НАЛИЦО - СПАД. ЧТО ДАЛЬШЕ? - 19 03 1992

Автор
Опубликовано: 2349 дней назад (11 декабря 2017)
0
Голосов: 0
Результат работы флота за первые два месяца года - прямое отражение резко снизившегося уровня его обеспечения. Едва ли найдется судно, на долю которого не выпали бы изнурительные простои в ожидании топлива, а затем и разгрузки. С начала года объединение "Океан" не получило ни одной тонны топлива ниоткуда, кроме как за СКВ от западных партнеров. Потому на промысел было выведено 50 процентов из необходимого числа судов и в общей сложности только 30 процентов из них были заняты непосредственно промысловой деятельностью.
Треть задействованных судов работали - на треть от уровня соответствующего периода прошлого года и результат: по вылову, по выпуску товарной продукции. Единственно производство пищевой продукции, включая консервы, составило 60 процентов сравнительно с показателями января-февраля 1991 года, однако достигнуто это за счет сокращения выпуска рыбной муки и максимального направления сырья на пищевые цели.
Продолжая сравнительный ряд, генеральный директор Л.Карпусь предпринял попытку сопоставить производственную деятельность объединения с работой родственных рыбпромов. В абстрагированном виде такое сопоставление выглядит никак не в пользу "Океана". Однако нельзя проигнорировать условия, поставившие объединение в наиболее невыгодное положение. Российские рыбпромы худо-бедно, но еще снабжаются местным топливом. Имеется преимущество и у литовских рыбаков - их работа базируется на правительственном постановлении по централизованному обеспечению океанических судов дизтопливом и мазутом. Оно и понятно: располагая нефтеперерабатывающим заводом, Литва может закупать сырую нефть, почему и имеет больший стратегический простор.
Не будем забывать, что для государства сегодня более важны не отвлеченные показатели, а физические тонны. В январе-феврале продукция объединения распределялась по нескольким направлениям, наиболее проторенным из которых явился экспорт, куда поставлено 50-52 процента всего объема продукции (сравним: около 46 процентов в 1991 году). Значительное количество рыбной продукции пошло на бартер по межправительственным соглашениям (при этом отдельная статья - бартер по прямым договорам). Целевым направлением в торговлю направлено 446 тонн сырья, плюс четыре тысячи тонн - на промпереработку.
Что дальше? Дальше, как показывают расчеты, на экспорт понадобится направить уже 80 процентов рыбной продукции - иначе никак не свести концы с концами. Но и обделить океаническими продуктами Эстонскую Республику тоже непозволительно. Как решить эту дилемму - задача не только администрации, управленческого аппарата, но и всех промысловиков объединения.
Прогнозируя работу в марте, начальник отдела промышленного рыболовства А. Колиуш отправным моментом избрал тот же сравнительный показатель. Когда флот базируется на полноценном обеспечении, подчеркнул он, объединение может превзойти соседние рыбпромы, как это сложилось, например, по результатам работы на сутки лова в промысловой зоне ИРМ. Иными словами, "организационный потенциал" сохраняется и, подкрепленный необходимым снабжением, он мог бы позволить объединению утвердиться и в новых условиях.
Но вот второй важный компонент как раз-таки отсутствует. По этой причине в марте, по прогнозам в состоянии активного промысла могут находиться лишь 12,6 судна (24,7 судна на тот же период 1991 года), объемы обычно должны бы колебаться в пределах 11,5 тысячи тонн. Еще одно условие при этом (в добавление к снабжению топливом) - надлежащее обеспечение судов промвооружением.
Сосредоточив как-то внимание на этой стороне дела, заместитель начальника службы эксплуатации флота А. Яблоков правомерно указал: "Не получится ли, что как только решится проблема с топливом, мы тут же "зависнем" с орудиями лова, гофротарой и прочим?" Не исключена и такая ситуация, подтвердил начальник службы материально-технического обеспечения И. Сюльд. Традиционные поставщики гофротары, например, комбинаты в Астрахани и Архангельске. Первый из них на данном этапе лишен сырья для ведения производства, второй целиком нацелен на обеспечение своей продукцией местного - архангельского и мурманского потребителя.
Воспользоваться каналами Клайпеды, рыбаки которой получают гофротару из Вильнюса? Но Вильнюс тоже не полностью покрывает потребности в этих материалах даже литовских потребителей, и им приходится добирать необходимые объемы на Западе.
Очевидно, того же направления - установление контактов с Западом - предстоит придерживаться и объединению "Океан", а это - очередные валютные затраты.
Выходит, нет альтернативы? В перспективе, похоже, она просматривается. Потенциально открывается канал, связанный с организацией выпуска упаковочного материала на заводе "Двигатель". Являясь акционером создаваемого производства, объединение "Океан", по словам И. Сюльда, заручилось гарантией, что его потребности будут удовлетворяться сразу же, как наладится выпуск этого дефицитного материала. Однако перспектива эта отдаленная, в текущем году, во всяком случае, рассчитывать на нее было бы опрометчиво.
Критическая ситуация назревает в снабжении флота промвооружением: нет нитей, шнура, швартовых концов, не говоря уже о дели. Ближайшие несколько месяцев экипажи еще смогут работать на старых запасах, но и они уже на пределе. Искать партнерства среди российских предприятий на сегодня не представляет смысла - им катастрофически не хватает сырья, - и чем быстрее будут установлены связи с Западом, тем реальнее предупредить очередные простои рыбопромысловых судов.
Беспокоят снабженцев предельно высокие цены на жесть, на древесину. ("Если стоимость одного пенька исчисляется в 10 долларов, отсюда - и все остальное ..." - дал понять И. Сюльд). Положение усугубляется жестким лицензированием и таможенными барьерами.
Концепция выживаемости, с точки зрения заместителя генерального директора О. Спирина, должна включать в себя точно выверенное прогнозирование, которое не может быть состоятельным, если не ориентируется на долгосрочные контракты. На долгосрочных принципах следует строить договоры по обеспечению флота топливом, на ту же основу надлежит перевести сдачу продукции иностранным партнерам. Пока это не достигнуто в силу того хотя бы, что судоэкипажам приходится довольствоваться обловом третьесортной рыбы (в обиходе - "мусор"), не имеющей спроса. Проигрыш не исключен и там, где ведется промысел ценных продуктов океана. Генеральный директор, в частности, предостерег руководителей служб и капитанов: следует быть наготове перед реальной возможностью снижения стоимости кальмара - слишком много судов сосредоточено на его облове, и высокое предложение неминуемо собьет на него цены.
Это - то, что касается организации промысла, регулируемого берегом. Встречаются специфические сложности - и отнюдь не эпизодического характера - на промысле. Но это уже - тема другого материала.

Л. ПАНОВА
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!