Памяти РТМС-7510 «Мустъярв» и его экипажей. «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!» - 12 02 1976

Автор
Опубликовано: 2250 дней назад (2 марта 2018)
0
Голосов: 0
МИНУТНАЯ стрелка судовых электрочасов, ритмично прыгая, движется вперед: 11 часов 15 минут. В гулкую тишину судовых коридоров вливаются привычные звуки: металлические щелчки каютных дверей, сонное пофыркивание кранов каютных умывальников — проснулась и готовится на вахту очередная смена. И вдруг... Все заглушая и будоража, надрывисто звонко бьют тревогу колокола громкого боя: длинный, длинный! И не успели они вторично выдать такую же серию тревожных сигналов, как на все лады загрохотали балясины — ступени судовых трапов: команда спасателей спешит занять в шлюпке свои места. И как бы подгоняя ее, в десятках динамиков вибрирует звонкий голос Лео Палумяэ, старшего помощника капитана:
— Человек за бортом! Команде спасательной шлюпки занять свои места! Шлюпку номер один - к спуску!
Щелкает секундомер, Лео Мяртович быстро делает пометки в записной книжке, наблюдая за действиями вахтенного помощника капитана. Один за другим мелькают красные «воротнички» — спасательные жилеты команды, занимающей места в шлюпке правого борта.
— Команда — в шлюпку!
— Шлюпка к спуску готова! — докладывают командир спасательной шлюпки второй помощник капитана Сергей Коновалов и боцман Владислав Ордэн. Старший помощник отмечает время готовности шлюпки и командует:
— Спустить шлюпку! Скрипнул тормоз лебедки и шлюпка плавно пошла вниз. Еще днище не коснулось океанской волны, а мотор уже заработал. Секунда — отданы тали. Шлюпка полным ходом устремилась к «человеку, упавшему за борт" — спасательному кругу, ярким красным пятном выделяющемуся на лазури океана. Сигнальщики-наблюдатели матросы первого класса Лев Иваницкий и Виктор Ткачук неотрывно ведут наблюдение за «человеком», показывая направление флажками. Проходит три минуты — и "человек» поднят в шлюпку, а еще через несколько минут доставлен на борт судна.
ЛЕО ПАЛУМЯЭ, как и подобает старшему помощнику напитана, большое внимание уделяет подготовке экипажа по использованию спасательных средств и по борьбе за живучесть судна. Есть у Лео Мяртовича при этом свои принципы — правила, которыми он руководствуется.
— Во-первых, — и он загибает палец на левой руке, — океан любит только умелых. Каждый из нас в отдельности и все мы вместе не застрахованы от случайностей, которые нам может преподнести океан. Поэтому четкое, быстрое выполнение маневра «человек за бортом» и умелые действия всего коллектива при борьбе за живучесть судна — первейшая обязанность любого экипажа.
— Во-вторых, умение само не приходит. Оно достигается в результате занятий, тренировок и учений.
— В-третьих, научи, а потом требуй, Прежде, чем проводить тренировку или учение, надо убедиться, что каждому их участнику понятны не только те или иные действия, но и конечные результаты, на достижение которых они направлены. Не ясно — разъясни, не умеют — научи.
— В-четвертых, — не количество, а качество. Лучше провести два учения, чем десять, но обстоятельно, шлифуя каждое действие, добиваясь уверенности и четкости. И обязательно закончить любую тренировку, любое учение тщательным разбором с участниками их действий. Это, и только это поможет избежать повторения одних и тех же ошибок
ЛЕО ПАЛУМЯЭ одиннадцать лет назад окончил Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. С тех пор не расстается с морем.
Вам приходилось ли
когда-нибудь
Оставить землю за кормою
И по морям, в далекий путь
Уйти с рыбацкою
братвою?
С таким вопросом к Лео Палумяэ можно не обращаться. Если сложить вместе все пройденные по морям-океанам мили и опоясать ими земной шар по экватору, то не один получится виток. Не просто прошел эти тысячи миль Лео Палумяэ. Он постоянно учился нелегкому рыбацкому делу, учился побеждать стихию, когда она играет маленьким суденышком, как щепкой. Учился у старших товарищей — капитанов, учил и сам младших, когда стал капитаном среднего рыболовного траулера. Учится и теперь, став старшим помощником капитана супертраулера «Мустъярв». Учится ведению промысла донным и пелагическим тралами, управлению судком в различных условиях. Учится теории марксизма-ленинизма в заочном университете. Приобретенные опыт и знания передает подчиненным на тренировках, учениях, занятиях, во время бесед. Он — пропагандист школы экономических знаний, лектор. По тому, как обстоятельно и детально ведет он разбор тренировки или рассказывает о становлении молодой республики в Азии, гостем которой ему посчастливилось быть, чувствуется увлеченность своей профессией, понимание полной меры ответственности руководителя и воспитателя.

Н. ШУМИЛИН,
первый помощник капитана РТМС-7510 «Мустъярв».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

По учебной тревоге «человек за бортом!» шлюпка спущена на воду и направляется к «тонущему человеку».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Судно терпит бедствие». По команде экипаж должен быстро занять места в шлюпках. Именно такой момент в запечатлен на снимке.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Аварийная партия второго помощника капитана Сергея Коновалова (первый справа) готова к заделке «пробоины».
Фото В. ОЛОНЕНА, матроса первого класса.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!