«МАРТ СААР»: ЭКИПАЖ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА – 27 07 1976

Автор
Опубликовано: 2226 дней назад (27 марта 2018)
0
Голосов: 0
Провожали экипаж БМРТ-253 "Март Саар" на промысле с беспокойством и надеждами одновременно. Направлялся он в отдаленный район Атлантики, новый для рыбаков "Океана", хотя там уже промышляли другие суда "Запрыбы" и, судя по сводкам, весьма успешно, но... Сошлемся хотя бы на то, что по прибытии в этот самый район
оказалось, что штурманские карты, мягко говоря, не совсем соответствовали действительности, особенно в части, касающейся рельефа дна, характера грунтов и т. п.; а самое досадное - и неожиданное - то, что основного объекта, на добычу которого был ориентирован план рейсового задания, как раз не оказалось, и пришлось дважды переоборудовать рыбцех, приспосабливаясь к обстановке. Все это не только т. н. "непроизводственные потери" драгоценного промыслового времени - а нервы, сомнения, неуверенность?
В обычном-то, так сказать, рядовом, заурядном рейсе эти моральные издержки тягостны, что же говорить об особом рейсе "Марта Саара"? Ведь это был первый рейс в новую, десятую пятилетку – пятилетку эффективности и качества. И рукой подать - до открытия XXV съезда партии...
Встречали мы экипаж «Mapта Саара» в середине июля. Торжественно, с музыкой и цветами. Как положено, встречать победителей. Капитан-директор Иван Васильевич Синькевич рапортовал: рейсовое задание по вылову выполнено на 132 процента, по пищевой рыбопродукции - на 155,3, товарная - 150,3 процента, вся рыба выпущена в разделанном виде. Изготовлено значительное количество ценной рыбопродукции, не предусмотренной рейсовым заданием...
Алела над головами моряков, собравшихся на торжественную церемонию встречи, горделивая надпись — «Экипаж коммунистического труда». В январе, когда БМРТ-253 отправлялся в дальний рейс, ее не было — высокое звание это экипаж завоевал уже на промысле. После того, как ему дважды присваивалось в рейсе первое место: сначала — это было в апреле — за наибольший вылов за месяц среди промысловых судов ЭРПО «Океан», потом — в мае — за лучшие показатели стоимости пищевой рыбопродукции, а также по вылову и заморозке.
Но это — одна сторона дела, сделанного экипажем БМРТ «Март Саар», назовем ее «стороной» эффективности. Другая — качество изготовленной рыбопродукции: рекламации на нее не поступило. Кажется, теперь это стало славной традицией «Марта Саара»: уже в рейсе экипажу траулера был вручен диплом главка «Запрыба» за высокое качество рыбопродукции, изготовленной в предыдущем, 1975 году.
ЗАМЕТКИ об этом трудном и победном рейсе БМРТ-253 начинать, конечно, следует с капитана-директора траулера. «Конечно» — потому, что именно Ивану Васильевичу Синькевичу — капитану с богатейшим рыбацким опытом и интуицией принадлежит особая заслуга в том, что удалось быстро преодолеть те многочисленные и, главное, неожиданные трудности, которые обрушились на экипаж в начале промысла. Основные из них мы уже упомянули: явно неблагополучное положение с запланированным объектом, из-за чего пришлось срочно переходить на новый вид рыбопродукции, и явное несоответствие штурманских карт реальной навигационной обстановке района промысла. Нетрудно представить себе психологическое состояние и штурманов, и абсолютного большинства рыбаков, впервые оказавшихся здесь. Капитан — тоже впервые. Но, известное дело, на то он и капитан, чтобы, упаси боже, и виду не подать, что растерялся... Но, может, он и впрямь нисколько не растерялся. Немедленно связался с капитанами других судов, которые вели здесь промысел, наведался на калининградский БМРТ «Жемчуг» (с которым немедленно заключен был договор о парном соревновании на промысле), собственными, что говорится, глазами посмотрел, что и как делается — в смысле поиска рыбы, режимов траления и т. п. И, судя по дальнейшему, посмотрел не с целью своеобразного «фотографирования» и копирования, но критически, творчески. Ибо, на удивление соседям, «Март Саар» не только быстро переориентировался на новый объект промысла, для чего, кстати, пришлось в темпе переоборудовать рыбцех, но и начал ловить рыбу значительно эффективней, чем ставший его соперником «Жемчуг". В течение всего рейса наш траулер и выходил победителем в парном соревновании с ним по всем показателям.
Это, понятно, только один пример высокого искусства капитана. А сколько их можно было бы привести — кто знает? Сам И. Синькевич — не исключение: разве запомнишь все, коль скоро требовалось проявлять это искусство, эту рыбацкую интуицию каждодневно и едва ли не каждочасно — в условиях крайне неустойчивой, быстро менявшейся промысловой и навигационной обстановки? Может, заинтересованный читатель, следивший за рейсом БМРТ-253, помнит, что писал с промысла первый помощник капитана «Марта Саара» Михаил Казаков в нашей газете от 11 мая с. г.: «... В считанные минуты ветер меняет направление и усиливается до жестокого шторма. Наползают свинцовые тучи и заволакивают все небо... Промысловая обстановка не менее капризна, чем местная погода. Вот в таких условиях приходится работать нашим штурманам и добытчикам, всему экипажу, который возглавляет один из опытных капитанов объединения Иван Васильевич Синькевич. Благодаря его судоводительскому опыту и промысловому чутью, личной неутомимости и требовательности к подчиненным плавание проходит успешно, и производственный план выполняется со значительным опережением».
ЛИЧНЫЙ пример руководителя - коммуниста, — он проявляется именно с этого, с отношения к своему долгу, своему делу. Поэтому не будет никакой на тяжки, если мы попытаемся проследить непосредственное влияние примера капитана-директора И. Синькевича на, скажем, ремонтников из бригады механика-наладчика Юло Канепа, которые показали настоящие образцы самоотверженного труда в этом рейсе. Это им пришлось дважды переоборудовать рыбцех во время промысла. Причем, имея задачу, свести до минимума простои из-за переоборудования. Но простоев не было вообще! Возможно ли сие?.. Оказывается, да. Если, во-первых, производить все ремонтные работы во время переходов, а во-вторых, если начисто отказаться от всякого отдыха и сна... Так они и поступили - Ю. Канеп, слесари Петр Лобенок, Николай Носов, Валерий Горбачев и токарь Николай Луценко. Работали круглосуточно, дорожа каждым часом, да что там часом — минутой! Правда, потом отсыпались почти в течение двух суток — тоже почти без перерыва...
Так что было о чем отчитаться на очередном партийном собрании старшему механику Олегу Шоропу, когда коммунисты обсуждали работу его лично и машинной команды в целом. Подобные отчеты и обсуждения прочно вошли в практику партийной работы на БМРТ-253. Само собой, отчитывался и капитан-директор, и другие руководители экипажа; не состоящие в партии отчитывались на общих собраниях, профсоюзных, комсомольских, на судкоме.
Что же касается старшего механика, то он мог с чистой совестью доложить не только о самоотверженном труде ремонтников, но и значительных успехах рационализаторской работы по совершенствованию и модернизации техно-логического оборудования, в которой, помимо ремонтников, самое активное участие принимали четвертый механик Николай Шестаков — член комсомольского бюро судна, и рефмеханик Вячеслав Ермолаев — член комитета комсомола промыслового флота нашего объединения. Одни из них «курировал» систему водопроводов, другой — рефсистему...
И также было о чем доложить членам судового комитета руководителю первой бригады рыбообработчиков рыбмастеру Виктору Мышкину, а его соперник — рыбмастер второй бригады Геннадий Новиков, он же парторг, отчитывался на партийном собрании. Вот один характерный пример. БМРТ «Март Саар» имел на борту полный груз рыбопродукции, и из-за отсутствия баз приходилось специально ограничивать заморозку. Люди нервничали. Наконец, появился долгожданный ТР «Хибинские горы», но сразу же — очередь. После долгих переговоров, а вернее — уговоров, на транспорте сказали: обеспечите своих людей в трюм — разгружайтесь... Тотчас на «Хибинские горы» перебрались комсомольцы матросы Владимир Мунтян, Иван Карташов, Вячеслав Барышев, счетчиком пошел первый помощник М. Казаков, на самом же БМРТ-253 вышли на подвахту моряки машинной команды и почти весь комсостав. Сутки с лишним продолжалась без перерыва напряженная работа, пока не был сдан весь груз. Зато удалось сэкономить не менее суток промыслового времени.
Так что, весьма доволен остался рыбообработчиками помощник капитана по производству Анатолий Громов, плавающий на БМРТ-253 уже три рейса подряд. Кстати сказать, он один из немногих, кому уже доводилось бывать в новом районе промысла до этого рейса «Мирта Саара». Как и добытчику Ивану Андреевичу Процюку, отличившемуся своим мастерством и в этом рейсе. Несмотря на частые порывы тралов на незнакомых коварных грунтах, промвооружение судна всегда находилось в состоянии «повышенной боевой готовности". В этом заслуга и матросов-добытчиков Ивана Горбачева, Виктора Мальцева, Михаила Зименкова, Алексея Зилотина.
...Из политдонесения с БМРТ «Март Саар»: «В начале рейса на судне имелось 42 ударника коммунистического труда. 29 членам экипажа звание ударника присвоено в рейсе.
Победителем в соревновании между бригадами дважды выходила бригада обработчиков мастера Г. Новикова, завоевавшая первое место по общим итогам рейса, а лучшей вахтой СМС признана вахта второго механика Б. Батракова (председатель судового комитета) ... Социалистическое соревнование способствовало повышению производительности труда, улучшению качества и увеличению количества рыбопродукции, выпускаемой в разделанном виде. Судно неоднократно имело максимальные выловы заморозку среди судов экспедиции.

Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Лучшая вахта электромеханической службы: второй механик коммунист Борис Батраков, комсомольцы моторист второго класса Александр Паточенко, моторист первого класса Александр Савельев. Им вручен переходящий вымпел.
Фото А. Дудченко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В таких нелегких условиях нес трудовую вахту экипаж БМРТ «Март Саар».
Фото В. Левшука.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Передовые моряки судна - помощник капитана по производству Анатолий Громов, матросы Анатолий Лошкарев, Анатолий Зубарев, Виктор Горшев, Игорь Скипидаров Николай Семенюк.
Фото А. Дудченко
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Судовой врач Анатолий Пономаренко проводит занятия с «группой здоровья».
Фото В. Левшука.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!