Памяти капитана Дмитрия Тихонова.

Автор
Опубликовано: 2650 дней назад (24 января 2017)
0
Голосов: 0
«Советская Латвия»
24 ИЮЛЯ 1968 ГОДА

ЧЕЛОВЕК И МОРЕ
Открывшийся в День рыбака в Риге фестиваль телевизионных фильмов под девизом «Человек и море» призван был подытожить творческие усилия десяти телестудий страны, расположенных в городах-портах. Такое наименование фестиваля предоставляло широкие возможности для творческого соревнования его участников.
Главный приз «Серебряные сети» и Диплом 1 степени получил фильм Владивостокской СТУДИИ
«Анна Ивановна», вторую премию — фильм калининградцев «Путешествие будет долгим».

К достоинствам владивостокского фильма надо отнести то, что, рассказывая о первой женщине-капитане Анне Ивановне Щетининой, режиссер Олег Канищев не ограничился фактами её биографии, а в многочисленных ретроспекциях, путем монтажа документальных кадров из киноархивов попытался раскрыть особенности времени, в котором проходила молодость герои, вырабатывались свойственные ей высокие моральные качества. Это выполнено образно и убедительно. В фильме немало интереснейших кадров. Особенно впечатляет эпизод вручения Щетининой в США во время Великой Отечественной войны построенного для нас корабля и пластинки с исполнением «Интернационала»
И другие фильмы Владивостокской студии – «Когда начинается путина» режиссера Э.Тополаги «В море наш дом» режиссера Е.Рябко свидетельствуют об определенной направленности творчества. В первом фильме немало интересных наблюдений над девушками, едущими на Курильские острова к началу сайровой путины. Но авторы ограничились наблюдениями внешними, не попытались внимательнее раскрыть индивидуальности девушек. Все же за стремление к поэтическому решению темы фильм получил диплом.
Несмотря на важность темы, автор и режиссер Е.Рябко так и не сумел показать, что для моряка – «в море наш дом». Удачно начат фильм сообщением, что письма сюда, в океан, часто приходят звуковые и слушаются по много раз. Но дальше невыразительные кадры передают лишь общие картины жизни моряков. Забыв о своей теме, режиссер показывает лов рыбы, сопровождая это возвышенным текстом и лирическими песнями. В этом фильме наблюдается шаблон, свойственный многим картинам о рыбаках: два-три кадра проводов, чайки, волны, лов рыбы, грустящий у борта в лунную ночь моряк и лирическая песня.
Почти тот же набор штампов присутствует в фильмах Камчатской, Хабаровской и Мурманской студий. Правда, мурманчане чуть многообразнее и внимательно показывают жизнь на борту и взаимную связь рыбаков с берегом. Но во всех этих (и многих других) телефильмах отсутствует главное — человек, личность. Увы! Оказалось, что у большинства фильмов «сети, полные кефали», а человек занимает в них место наравне с лебедкой, селедкой и чайками. В большинстве случаев такие фильмы — лишь бесстрастная иллюстрация производственного процесса.

Фильм калининградцев «Путешествие будет долгим» — сдержанный и вместе с тем поэтичный рассказ о моряке и поэте Дмитрии Тихонове. «В 20 лет — матрос китобойной флотилии «Слава» В 25 — штурман, в 30 — капитан дальнего плавания. В 35 — его не стало…». Авторы фильма сценаристы - В. Долгий и И. 3агуpa, режиссер И. Каждан сумели открыть нам взгляд героя на жизнь через оставленные Д. Тихоновым дневники, письма, стихи.

Человек и море. Казалось, что рижский фильм «На том же берегу» этому и посвящен. Посудите сами, тридцать лет назад писатель Вилис Велдре побывал в рыбацком поселке Роя и написал об этом книгу. Эти тридцать лет полны особого значения для истории латышского народа. Именно в эти тридцать лет восстановлена Советская власть в республике, дан отпор фашистским захватчикам, и Латвия расцвела в братской, семье народов. Авторы фильма — сценарист Г. Циркус, режиссер 3 Зарень и оператор Э. Эрмансон задумали свою работу очень интересно — показывая, как сегодня живут в Рое, для контраста снятые сегодня кадры сопровождаются текстами из книги буржуазного писателя Велдре. Однако фильм получился серым, невыразительным. Нет в нем размышлений современного писателя о судьбах жителей села, таких наблюдений и размышлений, которые ярко представляли бы сегодняшнюю жизнь. Вместо этого в фильме немало цифр, много экономических показателей, но нет людей, которые и создали этот экономический расцвет, построили новую жизнь.
Другой рижский фильм на фестивале — «Весенний слалом» — продемонстрировал лучшие свойства латышского телевидения. Автор сценария В. Силиг, режиссер Б Шип, операторы В. Фрияр, О. Залитис и Р. Рикард в этом маленьком шедевре показали силу, настойчивость, умение участников слалома мужественно переносить неудачи и весело отдыхать. За эти свойства фильм и удостоен диплома Союза кинематографистов СССР.
Как же выглядят рижские телефильмы в соотношении с тем, что показали на фестивале десять крупнейших студий страны? Мне пришлось в разные годы знакомиться с работами Рижской студии, и сейчас я посмотрел немало телефильмов кроме представленных на фестиваль. Я бы сказал, что фильм «На том же берегу» не характерен для продукции Рижской телестудии, именно потому он и не снискал успеха.
Мне довелось увидеть небольшую картину «Царникавские миноги» режиссера-оператора В. Фрияра Вот где главными стали люди, старые рыбаки, делящиеся своими мыслями о промысле миноги раньше и теперь, о новом, что пришло в их жизнь. В их маленьких рассказах ощущается история страны. Правда, тот же прием, примененный в телефильме «Только земля и люди» (режиссер 3. Заринь, оператор В. Фрияр), не везде приносит успех.
Рижской студии немало удач принесли фильмы, где явственно проявляется авторский взгляд на снимаемый материал. Особенно четко это ощущается в фильмах, посвященных народному ИСКУССТВУ, ремеслам.
Я давно с интересом слежу за работами режиссера Вии Бунка, привлекшей внимание своим фильмом «Рига в ритме солнца». В новом ее цветном фильме «Клад» (сценарий' Г. Пиесиса и В. Бунки, оператор А.Зандерсон) о народных ремеслах чувствуется тот же тонкий вкус, интересное сочетание музыки и изображения.
По сравнению с прошлыми годами значительно более зрелыми выглядят телефильмы на историко-революционные темы. Одна из крупнейших удач — телефильм, рассказывающий «О большой судьбе маленького корабля» режиссера М. Пярна. Вот пример, когда на частной судьбе маленького корабля, небольшой группы лиц раскрывается высокий героизм, славная история Великой Отечественной войны. Внимание к личности героев, доверие к их высказываниям придают фильму силу документа большого эмоционального звучания. Таков же и фильм «Имант Судмалис» (сценарист Ю. Грайзе, режиссер 3. Заринь, оператор А. Зандерсон), где исследователи протянули руку современникам и ввели в давно ушедший мир, восстановив на очень скудном материале биографию, замечательного человека. Это — живая история страны в лицах. К сожалению, фильм о Рудзутаке С. Гаранча не удался — в нем не чувствуется авторской заинтересованности своим героем, активного отношения к превратностям его судьбы.
Думается, что авторское равнодушие — причина неудачи и цветного фильма «Латвия за полчаса» режиссера Р. Рикарда. Кажется, в этом фильме все есть. Но нет чувства, нет авторского отношения к ТОМУ, что показывается. Отсюда и холодность фильма, его иллюстративность.
Проявление авторского взгляда обогащает зрителя, открывает перед ним многообразие и богатство духовной жизни нашего современника. И здесь — еще много неоткрытых возможностей. Главное — показать человека. Лучшие телефильмы — на этом пути.

Н. КЛАДО.
Комментарии (2)
Рыбак Эстонии # 24 января 2017 в 07:49 0
ВТОРОЙ ПРИЗ - КАЛИНИНГРАДСКОМУ ТЕЛЕФИЛЬМУ

Недавно в г. Риге состоялся Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов, посвященный жизни и труду рыбаков. В этом году он проходил под девизом "Человек и море».
Фестиваль собрал 19 телефильмов из 10 студий страны.
Лучшим признан полнометражный документальный фильм о знаменитом капитане дальнего плавания А. И. Щетининой «Анна Ивановна»
Владивостокской студии телевидения. Ему присужден главный приз фестиваля.
Успех выпал и на долю ленты калининградских авторов. Поэтическая новелла «Путешествие будет долгим» была удостоена второго приза и диплома жюри фестивали.
Авторам фильма (сценарий И. Загуры и В. Долгого, режиссер И. Каджан, операторы Г. Шульга, А. Остапенко, художник Ю. Трубин, звукорежиссер В. Пиганов) удалось взволнованно рассказать о короткой, но насыщенной богатым содержанием жизни капитана рыболовного флота Дмитрия Тихонова.
В 20 лет — матрос китобойной флотилии, в 25 — штурман дальнего плавания. В 35 его не стало... Он умер на борту судна через несколько минут после окончания капитанского часа отряда, флагманом которого он был. После его смерти остались стихи, дневники, письма. Именно они донесли до нас образ человека удивительной душевной чистоты.
Помогли авторам фильма раскрыть глубину и тонкую лиричность стихов Д. Тихонова артисты областного Драматического театра Т. Матеулин, В. Плосков, Г Якунин, А. Максимов, Н. Колесников, которых вы и видите на кадре из телефильма.
«Путешествие будет долгим» — третья работа наших кинодокументалистов, удостоенная приза и диплома фестиваля. Ранее приз и специальный диплом на Всесоюзном фестивале рыбацких фильмов получили телефильмы "Вымпел на мачте" и "308-й — средний". Последний фильм стал призером в 1967 году и на фестивале стран-участниц «Интервидения».

М. КОНСТАНТИНОВ
Рыбак Эстонии # 24 января 2017 в 07:51 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


в г. Риге состоялся Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов, посвященный жизни и труду рыбаков - "Человек и море».