«САЯНЫ»: О ТЕХ, КТО ИДЕТ ВПЕРЕДИ – 12 08 1975

Автор
Опубликовано: 2210 дней назад (3 мая 2018)
0
Голосов: 0
ИТАК, производственный рефрижератор «Саяны» с победой завершил свой очередной рейс. Рейс трудный и ответственный, начинался он в самый канун 30-й годовщины великой Победы советского народа над фашизмом, а впереди были выборы в Верховный и местные органы власти, День рыбака, 35-я годовщина восстановления Советской власти в Эстонии... И рукой подать оставалось до конца первого полугодия последнего, завершающего года девятой пятилетки. А самое главное — на судах ЭРПО «Океан» развертывалось движение за достойную встречу грядущего XXV съезда КПСС.
Не отстать от других? Но это удел тех, кто привык жить по формуле: вперед не суйся и сзади не отставай... Для экипажа ПР «Саяны» это никак не подходило; что бы другие подумали о них, которые еще до начала этого рейса в Северо-Восточную Атлантику выполнили свои повышенные социалистические обязательства, взятие на завершающий год пятилетки?
А с другой стороны, из состава экипажа, который ходил в предыдущий рейс, осталось на судне не более четверти проверенных делом и морем матросов, командный состав в основном обновлен, на ПР пришли курсанты и выпускники Таллинской мореходки и Пярнуского УКК, часть из них вообще впервые выходила в море, и, стало быть, за душой у них не так уж и много...
Вот такие мысли обуревали перед началом рейса капитана-директора Владимира Григорьевича Кладиева и его первого помощника Виктора Васильевича Васильева. И секретаря партийной организации судна Михаила Ивановича Головача — слесаря-газосварщика: 11 коммунистов всего — не маловато ли?.. И, конечно, комсорга — третьего помощника капитана Александра Бычинского: 42 комсомольца сила изрядная, но из «старичков»-то осталось — раз, два и обчелся.

«СПАСИБО ЗА ВСТРЕЧУ!»
— так называлась заметка в судовой стенгазете «Маяк», очередной номер которой вышел в начале рейса. Подписали эту заметку 10 молодых матросов, а говорилось в ней о том, что молодых моряков радушно, благожелательно встретили на судне, рассказали, что экипаж ПР «Саяны» уже выполнил свой встречный план на завершающий год пятилетки, а значит, первейший долг новичков — продолжать добрые трудовые традиции своих предшественников, высоко нести честь экипажа. И командиров судна представили молодежи — кто есть кто, к кому ты можешь — и должен — обращаться за помощью, советом, поддержкой. Само собой, по каютам развели, рабочие места показали, технику, оборудование — да мало ли что интересует и что нужно знать человеку, впервые вступившему на борт судна, где ему предстоит жить и работать...
Мелочи? Само собой все узнается? Нет и еще раз нет. Большое это дело — начало трудовой биографии, которая «пишется» у каждого в условиях той обыденки, что слишком часто недооценивается у нас — тем же равнодушием старших товарищей, которым, бывает, и в голову не придет простая мысль, что для тебя-то это и впрямь обыденка, а вот для них, молодых, это же событие в жизни...
И еще одна заметка из «Маяка» на тему — «Впервые в море». Автор — Людмила Шепель, шеф-повар. «На «Саянах» мы идем в первый в своей жизни рейс. Едва увидев камбуз, растерялись от волнения — справимся ли? Но с первых же дней пребывания на судне мы ощутили материнскую заботу о нас со стороны Вильхельмины Рудольфовны — она помогает нам везде и во всем... Еще хочется сказать теплые слова благодарности старшему инспектору Юрию Наседкину. В самые трудные дни его обязательно увидишь на камбузе: подбодрит, расскажет и покажет, как лучше приготовить то или иное блюдо. Хочется от души поблагодарить всех-всех, кто стремится сделать из нас отличных поваров».
Вильхельмина Рудольфовна — это зав. продчастью В. Р. Вайтярв, беспокойнейший души человек, ветеран судна. Юрий Наседкин - молодой коммунист, в прошлом закончил кулинарный техникум, и хотя по роду своих обязанностей ныне мог бы, с точки зрения обывателя, сидеть себе в каюте, заниматься только своим делом, но... Не только наставником молодых поваров показал он себя в рейсе. А подвахты, на которые выходил то и дело без всякого приглашения, причем орудовал ножом не хуже профессионалов - рыбообработчиков, разделывая филе? А художественная самодеятельность, одним из организаторов которой он был?..
Мы еще вернемся к тому, о чем писалось в судовой стенгазете «Маяк» (редактор коммунист Хиллар Вахтра, врач). Здесь отметим только: большое и полезное дело сделала стенгазета, помогая молодым морякам освоиться на судне, морально поддерживая и внимательно следя за их становлением.


КОМИССАР
- это слово нередко можно было услышать от моряков ПР «Саяны», когда речь заходила о первом помощнике капитана Викторе Васильевиче Васильеве. А заходила часто. Когда на судне встречали молодежь. Когда все выходили на подвахты — он, комиссар, человек сугубо военный, всю предшествующую жизнь прослуживший на флоте, сумел в кратчайшие сроки овладеть нелегким мастерством матроса-рыбообработчика... И когда в свободное от работы и вахты время моряки читали книги «Легендарная Балтика», «Балтийцы в боях за Родину», «Краснознаменный Балтийский флот», автором которых является капитан II ранга В. В. Васильев, бывший начальник Музея дважды Краснознаменного Балтийского флота, участник Великой Отечественной войны — тогда он был совсем юношей.
На «Саянах» готовились торжественно отметить День Военно-Морского Флота СССР. ...И разве можно работать на подвахтах кое-как, если вот он, комиссар, трудится так, будто участвует в конкурсе на звание лучшего рыбообработчика?

НА ПРЕДВЫБОРНОЙ ВАХТЕ —
8 июня было заморожено столько рыбы, что это составило уже больше половины рейсового задания. Судовой комитет подвел итоги работы за май — первый месяц рейса. Самый трудный месяц: образовалась т. н. «штормовая задолженность» — из-за неблагоприятной погоды. Часть личного состава, как уже сказано, имела недостаточные специальные знания и, понятно, совсем не имела опыта в обслуживании судовых механизмов и обработке рыбопродукции.
...Из "Донесения» в ЭРПО "Океан», представленного командованием ПР "Саяны»:
«В целях повышения квалификации личного состава на судне были организованы группы подготовки младших специалистов. В течение рейса прошло обучение и представлено в управление ЭРПО "Океан» для аттестации на матросов первого класса 7 человек. Подготовлено матросов второго класса — 10 человек, для работы на лебедках — 7 человек. В механической службе проведена проверка знаний на подтверждение классной квалификации...»
Это факт, цифры. А вот люди, которые возглавили на судне движение наставничества над молодыми матросами. Коммунист Юрий Наседкин, о котором писали в газету молодые повара. Секретарь парторганизации слесарь-газосварщик Михаил Иванович Головач, чей личный пример самоотверженной работы служил образцом для всех. Это М. Головач, не считаясь с отдыхом, работал с траловыми досками для промысловых судов. Это он производил электросварку на мачте в ночных условиях во время шторма, на ходу судна... И, конечно, рыбмастер Николай Мороз, чья бригада рыбообработчиков по всем основным показателям неизменно занимала первые места в социалистическом соревновании. Она одна дала почти 50 процентов рейсового задания по заморозке рыбной продукции. Рыбмастер Н. Мороз шефствовал над молодыми матросами Николаем Блиновым, Александром Мосиным, Николаем Гончаруком. Учил, показывал, помогал. Ох, нелегкое это дело, сколько терпения, настойчивости, упорства требует — не прикрикнешь, не выйдешь из себя от «бестолковости» иного подшефного: жидок еще, на ногах еле стоит, чего кричать, совсем скиснет малый... Не сникли. Работяги вышли... — да нет, до этого еще далеко, пожалуй, но уже сейчас сказать можно: из этих — выйдут!
И Виктор Рябинин, матрос первого класса, которого выдвинули кандидатом на почетное звание «Лучший молодой рыбак ЭРПО «Океан».
Судомеханическая служба: второй электромеханик Олег Бурлай шефствовал над курсантами - первокурсниками ТМУРП электриками Евгением Марковым и Тойво Илусом. Отличная практика у ребят получилась.
Результат наставничества налицо: экипаж ПР "Саяны" выполнил рейсовое задание на 130 процентов.

"ЭТОГО БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!»
- такие строки появились в стенгазете «Маяк" в разгар работы на промысле, когда все силы экипажа были мобилизованы на создание "хорошего задела, запаса прочности", который гарантировал бы успешное выполнение рейсового задания с учетом возможных впереди случайностей и неожиданностей. Промысловая обстановка как раз складывалась благоприятно для траулеров, рыба на «Саяны» поступала в изобилии. «Выше темпы рыбообработки!» — так называлась передовая статья в «Маяке», номер которого вышел в эти горячие дни.
Кому же адресовались слова «Этого быть не должно"»? Художник матрос Алексей Лешко изобразил их с такой портретной схожестью, что подписи можно было бы и не ставить: третий механик Геннадий Сушкевич, зав. бельевым хозяйством Лариса Каушанская, электрик Евгений Мартенс. Всего-то их было трое — тех, кто, попросту говоря, отлынивал от подвахт, когда их товарищи работали не жалея сил, пренебрегая отдыхом. Правда, к чести Г. Сушкевича будь сказано, он немедленно отреагировал на критику стенгазеты. А что делать, если одно твое появление на палубе вызывает дружный хохот, от которого тебя мороз по коже пробирает? Но попадались и иные. В один «прекрасный» день появилась в «Маяке» карикатура: стоит (с трудом, однако) у самогонного аппарата с фирменным клеймом «Made in Sajani» человек с фиолетовым носом, сильнейшим образом смахивающий на электрика Мартенса. И тонким ручейком стекает столь благословенная для него жидкость в бутыль с наклейкой «Настойка Саяновская, 40°»... М-да, и впрямь, сильнейшим оружием критики может быть такой вот смех! Пришлось списать с судна окончательно скомпрометировавшего себя в глазах всего экипажа лодыря и самогонщика. Вот пример того, когда стенгазета стреляет прямо в «десятку».
Мы рассказали только о не которых моментах и эпизодах из жизни экипажа производственного рефрижератора "Саяны» во время минувшего рейса Но, надеемся, и они дают определенные представления об этой жизни - боевой, целеустремленной, интересной.

Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот он — руководитель бригады рыбообработчиков, занявшей первое место в рейсовом социалистическом соревновании, Николай Мороз (слева) и ударник коммунистического труда, член комсомольского бюро судна Виктор Рябинин...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На славу потрудились в рейсе боцман Михаил Дорожкин и матрос Анатолий Шайдов.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!