0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти ПБ «Фридерик Шопен" и ее экипажей. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ И ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ – 02 09 1967
Партийная организация плавбазы-рыбозавода «Фридерик Шопен" в последнем рейсе основное внимание в своей работе уделила производственным вопросам. И не случайно. Если говорить откровенно, экипаж из рейса в рейс не выполнял задания, приносил огромные убытки базе рефрижераторного флота. Шли разговоры о нерентабельности судов такого типа.
Правда, начался рейс неудачно. Экипаж работал в Балтике на четверть своей возможности. Но это не по его вине. Партийная организация подняла вопрос о нецелесообразности держать такое судно в Балтике, и он, в конечном счете, был решен.
Слабым местом в работе экипажа, как показала проверка, являлась неудовлетворительная организаторская деятельность руководящего состава судна. Ввиду этого партийное бюро поставило на очередное открытое партийное собрание вопрос: «Руководитель — организатор и воспитатель масс». С докладом выступил первый помощник капитана Р. Квашнин. Этот вопрос обсуждался в непосредственной связи с постановлением Пленума парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота «О работе с кадрами».
Все выступившие говорили о том, что руководитель, какой бы пост он ни занимал, должен знать своих непосредственных подчиненных, постоянно совершенствовать свои знания, быть инициативным, знать свое дело, активно участвовать в общественной жизни. Был подвергнут принципиальной критике ряд товарищей и, в частности, технолог т. Коцюбинская.
Коммунисты отмечали, что она потеряла чувство нового, к голосу моряков не прислушивается. Ее действия наносят серьезный вред производству. Партийное собрание поручило проверить работу коммуниста И. Коцюбинской. Анализ показал, что критика в адрес технолога была справедливой. Все это побудило партийное бюро поставить на обсуждение вопрос "О ходе выполнения рейсового задания". С докладом выступил коммунист капитан В. Ставрович. На бюро снова очень резкой и серьезной критике подверглась И. Коцюбинская, а также рыб мастера Ф. Дубина. К. Робен и другие.
Бюро решило: чтобы не допустить срыва выполнения рейсового задания, взять на себя руководство технологическим процессом. Бюро расставило на участках коммунистов так, чтобы они могли повести за собой коллектив. Каждый член бюро получил соответствующее поручение по работе в цехе. Одновременно бюро обязало члена КПСС Коцюбинскую коренным образом изменить свое отношение к выполнению служебных обязанностей. Ей было объявлено партийное взыскание.
Принятые меры оказали благотворное влияние на дальнейший ход работы всего экипажа. Ежесуточная выработка филе и производство рыбной муки увеличились почти вдвое, заморозка рыбы достигла почти проектной мощности судна — ста тонн в сутки.
Все это дало возможность партийной организации по-деловому руководить социалистическим соревнованием. Когда было успешно выполнено первое обязательство, экипаж взял новое, посвятив его 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Соревнование велось между бригадами обработчиков и вахтами. Оно систематически проверялось с участием соревнующихся. На судне был налажен обмен опытом лучших бригад и вахт. Результаты соревнования отмечались в наглядной агитации.
Партийная организация направляла деятельность группы народного контроля, которую возглавлял коммунист В. Булычев. Она сделала много: вскрыла безобразное хранение тары в четвертом и пятом трюмах, обнаружила около десяти тысяч ржавых банок и пять тысяч штук гофротары, которые перевозились из рейса в рейс. Неоднократно производила контрольное взвешивание брикетов с готовой продукцией. О недостатках докладывалось соответствующим службам. Принимались меры по их ликвидации.
Деятельность партийной организации «Фридерика Шопена" находила широкую поддержку все го коллектива, Не случайно на судне выросло немало передовиков производства. Занесены на Доску почета тт. Хинно, Адамсон, Владимиров, Лединаускас, Верецун, Пронин и другие. 46 человек отмечены благодарностями в приказах по судну и администрации ТБРФ. Это тт. Бельдиев, Машина, Ливамяэ, Вярко, Приказчиков, Кирсипуу, Пыльдур и многие другие.
Целеустремленная работа партийной организации принесла свои плоды. Экипаж успешно справился с производственным планом, рейсовое задание было выполнено на четверо суток раньше срока.

А. СЕМЕНОВ.
Памяти ПБ "Станислав Монюшко" и ее экипажей. Наши дни в братской Польше - 23 08 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


1. ЗДРАВСТВУЙ, ГДАНЬСК!
Осталась позади суровая Северная Атлантика, зимние штормы. Сварливое Балтийское море подобрело. Тихое, искрящееся, оно, казалось, ласкало утопающие в зелени майские берега Польши.
Два работяги-буксира, блестящие, новенькие, голосисто приветствовали плавбазу-рыбозавод и, приняв буксирные концы, уперлись винтами в тугую синюю массу воды и повели судно в Гданьск.
На баке и палубе плав-рыбозавода многолюдно. Нельзя не восхищаться великолепной панорамой Гданьской судоверфи. Мимо проплывают вереницы судов. Мощные плечи стапелей поддерживают стальные корпуса строящихся судов. Работают десятки мощных кранов.
Лишь поздним вечером умолк голос, руководившего швартовкой капитан-директора А. Сиемера. Потные, но с довольными лицами матросы плавбазы и польские матросы окончили работу. «До видзеня!» — махнув приветливо рукой, крикнул польский боцман. «До свидания!» — ответили с "Монюшко».
Весенний прозрачный рассвет. Экипаж судна спит. Замерла железная многокилометровая верфь. И вдруг над палубой «Станислава Монюшко», над огромным скоплением металла и техники, полилась серебряная соловьиная трель.
Мой напарник по вахте матрос Николай Котяхов озорно и добро подмигнул и сказал мне: «Польша соловьями нас встречает, Николаич», — и указал рукой на пирс, где за крышей длинного цеха виднелись кроны цветущих каштанов. Они были такие же пышные, как на улицах моего родного Киева, такие же белые красивые, как на весенних бульварах Таллина.
Поднялось солнце. Вокруг загремела листовая сталь. На стапелях, осыпаясь золотыми искрами, вспыхнули ярко-голубые звезды электросварки. На борт "Станислава Монюшко» один за другим поднимались польские специалисты и рабочие-судостроители.
Начался первый трудовой день гарантийного ремонта судна.

2. БОЕВАЯ ЗАДАЧА
Она была сформулирована перед экипажем предельно ясно: в максимально сжатые сроки провести ремонтные работы.
Позади два с половиной месяца ремонта. Рука об руку с польскими специалистами, не считаясь со временем, трудятся машинная и боцманская команды. Много усилий в организации саморемонта проявляют и. о. главного механика Леонид Киршин, старший помощник капитана Виталий Бариков. Результаты налицо. Основные работы по саморемонту вспомогательных двигателей и рефустановок сделаны. Много и упорно поработали для этого мотористы тт. Коваленко, Педаяс, Харичев, Воротников.
Идет к концу саморемонт радиоаппаратуры у начальника радиостанции Романа Урицкого.
Намечалась частичная разборка главной машины. Но из-за выявленных дефектов была произведена ее полная разборка. Несмотря на значительно увеличившийся объем работ, ремонтная группа успешно справляется со своими задачами. Инициативно работают старший электромеханик Менка. электрики Воротников и Ридман.
К 26 июля гарантийный ремонт по корпусной части выполнен на 80 процентов. Полным ходом идет покраска судовых надстроек. В начале июля боцманская команда на своем собрании в целях экономии времени взяла повышенные обязательства — в свободное от работы время до 5 августа произвести чистку и цементирование танков. Это обязательство выполнено досрочно. Секретарь первичной парторганизации плотник Иван Дыба, матросы-коммунисты тт. Ушаков, Дудницкий, Морару, матросы тт. Раав, Сумберг, Куускман, Котяхов, Томпель, Грижас, Хацьор и остальные работали дружно, с огоньком. Несмотря на занятость основной работой, экипаж плавбазы оказал консульству Советского Союза в Гданьске добрую услугу. Вот что пишет консул И. С. Борисов в своем письме капитану судна: «За добросовестный и быстрый ремонт служебного помещения в Генеральном консульстве СССР прошу объявить благодарность членам вверенного вам экипажа боцману т. Анслану, матросам тт. Куускманду, Дудницкому, Рааву".


3. ДОСУГ
Его правильная организация особенно нужна в нелегкой повседневной жизни моряка. Большую помощь в этом оказывает нам отделение Общества польско-советской дружбы Гданьской судоверфи. Желанный гость у нас на судне член общества Николай Николаевич Крутиков. Ему за шестьдесят, но он не по летам бодр, энергичен. Члены экипажа с удовольствием слушали его рассказы об историческом прошлом и настоящем Польши и Гданьска. Он неизменный и интересный спутник в экскурсиях.
Автобус с советскими моряками подошел к бывшему гитлеровскому лагерю смерти Штуттгоф. Поражает эта утонченная линия массового уничтожения.
Мирный живописный уголок под Гданьском, превосходная шоссейная дорога подводит к ничем не примечательным воротам. За ними уютный домик - "приемная" для заключенных. Далее фонтан, роскошное здание с комфортабельными жилыми комнатами, банкетным залом для гестаповцев. А позади дома еще одни ворота с башней для часового, обнесенные колючей проволокой . Затем бараки с соломой и грязным тряпьем на полках для "отдыха". Далее мрачная "душегубка" - помещение, где травили людей.
Справа - крематорий с тремя печами, в которых сжигались трупы. Восемьдесят пять тысяч поляков, литовцев, евреев, русских, чехов и представителей других национальностей были варварски погублены здесь. По шоссе, усаженному зелеными дубами, мчится автобус дальше. Вокруг аккуратно обработанные поля, озера с плакучими ивами на берегах, на лужайках ярко алеют полевые маки. Но в сознании еще долго кипит ненависть к гитлеровским изуверам и недобитым фашистам, которые еще сегодня лелеют несбыточную мечту о реванше.
При содействии Общества польско-советской дружбы представители экипажа плавбазы посетили спектакли Гданьского оперного театра, концерт берлинской эстрады, слушали органный концерт на одном из лучших и Европе органов в предместье Гданьска Олива, знакомились с портовым городом Гдыня, замечательным курортом Сопот.
Молодые члены экипажа посетили педагогический институт в Олива, провели вечер со студентами. Польские студенты цветами встретили советских моряков. Слушали концерт художественной студенческой самодеятельности. Задушевно звучала песня «Подмосковные вечера". Танцевали.
В заключение моряки пригласили польских студентов в гости к себе на судно. Польские студенты познакомились с судном. Слушали рассказ капитан-директора А. Сиемера о жизни советских моряков, смотрели концерт художественной самодеятельности. Между польскими студентами и моряками завязались душевные товарищеские беседы, звучали советские и польские песни, неоднократно нестареющая "Катюша, аккордеон боцмана Анслана. Поздним вечером искренними друзьями расстались члены экипажа с польскими студентами.
Вскоре Генеральное консульство в Гданьске прислало письмо, адресованное командному составу "Станислава Монюшко":
«Дирекция учительского института от имени заведующего, преподавателей и студентов отделения русской филологии выражает глубокую признательность и сердечную благодарность командному составу и всему экипажу корабля "Станислав Монюшко» за устройство встречи команды с нашими студентами 10 июля 1967 года. Непосредственные контакты будущих учителей с советскими людьми способствуют совершенствованию русского языка, обогащению знаний о Советском Союзе и его культуре, знакомству с настоящими людьми, которые любят свою Советскую Родину и содействуют расширению и укреплению идей социализма за его пределами. Сердечные, душевные отношения моряков вашего корабля к нашим студентам являются существенным доказательством дружбы польского и советского народов».
Подписали письмо директор института и заведующий отделением русской филологии.
Члены экипажа зарекомендовали себя хорошими спортсменами. Первого июля на стадионе Гданьской судоверфи «Полония» состоялась спартакиада, посвященная 50-летию Октября, которая совпала с днем судостроителя Польши. В соревнованиях участвовали польские спортсмены и спортсмены советских судов, находящихся в Гданьском порту.
С большим успехом выступила спортивная команда нашего судна. По многим видам спорта члены экипажа заняли первые места. После спартакиады в спортзале моряки «Станислава Монюшко» были награждены семью дипломами и двумя кубками "Хрустальная ваза». Особенно нужно отметить активную организаторскую роль в спортивной работе матроса Алексея Константинова и секретаря партийной организации судна Станислава Ридмана.
В заключение состоялся концерт художественной самодеятельности рабочих судоверфи и моряков. Особый успех выпал на долю монюшковцев Владимира Холмогорского, исполнившего песни «Голубые города» и «Дивлюсь я на небо». С благодарностью отзываются наши спортсмены об активных организаторах спартакиады председателе спортклуба судоверфи Тадеуше Бродике и члене правления клуба Владимире Жуковском.

4. ОСНОВЫ ДРУЖБЫ
— Каковы основы польско-советского сотрудничества в области судостроения? — задал я вопрос Н. Н. Крутикову.
— Гданьская судоверфь была разрушена в 1945 году на 80 процентов, и только благодаря помощи СССР и его заказам могла стать верфью мирового значения. Перед второй мировой войной Польша не занималась крупным судостроением. Советские специалисты научили польских рабочих строить современные крупные корабли. Металлургия ПНР, обеспечивающая верфь, работает в основном на советском сырье. ПНР получает крупные заказы от СССР на строительство судов.
На верфи работает свыше 17 тысяч работников, она имеет среднюю школу судостроителей, два техникума судостроения, где обучаются четыре тысячи учащихся. Польско-советское сотрудничество в области судостроения является прочной основой дружбы польского и советского народов. Вот почему польские строители с особым гостеприимством встречают советских моряков. Вот почему, когда стряслась беда — серьезно заболел главный механик нашего судна П. Ванюхин, за его жизнь боролись лучший хирург ПНР профессор Киторакис и видный специалист доцент Свица.


5. ВСТАВШИЙ ИЗ РУИН
В 1945 году мне довелось служить в полку, который участвовал во взятии Гданьска (Данцига). Я видел страшные разрушения. Город лежал в развалинах. Ныне, гуляя по улицам Гданьска, гляжу, и глазам не верится: исторический центр города — знаменитая площадь Длуги тарк (Долгий рынок) буквально воскресла из развалин. Это поразительное воскрешение состоялось по фотографиям, уцелевшим стенам, сохранившимся чертежам. Ценные памятники старины, вплоть до кованых эмблем на стенах домов, полностью восстановлены. По площади проходили гданьские воины после победы объединенного польско-русско-литовского войска, разбившего крестоносцев в битве при Грюнвальде в 1410 году. Здесь когда-то прогуливался знаменитый Фаренгейт — создатель термометра. 30 колоколов надменной ратуши мелодично отзванивают время, как сотни лет назад. На берегу реки Мотлавы высится кран-журавль. В средние века с его помощью грузили корабли Ганзы.
Смотришь на возрожденный древний Гданьск, на новые проспекты и улицы города и восхищаешься мастерством современных польских строителей. В Гданьске много удобных магазинов с широким ассортиментом разнообразных товаров. Но самое главное: здесь живут гостеприимные, приветливые люди. Многие из них работают на верфи, ставшей символом польско-советской дружбы, любовно названной поляками именем великого Ленина.

Н. ИЛЬЯШЕВИЧ, матрос первого класса, член партийного бюро.
УЦЕНЕННАЯ СОВЕСТЬ - 19 08 1967
РЕДКО кто осмелится предать интересы коллектива и восстановить его против себя. Тем более трудно понять мотивы, толкнувшие человека на проступок, вследствие которого коллектив отказывается от него.
Еще труднее представить, в таком положении человека, который двадцать два года отдал службе в армии, из сорока пяти лет жизни двадцать лет был членом Коммунистической партии и пользовался доверием коллектива.
В марте 1965 года главный врач Таллинского дома ребенка дает отличную характеристику-рекомендацию для работы на судах загранплавания своему заместителю по административно - хозяйственной части Николаю Желудкову. В ней было отмечено, что одной из черт «является его безукоризненное моральное поведение, как на работе, так и в быту».
И далее: «Будучи хорошо политически развитым, он постоянно работает над повышением своего идейно - политического уровня. В коллективе пользуется заслуженным авторитетом и уважением».
30 июня 1965 года моряки транспортного рефрижератора «Иней» радушно встретили своего нового заведующего продовольствием. И, казалось, не ошиблись: трудился вначале Желудков добросовестно, в общественной жизни оказался на редкость активным. Правда, ошибся однажды: перед праздником самовольно организовал через ларек выдачу вина. Желудкову объявили выговор.
Прошло время. В мае 1966 года за добросовестную работу взыскание было снято. Казалось, теперь уж вряд ли что может случиться.
И все-таки случилось. Долго команда судна не могла понять: что же произошло с человеком?
В конце года, когда судно было в ремонте, Желудкова задерживают у трапа при попытке вынести продукты. Моряки стали подозревать его в нечестности, в том, что он использует свое служебное положение в корыстных целях. Внезапная проверка подтвердила это — комиссией обнаружена недостача на сумму 109 рублей.
Все ждали, что на этот раз Желудков поймет свою вину и положит конец нарушениям законности и обману. Но вдруг выясняется, что каким-то образом исчез акт проверки комиссии. Высказывались предположения, что причиной пропажи стала безответственность временно исполняющего обязанности старшего помощника капитана Лобанова. Полагали также, что здесь проявил свои «организаторские способности» Желудков.
Во время подготовки к рейсу Желудков, ободренный безнаказанностью, развернул такую бурную деятельность, которой мог бы позавидовать сам великий комбинатор Остап Бендер. В апреле 1967 года Желудков отпускал товары из ларька по заборным листам, завышая цены. Кроме того, считая необходимым вознаградить себя за «неблагодарный труд», он изъял из числа полученных для экипажа три импортных пальто, «забыв" записать их стоимость в свой заборный лист.
Отдельные возмущенные голоса не могли вывести из равновесия Желудкова. Но темные махинации — скрытие заборных листов, уничтожение книги суточной выдачи продуктов на камбуз — дальше были уже нетерпимы.
По указанию капитан-директора т. Метсика комиссия вновь занялась проверкой.
В акте комиссии отражены излишки на сумму 297 рублей 66 копеек, полное отсутствие какого бы то ни было учета в выдаче продовольствия и промтоваров по заборным листам. Были обнаружены спрятанные заборные листы. При этом выясни-лось, что Желудков завысил цену на пальто у т. Радченко на 9 рублей, у т. Ледовского — на 6, у т. Топольчак — на 8, у т. Воронова — на 9 рублей.
Это далеко не полный перечень обманутых товарищей, со многими из которых он проплавал около двух лет. Только после проверки комиссии Желудков был вынужден указать стоимость трех изъятых им пальто в своем заборном листе. А если бы комиссия не обнаружила излишки, то эти пальто и еще кое-что оказались бы «ценным подарком» Желудкову за счет команды и торговли своей совестью.
И на этот раз команда и администрация судна были снисходительны к нему. Желудкову разрешили записать в свой заборный лист стоимость пальто, переписать большинство заборных листов членов экипажа и внести недостающую сумму в кассу ТБРФ. Учитывая его признания, органы милиции решили ограничиться передачей материала в товарищеский суд.
Он легко перенес единогласное решение партийного собрания об исключении его из рядов КПСС, легко перенес и решение товарищеского суда от 7 августа. Суд решил поставить вопрос перед руководством ТБРФ об увольнении в установленном законом порядке. Хотя выступающие на заседании суда члены экипажа недвусмысленно дали ему понять, что таким людям не место на флоте. Желудков далек от уныния. Он успел побывать в парткоме, пока решение партсобрания не утверждено, — авось, сумеет разжалобить. Перед товарищеским судом побывал у капитан-директора. Но его визиты были напрасны.
За свою недолгую карьеру на флоте он сумел обмануть многих. Но как сумеет он уйти от ответа перед своими сыновьями? Как объяснит им свое падение? Сумеет ли обмануть и их?

А. ПОНОМАРЕВ,
председатель товарищеского суда.
Памяти ТР "Иней" и его экипажей. Скуку — за борт! - 16 08 1967
НЕТ, мы не можем жить скучно. Нельзя так — вахты, каюта, кино и домино. Картишки тоже прочь. Куда годится, когда видишь, как взрослые люди щелкают друг друга по носу. Что, нечем заняться больше? Тем более на таком судне, как наше ...
Так начал свое выступление на одном из заседаний комсомольского бюро секретарь комсомольской организации транспортного рефрижератора «Иней» Виктор Марченко.
Причин для этого было немало. Уж больно скучно жили на судне люди. А Виктору — старшему механику «Инея», человеку, довольно занятому, но не терпящему рутины, — не терпелось поломать эту систему.
Так вот и появилась повестка дня. И довольно необычная. Прямо скажем, не встречавшаяся раньше. Но верная и лаконичная. Называлась она «Скуку — за борт».
Но, видимо, дело не в формулировке повестки дня. В существе ее. А она достаточно четко ставила над «и» все точки. Разговор был короткий, но жаркий. Решили начать с организации художественной самодеятельности. Таланты нашлись. В каком коллективе их нет, тем более на «Инее», где более шестидесяти человек. В основном молодых и энергичных ребят. Поручили организацию художественной самодеятельности члену ВЛКСМ Ромуальдусу Киселюнасу. Он сам поет хорошо. И, кроме того, шутник. Как раз из тех, о которых говорят «язык подвешен, что надо». Ему и «карты в руки». Лучшего конферансье и не найти. Вспомнили о Викторе Ледовском. Танцует хорошо, поет. Здорово у него песни лирические звучат. Да и девушек судовых природа талантом не обидела. Старший повар Нина Мотва имеет приятный голос, не уступает ей камбузница Валя Ермакова. Анатолий Прочепутя — баянист, а Виктор Мазнев — музыкант на все руки.
Вот так и выполнил комсомольское поручение Киселюнас, создав коллектив художественной самодеятельности. Первый концерт прошел успешно. И не удивительно — репетировались долго. Никто не хотел «ударить в грязь лицом».
Аплодисменты аплодисментами, но коллектив стал расти и крепнуть. Все поняли, песня, шутка всегда были полезны людям. Они делают их веселее, богаче душой. Коллектив художественной самодеятельности на «Инее» был создан два года назад. Продолжает выступать и теперь. В последнем рейсе он дал два концерта. Один — в праздник Нептуна, когда пересекали экватор, другой — в День рыбака. Но девиз «Скуку — за борт» не ограничивался лишь самодеятельностью. Проведены работы по привлечению всей молодежи судна к учебе. И не безуспешно. Сейчас здесь шесть заочников ВУЗов, 12 заочников средней школы моряков, а Рейн Нахкур и Георг Палуярв учатся заочно в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности. Комсомольское бюро не упускает из вида своих заочников. Недавно выяснив, что Эдуард Володько, Анатолий Воронов, Виктор Скамбирович плохо подготовились к зачетам, не выполнили учебную программу, бюро пригласило их для ответа. Досталось «хвостистам" от ребят. Им дали месяц срока для того, чтобы подтянуться.
"Штрафники" штурмуют гранит науки, готовятся ликвидировать «хвосты».
Досуг моряков комсомольцы «Инея" полностью взяли под свой контроль. Они выступают застрельщиками многих интересных мероприятий — проводят тематические вечера, викторины, шуточные лотереи, вечера отдыха, спортивные соревновании. Их руками оформлены фотовитрины, выпущены стенные сатирические газеты. Одним словом, комсомольская организация сейчас живет полной жизнью. Здесь никто не скучает. Все имеют занятия. И трудовые показатели на высоте.
В рыбопромысловом флоте есть традиция — секретарь партийной организации судна за рейс отчитывается в парткоме, секретарь комсомольской — в комитете комсомола. Виктору Марченко было, что рассказать секретарю комитета комсомола рыбопромыслового флота. Если бы можно было ставить оценку комсомольской организации судна за проделанную работу в пятибалльной системе, то, несомненно, заслужила бы самую высокую — пять.

А. СЕМЕНОВ.
ЧТОБЫ ТЕЛО И ДУША БЫЛИ МОЛОДЫ … - 12 08 1967
Сегодня — Всесоюзный день физкультурника. Праздник молодости, ловкости, красоты; праздник бодрости и здоровья. Поистине развитию физкультуры и спорта в нашей стране уделяется большое внимание. Совсем недавно закончилась Всесоюзная спартакиада народов СССР, посвященная славному юбилею — пятидесятилетию Советской власти.
Многочисленные спортивные коллективы союзных республик демонстрировала свое мастерство, Были улучшены и союзные и республиканские спортивные рекорды.
Физкультура, спорт — это здоровье и бодрость. Каждому понятно, что физкультура и спорт благотворно влияют на физическое состояние человека, повышают его работоспособность. Вот почему на всех судах Таллинских баз рефрижераторного и тралового флота любят физическую культуру, спорт.
На плавбазе-рыбозаводе «Фридерик Шопен» большой физкультурный коллектив. Здесь регулярно проводятся спортивные соревнования по волейболу, настольному теннису, поднятию тяжести. К услугам спортсменов параллельные брусья, кольца и другие спортивные снаряды.
Хорошо поставлена спортивно-массовая работа на плавбазах «Станислав Монюшко», «Иоханнес Варес», танкере «Выру».
Застрельщиком спортивных соревнований на танкере «Выру» является капитан Олег Ровбут. Особенно популярен здесь футбол. Футбольная команда этого судна провела очень много товарищеских встреч с моряками в иностранных портах, где бывали вырусцы. Они проходили живо и интересно.
Немало хороших спортсменов на БМРТ-431, 441 и других судах тралового флота. Мы можем гордиться своей футбольной командой «Атлантика», которую тренирует Л. Пяткин. Она уверенно играла в этом летнем сезоне на первенство города. Набрав наибольшее количество очков в своей подгруппе, вышла победительницей.
Более полутора тысяч физкультурников и спортсменов насчитывается в рыбопромысловом флоте. Среди них есть и мастера спорта и разрядники-спортсмены. Все виды спорта в почете у моряков и промысловиков: от шахмат до пулевой стрельбы.
Однако успехи в спортивно-массовой работе были бы гораздо большими, если бы моряки имели свой спортивный клуб. Он необходим, его надо организовать. Пусть больше моряков вступает в физкультурные коллективы, пусть больше их будет на стадионах, судовых спортивных площадках. Тогда и труд и жизнь будут полными и радостными, тело и душа будут молоды.
Памяти БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» и его экипажей. КОГДА ДЕЛО ОРГАНИЗОВАНО - 09 08 1967
В прошлом рейсе на БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» партийная организация уделила большое внимание политико-воспитательной работе среди личного состава. Постоянно действовал агитколлектив. В него входили хорошо подготовленные коммунисты — тт. Бабаев, Элкен, Лаанпере, Козлов, Иванов. Они регулярно выступали с лекциями, докладами, беседами. В частности, на судне состоялись выступления на темы: «Что происходит в Китае?", "Об итогах выполнения народно-хозяйственного плана СССР и ЭССР в 1966 году", «Укрепление трудовой дисциплины — залог высоких производственных успехов».
Поднимались также производственно-экономические вопросы, касающиеся непосредственно экипажа. Капитан т. Бабаев прочел интересную лекцию — «Об экономическом эффекте шкерки рыбы". На конкретных цифровых данных он умело показал, какую выгоду от этой операции получает государство, команда судна.
Агитколлектив, руководимый партийной организацией, не ограничивался лишь проведением лекций. Большой популярностью пользовались беседы. Находясь на промысле, БМРТ-350 пересекал воды африканских государств — Анголы, Камеруна, Нигерии, Гвинеи, Гамбии, а при возвращении домой — Марокко, Франции, Польши.
Эти периоды были использованы для знакомства со странами, чьи воды пересекало судно. Коммунист т. Элкен провел беседы о каждом государстве. Показал, как развиваются они, какой имеют политический строй, экономическое развитие. Большим успехом пользовалась беседа «О национально - освободительном движении народов африканских стран».
Часть бесед была проведена по судовой трансляции. Это делалось для того, чтобы не отвлекать людей от основной работы.
Успешно в целях политического воспитания экипажа на судне использовалась и такая форма массовой работы, как тематические вечера. Они посвящались Дню памяти В. И. Ленина, Дню космонавтики, Дню Советской Армии, Дню свободы Африки.
Деятельное участие в организации тематических вечеров принимали комсомольцы во главе с секретарем судовой комсомольской организации т. Юриным. Вечера проходили при активном участии членов экипажа.
Для проведения политико-массовой работы использовались все возможности. Когда судно стояло в порту Касабланка, на борт был приглашен работник Торгпредства СССР в Марокко В. А. Винокуров. Он провел очень интересную беседу с личным составом по вопросам международного положения Союза ССР. Экипаж получил ответы на все интересующие его вопросы. По внутренней трансляции было передано свыше-двадцати информационных сообщений о новостях и жизни на Родине.
Надо отметить как положительное явление, что большинство мероприятий проводилось членами КПСС и ВЛКСМ в порядке партийных и комсомольских поручений. В данном случае партийная организация судна, возглавляемая т. Поплаухиным, оказалась на должной высоте. Следует отметить, что все проведенные мероприятия увязывались непосредственно с подготовкой к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Работа партийной организации принесла известные плоды. На судне не было ни одного случая нарушения трудовой дисциплины, экипаж успешно справился с рейсовым заданием по добыче рыбы и производству рыбопродукции.

А. СЕМЕНОВ.
Двухгодовой - к Октябрю - 09 08 1967
Экипажи судов Таллинской базы тралового флота продолжают социалистическое соревнование в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Промысловики успешно выполняют взятые обязательства. На 1 августа ряд судов имеет хорошие показатели в выполнении двухлетнего плана добычи рыбы. Среди них экипажи СРТ-4327 (капитан Э. Менд) при двухгодовом плане 16.670 центнеров добыл 15.535. Это — 94.0 процента. СРТ-4326 (капитан Д. Ширкунов) при задании 15.310 центнеров выловил 14.820, что составляет 96,7 процента. СРТ-4425 (капитан Ю. Ильченко) при плане 12.740 добыл 14.644. Это — 114,7 процента. СРТ-4510 (капитан В. Перевозчиков) при двухгодовом плане 15.590 добыл 15.255 центнеров, что составляет 97,8 процента. СРТ-4244 (капитан В. Хожайлов) при задании 17.320 выловил 15.952. Это — 92,1 процента. СРТ-4515 (капитан Ю. Суменков) при плане 16.390 добыл 14.338. Это — 87,5 процента. СРТ-4481 (капитан В. Нелюбович) при двухгодовом плане 16.360 выловил 14.338. что составляет 87,0 процента.
На все суда типа СРТ двухлетний план добычи рыбы составляет 547.150 центнеров, за год семь месяцев уже добыто 420.628 центнеров, т. е. план выполнен на 76,8 процента.
Из судов типа СРТР лучших показателей добились экипажи СРТР-9031, где капитаном А. Соболев. При двухлетнем плане 18000 центнеров добыто 15.937, или 88.5 процента. СРТР-9058 (капитан Н. Трунов) при плановом задании 16.590 центнеров добыл 15.935, или 96.0 процента. СРТР-9062 под руководством капитана А. Евсеева при плане 17.130 выловил 14.244 центнера, что составляет 83,0 процента. СРТР-9122 (капитан Р. Гигиберия) вместо 18.870 центнеров добыл 21.535. или 114.0 процента. СРТР-9057 под руководством капитана В. Мельникова при задании 18.040 выловил 13.674, или 75,7 процента. СРТР-9080 (капитан Д. Кошкин) при плане 17.100 добыл 13.172. Это — 77.0 процента. СРТР-9139 под командованием капитана А. Пироженко вместо 19.050 по плану добыл 14.405, или 75,0 процента.
Судами типа СРТР за 2 года предусмотрено добыть 327.540 центнеров. На 1 августа выловлено 197.953 центнера, что составляет 60,4 процента.
Из судов типа БМРТ впереди идут БМРТ-227 (капитан Ф. Тамм), при двухлетнем плане 84.490 центнеров выловил 71.847 или 85.0 процента. БМРТ-229 (капитан Б. Зозуля) вместо 115.830 добыл 116.479 центнеров или 100,5 процента. БМРТ-384 под руководством капитана В. Заботина при плане 122.750 выловил 116.374 центнера. Это — 94.8 процента. БМРТ-396 (капитан С. Папаев) вместо 152.010 добыл 127.604, т. е. 83,9 процента. БМРТ-431 (капитан А. Чеботарев) вместо 166.610 выловил 136.529 или 81,9 процента. БMPT-436 под командованием капитана А. Ванчикова при задании 165.540 добыл 137.366 центнеров, что составляет 82.9 процента.
План двух лет на все суда типа БМРТ равен 1.514.570 центнеров, фактически выловлено 1.211.696 центнеров, что составляет80 процентов.

А. МУЗЫЧЕНКО
В РЕДАКЦИЮ ПРИШЕЛ ОТВЕТ. «СКОЛЬКО У ТЕБЯ ТРУСОВ?» - 29 07 1967
В нашей газете от 12 июля 1967 года в номере 56 был под таким заголовком опубликован фельетон А. Ковбы. В нем рассказывалось о порядке пропускного режима в Таллинском морском рыбном порту. Очень хорошо. что на него быстро откликнулись тт. Кодинщев, А. Градиль. В. Вертиков. Люди, которые отвечают за организацию службы охраны порта.
Мы согласны с ними, что вход, въезд, выезд с территории и на территорию порта обязан быть оформлен документально, чтобы исключалась возможность выноса, вывоза материальных ценностей.
Авторы письма безусловно, правы и в том, что абсолютное большинство моряков - честные, добросовестные люди, и что, действительно, настанет такой день, когда будет отменен пропускной режим. Но пока... Пока, к сожалению, есть еще отдельные товарищи, которые бьют себя в грудь, доказывая, что они бывалые моряки и обросли ракушками, а сами не прочь завернуть в грязные трусы, майки, рубашки и т. п. мотки капроновых ниток, пластикатовые мешки, мыло, краску, сельдь в банках, капроновые сети...
В пространном письме товарищи, ответственные за пропускной режим порта, назвали некоторых любителей погреть руки за государственный счет. Вот они. Приводим по оригиналу письма. «Боцман СРТР-9027 Иван Энтикевич в грязном белье пытался вынести три банки сельди атлантической по 5 кг. каждая. Повар СРТР-9122 Анатолий Цикоза в трусах и майке пытался пронести 5 кг мяса. Матрос БМРТ-355 Евгений Матлюк нес в трусах и майках 50 пластикатовых мешков. Боцман РР-1264 Александр Семенов пытался вынести 20 кг. краски. Боцман CРT- 4590 Петр Матюшин пытался вынести 105 кусков (42 кг) хозяйственного мыла». Список можно продолжить. Но пока ограничимся этим. Нет нужды доказывать, что у названных моряков нет ни стыда, ни совести. Они заслуживают не только осуждения, но и строгого наказания.
Общественная собственность неприкосновенна, и тот, кто покушается на нее — преступник. Не побоимся этого слова.
Бдительность работников охраны порта заслуживает и похвалы и одобрения.
Но теперь вернемся к фельетону. Из него видно, что автор отнюдь не старается ни унизить, ни оскорбить работников охраны. Он за то, чтобы пропускной режим в порту был на должном уровне. Речь идет о другом. Каждый, уходящий с судна член экипажа получает справку-разрешение на вынос личных вещей. В ней обычно пишут "личные вещи". По нашему мнению, нет смысла дебатировать о том, что относится к личным вещам. Безусловно, к ним не причислишь ни краску, ни мотки капроновых ниток, ни промысловые сетки, ни тем более сельдь в банках.
Это, видимо, не требует особого доказательства. А. Ковба, автор фельетона, возмущается работниками пропускной, которые требуют подробный перечень личных вещей. Спрашивается, зачем перечислять, сколько у кого трусов и рубашек? A работники пропускной без этого перечня не пропускают людей и даже грубят им.
Вот тут-то действительно товарищи зря лбы расшибают. Такое усердие явно ни к чему. На самом деле — чемодан открыт, справка налицо, так и проверяйте на здоровье. Повторяем, капроновые сети, нити, сельдь, пластикатовые мешки никак не относятся к личным вещам.
Ну, хорошо. А что, если в справке вышеперечисленное имущество будет указано как "личные вещи»? Как поступят в таком случае работники пропускной? Видимо, справка такая их устроит.
Вот тут-то и загвоздка.
Таким образом, напрашивается вывод: кому нужна такая справка. По всей вероятности, нет смысла разводить лишнюю писанину, тем более учинять проверку личных вещей на судне членам экипажа. Этот вопрос и поднимает в своем фельетоне А. Ковба. Так что черное от белого всегда можно отличить.
Теперь возникает другой вопрос. Почему же расхитители общественного добра не получают наказание? Видимо, мало только фиксировать их имена. Надо, чтобы о них знали коллективы судов, чтобы ими занялись общественные организации, товарищеские суды. Можно бичевать их через газету "Рыбак Эстонии». Наконец, можно вывешивать их список прямо у проходной. Пусть о таких людях знают все. Пусть их моральное лицо будет видно всем.
Борьба с расхитителями народного добра должна быть широкой и беспощадной.
"А отдельные грубости и бестактность по отношению к морякам, допущенные со стороны работников охраны", о которых пишут тт. Кодинцев, Градиль, Вертиков, - надо изжить совсем. Есть официальные обращения, коими и следует пользоваться.
На контрольно-пропускном пункте должна быть объективная строгость, разумная. И ни один моряк на нее не будет в обиде.
Памяти БМРТ-431 "Каскад" и его экипажей. С заданием справились - 29 07 1967
После подмены команды на промысле БМРТ-431 "Каскад" было проведено общесудовое собрание, на котором избрали группу народного контроля.
В состав группы входило девять человек. На первом заседании группы народного контроля был заслушан план работы, согласованный с партбюро, и распределены обязанности. Основное внимание было решено направить на качество заморозки и изготовления рыбопродукции.
Народные контролеры БМРТ-431 проверяли правильность распределения сырца на заморозку и в утиль, вес брикетов, время закатки и выкатки тележек, упаковки рыбы.
Случалось, что при проверке перевес брикетов составлял от 300 до 800 граммов. Мы сразу же принимали соответствующие меры. 25 мая при проверке было обнаружено, что в бригаде рыбмастера т. Прокофьева перевес брикетов доходил до одного килограмма. Об этом было доложено капитану, первому помощнику, сделаны замечания т. Прокофьеву и помощнику капитана по производству т. Моисеенко о таком недопустимом факте. Чтобы устранить этот недостаток, проверили все весы и взвесили пустые противни. Оказалось, что разница в весе противней достигает 300—400 граммов. Это и является причиной перевеса. Последующие проверки показали, что больше перевеса брикетов до конца рейса не было.
При разделке рыбы отходы не выбрасывались за борт, а перерабатывались на рыбную муку. И здесь был нужен глаз народного контроля.
Мы контролировали также температуру в трюмах, правильность расходования и своевременный ремонт тары. Не остались в стороне и другие участки производства.
И вот закончен рейс. Экипаж успешно завершил промысел. С полными трюмами доброкачественной свежемороженой рыбы БМРТ «Каскад» возвратился в порт.
На открытом партийном собрании народные контролеры отчитались за проделанную работу.
По приходу в порт перед нами стояла большая задача — сохранить и сдать груз в целости и сохранности. С этим мы также справились.

П. ШВЕДИН, председатель группы народного контроля
КТО ВИНОВАТ – 26 07 19677
НЕСКОЛЬКО месяцев назад СРТ-4250 уходил в рейс. Капитан Б. Барбакадзе заглянул в отдел добычи.
- Направляетесь в Северное море, - сказали капитану.
-Но потом перейдете на Джорджес банку. - Да, там рыба большая, - согласился Б. Барбакадзе.
- Но...
- Не беспокойтесь! -поняли его сразу и заверили: - Базы будут!
Однако для верности капитан решил уточнить.
- Рыбу нельзя солить. Свежьем придется сдавать. Вы уж постарайтесь насчет баз...
- Что вы! Зачем беспокоиться!
Капитану стало неловко. Зря мол, усомнился. Люди делом заняты, а он отрывает их.
- "Фридерик Шопен» снимается из Северного моря. — убедили Б. Барбакадзе на прощанье - вы за ними во след.
Итак, рейс начался. Команда судна одобрительно отнеслась к походу судна на Джорджес банку. Рейсовое задание — 610 тонн. Протяженность рейса — 135 суток. СРТ-4250 пошел прежде в Северное море, как и предполагалось. Но оттуда быстро снялись. Взяли курс на Джорджес банку «Фридерика Шопена», правда, на промысле пока еще не было.
Отряд эстонских промысловиков на Джорджес банке составлял восемь судов. Норма вылова каждому на сутки — 67 центнеров.
Пришли, огляделись. И увидели, что базы нет ни одной, эстонской, конечно. Приписали к "Черноморской славе". Но у "Славы" свои суда. Их обслуживать необходимо. А уловы большие.
Экипаж обрадовался: - Годовой план выполним! - поговаривали в команде, - 887 тонн он у нас? Чуть больше рейсового! Справимся!
С таким настроением работать можно.
И вот стали тралить. По 57 центнеров вытаскивали. Кому сдавать? Ведь солить-то нельзя. Однако база принимала лишь по пять тонн. Остальную рыбу девай куда хочешь.
На берег полетели тревожные радиограммы. Торопись, берег, с засылкой принимающих емкостей. «Фридерика Шопена» до сих пор нет. Он может в сутки обработать 10— 11 судов. Достаточно для эстонского флота.
Но эти восемь пока оставались "бедными родственниками». Капитан Барбакадзе с верхнего мостика уговаривает «чужую» базу:
— Примите рыбешку, пожалуйста!
- Не можем сверх нормы. Другие суда ведь кроме вас тоже ловят.
- А на муку не можете?
Вот так и работали. Настроение у экипажа упало. Поняли — план не выполнить. Не только годовой — рейсовый. И все из-за того, что некуда сдавать рыбу.
Это было в апреле-мае. Наступил июнь. С ним новые неурядицы. Ведь беда не приходит одна. Оказалось, что тралы нужны другие. С прежней ячеей непригодны.
— Рижане! Оставьте нам свое промвооружение. — начали "попрошайничать" эстонские рыбаки. — Соседи, вы в порт идете, а нам ловить нечем.
— Оставляем, — понимают рыбаки друг друга. — Подбегайте, забирайте.
Рыбаки то понимают друг друга. Берег — нет. Словно в его задачи не входит помощь морю. «ЦУ» на флот сыпятся обычно как из рога изобилия. Слова, слова, слова... Тонны израсходованной бумаги, а дела нет.
СРТ-4250 теперь в порту. Недолов. Всего добыто 227 тонн сельди. — Каждому не объяснишь в чем дело, — говорят на судне. — Однако неудобно.
В общем, берег провалил план рыбакам. Баз не дали. И промвооружением не тем снабдили. С кого опрашивать за убытки?
СРТ-4250 — «первая ласточка», прилетевшая с Джорджес банки. Скоро прибудут другие траулеры флотилии. Там дела тоже не блестящие.
Поэтому встает опять вопрос о персональной ответственности. О такой, когда можно будет, говоря грубо, показать пальцем на руководящего товарища и сказать ему:
— Вы виноваты! Возмещайте расходы.
Сейчас этого нет. Один кивает на другого. Тот — на третьего.
До каких же пор?

Н. БОНДАРЬ.