Памяти БМPT-253 «Март Саар» и его экипажей. РЫБАЦКАЯ ШИРОТА – 04 11 1978

Автор
Опубликовано: 2617 дней назад (3 марта 2017)
0
Голосов: 0
Встречали БМPT-253 «Март Саар» в родном порту по-праздничному, торжественно и весело. Жены, дети, друзья. Особенно много было друзей и подруг, ибо подавляющее большинство команды траулера в этом рейсе составляла... неженатая молодежь. Служба обработки, к примеру, уверял капитан, была укомплектована на 99,9 процента за счет курсантов Таллинской мореходки, выходивших в рейс в качестве практикантов. При ближайшем рассмотрении, однако, оказалось, малость преувеличил цифру уважаемый капитан-директор Эдуард Туго. Самому ему уже (!) стукнуло 31 год...
Впрочем, преувеличил он действительно самую малость. На редких судах типа БМРТ, согласитесь, комсомольская организация насчитывает 53 человека. Сила, конечно, но... При всей своей энергии, выносливости, задоре и прочих неукротимых достоинствах, свойственных молодости, — сила-то неопытная: мало кто из курсантов «нюхал» море до этого рейса. А что рыбак без опыта, коль в наши дни даже видавшие виды «морские волки» частенько возвращаются из обедневшей Атлантики с грехом пополам? И вдруг «зеленый» экипаж 253-го: вылов — 111 процентов, заморозка — 112,3, пищевая продукция — 124,4 процента! На пищевые цели использовано 91,9 процента добытого сырца.
А вот социалистические обязательства, с которыми выходили в этот рейс рыбаки: под- твердить звание экипажа коммунистического труда и выполнить рейсовое задание по основным показателям на 103 процента. Осторожные?.. Не скажите; это ныне они выглядят такими. А когда судно отправлялось в Северо-Восточную Атлантику, руководители экипажа с полным на то основанием считали их чрезмерными, завышенными, — учитывая средний возраст экипажа, отсутствие рыбацкого опыта, условия, в которых предстояло работать: север есть север! Но с другой стороны, впереди были юбилей комсомола и годовщина Октября, и первая годовщина Конституции, так что о завышенности обязательств говорить вслух не приходилось: сплоховать нельзя, не имели морального права. Но и об этом громко не говорилось — вполне достаточно, что, судя по решительному и боевому настроению молодых моряков, это хорошо понимал каждый из них. А опыт — дело наживное, внушали капитан-директор Иван Васильевич Синькевич и первый помощник капитана Владимир Викторович Кожевников. Было бы желание. Последнего было с избытком...
Мы не оговорились: капитаном-директором БМРТ-253 выходил И. В. Синькевич, один из опытнейших капитанов «Эстрыбпрома», которого хорошо знают на всем Западном бассейне. Знали и курсанты, распределенные на «Март Саар», правда, заочно — по рассказам, публикациям в «Рыбаке Эстонии"' и т. д.
С такими вот настроениями начинался этот рейс для нового экипажа БМРТ «Март Саар». И продолжился хорошо. На переходе в район промысла осмотрелись, доделали то, что не успели на СРЗ, - «мелочей», как всегда, набралось немало и в рыбцехе, и в машине, но и это обратили себе на пользу — так сказать, использовали для закрепления теоретических знании на практике. С нетерпением и надеждой ждали первых тралений. Дождались, наконец. «Везучий» капитан сразу вышел на хорошую рыбу — пошел окунь морской, зарябило в глазах от радужных переливов животрепещущей массы на палубе. Не хватало рук — вся команда вызвалась на подвахты. Жарко становилось людям под холодными ветрами близкой Арктики, где и лето не в лето, работали до ломоты в спине, норовя воспользоваться редкостной вспышкой. Опыт приходил, накапливался не по дням — счет шел на часы. И вскоре суточные нормы стали выполняться на все 200 процентов! «Молнии» с трудом успевали фиксировать рекорды; вышла вперед комплексная бригада № 2 рыбмастера Иосифа Веренича (мастер добычи Виктор Евдокимов) — назавтра приходится сообщать об их соперниках — рыбмастер Алексей Грушевский, мастер добычи Александр Кокарев... На полную мощность, если не сказать — на пределе мощностей работали морозильные камеры. И на пределе же бдительности несли здесь свою вахту рефмеханик Виктор Калиничев, тонко чувствующий работу морозилок — не первый уже рейс обслуживает он их, и рефмотористы С. Беленков и Ю. Тихомиров.
Казалось, только одного человека не радовал этот напряженный и захватывающий темп — помощника капитана по производству Анатолия Алимова: ходил сумрачный, нелюдим, с трудом сдерживая недовольство. Чем и кем? Опасался за качество — все ж таки молодежь, навыки не те еще, случись что — куда смотрел технолог? К тому же, первый рейс выходил Алимов в этой должности — до сих пор плавал рыбмастером. Не только приличная практика за плечами у него, но и диплом о высшем образовании, почему и назначили помощником капитана. Но, как ни присматривался придирчиво к работе молодежи бывший рыбмастер, каких-либо криминалов не обнаружил. Сам поразился — и обрадовался.
Целых 25 суток работали в таком темпе рыбаки, пока продолжалась промысловая вспышка. Впрочем, что значит — «целых», коль для всех она показалась удручающе короткой, всего-навсего лишь вспышкой? Это когда как-то сразу наступил перелом и тралы стали в основном «черпать» воду...
И еще невезение: подвело обычно «железное» здоровье капитана — прихватило так, что велено было И. В. Синькевичу оставить судно с первой же оказией. Новым капитаном-директором стал Эдуард Туго, плававший с Иваном Васильевичем еще матросом-добытчиком, когда только что окончил мореходку. Что ж, было у кого учиться молодому командиру: сначала И. Синькевич, потом заслуженный рыбак ЭССР, капитан-директор БМРТ-536 «Херман Арбон» Д. К. Бурлак, под началом которого плавал Э. Туго в качестве старпома.
Промысел продолжался. Люди не унывали, несмотря на капризы неустойчивой обстановки и погоды, которая все больше давала знать о себе. Рыбопродукцию сдавать приходилось, удерживая траулер носом на волну — сильно штормило, шторм не утихал неделями.
В один из таких дней приняли на БМРТ-253 тревожную радиограмму с польского траулера, проходившего неподалеку морские испытания на промысле. Сообщалось: при выборке трала на борту судна произошла авария, пострадали два человека — перелом рук. Срочно требовалась квалифицированная помощь опытного хирурга. Отреагировали немедленно: снарядили судового врача Владимира Соломко. Наша газета уже писала об этом случае и о том, что командование, весь экипаж БМРТ «Март Саар» получили горячую благодарность от польских моряков за братскую помощь в море.
Памятным останется этот рейс для хирурга В. Соломко, который в сложнейших условиях штормового моря успешно прооперировал еще одного моряка — моториста со своего судна на борту калининградской плавбазы...
Сменили район, стали вести облов путассу — выбирали остатки квоты. Бросили все силы, подвахту в том числе, на разделку. Весь экипаж как один человек. Но в решающий момент забарахлило промвооружение. И так его настраивали добытчики, и эдак — проку не было: не шла рыба в трал — и все тут. Возбуждало, выводило из себя рыбаков то, что рядом-то нормально работали другие суда — северяне. Думай же, думай, «главный» добытчик!.. И старший тралмастер Александр Смирнов придумал-таки: переоборудовал трал по «мурманской системе». Вот же — не довелось ему раньше побывать на борту мурманских судов, чтоб собственными глазами увидеть эту знаменитую «систему" в деле, но по словам других представлял, так сказать, в общих чертах, что это такое. До остального дошел сам, быстро. Столь же быстро соорудили добытчики «паруса» из брезента — пять штук, вооружили ими верхнюю подбору трала - и дело пошло. Нисколько не хуже, чем у самих мурманчан. И вот результат: за время работы в новом промрайоне план по разделанной рыбопродукции был выполнен на 256 процентов!
В напряженной, ударной работе, в неустанной борьбе с трудностями и превратностями рейса (в самое горячее время куда-то «пропали» плавбазы, начались перебои с топливом) креп, закалялся, сплачивался коллектив. Люди пере живали друг за друга, за весь экипаж.
Только один-единственный человек на судне стоял особняком, в стороне, сам по себе — бывший третий механик. Все кругом для него были в чем-то виноваты, один он прав — во всем-то экипаже, включая и комсостав. Как ни пытались поговорить с ним по душам и капитан, и первый помощник, и другие сослуживцы - стоял на своем человек, уверовавший в собственную непогрешимость. Списался с судна, наконец. Сам, по собственному желанию, сославшись на «пошатнувшееся» здоровье. Понятно, никто особо не удерживал, хотя дорог был каждый.
Третьим механиком стал Виктор Матиевский — энергичный, расторопный или, как его называли, «шустрый» человек. До всего ему было дело — и до техники, и до людей, в отличие от предшественника. А четвертым механиком назначили бывшего моториста Рауля Хендла, заочника 5-го курса ТМУРП. Тоже очень неравнодушный и способный человек. Такие вот помощники появились в рейсе у «деда» — старшего механика Лембита Хадье. И у секретаря парторганизации боцмана Ивана Ропавки, настойчиво искавшего себе актив, опору во всех службах, в каждом «мини коллективе" судна.
...Они с честью выдержали этот трудный и трудовой экзамен на рыбацкую зрелость. И еще — на прочность, дружбу и коллективизм. И на верность, преданность делу, которое стало делом всей их жизни.

Л. ФИРСОВ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

два капитана. И. В. Синькевич (справа) поздравляет своего молодого коллегу Э. Туго с победой на промысле;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

матросы-обработчики, отличившиеся в рейсе. Первый слева рыбмастер И. Веренич — руководитель бригады, занявший второе место в соцсоревновании, крайний справа — наставник молодых рыбаков Ю. Пушкарев.
Фото И. ШПЕРОВА.


Слава передовикам и новаторам производства — знаменосцам социалистического соревнования за досрочное выполнение плана десятой пятилетки, за повышение эффективности производства и качества работы!
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!