Памяти ПР "Саяны" и его экипажей. «ЕСТЬ ЕЩЕ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ...» - 19 12 1991

Автор
Опубликовано: 2289 дней назад (26 января 2018)
0
Голосов: 0
Судно пришло из рейса
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Еще раним летом было: перед вылетом в рейс молодой капитан на манер «старого волка» наставлял моряков: «Не настраивайте себя на то, чтобы получить лёгкие деньги: как работать будем, от этого и расчет — сколько получим. А работать, обещаю, придется до седьмого пота. Путина — дело такое...»
Знал, Александр Береснев, что говорил, потому как для кого другого в экипаже, а для него предстояла третья в его рыбацкой судьбе путина: одна только разница: если в первых двух участвовал еще в качестве старшего помощника капитана, то на сей раз предстояло целиком взять на себя командование судном. Лиха беда! — Когда-то ведь надо начинать, если подался в судоводители. Однако ответственность на него возлагалась в трех кратном размере. Работая на аренде у дальневосточников, наши экипажи словно бы проходят экзамен на рыбацкую честь. С первого рейса за ними закрепилось: «ловко действуют прибалты, россиянам у них бы да поучиться...» - и куда как обидно было бы погасить» это устойчивое мнение.
Производственный рефрижератор «Саяны», равно как и "Аугуст Корк», слывут в объединении судами престижными: пусть интенсивно приходится трудиться на Дальнем Востоке, зато знают моряки — в проигрыше не останутся. Расценки в этом районе в полтора-два раза выше, чем в каком-либо другом, да и сырье знатное.
Особое отношение к этим судам выработалось еще и в силу того, что как в начале аренды, так — тем более — сейчас остаются они, несмотря ни на какие поветрия, прибыльными, ибо в меньшей степени зависят от ломки координировавших работу флота структур. Арендатор — колхоз «Тихий океан» — берет на себя и обеспечение топливом, и выгрузку продукции — иными словами, основное бремя сегодняшних забот. Остается в ответ только работать «на всю катушку».
Соответственно этому раскладу и комплектование экипажей ведется с большей степенью ориентации на Устав флота, то есть с полного согласия командования судна. Капитан Береснев, к примеру, полтора месяца перед рейсом отдал на то, чтобы подобрать дееспособную команду. Что в рейсе, кстати сказать, окупилось сторицей.
Как работать? На обтекаемый этот вопрос Александр Николаевич неопределенно пожимает плечами и отвечает столь же обтекаемо: «А как и планировалось. Месяц в Приморье потрудились на донных породах — треска там, камбала... Потом месяц — на Камчатке, уже на лососевых.
— Это, надо полагать, пик вашего рейса?
— Это, — согласно кивает головой, — и есть путина. Ход лососевых обильный и краткосрочный. С 9-го по 25-е июля шла интенсивная работа по максимальному приему и переработке лососевых. Смог экипаж, настроиться должным образом за этот период — считай: сделает свое дело как надо.
— За счет чего «взял свое» конкретно ваш экипаж?
— Ну, во-первых, техническое состояние судна: с этого ведь все начинается, с состояния «боевой готовности" машины. А машкоманда на "Саянах" сколотилась сильная. Главный механик Николай Созинов, второй механик Александр Слижев — они на судне не первый рейс, умело следили за механизмами...
Во-вторых: высокие технические данные технологического оборудования. Морозилка на «Саянах» — что надо: основана на контактной заморозке (61-63 тонны — это, что ни говори, — «потолок»).
Так вот и технологическая группа (технолог Олег Коденцов) работала вровень с этим «потолком». Рыбмастер Саша Рачинский — тот давно на «Саянах", по выучке уже готовый технолог. Очень сильный организатор. Вышел на смену — все способен охватить разом: кого на каком участке лучше использовать, чтобы производительность вышла максимальной, сколько времени рыба в камере находится (не пора ли загружать очередную партию)... Вторым мастером был Александр Андрийчук, он на Дальний Восток выбрался впервые, но — тоже с толком парень.
— Следует ли это понимать так, что обошлось исключительно силами рыбообработчиков?
— Куда там! Без усиленных подвахт — ну никак. Всем досталось: шкерили, извлекали и заготавливали икру. За рейс выдали 114 тонн соленой продукции в бочках, кроме того — солидные объемы пробойной икры и так называемой икры в ястыках.
— На отходном собрании говорилось — часть произведенной экипажем «Саян" продукции поступит в объединение и, в частности, беломясная рыба — для СП «ЭСВА». Впоследствии расчеты, как будто, несколько видоизменились ввиду решения российского правительства полностью экспортировать дальневосточную продукцию ради извлечения валюты на развитие региона. - На экспорт действительно сдавали много. Третий период рейса, на заморозке сельди иваси, весь выдался «экспортный». Но и в порту Находка выгрузка производилась.
— Насколько оперативно обрабатывалось судно?
— Вполне оперативно. Правда, пришлось 16 суток простоять в ожидании своей очереди. Порт задыхается: все суда — с путины, нет места на холодильнике, нет вагонов...
А что арендатор?
— Да колхоз буквально «зеленую улицу нам открыл, потому что мы у него остались на добром счету. Предлагалось даже создать с колхозными рыбаками комплексную бригаду. Но мы не согласились — пусть уж наша марка нашей и останется.
Что-то насторожило в этом высказывании Береснева — как-то не "по-капитански» вышло подобное оправдание партнеров. У нас ведь как? Не только молодые, но и завзятые капитаны "грешат» порой тем, что взваливают свои промахи на вышестоящие организации.
Все расставил на свои места начальник службы мореплавания А. Кожурин. Первым капитанским рейсом А. Береснева он остался целиком доволен. Это ли не достоинство капитана, когда возглавляемый им экипаж даже в обстановке всепроникающей анархии (будем называть явления своими именами) в очередной раз сумел поставить труд главным своим мерилом и доказать тем самым, что — "есть еще порох в пороховницах»? Кроме того, сумел капитан реализовать на пользу дела присущие ему качества: взвешенный подход к возникающим в процессе производственной деятельности проблемам и одновременно решительность в неординарных ситуациях, а главное — способность координировать труд экипажа в тесном контакте с партнерами. Так что при всей молодости принципы у капитана Береснева вполне зрелые, открывающие перспективу.

Л. ПАНОВА.

На снимке: капитан А. Береснев
Фото Р. ЭЙНА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!