Памяти РТМ-7192 «Юлемисте» и его экипажей. И ВСЕ-ТАКИ - ПОБЕДА! - 14 12 1976

Автор
Опубликовано: 2209 дней назад (12 апреля 2018)
0
Голосов: 0
РАВНЕНИЕ - НА МАЯКИ!

ДОЛОГ и труден был путь экипажа. РТМ-7192 «Юлемисте» к этой победе - минувший рейс «атлантика» закончился с такими показателями: план по вылову выполнен на 100,4 процента, пищевой рыбопродукции - 105,4, мороженой - 107 процентов. Экипаж судна внес весомый и достойный вклад в выполнение плана первого года десятой пятилетки нашим объединением. В этом же рейсе взят еще один важный рубеж — рубеж рыбацкой пятилетки: на пищевые цели использовано 80 процентов добытой рыбы-сырца. В трудовую биографию РТМ «Юлемисте» вписана еще одна славная страница.
Еще одна — потому, что немало подобных, добрых дел, а лучше и точнее сказать — рейсов на счету «Юлемисте». Вот привыкли мы всуе употреблять в подобных случаях фразу: «Традиции обязывают». Мол, как же иначе-то. А если и впрямь получилось бы иначе — все ведь к тому шло, как увидим мы ниже...
А ведь они и в самом деле обязывают ко многому — традиции судна, на котором ты оказался впервые, и даже сам отдел кадров не поручится, что останешься здесь еще на один рейс. Ибо, вопреки всем неудачам и неприятностям, которые настоящей лавиной обрушились на моряков РТМ-7192 в этом рейсе, жила, не покидала их вера в конечный успех, победу. Потому что как же иначе-то? На «Юлемисте»?..
Не в слепой надежде, конечно, дело, Дело в капитане, прежде всего, Тоомасе Мурашове-Петрове, одном из опытных капитанов-промысловиков ЭРПО «Океан», которому и доверено было командовать «удачливым» судном в этом тяжелом рейсе. И в его первом помощнике Борисе Ивановиче Кудрявцеве, ветеране нашего объединения — умеет же комиссар поддержать в людях и бодрость духа, и веру друг в друга, и отбой дать «не тем настроениям»... Дело и в начальнике радиостанции — Алексее Приказчикове, который за двоих «вкалывал», когда скис, полностью вышел из строя его напарник-радиооператор.
Но этак рискую я перечислять одного за другим десятки людей, проявивших поистине незаурядную выдержку, если не сказать — мужество в этом многотрудном рейсе РТМ «Юлемисте» в Атлантику. Самыми большими трудностями экипаж судна «обязан» калининградским судоремонтникам из гор. Светлого. Мало того, что из-за неразберихи на СРЗ судно задержалось в ремонте почти на полтора месяца сверх запланированного срока, что повлияло впоследствии на суточные нормы вылова и производства рыбопродукции (в сторону увеличения, понятно). Главное — ремонт целого ряда жизненно важных узлов и механизмов оказался выполненным на скорую руку. Стоило только приступить к промыслу, как начали отказывать траловые, или ваерные лебедки — какой уж тут режим траления, тщательный контроль времени оного и т. п., если нечем выбирать трал... И, напрочь отринув все свои дела, заботы и всевозможные неувязки в собственном «беспокойном хозяйстве» (в машине, конечно, тоже было над чем поломать голову по вине судоремонтников же), устремлялся к злосчастным лебедкам «дед" — старший механик Лев Захаров со своими людьми. И час мороковали они здесь, и три, и больше. И в первый день и в день четвертый, пятый, шестой... Вот что сыграло свою злую роль в первые две недели промысла, когда план по вылону удалось выполнить лишь на 37 процентов, по пищевой продукции — на 43, по мороженой — на 47 процентов. Правда, не только в лебедках было дело, но и в промвооружении: отсутствовал донный трал, которым работали другие суда, а пелагический не сумели настроить добытчики — опыта еще не было.
Так неудачно начиналась работа на промысле. «Юлемисте» находился тогда в Северо-Восточной Атлантике, где решено было задержаться, учитывая благоприятную обстановку. Но к тому времени, когда на судне привели в более или менее «божеский вид» пресловутые лебедки, а добытчики освоились с условиями и спецификой района, обстановка начала ухудшаться и РТМ взял курс в ЦВА.
Переход. Указание из главка; приступить к поиску. Приступили. Обследовали. Спасибо штурманам—когда-то они уже бывали здесь, работали. Быстро сориентировались в неожиданной обстановке, хорошо, грамотно провели поиск. И потом отличились, когда стали работать в промысловом режиме. Заглавная роль тут принадлежит, конечно, старпому — Валерию Серегину, уже не первый рейс плавающему на «Юлемисте». Но и другие штурманы достойны своего шефа — второй помощник Валерий Фатеев и третий — Энн Вайнлоо, ранее плававший на «Юлемисте» рулевым. Так что штурманская служба оказалась действительно сильной. Тем более в сочетании со службой добычи, которой руководили старший мастер Ярослав Чикун и мастер Иван Яремчук, оказавшиеся не просто способными, но даже творческими людьми, по выражению капитана-директора Т. Мурашова-Петрова. Неудача в начале рейса многому научила их — и в плане профессиональном, и психологическом: думай, добытчик, думай, ищи оптимальные решения за дач и комбинированного использования имеющегося промвооружения, коль нет желаемого, и настройки трала буквально в каждом конкретном случае - шаблон опасен тощими подъемами; и мало ли над чем еще приходится ломать голову настоящему добытчику.
Покончили с лебедками (кстати сказать, с товарищеской помощью калининградских рыбаков) — настала очередь рыбомучных агрегатов. Ох, как нахваливали свою работу судоремонтники в Светлом: и это они пере делали, и то — сплошное загляденье! И опробовали то их на заводе — на «ять» действуют... Но опробовали — вхолостую, а на промысле РМУ отказались работать при первых же нагрузках. Агрегаты эти на "атлантиках» штука вообще капризная, а тут еще машинисты РМУ оказались людьми неподходящими для РТМ -им бы по-прежнему плавать на БМРТ, может там они настоящие «боги мукомолок», но здесь - сразу же не
потянули. Механик-наладчик тоже новичок, откровенно боялся этих «адских машинок». Словно на подбор люди, словно специально «постарался» отдел кадров! Но, худо-бедно, а в конце концов приобрели мукомолы кое-какой опыт, вникли в «характер» своих агрегатов-мучителей, хотя и немалой ценой — рейсовое задание по муке выполнено не было. Глядишь, лучше пошло бы дело у мукомолов в очередном рейсе, да не тут-то было: отозвал их отдел кадров, пообещав взамен... новых новичков.
Забегая вперед, скажем: в число отозванных попали все слесари, большинство мотористов, второй и третий механики и кое-кто еще из тех, кто настойчиво просился в очередной рейс. Возражать трудно, осуждать отдел кадров, конечно, не приходится, как это делают руководители экипажа «Юлемисте», вконец расстроенные тем фактом, что даже капитана-директора отозвали с судна (РТМ «Юлемисте» в настоящее время находится в порту Дакар). Речь идет об упорядочении системы отпусков и отгулов, то есть наведении порядка с этим запутанным делом. Но, борясь с крайностью, не ударились ли в другую крайность?
Накладки судоремонта, накладки с кадрами... А еще сполна познали на своем опыте рыбаки с «Юлемисте» и накладки организационного характера, исходящие от руководства промрайоном. Сегодня дается указание форсировать экспортную рыбопродукцию, послезавтра поступает новая вводная — на другой вид продукции. Возражать, пререкаться, понятно, нельзя. И вот носится по палубе, а потом рыбцеху технолог Эльдур Каупмеес, и сам взвинченный до предела, и других дергает, нервирует... А что ему оставалось делать?
Вот какая арифметика получилась у капитана-директора «Юлемисте»: в районе ЦВА осуществлено 25 подходов к базам и транспортным судам для сдачи груза... Сколько потеряно драгоценного промыслового времени, никто не подсчитывал. Праздное занятие! Добавьте сюда еще 20 суток, которые ушли на переходы и стоянки, и вы лишний раз убедитесь в том, что личный состав РТМ «Юлемисте» поработал в этом рейсе изо всех сил и даже больше...
Далее. Задание по филе было перевыполнено. Хотя филейные машинки так и остались на заводе. А ставрида, как на зло, шла мелкая, тощая, отбирали каждый экземпляр. Разделывали, понятно, вручную. А перчаток хватило только на один месяц — выбрали весь лимит, и ОМТС рад бы помочь, да нечем: завод-поставщик работает — хуже нельзя, и в смысле качества перчаток и рукавиц, и количества.
Морозильные установки: «горели» моторы, отказывала изоляция, падала температура — шла кругом голова и у механиков, и у народных контролеров, у всех, кто болел, боролся, страдал за качество рыбопродукции.
Ну, как тут удержаться от соблазна и не привести такой пример: летом на ПР «Саяны» в рейсе несколько раз выходили из строя морозильные установки, что, естественно, отражалось на качестве мороженой рыбопродукции. Действия администрации: составили соответствующий акт, «умыли руки» и продолжали спокойно работать. Мы ни при чем... На «Юлемисте» рук никто не «умывал» — боролись до конца. ...На разборе рейса РТМ-7192 «Юлемисте» командованию судна объявлена благодарность за успешное и качественное выполнение плана. Отличившийся личный состав представлен к поощрению руководством ЭРПО «Океан».

Л. ФИРСОВ
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!