«OCKAР СЕПРЕ» : РЕЙС В НЕВЕДОМОЕ - 05 11 1977

Автор
Опубликовано: 154 дня назад (13 февраля 2018)
Редактировалось: 1 раз — 13 февраля 2018
0
Голосов: 0
ОДНИМ из первых советских судов, заново осваивавших некогда обжитой район промысла в Северо-Восточной Атлантике, был БМРТ-474 «Оскар Сепре". Лет 15—20 назад здесь ловили сельдь, но в последнее время промобстановка, понятно, изменилась коренным образом. Теперь основным объектом лова была путассу. Информация о ней имелась более чем скудная — и в управлении «Эстрыбпрома», и в ВРПО «Запрыба». «Ну что ж, заодно добудете и информацию, — сказали капитану-директору «Оскара Сепре» Анатолию Николаевичу Бабонину, напутствуя его в рейс. — Кому-то надо быть первым. Почему бы не вам?..» Выбор начальства, конечно, не был случайным: за спиной у А. Бабонина четыре года работы на СРТ, до этого капитанствовал на РР, в последнее время плавал старпомом на БМРТ. Из аттестации в аттестацию переходили слова: грамотный промысловик, способный быстро разбираться в сложной обстановке, хорошо подготовлен в штурманском отношении, умелый организатор и воспитатель подчиненных. Повышение в должности, естественно, обрадовало бывшего старпома, но, в общем-то, воспринял он это спокойно. Однако, не многовато ли сразу; и новая, куда более ответственная должность, и такой ответственный рейс в неведомое? Согласитесь — «опасный» для молодого капитана рейс! Выход подсказали сами кадровики, предлагавшие другое судно. Но как было уйти с 474-го, с которым не просто свыкся, а сросся душой, всем существом? С людьми, что оставались здесь?
(...Когда на днях мы беседовали с капитаном о минувшем рейсе, в каюту зашла чем-то расстроенная и взволнованная девушка. «Извините, Анатолии Николаевич, что мешаю, но у меня большая неприятность — направляют на другой БМРТ..." — «Что же делать, — ответил Бабонин, — ведь мы стоим на СРЗ, штат сокращен до предела». — «И все-таки очень вас прошу — заступитесь перед кадровиками, пусть переведут в резерв, я подожду, никуда не хочу уходить с вашего судна». Как, действительно, было расстаться с такими людьми?).
Должно быть, читатель уже понял, что «пионерский» — своего рода первооткрывательский — рейс этот в СВА закончился для экипажа «Оскара Сепре» весьма успешно. Вот его основные технико-экономические показатели: вылов — 132,4 процента, мороженая рыбопродукция — 118,8, разделанная — 215,2, пищевая — 124,2 и товарная продукция — 128 процентов. Коэффициент использования сырца на пищевые цели составил 77 процентов «с хвостиком» — при плане 74.
Все слилось воедино в том трудном и таком ответственном (юбилей Октября, новая Конституция, повышенные обязательства, ударная вахта, новый район промысла...) рейсе. Установившееся с первых же дней рейса взаимопонимание между капитаном и остальными членами экипажа. Дух доброжелательности и настоящего, морского товарищества, взаимозаинтересованности и, стало быть, взаимопомощи. Особый трудовой настрой, вызванный волнующими событиями юбилейного года страны. Высокое профессиональное мастерство и опыт «старых кадров», настоящей гвардии «Оскара Сепре", — и горячий энтузиазм молодых рыбаков, которые составили ни много, ни мало — почти 70 процентов экипажа (курсанты ТМШ, выпускник Пярнуского УКК).
Подавляющее большинство моряков службы добычи вообще впервые шли в рейс, на промысел. Вся тяжесть работы легла на плечи старшего тралмастера Богдана Прокопчука («Золотой фонд объединения», — сказал о таких, как он, капитан-директор) и его помощников - Файзрахмана Давлетшина («дока в траловом деле») и молодого мастера - в рейсе исполнилось 20 лет - Александра Щербакова, который по отзывам Б. Прокопчука, наделен особой способностью чувствовать трал... Было чему поучиться молодым у таких наставников! И не только мастерству, профессионализму, но и, что не менее важно, любви и преданности своему делу, и гордости за свое звание добытчиков. Чрезвычайно важная профессия! Вот одновременно с "Оскаром Сепре» начинали работать еще два судна соседних с нами объединений.474-й сразу стал брать путассу— у них не получалось. Ушли из зоны вообще. Потом вынуждены были вернуться. Но снова неудача.
Б. Прокопчук не выдержал: может быть, с настройкой промвооружения неладно? Стал консультировать по радио: попробуйте так-то и так. «Литовец" заработал. А на ленинградский БМРТ старший тралмастер отправился сам. Сутки сидел там. Настроил трал, проконтролировал работу добытчиков. Еще через день начальник радиостанции Валентин Медведев принял радиограмму с ленинградского БМРТ-424: капитан судна от лица всего экипажа просил поблагодарить Прокопчука за помощь - рыба пошла! Стал "внештатным" флагманским технологом и помощник капитана по° производству Альберт Шумилов. Так же выходивший на БМРТ-474 во второй рейс: ежедневные консультации, советы и рекомендации коллегам по промыслу. И уж само собой - постоянная помощь собственным рыбообработчикам (в рыбцехе преобладала молодежь, новички). В этом Шумилов также был не одинок: рыбмастера Виктор Герцог и Владимир Сысоев, (кстати, выпускник КТИРПХ), оказались не только отменными знатоками своего дела, но и способными учителями-наставниками молодых. Что и отмечалось на открытом партийном собрании, когда А. Шумилова и В. Герцога принимали кандидатами в члены КПСС...
На полную мощность работали морозильные камеры. Ни одного случая отказа, поломки, нарушения технологического режима. Спасибо за то моряки с «Оскара Сепре» просили передать через газету нашим судоремонтникам. Перед этим рейсом БМРТ-474 прошел на СРЗ объединения усиленный межрейсовый ремонт с восстановлением класса Регистра, причем за каких-нибудь неполных 70 суток (прежде на это уходило 6—7 месяцев)...
Ударным фронтом работы, делом особой важности и делом чести экипажа объявлена была разделанная рыбопродукция. На изготовление ее были брошены все силы. Кто из моряков не побывал в те горячие, напряженные до предела дни на подвахтах в рыбцехе? Штурманский состав во главе со старшим помощником капитана Владимиром Матвеевым, машинная команда под руководством старшего механика Адольфа Пужулиса и второго механика Валентина Тиханова, вся судовая комсомолия, возглавляемая официанткой Валентиной Волковой, добытчики, которым «сам бог велел» — эти вообще использовали любую минуту, чтобы помочь обработчикам. И почти всегда можно было встретить здесь «комиссара» — первого помощника капитана Юрия Астраханцева, воодушевлявшего людей личным примером беззаветной и самоотверженной по-настоящему работы.
Темп, темп, темп! Эффективность плюс качество. На всех участках производства. И... саморемонта. БМРТ «Оскар Сепре» уже отработал один цикл по системе непрерывного технического обслуживания, пошел второй. В течение рейса членами ремонтной группы выполнен большой объем работ, что значительно сократило время пребывания судна на СРЗ перед новым рейсом. Специалисты из управления, проводившие смотр БМРТ после прибытия его в Таллин, дали оценку «хорошо» техническому состоянию судна. В этом — особая заслуга и боцмана Романа Соболева, о котором капитан-директор А. Бабонин отозвался: «Много хороших боцманов знал я за годы работы в объединении, но такого — встречаю впервые...». В конце этого рейса комсомольцы и молодежь судна рапортовали партийной организации: молодежь выполнила все свои повышенные социалистические обязательства в честь 60-й годовщины Великого Октября. Принимая победный рапорт, секретарь партийной организации электрорадионавигатор Владимир Ткаченко сказал, что коммунисты экипажа, чьи ряды пополнились пятью кандидатами в члены КПСС, от души благодарят молодежь и в целом всех рыбаков без исключения за славные трудовые подарки великому юбилею Великого Октября.

Л. ФИРСОВ.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!