Лента блогов
Памяти Ровбут Олега Михайловича«Антон Таммсааре" уходит в рейс - 11 09 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПОБЛЕСКИВАЯ белизной корпуса, БМРТ-355 стоит у причала. Идет уточнение последних деталей рейса, оформление документов. Около трех месяцев судно находилось в ремонте. Таллинские судоремонтники сделали все, чтобы с высоким качеством сдать траулер промысловикам.
Надо отдать должное бригаде слесарей В. Зайцева. Они ремонтировали дизели. И совместно с представителями администрации судна подписали гарантийный паспорт. Это значит, что двигатели обязаны работать без помех. Одним словом, теперь все будет зависеть от машинной команды. Умелая эксплуатация обеспечит надежность в работе.
А экипажу БМРТ-355 предстоит сделать немало. Надо выловить до конца года 29.350 центнеров рыбы. Внушительная цифра! Тем более, что к рыбопродукции требования повышенные. Она должна быть отличного качества.
Капитан Георгий Белогорцев просматривает рейсовое задание и спокойно произносит:
- Работа предстоит большая, серьезная. Предварительные расчеты показывают, что задание вполне выполнимо. Постараемся так организовать дело, чтобы к нам не было претензий. В общем, народ у нас хороший. Большинство экипажа — бывалые моряки, раньше ходили на больших траулерах.
Так что уверен, - дело будет.
... Последние рукопожатия. Портовые матросы снимают с кнехта швартовый конец.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Медленно разворачиваясь, "Антон Таммсааре" уходит на рейд.
Те, кто занимались организационными делами, не смогли успеть к отходу. Их доставит на борт судна трудяга - буксир.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Итак, снова в море. Снова туда, где пенные волны сердито и хлестко лупят о борта, где чайки, горланя, сопровождают рыбаков, где на палубу поднимают трал иногда до отказа забитый рыбой, а порою, до обидного пустой.
Счастливого вам плавания, друзья! Успехов на промысле.

Фото Г. Селюка.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВСТУПИЛ В СТРОЙ - 11 09 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ежегодно промысловый и транспортно-рефрижераторный флот Эстонии пополняется новыми современными судами. На многих из них стоит марка Гданьска. За свои хорошие мореходные качества суда, построенные на верфях Народной Польши, заслужили любовь и уважение советских моряков.
Одним из таких судов является плавбаза «Фридерик Шопен», недавно прибывшая в Таллинскую Базу рефрижераторного флота. Теперь она самая большая в ТБРФ. Это судно предназначено не только для приемки рыбы от промысловых судов. Здесь будет изготавливаться рыбная мука, консервы и другие виды продукции.
Все цехи оборудованы современной техникой и аппаратурой, что позволит значительно расширить производство рыбопродуктов. В частности, только морозильные камеры имеют производительность в девяносто тонн в сутки.
На «Ф. Шопене» прекрасные условия. Члены экипажа имеют возможность хорошо отдыхать. К их услугам вместительные салоны, красный уголок.
В настоящее время новая плавбаза проходит испытания, проверяются электрорадионавигационные и другие приборы и механизмы.
После испытания экипаж «Фридерика Шопена», возглавляемый опытным капитаном Владимиром Анатольевичем Ставровичем, выйдет в свой первый производственный рейс в район Атлантики.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаНе в джунглях - 25 09 1965
Представьте себе, что в ТМРП, как это практиковалось в столовых и магазинах, висят на каждом шагу таблички: "Диспетчеры, будьте взаимно вежливы с моряками".
И тогда бы диспетчер т. Страшнов, даже в самое жаркое время работы в порту, подойдя к плавбазе "Иоханнес Варес", распоряжался бы примерно так:
- Товарищи, уберите сетку от трапа и поднимите на палубу - ей здесь не место.
Но было все иначе.
Когда "И. Варес" заканчивал загрузку трюмов, к судну подошел Страшнов, окинул своим строгим взглядом махину и остановил свой взгляд на сетке, лежащей у трапа. Обыкновенная сетка, на которой поднимают рыбу или соль. Невдалеке помощник рыбмастера Василий Солинин руководил погрузкой тары.
- Эй вы, дикари! Мать вашу так, уберите сетку от трапа! - властным голосом прогремел диспетчер.
Рядом стоящие Солинин, матрос-рыбообработчик Иван Сидоров и я (не считая женщин) обомлели, будто нас хватили обухом по голове. Подумать только. В лексиконе русского языка столько замечательных простых и ясных слов, а представительный человек их не знает.
- Мы не дикари, а рабочие люди, - возразил Иван Сидоров.
- А твое, какое дело? - обрушился Страшнов на матроса и для солидности скрепил приказание веером ухораздирающих слов.
Иван Сидоров подошел к рядом стоящему старшему диспетчеру порта и попросил назвать фамилию грубияна.
- Виктор Страшнов, наш дежурный диспетчер, - сказал старший диспетчер и потом мягко добавил: - А зачем жаловаться, ведь Страшнов много миль исколесил по морям. Побывал во многих иностранных портах и вообще он ...
- Тем более, - вздохнул Сидоров, - пора бы научиться общаться с людьми!
И вот, задумываешься, кто же все-таки дикарь? И почему старший диспетчер вместо того, чтобы сделать замечание или наказать Страшнова за недостойное поведение, защищает его, выгораживает. А ведь каждый подчиненный хочет видеть в своем начальнике человека умного, воспитанного и культурного.
Будь ты штурман или начальник цеха на заводе, капитан дальнего плавания или начальник порта - ты всегда должен воспитывать подчиненных, учить их культуре.
Уж, коль тебе доверяют людей, то умей работать (!) с ними без оскорбительной ругани. Чуткость начальника к подчиненному — 50 процентов успеха в труде.
В данном же случае тов. Страшное своей грубостью погасил «огонек» у моряков, которым они горели в работе.
У всех остался неприятный осадок. Странно одно: некоторое считают, что сорное слово — гордость моряка. Пора бы «дикарям» помнить, что они находятся не в джунглях, а среди людей.

Г. ГЕРАСИМЕНКО
матрос первого класса СРТР-9046
Памяти Ровбут Олега МихайловичаФельетон. ЧЕЛОВЕК РАСПОЯСАЛСЯ – 04 09 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В машинном отделении БМРТ-368 шум работающих дизелей.
- Сколько у вас сэкономлено дизтоплива за рейс? - спрашиваем второго механика.
- Что-то около 12 процентов от общего расхода. - немного подумав, отвечает он. - Вообще на большую сумму...
В голосе второго звучат нотки чувства гордости.
- Зачем же вы тогда выбрасываете деньги за борт? - не отступаем мы, поглядывая, как из открытой магистрали хлещет фонтаном под паелы топливо.
Он пожимает плечами и, наконец, мимикой показывает: "На судне топливо по нулям". То есть, оно не числится по документам.
Осушительный насос успешно продолжает откачивать топливо за борт. — Это же преступление! — замечаем третьему механику.
Тот отвечает:
— Выполняю приказание. Спускаемся к мотористу, который только и смог объяснить:
— Получил указание замерить топливо. Выполнил. Намерил около40 тонн. Позднее сказали, откачать за борт. А что делать? Жить-то надо. Вот и качаю.
Бросаемся взывать о помощи... А судно себе идет, оставляя за собой радужную дорогу... Красиво, что даже слезу прошибает. Бежим к капитану.
— Семен Семеныч, куда это годится! Топливо за борт откачивают.
— Что же я его к себе в каюту заберу? — чеканит он.
— Сорок тонн — это преступление! - возмущаемся. - Как сорок? — всполошился капитан. — Не может этого быть. Мне доложили, что только вода. Где стармех? — кричит он, поднимаясь по трапу.
А топливо идет и идет за борт...
Вот и виновник этого «торжества» - старший механик Кривенко Владимир Иванович. После разговора с капитаном он бросается в машинное отделение и хватает вахтенный журнал.
Дрожащей рукой пишет: «Вахтенному механику произвести откачку конденсата после выпаривания топливных цистерн. При обнаружении чистого топлива перекачать в цистерну №8.
На этом кончилась подлинная запись. Кажется, все учел стармех. И то, что топливо пойдет под паелы, а потом за борт, никто не заметит. Попытаемся расшифровать запись стармеха. Какая могла идти речь о конденсате? Он появляется при выпаривании цистерн. Их же никто не выпаривал, так как там было топливо!
Стармех решил, очистить совесть, но запутался. Откуда у Кривенко такая нелюбовь к топливу? Все просто.
Судно становится в ремонт на завод. Там требование: емкости из-под горюче-смазочных материалов должны быть чистыми. Чем возиться с 40 тоннами, Кривенко решил, что их легче откачать за борт. Ничего не скажешь — разумный выход. Другой бы признал свою оплошность... А этот с апломбом:
— Кто сказал о топливе?
— Моторист Вьюн... Стармех сквозь зубы цедит: «Накажу негодяя». А сам звонит по телефону, требует «виновника».
Подходит моторист. Кривенко возмущается:
— Почему, не дали точные сведения о топливе?
— Я дал вам точные. Вот цифры на бумажке, которую вы держите.
Кривенко мечет громы и молнии ...
Совсем распоясался человек.

М. СТРОГИЙ.
(Наш корр.).
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти CPT-4515 и его экипажей. СОРЕВНОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ - 01 09 1965
ВСЛЕД за СРТ-4282 прибыл в порт и соревнующийся с ним СРТ-4515 (капитан И. Котляр). Если первый экипаж достойно занял первое место в выполнении годового задания, то экипаж CPT-4515 может быть также доволен результатами работы. За три с небольшим месяца рейсовое задание выполнено на 176,4 процента. Это рекордная добыча. Только отсутствие достаточного количества морозильных судов не позволило сделать больше и также завершить годовое задание - до него не хватило всего 39 тонн!
С первых дней на промысле судно вело дрифтерный лов, а затем перешло на траловый. Добыто около 3.600 центнеров сельди, мерланга, пикши и трески. Одно из условий соревнования с СРТ-4282 – высокое качество продукции. И экипаж это важнейшее условие выполнил с честью.
На судне было два коммуниста и восемь комсомольцев. Но партийно-комсомольская группа совместно с профсоюзной организацией (председатель судового комитета старший мастер добычи Виктор Мартсон), мобилизуя коллектив на выполнение рейсового задания, большое внимание уделил росту рядов ударников коммунистического труда. Коммунисты, комсомольцы и активисты профсоюза личным примером показывали образцы выполнения своего трудового долга.
Несмотря на нелегкие условия, старший механик Койт Алле сумел так распределить время, что при отличном несении вахты удалось провести профилактический ремонт вспомогательного оборудования. Ходивший впервые третьим механиком Владимир Беляев, получил в плавании крепкие практические навыки и многое сделал для улучшения обслуживания механизмов.
Удалось сэкономить около 8 тонн горючего. Машинная команда, постоянно оказывала помощь добытчикам и обработчикам. Надежно держал связь начальник радиостанции Виктор Крымский. Поэтому удавалось своевременно сдавать груз на транспортные рефрижераторы. Наша рыба никогда не залеживалась на судне более 12 часов.
На судовом собрании экипаж единодушно решил ходатайствовать о том, чтобы звания ударников коммунистического труда базовый комитет профсоюза ТБТФ присвоил старшему мастеру добычи Виктору Мартсону, мастеру обработки Соломонову, начальнику радиостанции Виктору Крымскому, старшему матросу-бондарю Владимиру Васильеву и другим семи членам команды. Ранее этого звания были удостоены 3 человека.
Коллектив СРТ-4515, продолжая социалистическое соревнование, горит твердой решимостью также досрочно завершить годовой план.

С. КРОСС
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти матроса Леонида Куткина. Полюбил я просторы морские - 01 09 1965
ЛЕОНИД КУТКИН матрос СРТ-4282

КУДА вы пойдете работать?
— спросил меня командир нашего танкового батальона во время демобилизации из рядов Советской Армии.
— На море, — твердо ответил я.
- Что же, желаю успеха, — сказал он и добавил,— но начинайте с самого малого и любую работу делайте также хорошо, как служили.
Наставление своего командира запомнил. Прошлый рейс впервые пошел в море на промысел в должности матроса без класса или как раньше говорили — юнгой. На лове вставал в 3 часа ночи, готовил рыбодобытчикам чай, нарезал хлеб, потом помогал коку готовить обед и сам разносил его уставшим на работе людям. Благодаря товарищеской помощи быстро привык к условиям морской службы и быта. Стал выходить помогать обрабатывать богатый улов - приобретал навыки рыбака.
В рядах Советской армии хорошо усвоил танковые моторы. Теперь хочу приобрести специальность моториста. Третий помощник Иван Лисняк охотно помогает мне изучать новую технику.
Я в этом плавании прочитал много книг. Хочется и дальше работать со своим дружным коллективом. Полюбил я рыбацкую профессию.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти старпома Геннадия Примакова. УВЕРЕННОСТЬ И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ - 01 09 1965
ГЕННАДИЙ ПРИМАКОВ старший помощник капитана , СРТ-4282

ПРИЯТНО сознавать, что этот рейс не только по результатам оказался хорошим, но и отличался необыкновенным трудовым задором, уверенностью в своих возможностях, целеустремленностью команды при выполнении задания. Ни один из нас не сомневался в том, что нас ждет успех. Это боевое настроение, подкрепленное высокой организованностью работы под руководством капитана Л Рябова, старшего механика А. Кременевского и других ответственных лиц, сопутствовало нам на протяжении всего длительного трехмесячного плавания.
Узнав о том, что в районе промысла мы будем соревноваться с коллективом однотипного СРТ-4515, многие члены экипажа завели свои собственные графики добычи, куда заносили результаты каждого траления и ежесуточной добычи. Каждая цифра горячо обсуждалась, сверялась с показателями, выдаваемыми администрацией судна. Это был хороший стимул для ударной работа каждого члена и всего экипажа в целом.
Особенно почувствовалось этою когда наши рыбаки узнали, что до выполнения годового плана осталось немного. И годовой план был в этом рейсе завершен! С превышением выполнялись не только количественные, но и качественные показатели. Рыбу обрабатывали тщательно, аккуратно. Сдавали ее на морозильные суда повышенной сортностью.
Из 3.450 центнеров общего рейсового улова 3.000 сдано в свежем виде. К хорошей организации следует отнести успешную техническую учебу в рейсе, освоение смежных и вторых рыбацкий профессий. Например, матрос Валентин Сухотько стал заметным мастером на шкерке рыбы. Часто он ставил рекорды на обработке. За одну минуту он успевал шкерить 15—18 рыбин. В течении часа около одной тысячи. Во время обильных уловов на его счету оказывалось несколько тысяч ошкеренных рыб.
Матрос-бондарь Александр Дериглазов освоил квалификацию мастера добычи. Второй специальностью за рейс овладел и боцман Станислав Школенок, который также познал тайны искусства мастера добычи. Рыбмастер Алексей Зыбин, матрос первого класса Роланд Раудвер, матрос Минимухамед Минкин и другие товарищи трудились не менее похвально.
«Большую рыбу», т. е. особенно удачный улов, выходили обрабатывать члены машинной команды — старший механик Анатолий Кременевский, второй механик Юрий Шикалов, моторист Михаил Барботько и другие.
Не забывал экипаж и о том, что добыть надо не только много рыбы хорошего качества, но и дешевой по себестоимости. Во всем соблюдалась экономия. Тщательно сберегалось промвооружение. Сети успешно использовались сверх положенного им времени службы. В сухую погоду их поливали водой из насоса че через 2-3 часа. Сэкономлено также много топлива и других материалов.
На переходах вырастали новые классные специалисты. Предварительные итоги рейса подтверждают, что хороших экономических показателей можно добиться лишь с хорошо подготовленной командой, знаю щей цель рейса, способной освоить одну-две и больше смежных специальностей. Это позволяет при всех трудностях выдерживать высокие скорости на добыче и обработке, ставить людей на те участки, где начинается затор.
Но такую слаженную команду получить, так сказать , в готовом виде не всегда возможно. Поэтому ее надо сколачивать с первого оборота винта при выходе на промысел. Именно, организованность и трудовой задор тогда и дадут хорошие результаты.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти мастера добычи Пустоветова Алексея. КАЧЕСТВО ПО ВСЕМУ ЦИКЛУ – 0109 1965
АЛЕКСЕЙ ПУСТОВЕТОВ старший мастер добычи СРТ-4282

КАЧЕСТВО рыбопродукции зависит от точного соблюдения технологии всего цикла добычи. Поэтому еще при переходе на промысел основное внимание было направлено на подготовку людей на отработку наиболее правильных и быстрых приемов на каждом рабочем месте.
Обычно весь цикл требует 10-11 человек на технологической линии. Во время же особенно больших уловов количество людей возрастало до 16 — вот на это количество и была рассчитана специальная подготовка.
На промысле наше предвидение оправдалось. Многие процессы не только укладывались в заданные нормативы, а выполнялись скоростными темпами. Выметку сетей на всю длину в 3000-4000 метров производили за 25 минут. Тщательное наблюдение позволяло вести выметку без задержек и повреждений.
Через 10-11 часов правильно поставленная дрифтерная сеть поднималась на борт почти всегда с хорошим уловом. А в июле однажды подняли рекордный улов - за один раз около 300 центнеров. Причем вели лов в любую погоду. Богатая добыча в течении 18 часов обрабатывалась и складировалась. Хорошо работали обработчики, матросы на рыбопосолочном столе, бондари, укладчики бочек в трюмах и другие.
Сельдь, которую мы добывали, благодаря этому имела хорошее качество. Все достижения закрепим, чтобы качество нашей рыбопродукции всегда было высоким.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти старшего моториста Виктора Григорьева . ПАРЕНЬ С «ИНЕЯ» – 19 08 1965
СКВОЗЬ гул машин и вентиляторов я только и смог расслышать: «Виктор Григорьев, старший моторист». Так назвал себя невысокий, плечистый паренек с приятной улыбкой.
— Плохо слышно. — жестами объяснил я ему.
Тем же способом он предложил следовать за ним. В небольшом помещении, куда мы пришли, было сравнительно тихо. Это мастерская. Здесь чисто. Всюду порядок. Аккуратно сделанный верстак, стеллажи для инструмента сразу привлекли мое внимание. Виктор заметил это:
— Сами сделали, — сказал он.
Как будто что-то вспомнив, энергично прошел в угол помещения, взял большое кольцо, внимательно осмотрел его.
— Давайте беседовать и ремонтировать деталь. Согласны?
На транспортном рефрижераторе «Иней» Виктор Григорьев не новичок. Несколько рейсов ходил на этом судне. Сначала был матросом. Неплохо справлялся со своими обязанностями. За безупречный труд имел благодарности. Но сердце лежало к другому - машине. Любит технику парень. И специальность у него техническая - шофер. Свободные минуты Виктор проводил в машинном отделении. Все же новое дело осваивалось с трудом.
Понятно - судовая машина не автомобиль. А в корабельной библиотеке почти не было книг по избранной специальности.
При таком положении легко отступить от задуманного. Но Виктор не из тех, кто пасует перед трудностями. «Настырный», — говорят уважительно о нем товарищи.
Григорьев детально изучил машинную документацию, схемы. Помогали товарищи. А механик раздобыл парню необходимую литературу. И вот приказом капитана Виктор переведен в машинную команду мотористом.
Как-то во время рейса забилось отверстие для смазки подшипника главного двигателя. Очень опасная неисправность. Если своевременно не заметишь ее, может произойти авария. И судно, которое с нетерпением ждут на промысле, будет вынуждено остановиться. Виктор и его товарищи не допустили этого. В короткое время ликвидировали неисправность. Григорьев считает, что именно за этот случай его фотографию поместили на Доске почета.
Легко и увлеченно рассказывал парень о своих товарищах, о нелегком моряцком труде. Я смотрел на блестящие ровные кольца, лежавшие на верстаке, и думал, что с хорошим человеком посчастливилось мне познакомиться.
Виктор коммунист. Он член судовой ревизионной комиссии. Много хлопотливых дел приходится решать ему. Одно время команда жаловалась на плохое приготовление пищи. Виктор вместе с другими народными контролерами проверял работу камбуза. Оказалось, что повара готовили пищу по принципу «тяп-ляп»... Были приняты необходимые меры. Жалобы прекратились. Виктор навел порядок и в обеспечении команды су дна спецодеждой. Как это нередко бывает — спецовки доставляли «на глазок». Вот и получалось, что небольшие по росту матросы палу чал и «геркулесовы» спецовки.
В последнем рейсе В. Григорьев был уже старшим мотористом. Дел прибавилось. Отвечать приходилось не только за участок работы, но и воспитание подчиненных.
Мечтает Виктор поступить в мореходное училище. У напористых людей мечты всегда становятся действительностью.

В. БОЛТАК, крановщик ТМРП.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти капитана Льва Рябова, СРТ-4282 и его экипажей. ЕСТЬ ГОДОВОЙ! – 01 09 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СРТ-4282 - 01 09 1965


В ОБЫДЕННЫЙ повседневный ритм рыбного причала ворвались бодрые звуки марша. На пирсе группа празднично одетых людей. Радуют глаз цветы, ярко блестят трубы духового оркестра. Здесь же с мамой маленький Валерий Кременевский. Сегодня ему исполняется 4 года, а папа - старший механик СРТ-4282 как раз возвращается из рейса с необычным подарком - судно намного раньше рока выполнило годовой план добычи рыбы. Встретить торжественно победителей и собрались представители общественных организаций, родные, друзья.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

родные и близкие встречают СРТ-4282 - 01 09 1965


Когда судно ошвартовалось, капитан Л. Рябов доложил начальнику ТБОРФ Л. Калошину об успешном выполнении задания. За 87 суток промысла выловлено 3.450 центнеров рыбы. Этим же рейсом завершено и годовое задание: при плане 7.600, добыто 8.070 центнеров.
На палубе состоялся короткий митинг. Л. Калошин, его заместитель Б. Жуков, заместитель начальника экспедиции по политчасти Н. Ермолаев горячо поздравили экипаж с трудовой победой. Они пожелали рыбакам хорошего отдыха, приятной встречи со своими семьями и новых успехов в следующем рейсе. Экипажу была преподнесена в подарок радиола.
В ответном слове капитан Л. Рябов от имени своих товарищей заявил, что экипаж и впредь будет держать высоко знамя социалистического соревнования, добывать для любимой Родины больше рыбы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рябов Лев капитан СРТ-4282 - 01 09 1965


Капитан Л. Рябов сообщил нашему корреспонденту:
—Наша команда СРТ-4282 соревновалась в этом рейсе с экипажем СРТ-4515. Сначала, мы шли намного впереди. Затем они стали догонять. Мы им готовы были оказать любую возможную помощь. Радостно, что и они достойно завершили рейсовое задание.
Все 23 члена нашего коллектива трудились на редкость дружно. Ежесуточно поднимали на борт более чем по 40 центнеров рыбы. Трудно выделить кого-либо от дельно из наших товарищей - настолько сплоченно выходили все на работу. Отлично несли свои обязанности третий помощник капитана Анатолий Петерсон, второй механик Юрий Шикалов, радист Николай Худолей, матрос Иван Петренко и остальные.