Памяти Башкатова С. Ф. и СРТР-9080. ПЯТИЛЕТКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА - УДАРНЫЙ РЫБАЦКИЙ ТРУД! - 16 03 1978

Автор
Опубликовано: 2668 дней назад (5 января 2017)
Редактировалось: 1 раз — 5 января 2017
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Капитан С. БАШКАТОВ. Фото И. Шперова.

ДА, НЕ ВСЕ ладно получилось с торжественной встречей СРТР-9080 «Лайне» в родном Таллинском , порту. Встречающих — жен, детей, подруг и друзей
— попросту не допустили на обледенелый причал, и против, в общем-то, не возразишь: мало ли что может приключиться в такую дрянную погоду. Да и швартовка в подобную непогодь дело нешуточное — только и удалось покрасоваться на верхней палубе в столь торжественные минуты «деду" — старшему механику Василию Рыбалке, остальные же моряки до последнего момента находились на своих местах, по-авральному. Опять же, в плотном сыром воздухе, на пронизывающем ветру и музыка звучала как-то глухо и прерывисто.
Зато потом... Но — этого не передать словами. И рискованно, да и неубедительно выйдет. Ибо как передать все то, что предшествовало этой торжественной встрече? Все те тревоги и опасения, кои выпали на долю — и нервы — каждого из 22 моряков, рыбаков экипажа 9080-го, чей рейс в Атлантику пришелся на самый, что ни есть ответственный период. Начинался последний квартал труднейшего для всех советских рыбаков года — 1977-го. Канун исторического, 60-летнего юбилея Великого Октября. И весь мир слушал Москву, где проходила сессия Верховного Совета СССР, обсуждавшая проект новой Конституции страны.

УХОДИМ В МОРЕ
ИЗ ПРОТОКОЛА № 1 общесудового профсоюзного собрания экипажа СРТР-9080:
«Слушали: капитана тов. Башкатова С. Ф., который проинформировал команду о рейсовом задании. Продолжительность рейса — 150 суток, добыча рыбы — 1176 тонн, из которых надлежит сдать первыми сортами 99 процентов. Старший помощник капитана Кононович В. И. предложил: план 4-го года пятилетки выполнить к 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, а рейсовое задание — к 1 января 1978 года. Принято единогласно».
Тогда же - 10 октября-были приняты и другие пункты соцобязательств в ответ на решения внеочередной сессии Верховного Совета СССР: сэкономить в рейсе 4 процента промвооружения и 3 процента горюче-смазочных материалов. Тоже единогласно.
Расшифруем предложение старпома: план 1978 года — 3100 тонн, обязательство — 4 тыс. тонн.
Это, как говорится, звучит. И это, учитывая небывало напряженную промысловую обстановку во всей Атлантике, было — дерзко. На что они надеялись — все 22 члена экипажа? На везение, рыбацкую удачу, что давно _уже стало исключением из безжалостного правила? Тем паче, что из района промысла приходили неутешительные сводки о неустойчивой промобстановке и, стало бить, соответствующих уловах — «кошельки» работали нестабильно.
Большинство из этих 22-х, что единогласно голосовали за «дерзкие» обязательства, люди бывалые, понаторелые в своем деле. Знают, почем фунт рыбацкого лиха. Шапкозакидательством заниматься таким не пристало. Знают: «авось" и рыбака хватает за бока — есть такая старинная мудрая поговорка.
Но вот что они знали -помимо тех сомнений насчет промобстановки и плавбаз. Первое: за 16 лет, что плавает капитаном СРТР «их» Сергей Федосеевич Башкатов, он еще ни разу не возвращался с промысла без плана. Более того: менее чем со 130-ю процентами выполнения рейсового задания не приходил. Второе: начиная с 1970 года экипаж СРТР-9080 носит звание «Экипаж коммунистического труда". Традиция, которая обязывает ко многому. Мы привыкли к этой, произносимой подчас всуе, к месту и без, фразе. А стоит вдуматься в ее изначальный смысл. «Обязывает» — вот что это означает: пришел сюда, в экипаж с такими трудовыми традициями, запомни: легкой прогулки за длинным рублем не будет, а будет долгая, большая, каждодневная, на протяжении всех 150 суток работа и работа, требующая терпения и нервов, пота и выдержки, мастерства, сил, закалки. Тс, кто плавал на 9080-м, не раз слышали, должно быть, башкатовское -«В море на прогулку не ходят — ходят за рыбой», которую даже из пруда и то не вытянешь без труда, а тут — океан...
И третье: это — то, что сложился на СРТР-9080 своего рода стабильный костяк, ядро экипажа, своя рыбацкая «гвардия», преданная этому судну до конца, она и задает тон и трудовой настрой, и ритм всей команде, и то, что принято называть микроклиматом на судне. Люди, на которых капитан может положиться как на самого себя. Которым не надо втолковывать, как и что делать, как обращаться с техникой, механизмами и людьми, новичками. О наставничестве, допустим, здесь не говорят — это давно стало чем-то само собой разумеющимся, обычным и привычным делом. Поступил под начало твое человек, новичок, — несешь за него полную ответственность: научи, обучи, помоги, потребуй, если надо. Понятно, без надрыва, спокойно, но твердо. Стоит ли так уж стараться, коль новичок-то, глядишь, «сбегает» в один рейс — и поминай, как звали? Это как сказать. Если настоящий - будет рваться сюда снова. О случайных что жалеть, тут, па СРТР, действует железный «естественный отбор», тут каждый на виду у всех, и хилый духом и телом, скорее всего, сам поостережется пойти сюда. Не о них речь.
Речь о таких, как старший механик Василий Рыбалка, давно уже «прописавшийся» на СРТР-9080. Коммунист. Общественник — предсудкома_. Грамотный и многоопытный специалист, влюбленный в технику, горазд на всяческие выдумки, идеи, рационализацию, — технарь, как говорят, до мозга костей. Но способностей и энергии хватает ему и на подчиненных — редко кого не удавалось ему «заразить» своей страстью к машине и к «своему» судну. Вот один из его выучеников, сам теперь ставший наставником, — второй механик Леонид Дорошенко, о котором одинаково уважительно отзываются все — от капитана до матроса. «Хозяин машины» — ни больше, ни меньше! Добросовестный, инициативный, настойчивый — все это с прибавлением слова «очень»... Был третьим механиком — недолго. Давно уже плавает вторым. Доверие оправдал полностью.
Электрик Николай Яковлев: на судне второй рейс подряд, ветеран объединения. Вот его устная аттестация: «Опыта на троих хватит, работоспособности - тоже». Моторист Василий Заглада: плавал на плавбазах, супертраулерах. А все-таки, здесь, на СРТР-9080, интересней... В минувшем рей се был членом группы народного контроля — боевым, настойчивым, принципиальным. Одним словом — неравнодушным.
Из молодых моряков машинной команды следует назвать третьего механики Олега Спицына. На этом судне он ходил уже в свой второй рейс, Но все равно — молодой специалист. Комсомолец. Опекал его лично старший механик. Остался доволен: знания свежие и добротные, не без способностей человек, перспективный. В. М. Рыбалка занимался с ним в рейсе по спецпрограмме; выполнено на все 100 процентов.
А вот те, кого курировал сам капитан. Второй помощник — Борис Ястребов. 22 года. С отличием закончил ТМУРП. На СРТР-9080 второй рейс: в предыдущем ходил третьим помощником. Теперь эту должность занимал Алексей Смирнов, также плавающий здесь второй рейс. Что сказать об этих штурманах? Лучше всего — вот. Перед началом нынешнего рейса пришел в отдел кадров С. Ф. Башкатов - и заявил просительно-категорически: «Отдайте мне моих мальчишек!..»
Отдали, понятно. Отдел кадров, он ведь не меньше Башкатова заинтересован в будущих капитанах. И в ОК знают, что именно С. Ф. Башкатов сыграл «первую скрипку» в становлении таких промысловиков, как Владимир Беляков, Вольдемар Пикат, Леонид Румянцев, ставших ныне капитанами.

НА ПРОМЫСЛЕ
О ДРУГИХ ветеранах СРТР-9080 мы вкратце расскажем по ходу наших заметок о минувшем — победном рейсе этого года. Но даже тех, о ком мы упомянули, достаточно, чтобы заиметь некоторое представление о людях, с которыми выходил С. Башкатов на промысел. Они знали, за что голосовали в начале рейса, принимая повышенные социалистические обязательства. Верили и в капитана, и в самих себя. Разумеется, это не значит, что там, на промысле, где царила, мягко говоря, напряженная, а если прямо — то нервозная обстановка, они-то пребывали в безмятежном состоянии, уверовав в то, что преодолеют любые трудности. До подобного состояния духа было ох, как далеко!
Положение — да не покажется это кое-кому насилием над истиной! — осложнилось сразу тем, что С. Ф. Башкатов был назначен капитаном-флагманом группы судов. Известное дело: перед проблемой выгрузки побледнеет подчас любая проблема промысла, чем мы вот уже много лет обязаны транспортному и перерабатывающему флоту... (Правда, С. Ф. Башкатов вспоминает то благословенное время, когда на промысле, ну прямо отбоя не было от плавбаз. «Не поверите, но был год — не помню уж, какой, — рассказывает он, — но в районе ЦВА одновременно находились три плавбазы! Не успеваешь рыбой забиться, а тут нате вам — сдавайте, будьте такими добренькими... Как не быть!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Электрик Николай Яковлев был признан лучшим по профессии. Его рабочий стаж в нашем объединении 18 лет.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Второй рейс на СРТР-9080 совершил в должности начальника радиостанции коммунист Владимир Миньков.
Фото В. Тракса


Вмиг разгрузишься — и снова на рыбу, и снова... Да, было, было. Только с тех пор больше не бывало».). Вот такую идиллическую историю поведал нам капитан. А теперь что было? Одна плавбаза — на дюжину судов. Стон стоял в эфире: претензии, жалобы на простои, просто нижайшие просьбы — позвольте разгрузиться, план горит синим пламенем... А самому Башкатову каково? Невод трещит от рыбы — дождался-таки момента, когда другие метались из края в край в поиске косяков. А он терпеливо ждал себе и других к терпению приучал, хотя подмывало порой крикнуть, скомандовать и себе, и другим: «Ни с места! Ждать!» Это когда по всем статьям должна уже была появиться рыба, недаром же потратил целых 12 лет на то, чтобы познать, постичь все капризы изменчивой промысловой обстановки в Атлантике, закономерности ее глубин и течений; к которым таинственно и безошибочно приспосабливаются рыбные косяки. Тут чрезвычайно важно не упустить, подкараулить момент их появления, засечь чутким ухом гидроакустики — и атаковать! Поиск, поиск и еще раз поиск. Плюс... промысловая выдержка, если хотите.
Да, есть, должно получить «права гражданства» в рыбацком лексиконе такое выражение — «промысловая выдержка». А впервые услышал его Сергей Федосеевич от своего старого учителя и наставника, ставшего затем самым близким другом, — Героя Социалистического Труда капитана Ивана Александровича Агеева. Когда был И. А. Агеев еще капитаном СРТ — 23 года тому назад, в 1955-м, а Сергей Башкатов — третьим помощником на другом СРТ и только начинал постигать секреты рыбацкого искусства. Повезло: сразу довелось плавать «под знаменами Ивана Александровича, бывшего тогда начальником экспедиции в ЦВА», как говорит теперь Сергей Федосеевич.
Память... Не просто воспоминания о друге, старшем товарище, хорошем человеке, И вчера, и сегодня, и послезавтра — был, есть и будет с рыбаками прославленный капитан, промысловик, при жизни своей вписавший свое имя в трудовую летопись Эстонского рыбопромышленного объединения. Память о нем — и в сердцах, и в делах его многочисленных учеников, сменивших Героя на его трудовом посту.
...И рыба пришла, не могла не прийти. И, как положено, первым сообщил о ней гидроакустик Александр Кучеренко. Порадовался за новичка— тем более, земляка, из Таганрога — капитан. Впервые выходил с ним в рейс А. Кучеренко, вместо «штатного», давно уже плавающего на СРТР-9080 акустика Виктора Кулешова, отменнейшего и надежнейшего специалиста — перед рейсом, чертыхаясь по адресу «этих кадровиков», пришлось ему удалиться в отпуск... Но замена оказалась вполне достойной ветерану судна. Александр Кучеренко, недавний выпускник Таганрогского судомеханического техникума, дипломированный специалист, до тонкостей знающий гидроакустическую рыбопоисковую аппаратуру, прослыл в этом рейсе почти незаменимым человеком на судне. К вящему удовлетворению «самого капитана.
Вот и настал благословенный момент «свистать всех наверх». Дело теперь перешло в руки старшего мастера добычи Богдан-Александра Андриива и его незаменимого помощника Геннадия Демичева, Оба — мастера экстра-класса (да будет позволено нам применить такое современное выражение). Ветераны судна, ветераны объединения. Замет. Другой. Третий. Пошла, полилась живым серебряным потоком в стампы плавбазы атлантическая сардина.
Поди различи, кто как работает в такие минуты на верхней палубе. Вся команда в деле. Четкость, быстрота. И ритм, ритм — кажется, ни одного лишнего, суетливого, неверного движения, Вот уж действительно — как единый, хорошо отрегулированный механизм... Хотя и грешно говорить так о живых людях — ведь они-то, пожалуй, и точней, и надежней любого механизма. Металл — бездушен, рыбу, это живое, трепещущее серебро доверить можно только людям. Чтоб не помялось, не побилось при выливке. 99 процентов первым сортом — это не шутка. И смотри ты, не смотри с высоты своего гигантского — более чем двухметрового роста, председатель группы народного контроля Александр Кучеренко со своими бдительными «стражами качества» — Василием Загладой и матросом Иоханнесом Тсярнетсом, не удается что-либо высмотреть...
— Как, старпом?
— Ничего, капитан, — отвечал невозмутимый Василий Кононович, сменивший вконец уставшего Башкатова, который, однако, никак не мог покинуть мостик, чтобы, не раздеваясь, поспать хотя бы пару часов за последние сутки.
Таков капитан. Сполна наделила его мать-природа едва ли не богатырской силушкой — редкий человек выдержал бы подобные перегрузки. Устроен так: не находит себе места, пока нет рыбы. А когда есть, успевай только «черпать» из недр океанских — и подавно: силком не затащишь в каюту. Даже повар Иван Иванович Присяжнюк, перед которым благоговеет капитан — уж столько лет вместе неразлучны! — и тот бессилен «подавить» его своим непререкаемым авторитетом. И даже боцман, этот «самый главный и грозный хозяин» судна — Иван Алексеевич Фесенко, неизменный парторг, железной воли человек — тоже бессилен в такие моменты! Да что — моменты, коль счет идет на дни, недели, а то и месяцы. Такая, скажем, деталь. На второй день после возвращения в Таллин СРТР-9080 мы, придя на судно, были предупреждены: постарайтесь не мучить капитана долго — вчера отпраздновал человек свой день рождения «по-человечески». Что означало — в кругу семьи и друзей, на берегу, дома. Впервые за последние 10 лет. А как пахнет «живая", не синтетическая новогодняя елка — забыл напрочь. Жизнь — в море...
И это тоже оттуда — от богатырской натуры и воли учителя Ивана Александровича Агеева.
Из протокола № 2 общесудового профсоюзного собрания экипажа СРТР-9080.
«Слушали: капитана тов. Башкатова С. Ф., предложившего вызвать на парное соревнование экипаж СРТР-9082 «Ристна». Голосовали — единогласно. 21.Х.1977 г.».
Так вот: проблема проблем — сдача улова на базу.
— Сами понимаете, — говорил нам С. Ф. Башкатов, — будь я просто капитаном — кровь из носу, но не уступил бы очереди. А тут — флагман... И рыба идет — сердце кровью обливается: как можно упустить вспышку, ищи потом ветра в поле.
Выход? Не снимал часами наушников начальник радиостанции Владимир Миньков, у которого, случалось, после таких бдений опухали уши. Зато первым среди работающих в промрайоне судов находил и связывался с проходившими поблизости базами, производственными рефрижераторами и тогда — тогда затевал с ними «дипломатическую игру» и хитроумные переговоры капитан. Чьи, откуда, куда? Нет емкостей? Понятно: у меня всего-то с десяток тонн... Нехорошо, капитан, подводить старых знакомых. Я ж тебя знаю: захочешь — всегда сумеешь, не мне тебя учить, как рациональней разместить и свой, и мой груз... Да разве перечислишь все способы «уламывания», коими в совершенстве владеет С. Ф. Башкатов! Тут главное — что б вы думали? — ласка. Ага, если надо, и лесть, мы люди не гордые. Опять же, хочешь жить, то бишь, ловить больше, умей это самое...
М-да, не от хорошей жизни это, дорогие товарищи. А что делать-то? Сказано: было раз, да прошло. Вот вам и передовой опыт работы на промысле. Нравится это вам? Нам тоже — нет.
— А в общем-то, — подвел итог нашей беседы капитан С. Ф. Башкатов, — формула успеха на промысле такова: хотеть — и стремиться!
Капитан шутил. Прекрасно зная, конечно: именно в этом главное. Все остальное — дело «техники». То есть - знания. Опыта. Рыбацкой интуиции. Искусства капитана. Мастерства экипажа.

ДОСРОЧНО!
ИЗ ПРОТОКОЛА № 4 общесудового профсоюзного собрания экипажа:
«Слушали: капитана Башкатова С. Ф., который доложил, что взятые экипажем соцобязательства выполнены полностью. На 30 декабря 1977 г. с начала рейса выловлено 1740 тонн, что составляет 140 процентов к рейсовому заданию. Далее тов. Башкатов призвал рыбаков не сбавлять темпов юбилейного соцсоревнования с тем, чтобы к концу работы на промысле довести вылов рыбы до 200 процентов рейсового задания».
Решением следующего общесудового профсоюзного собрания было присвоено звание «Ударник коммунистического труда» нижеследующим членам экипажа, отличившимся на промысле: гидроакустику А. Кучеренко, матросам первого класса А. Белоногу, Н. Савицкому, второму механику Л. Дорошенко. Всего в составе экипажа СРТР-9080 стало 17 ударников коммунистического труда.
Вот окончательные итоги выполнения социалистических обязательств 1977 года экипажем коммунистического труда: добыча рыбы — 5600 тонн (план — 3100). Рейсовое задание и план выполнены полностью. Первыми сортами сдано рыбы (к рейсовому заданию) 140 процентов.
Социалистическое обязательство экипажа СРТР-9080 на третий, ударный год десятой пятилетки: годовой план 1978 года и пятилетки в целом выполнить к 7 октября 1978 г. — к первой годовщине новой Конституции СССР. В абсолютном выражении это составляет 2600 тонн рыбы. В практическом плане — один рейс... Пусть же и он станет победным для рыбаков экипажа коммунистического труда! Хотеть — и стремиться!..

В. БОГДАНОВ, Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Свой вклад в общий успех внес гидроакустик комсомолец Александр Кучеренко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отличились в последнем рейсе матросы Иоханнес Тсярнетс и Николаи Савицкий.

Фото В. Тракса.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!