбардировкой. Не позволяли забывать об угрозе новой бойни обязательные учения по гражданской обороне и повальное строительство бомбоубежищ. Подобные мероприятия здорово отравляли юношеские мечты и планы на будущее. «Лишь бы не было войны» твердил средний статистический обыватель, мирясь со всеми тяготами жизни. О настроениях того времени подмечено в бабушкиной частушке:
- С неба звёздочка упала, прямо милому в штаны…
Ширли, мырли, ширли мырли, лишь бы не было войны.
Весь Мир с облегчением вздохнул, когда, попугав друг друга Суэцким и Карибским кризисами, и поняв, что победителя в ядерной войне не будет, замирились две сверх державы. Тут бы и дать много страдательному народу отключиться от государевых повинностей, да одарить его небольшим передыхом. Но разве партия стерпит подобное безобразие, и генсек-кукурузник поставил задачу:- Догнать и перегнать по валовому продукту Соединённые Штаты. Щедрый на посулы, генсек - волюнтарист поклялся, что на зависть всему свету в 1980 году советский народ всем скопом очнётся в коммунистическом Рае. После него и череды ничем не примечательных личностей, находящихся в довольно преклонном возрасте, к обещанному волюнтаристом сроку с новыми идеями пришёл молодой генсек. Даже не заикнувшись о Земном Рае, новый партей геноссе заявил: «Процесс пошёл. Позволено всё, что не запрещено». И пошло, поехало. Как грибы после дождя выскочили на свет Божий кооперативы, совместные предприятия и зелёные баксы вместо трудовых рублей. Появились первые бомжи и олигархи. Выходит, что супротив чего государство семь десятков лет боролось, на то оно и напоролось. На исторической спирали завершился цикл, и Россия возвратилась «на круги своя». Выходит ни к чему были три революции, гражданская война, коллективизация, ГУЛАГ, их всех перечеркнула перестройка. После партийного семидесятилетнего эксперимента над собственным народом, совершив политический разворот на сто восемьдесят градусов, новый генсек повёл страну назад, теперь уже к «сияющим вершинам капитализма». Народ, напичканный постулатами социалистической экономики, вдруг очнулся у входных ворот на задворках свободного рынка – новой спасительной панацеи, обещанной последним генсеком.

Коммерция должна быть такой же, как религия и наука: не испытывать ни любви, ни ненависти. (Семуэль Батлер).
В верхах Производственного объединения «Океан» за закрытыми дверями под покровом секретности готовились смахивающие на махинации перемены. Начальник портового флота в разговоре tet a tet разъяснил мне ситуацию:- готовится всеобщая приватизация, а объединению «Океан» приказано предоставить самостоятельность всем структурным подразделениям. Рыбный порт станет самостоятельной единицей и сам разделится на: собственно порт, нефтебазу, автобазу, холодильник и портовый флот. До поры до времени владельцем судов портового флота останется рыбный порт, буксиры он передаст в аренду с правом дальнейшего выкупа какой-нибудь пока ещё не созданной акционерной компании. Посоветуй своим дружкам капитанам не ждать, пока появиться некий дядя Вася-водопроводчик с пожеланием составить договор об аренде судов. Можешь представить себе, что натворит он с вами и вашими экипажами. Кстати, арендой буксиров уже заинтересовался «тишайший и хитро мудрый мальчик» - профсоюзный босс порта Панкин. Кто его снабдит деньгами на первый арендный взнос, остаётся только догадываться. Профсоюзную кассу порта он держит у себя в сейфе и предусмотрительно не сдаёт. Так что пока не поздно соображай и быстрее чеши репу.

В каюте капитана МБК «Мынту», принимали гостей: бывшего своего старпома, а теперь капитана МБК «Тасуя» Г. Л. и капитана СЛВ - 7 П. А.
Совещание кончилось не раньше, чем каждый выхлестал по три пол литровые кружки чёрного кофе, а стрелки судовых часов застыли на двух часах ночи. Давно пора бы и расходиться, но возникла пауза. Казалось, прилетел и устроился в уголке каюты тихий ангел, но его спугнул А. П. прозаическим вопросом:- А как ты мыслишь распределение наших обязанностей?
- Ни ты, ни я не владеем государственным языком, и само собой Г. должен представлять компанию на высшем уровне, как её директор. Я неисправимый профан в денежных вопросах, не люблю, да и к своему стыду не научен торговаться. Говорят, что там, где хохол учует запах грошей, даже еврею делать нечего. Так что принимайся за дела коммерческого директора.
- Но ты не сказал, кем хочешь быть сам и как желаешь назваться.
- Полагаю, вы не возражаете против моего назначения заместителем директора, или как теперь говорится, менеджером по флоту. В конце года мне стукнет полные шесть десятков, и настанет пора браться за давнюю мечту - выйдя на пенсию, завести пчёлок на даче. Вот только не хочется остаться без работы, и «покуда ходить я умею» очень хотелось бы не слазить с капитанского мостика «Мынту». Больно уж привычно, да и удобно два дня отдыхать на даче после суточной вахты. Поработаю с годик в конторе компании, отладим все нюансы и тогда с лёгким сердцем распрощаюсь с береговым креслом. Говорю «с лёгким сердцем» потому, что не желал бы чтобы на старости лет грызло раскаяние за то, что бросил на съедение дяди Васи-водопроводчика ребят из команды, которую подбирал десяток лет.
Против слова «менеджер» возражали оба директора, пока не пришли к согласию в таком вот виде: Г. Л.– генеральный директор буксирной компании, А. П.– коммерческий директор, а ваш покорный слуга – исполнительный директор. У каждого директора один решающий голос и по двенадцать акций компании с ограниченным капиталом.
Хлопнув себя по лбу, коммерческий директор вспомнил, что мы не позаботились о существенном, с чего начинаются все денежные переговоры.
– Так как зовётся наша буксирная компания? Желательно, чтобы это звучало на государственном языке. Тут мы оба уставились на генерального директора.
- Пусть будет Р. К. - Puksir Kompani – сказал Г.
- А если добавить слово об ограниченной ответственности компании – Limit, то получится ещё благозвучней аббревиатура - P K L – сообразил коммерческий директор. На том и порешили.
Собрать в темпе все необходимые бумаги по созданию компании помогло моё давнее знакомство с начальником коммерческого отдела «Океана». В этой гонке мы опередили всех конкурентов. Кое - кто из них не гнушался подлостей и запускал о нас самые невероятные слухи. Подобная «утка»:- всенародное достояние пожелала захапать беспринципная компания из хохла, еврея и одного полу эстонца – нас только развеселила. За еврея, очевидно из-за фамилии с окончанием на «–ич», сошёл я, а на основании «компромата» с чисто славянским именем и отчеством за «полу эстонца» был принят Г. На собраниях работников портового флота с гневными разоблачениями выступали одни и те же ораторы. Убедительнее и громче всех говорил молодой капитан МБК «Калевипоэг» Анатолий С., а его доводы порой казались даже нам убедительными. Он предлагал создать подобие народного предприятия в Югославии, где каждый работник получал акции, число которых зависело от личного вклада и времени работы в портовом флоте. В те дни «Мынту» проходил очередной доковый ремонт на Таллинском судоремонтном заводе, и вся наша команда стала невольным свидетелем разразившегося там скандала. На ТСРЗ была проведена приватизация по типу, предлагаемому капитаном «Калевипоэга». Шустрая дирекция завода плевать не хотела на протесты коллектива, и в открытую набивала карманы, распродавая дефицитные материалы со складов, цеховое оборудование и уникальный станочный парк завода. Пришлось взять слово и под смех толпы развенчать «Югославскую идею «народного предприятия».

Получив телефонное сообщение об утверждении в государственных структурах легитимности нашей компании, генеральный директор дал мне первое важное поручение. - Надо встретиться с юристом, рассчитаться с ним за услуги и забрать лицензию.
Видимо у юриста было не счесть таких, как мы клиентов, он очень торопился, и пачку денег засунул в портфель, даже не пересчитывая. В готовой лицензии буксирной компании оказалась не заполненной одна строка – название компании. Услышав PKL, юрист сделал глаза квадратными и здорово огорошил: оказывается, под этой аббревиатурой уже зарегистрирована буксирная компания в порту Мууга.
- Быстрей соображайте, торопил нетерпеливый стряпчий. А на ум как назло приходила лишь бесшабашная мура. Да добавьте хоть одну букву, например «Е», и будет ЕPKL Эстонская Буксирная Компания, подбросил идею стряпчий и не ожидая согласия, заполнил графу лицензии.
Меня не раз потом обвиняли в плагиате с названием компании. Оставалось только сопеть в две дырочки, но только не признаваться, что нашим «крёстным отцом» является безвестный стряпчий с «большой дороги» перестройки.
Заделавшись арендатором, ЕПКЛ обязывалась выплачивать арендную плату владельцу буксиров - рыбному порту. Размер аренды напрямую зависел от числа и продолжительности буксирных услуг судам Объединения «Океан» Как нереальные, сразу пришлось отвергнуть прошлогодние средние статистические данные по часовой занятости в работе портовых буксиров. Приходы – отходы и неизбежные перешвартовки промысловых судов Объединения резко сократились из-за перебоев со снабжением промыслового флота топливом. В конечном счёте, мы сошлись на цифре в пять часов производительной и платной работы одного буксира в сутки. На деле даже такой смешной цифры не в состоянии гарантированно обеспечить нам «Океан». Это наглядно вытекало из существующего расклада прихода-отхода судов при работе в новых условиях. Напрашивался вывод, что для удовлетворения всех потребностей флота Объединения достаточно наличие в порту двух буксиров. Один буксир у нас оказывался лишним, и ему надо искать работу где-то на стороне. Коммерческий директор от кого-то слышал, что Ленинградский порт в недостаточной мере обеспечен современными и мощными буксирами, а по соседству на нефтебазе в порту Ломоносова военные приторговывают дизельным топливом. А от капитана плавбазы «Ф. Шопен» С. стало известно, что перестраиваясь на новые формы экономического сотрудничества Объединение «Океан» занялось первобытным натуральным обменом продукции с главной Балтийской нефтебазой ВМФ:- мы вам рыбное филе, а вы нам дизельное топливо. Кто бы мог подумать, что вечный «работяга» - плавбаза «Ф. Шопен» займётся чистой воды контрабандой. Плавбаза становилась на якорь на внешнем рейде порта. Днём с неё выгружали короба с мороженой рыбой, а за две - три тёмные ночки, портовый заправщик заливал в необъятные танки плавбазы около трех тысяч тонн дизтоплива. Таким Макаром всё складывалось к взаимному удовольствию. На фактически сворованном топливе «Океан» отправлял на промысел в Атлантику парочку - тройку супер траулеров, армия кормила солдат рыбой, а генералы набивали мошну баксами.
Не долго думая, как два молодых петушка безрассудно бросаются в драку, так и мы с коммерческим директором ринулись в командировку в Питер, и там впервые столкнулись с настоящими «зубрами» перестройки. Местные умные люди быстренько показали нам от ворот поворот и, не солоно хлебавши, мы возвратились домой. Тем не менее, полученный опыт стоил наших затрат денег и времени. Сориентировавшись, мы поняли: надо выходить на собственных военных, пока они не покинули базу в Палдиски и надо налаживать связь с капитанами судов Река-море, у них, как принято на российских судах, обычно излишки топлива, которыми и следует поживиться по сходной цене.

НА ЛОВЦА И ЗВЕРЬ БЕЖИТ.
С топливом единолично разбирался коммерческий директор, он известный мастер торга и сбивания цен, а меня, как исполнительного директора мучил и не давал покою вопрос: чем занять третий «лишний» буксир, когда платных работ не хватает на двоих. Народная мудрость подсказывала:- На ловца и зверь бежит». Поэтому нельзя только пропустить момент.
Рядом с местом стоянки «Мынту», на пустующей площадке причала зафыркали моторами автомобили-лесовозы, и тревожно зазвякал портовый кран, складирующий шести метровый лес – кругляк. Нас попросили освободить причал, а к лесному штабелю подвёл и швартует громадную баржу-площадку однотипный с «Мынту» буксир «Сатурн». Капитаном «Сатурна» оказался старый знакомый, раньше ходивший со мною на производственном рефрижераторе «А. Крейцвальд» третьим помощником. Вскоре «за рюмкой кофе» капитан «Сатурна» В. выложил полную информацию по практической деятельности судна. Под флагом частной компании «Нестеров и сын» буксир «Сатурн» денно и нощно таскает баржу с лесом между портами Прибалтийских республик и шведскими портами. Понятное дело, собственный лес шведы берегут, предпочитая пускать на переработку в целлюлозу дешёвый товар с Прибалтики. Окрылённые свалившейся халявой, шведы про запас и на многие лета складируют горы леса на всех пустырях прилежащих к собственным портам. А бывшие Прибалтийские республики, включая Россию, продолжали рубить свой лес.
Капитан «Сатурна» предоставил полную свободу для осмотра своего судна. А главное выложил солидную пачку документации по переоборудованию портового буксира в линейный буксир с правом трамповых рейсов между портами Балтийского моря. На палубе «Сатурна» обнаружилась смонтированная и чрезвычайно заинтересовавшая меня буксирная лебёдка с 250 метрами 28 мм стального троса. Кем и где она была изготовлена неизвестно, но на производство Made in USSR выдавали угловатость её форм и явственная перестраховка на прочность всей конструкции. Капитан позволил сфотографировать все места судна, подвергшиеся переоборудованию. Познакомил с нюансами погрузки – выгрузки леса, наработанным опытом буксировки баржи в штормовую погоду, правилами перевозке леса, и пр. пр. Дал адреса и телефоны грузоотправителей и грузополучателей. Во что не смог до конца посвятить он, так это тарифные ставки за перевозку груза.
- Доход – расход - коммерческая тайна, мне она неведома, т. к. дисбурсментскими счетами лично занимается сын Нестерова Андрей. Он парень нормальный, без всяких закидонов. Вечером могу тебя с ним познакомить – пообещал Виктор.
Совет директоров с энтузиазмом принял к сведению мой доклад. Особенно воодушевила ремарка г-на Нестерова сына на мой довольно бестактный вопрос о средней цене за перевозку кубометра леса на милю пути. Улыбнувшись, Андрей сказал: - как будущему конкуренту не скажу тебе правды, но как моряк - моряку замечу, дело стоит всех затрат.
Совет постановил.
1. Заказать в частном проектно-конструкторском бюро проект переоборудования МБК «Тасуя» в линейный буксир. Ответственный за исполнение - коммерческий директор.
2. Найти координаты завода изготовителя малогабаритной буксирной лебедки и заказать её изготовление. Ответственный исполнительный директор.
3. Используя личные связи с бывшими работниками навигационной камеры, разыскать возможные заначки со склада камеры и закупить: гирокомпас «Амур», радиопеленгатор, средневолновую радиостанцию «Ласточка» или любую иную с аварийным каналом 500 метров. Ответственные – исполнительный и коммерческий директоры.
4. В соответствии с новыми требованиями ИМО (Международная организация по безопасности на море) подготовить всю требуемую конвенционную документацию по СУБ (Системе Управления Безопасностью) мореплавания и предотвращению загрязнения моря. Ответственный – исполнительный директор.
- Пункт № 1 попросту невыполним без наличия документов на буксирную лебёдку - доложил коммерческий директор, укоризненно смотря в мою сторону. Имидж не спасла даже моя дружба с мастером по лагам Володей, быстро разыскавшим всё нужное нам навигационное оборудование. Весь интерес триумвирата директоров теперь зациклился на буксирной лебедке.
– Как дела с лебёдкой - вместо доброго утра здоровался со мной генеральный директор. А я с утра продолжал обзванивать все известные судостроительные заводы и верфи в поиске завода-изготовителя. Финская судоверфь «Вяртсилла» быстро откликнулась, предложив по дешёвке неликвидную лебедку с океанского буксира-спасателя. Если бы эту лебёдку удалось разместить на палубе «Тасуи», та, не выдержав нагрузки, вместе с лебедкой тут же булькнула бы на дно. От навязываемой почти бесплатно паровой буксирной лебёдки со списанного буксира типа «Рюрик» пришлось сразу отказаться из-за чрезмерных веса и габаритов, а так же неимоверно большой стоимости на переделку, значительно превышающую изготовление нового изделия.
Догадавшись пошарить на Российском речном флоте, наконец, удалось выйти на связь с главным инженером Белозёрского судоремонтного завода, - главным поставщиком буксирных лебёдок речному флоту бывшего Союза.
- Москва словам не верит, мне нужны твёрдые гарантии. Хотите лебёдку, приезжайте на московский речной вокзал, там и поговорим,- отрезал главный инженер, вешая трубку.
– Надо кому-то ехать в Москву, сказал исполнительный директор генеральному.
- На завтра закажу на тебя билет на самолёт – ответил генеральный.
- Два билета - поправил его исполнительный. Второй билет нужен на механика Ивана Г. Он может глотать водку, как лошадь воду и всегда оставаться трезвым, а мне, как заурядному слабачку, необходима поддержка. Можешь представить себе попойку, которой обычно заканчиваются коммерческие сделки в России. И кроме всего мне необходима охрана, ведь перевозимая сумма предоплаты стоит того.
В выборе своего телохранителя я не ошибся, механик с «Мынту» крепко меня поддержал, иначе в нетрезвом состоянии мог бы навсегда затеряться в бурлящем людском потоке московского метро. Как бы то ни было, через неделю главный инженер на стареньком грузовичке ЗИЛ с номерами московской области лично прибыл с лебёдкой в Таллин.
Получив документацию лебёдки, конструкторам впору бы браться за составление проекта переоборудования буксировщика, и составлять «Расчёт буксировки «Тасуей» типовой баржи-площадки с лесным палубным грузом в 6000 куб/метров».
Если по проекту переоборудования судна проблем не оказалось, его просто скопировали с однотипного по корпусу буксира «Сатурн», то с «Расчётом буксировки» у конструкторов окончательно не заладилось. Развиваемое «Тасуей» тяговое усилие на гаке значительно превышало усилие, развиваемое «Сатурном» - буксиром старого типа и меньшей мощности. Опять всё упёрлось в буксирную лебёдку, вмещавшую на барабане всего 250 метров троса, при требуемых на волнении моря как минимум 500 метрах. Проектировщики, поняв неразрешимость задачи, от составления «Расчёта» отказались, и снова возникла патовая ситуация. Дело в том, что Международная Морская Организация окончательно оборзела, введя в действие недавно разработанную СУБ (Систему Управления Безопасностью) представляющую собой казённый набор судовых правил и инструкций, а их проверку поручила портовым властям. «Сатурн» уже разок подвергся набегу шведских портовых властей, и от неминуемого ареста его спасли лишь местные грузовладельцы.
Пришлось обложиться пестрящей математическими формулами специальной литературой, чтобы каждую свободную минутку посвятить ликбезу конструктора-корабела. Наконец выход был найден. С добавлением к 250 метрам стального троса бухты синтетического каната, полностью обеспечивалась «игра буксирного троса» на волнении моря. Теперь надобно доказать это математически. Пришлось две недели не расставаться с калькулятором, считать и пересчитывать, составлять таблицы и чертить графики. За неделю до отплытия «Тасуи» самодельный «Расчёт прочности буксирного устройства и усилий на буксирном гаке МБК «Тасуя» при скорости буксировки в шесть узлов и волнении моря в шесть баллов» одобрил и утвердил главный конструктор Департамента Водного Транспорта.

По истечению месяца работы буксирной компании бухгалтер ЕПКЛ подбила бабки и выставила счёт за буксирные услуги бухгалтерии «Океана». Минули все сроки, однако денег на наш счёт так и не поступило. На тревожные запросы был лишь один ответ: - денег на счету «Океана» нет, и когда будут, не знаем. По агентурным сведениям на подходе с промысла ожидаются один за другим два супер траулера с полными трюмами мороженой рыбы, консервами и рыбной мукой общей стоимостью свыше десятка миллионов. Назревает самый подходящий момент для востребования долга.
- Господа, надо идти на крайние меры. Управленцы Объединения «Океан» считаются только с силой. Давайте устроим забастовку по-итальянски:- мы, мол, работать хотим, но не можем. Пишу телефонограмму.
«Генеральному директору п/о «Океан», копия начальнику Главрыбфлот инспекции, копия Капитану рыбного порта.
- Из-за невыплаты «Океаном» счетов за услуги буксиров ЕПКЛ оказалось без средств не только на зарплату экипажей, но и на закупку дизтоплива. В расходных топливных цистернах буксиров остался аварийный запас только на случай чрезвычайного положения в порту. Все портовые буксиры с сегодняшнего дня поставлены в отстой».
Генеральный директор ЕПКЛ: Г. Л.
Генеральный колебался, видно, что ему и хочется, но колется. Он не спешил ставить свою подпись, а предлагал ещё подождать и отредактировать текст в более дипломатичную форму.
- В таком случае отправляю писульку от собственного имени и, заменив слово «Генеральный» на «Исполнительный» директор, сам подписал телефонограмму.
Начальник по сбыту Объединения предупредил с глазу на глаз:- денежек, ребятки, вы не дождётесь, «Океан» весь в долгах, как в шелках. Берите, пока дают натуральным продуктом. Так, не имея лучшего выбора, буксирная компания оказалась владельцем вагона рыбной муки, сотни коробов консервов: «Сардины в масле» и двух сотен коробов замороженного филе хека.
Короба хека коммерческий директор быстро разбросал по столичным и пригородным магазинам, но магазины даже на пробу отказались брать консервы. С консервами надо что-то срочно предпринять, ими заполнены не только подсобка и бухгалтерия, но и рабочие кабинеты. Ящики с консервами путались под ногами, и бухгалтер высказала здравую мысль:- пока банки не вздулись от жары, надо срочно раздать их работникам компании в счёт зарплаты за июнь.
Нас недолго терзал вопрос: что делать с рыбной мукой, с ней случилась нежданная оказия! И как тут снова не вспомнить поговорку: «На ловца и зверь бежит». Коммерческий директор на совете директоров доложил, что его посетили спортивного вида молодцы, отрекомендовавшиеся Красноярскими предпринимателями. Они готовы взять на комиссию по цене 50 долларов за мешок муки весь вагон целиком. Ни о каких гарантиях, ни о предоплате даже не может быть и речи, уж больно ребята крутые. Если мы поверим им на слово, через неделю на наш счет в банке поступит полный расчёт в баксах. Я просто в панике! Что будем делать?
- Если эти хлопцы действительно из красноярской мафии, то их слову можно верить, за Уральским хребтом с этим делом строго,- как мог, успокоил исполнительный директор сам себя и коммерческого директора. Действительно, больше ничего нам не осталось делать, как только поверить, тем более что наш вагон с мукой уже исчез с тупика порта. Слава Богу, у нас хватило коллективного ума и воли не поднимать крика по этому поводу.
И тут нам крепко повезло. Разбитные хлопцы действительно оказались из порядочной красноярской мафии, и ровно через неделю на нашем расчетном счёте появилась обещанная сумма.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!