Памяти РТМС-903 ШTPAЛЬЗУНД и его экипажей. Рыбу нужно ждать, удачу – делать - 13 12 1990

Автор
Опубликовано: 2294 дня назад (15 января 2018)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Люди нашего флота

«ШTPAЛЬЗУНД» выходил на промысел. Перед тем состоялась у нас беседа с первым помощником капитана В. Кураповым — о предыдущем рейсе, о прогнозах на будущий и, само собой разумеется, о капитане Ч. Лукашевиче. Воздав должное Чеславу Брониславовичу, как руководителю новой формации, Курапов в то же время не раз и не два помянул имя Александра Вячеславовича Чистякова. Удивление вызывало то обстоятельство, что одновременно работая в одном промысловом районе, два одинаковых судна показали довольно различные результаты — у Чистякова на «Моонзунде» вылов был в два раза больше. Имелось тому объяснение — подкачали на "Штральзунде» старший мастер добычи и электрорадионавигатор. Да и другое нельзя списывать со счета: «Штральзунд" уже заканчивал рыбалку, когда «Моонзунд" только к ней приступил: судно еще не обросло ракушками, тралы новенькие — при таких условиях экипажи, как правило, ловят успешно. И все же... Все же Чистяков и на СТМ-х слыл везучим капитаном, и перешел на «моонзунды» — снова результатами всех удивляет.
...Рассказывая о своих капитанских буднях, Чистяков называет множество имен тех людей, с кем свела его работа. Для каждого у него находится благожелательная характеристика. Технолог Геннадий Фомин — он, по мнению Александра Вячеславовича, хоть и опытный специалист, но (вот же молодец!) никогда не выпускает производство из-под контроля, дабы не восполнять потом потерянное. А Георгий Сухов, старший мастер добычи? Первый рейс был на «консервщике» после работы на сейнерах и — ни единой промашки при постановке или выборке трала. Юри Асари. Имея в виду ему подобных, Чистяков никогда не согласится признать лишней на судне фигуру первого помощника капитана. Ведь мало того, что Асари, что называется, всеми фибрами души своей чувствует рыбака и с увлеченностью отдается делу воспитателя, он и в производство не откажется впрячься: нужда была 8 через 8 стоял на лебедке...
Сколько можно было заметить — существует у капитанов исписанное правило: о коллегах умалчивается. (То ли суеверие какое, толи обычная ревность к успеху — пусть даже эпизодическому — потенциального соперника?) Капитан Чистяков это табу с легкостью переступает. Не скрывает своей благодарности капитану Вольдемару Пикату. Стажировался у него, и Пикат передал ему все свои секреты без утайки. Тут же называет Александр Вячеславович и Виктора Серикова — ценит в нем открытость, с которой тот рассказывает о рядовых ли членах экипажи, о штурманах, об особенностях рыбалки.
Хотя, казалось бы, что он, опытный судоводитель, освоивший все — от мала до велика — типы судов, мог почерпнуть из сведений другого судоводителя!? Однако, «наработав» свой стиль, Алек-саядр Вячеславович интуитивно, что ли, бежит застывших форм, сходу видоизменяет тактику, если чувствует, что можно привнести в дело находки коллег...
У него как дело поставлено? Правильно — есть в «подручных» штурманы — классные специалисты во главе, например, с Олегом Васильевичем. У каждого сосредоточена соответствующая информация о смещении рыбных косяков и метеоусловиях, об особенностях шельфа. Имеются данные и прогнозы промысловых советов. Чистяков целиком основывается на параллельном анализе ситуации. Вырабатывая собственную тактику, сверяет по ней выводы штурманов. И напротив — всегда может удостовериться в верности своего анализа, опираясь на выводы помощников, поскольку дает простор для самостоятельности их мышления. (Читай —ответственности суждений). Такая согласованность старшего комсостава создает настрой деловой уверенности у всего экипажа, а это и есть установка на удачу..!
Немаловажной в распорядке дня капитана Чистякова является тщательная подготовка к постановке и выборке трала. Этому распорядку он подчиняет весь экипаж, начиная с судомеханической команды. Стармех Вячеслав Винник, механик-наладчик Бутко, поработавшие под началом Чистякова, четко усвоили: к 5—6 часам все механизмы должны быть настроены на вечернюю рыбалку. Тут особый подход. Как всякий крепкий капитан, Чистяков исходит из раз и навсегда выработанной позиции: успех обеспечивается там, где моряк ждет рыбу. Если не так — рыба ждать не будет, и на удачу не рассчитывай. (Сколько мог заметить в рейсе на « Моонзунде», особо везло на вечернюю рыбалку второму штурману Михаилу Неклюдову).
Но и с подъемом трала важно оставаться в четком режиме, не давать залеживаться свежей рыбе.
В начале рейса на 901-м была краткая вспышка, когда рыбы на борту хватало с лихвой. На беду — общую для «консервщиков" — экипаж не успел получить вовремя банкотару. Дружно налегли на спецразделку, на выпуск тушки и филе, а как поступили банки — тут же переключились на производство консервов. (И опять ссылка на технолога Фомина, его заслуга, что сумел организовать: настроить людей... ну и дать понять, что командование судна вывело рыбаков в рейс не для того, чтобы "надурняка» прогуляться, а для надежного заработка).
Так в чем же тогда конкретная заслуга в успехе — когда он есть — капитана? В способности управлять ситуацией — это так. Только чтобы управлять ею, надобно уметь, хотя бы на шаг впереди, предвидеть возможный ход событий. И это свойство Чистякову тоже дано.
Несколько лет назад, когда Александр Вячеславович еще ходил в море на сейнерах, неожиданная для многих удача явилась, по сути, результатом прямого расчета капитана. «Онтика» и «Одоев" — у двух судов «полетели» главные двигатели. Можно было, как говорят, «поставить крест на рыбалке" и со спокойной совестью ожидать указаний с берега, что и предприняло командование "Одоева». Капитан «Онтики» А. Чистяков развернул кипучие поиски, чтобы выкарабкаться из критического положения с наименьшими потерями. В конце концов, перетащил вспомогательный двигатель с одного из немецких судов; буквально «под занавес» экипаж сделал рывок, и «Онтика» — единственная из семи пароходов — вернулась в порт с выполнением плана.
Заложен, что ли, в Чистякове этот «код» — не опускать руки даже в самых проигрышных, на первый взгляд, ситуациях. Демонстрировал он это качество, еще работая на средних рыболовных траулерах. Однажды в районе Сахары пришлось «проглотить» впустую две трети промыслового времени. Казалось, вся рыба ушла напрочь. Какие-то суда снимались с промысла, другие переходили в соседние подрайоны. А. Чистяков выстоял. За 40 суток, оставшихся до окончания рейса, удалось наверстать все планы. (С того, быть может, и пошла молва о «везучести» капитана Чистякова?)
И еще о предвидении. Не уповая на одну «везучесть», на прогнозируемую надежную промобстановку, Александр Вячеславович взял в привычку уже на берегу, перед рейсом добиваться ясности в экономических ли вопросах или в острых проблемах снабжения. Сколько контактирует он со штурманами и рядовым составом экипажа, столь же вхож в кабинеты управления. Производственный отдел, отдел добычи, отдел кадров (лично В. Шалягин) — Чистяков всюду умеет найти себе поддержку. А нет — ни перед чем не остановится, дойдет и вплоть до генерального директора. (Когда, скажем, другими путями банкотару «не выбить»).
Легко работается Чистякову? (Все же, как-никак, имеется поддержка, чем не всякий капитан может похвастать). Но вот вопрос "на засыпку»: как с арендой — пошел бы он на нее, если бы объединение дало «добро»? Александр Вячеславович сначала оговорился: старые связи, хоть и скудные да ненадежные, рвать страшновато (легче поломать, чем создавать новое). Но не дело же, когда за простои из-за ожидания транспорта, топлива, из -за других просчетов Соврыбфлота вынуждены расплачиваться рыбаки. Примеров сколько угодно, но за непоставку никто так не страдает, как моряк. Значит, стоило бы рискнуть и пойти-таки на аренду судов. Пусть судоводителям не на кого будет полагаться, но самостоятельность, кроме ответственности, предполагает еще свободу рыбака. Она - тоже среди предпосылок удачи...

Л. ПАНОВА.

Фото Р. Эйна
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!