К вопросу «О простодушии» - 26 01 1974

Автор
Опубликовано: 2172 дня назад (17 мая 2018)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПРОСТОДУШИЕ как черта характера — явление милое и трогательное. Чтобы убедиться в этом, загляните при случае в глаза ребенка...
Импонирует эта черта и у взрослых. Правда, не всегда. И не при всех обстоятельствах. Потому что, как известно, нет правил без исключений.
И чтобы еще раз подтвердить этот широко известный факт, изложим бурные события того дня в той хронологии, в которой они протекали. Завязка этого чрезвычайного происшествия проста, как правда, — потому что, в конце концов, все и случилось на самом деле, а не в выдуманном рассказе на криминальную тему.
Итак, Юрий Алексеевич Лычаков, молодой человек приятной наружности, шагал по улицам родного города, торопясь к семенному очагу. И вдруг к нему нежданно-негаданно, но чрезвычайно вежливым тоном обратилась группа из троих граждан: не может ли уважаемый кацо подсказать, где в прекрасном городе Таллине имеется гостиница? Ну как тут не помочь таким приятным людям! И Лычаков услужил, чем мог. Правда, этим дело не кончилось.
Внимательно оглядев его с головы до ног, незнакомцы пришли к твердому, и, заметим, справедливому заключению, — что перед ними не кто иной, как моряк дальнего плавания. Проницательность их была тем более удивительной, что от прочих смертных Лычакова не отличала ни фуражка с крабом, ни прочие атрибуты, свойственные отдельным представителям этой романтической и мужественной профессии.
Поскольку вскоре события примут крутой поворот и запахнет 152-й статьей Уголовного кодекса (для несведущих: за спекуляцию), процитируем несколько строк из документа, именуемого объяснительной запиской Лычакова — наивной и простодушной, как лепет младенца:
« ... они сразу представились приехавшими из Еревана для знакомства с городом. Попутно они желали что-нибудь купить, но в магазинах ничего не нашли, и, видя, что я одет в импортных джинсах, курточке, решили, что я моряк, а у моряков, как они знают, всегда есть какие-нибудь заграничные вещи».
Так вот, оказывается, как его опознали!
По джинсам!
И курточке!
На нем все было из чистейшего импорта!
Но Лычаков строго возразил, что спешит домой. Незнакомцы, в свою очередь, заявили, что через полтора часа у них самолет, а деньги — 1,5 тыс. рублен — остались неистраченными.
В доказательство своей платежеспособности потенциальному продавцу показали туго набитый кошелек с солидными купюрами. Что же делать?!
И Лычаков не выдержал.
Он сдался.
Все участники взаимовыгодной торговой операции отправились на квартиру к Лычакову. Вывезенные из заморских стран ценности вызвали у незнакомцев глубокий интерес. Лычаков старался не продешевить. Незнакомцы вели себя по-джентельменски, то есть не торговались. Ибо где еще приобретешь 2,5 кило дефициту, то бишь, мохеру? Нигде. Просишь за них 800 рублей? Будет тебе ровно столько и ни копейки меньше!
Газовые платки? Берем все 14!
Бойкий торг завершился сделкой на сумму 1170 рублей. В ход пошло все, вплоть до кримпленового костюма родной жены.
А когда дела были закончены джентльмены, как это и подобает солидным людям, отправились в сберкассу, чтобы снять деньги с аккредитива — в кошельке, оказывается, все-таки не хватает. Вместе с ними на такси (ведь времени-то в обрез!) покатил и Лычаков.
Все шло как по маслу. Лычакову вручили пачку денег. Новенькую, запечатанную. А машина, прощально фыркнув дымом, помчалась в сторону аэропорта.
Развязка этой истории также проста, как правда. Сверху в пачке была десятка, и снизу в пачке была десятка, середина была заполнена бумагой, непригодной даже на то, чтобы на ней написать заявление в милицию. Короче говоря, провели Лычакова тем примитивным способом, которым порядочные жулики не пользуются со времен Остапа Бендера.
И тогда он забил тревогу, написал в соответствующие органы; помогите, дескать, в дураках оставили. Задержите преступников!
Милиция в отличие от Лычакова не дремала. Преступников задержали. Оказались оными гастролирующий мошенник В. Апостолов и иже с ним его помощники А. Гварджаладзе и Г. Мчедлидзе. Суд в очередной раз воздал по за слугам В. Апостолову, на четыре года изолировав его от доверчивых простаков-приобретателей типа нашего героя.
С одной стороны, казалось бы, все ясно: Апостолов — преступник. Ну, а Лычаков? Он — праведник, невинная жертва? Давайте сделаем несложный анализ его простодушных рассуждений. Благородные джентльмены превратились в заурядных мошенников, a он, Лычаков, в потерпевшего с той минуты, когда выяснился факт обмана.
Но слишком поздно наступило прозрение!..
Народный суд Центрального района не нашел в деяниях Лычакова состава преступления, хотя и недвусмысленно отметил, что они не являются правомерными. Вещи он продавал значительно дороже истинной стоимости, однако не умелая попытка получить побочный доход кончилась крахом.
Потому и порешил народный суд: не наказывать Лычакова в уголовном порядке, а просить администрацию и общественные организации «Океана» пропесочить незадачливого бизнесмена, что и было сделано по всем статьям.
На этом можно было бы по ставить и точку, но в подобных случаях принято задавать резонный вопрос: а где же раньше была общественность?
Ведь где бы ни работал моторист Юрий Александрович Лычаков — на БМРТ-441, на транспортных рефрижераторах «Нарвский залив", "Бора" - был он, по свидетельству людей, обязанных его хорошо знать, со старшими вежливым, в быту опрятным, мораль но устойчивым и т. д.
Но вот так ли все это?

О. ГРИШИН
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!